← Декабрь 2024 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
||||
14
|
15
|
|||||
17
|
21
|
22
|
||||
27
|
28
|
|||||
30
|
31
|
За последние 60 дней 30 выпусков (3-4 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.blagovest-info.ru
Открыта:
10-07-2006
Статистика
0 за неделю
Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 23/12/2024
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" https://www.blagovest-info.ru/ Новости за 23/12/2024 ============================================================ В РБО состоялся семинар, посвященный идентификации животных, упоминаемых в Библии 23.12.2024 19:56 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=110007 ------------------------------------------------------------ Фото: Елена Дорофеева / blagovest-info.ru В книгах Священного Писания упоминается более 120 видов животных, однако до сих пор специалисты ведут полемику о точной их идентификации из-за особенностей переводов Библии. Проблемы определения конкретных библейских животных – от насекомых и пресмыкающихся до птиц и млекопитающих – обсудили на семинаре в Российском библейском обществе в Москве 20 декабря. Доклад представил старший преподаватель Николо-Угрешской семинарии иерей Сергий Шилов. Участники семинара говорили о современных исследованиях и задавали вопросы. Точность перевода библейских терминов зависит и от языка, и от исторического контекста, и даже от заказчика перевода, отметил докладчик. Он напомнил, что с XIX века имеется полный список корневых слов текстов Библии на иврите и на греческом с этимологическими комментариями. Такую работу проделал ученый Джеймс Стронг. Однако проблема идентификации для современного понимания названий животных остается. Многие звери просто вымерли, как, например, по мнению биологов, исчез иорданский лев, который упоминается не только в житии святого Герасима Иорданского, но и в библейских текстах. Так, во Второзаконии сказано: «Дан молодой лев, который выбегает из Васана». Васан – область к востоку от Иордана. Всего же слово «лев» упоминается в русском переводе Библии 57 раз, в том числе в символическом значении. «Иорданского льва нет, но есть африканские, поэтому современному читателю понятно о ком идет речь», – отметил докладчик. Но до сих пор есть разномыслие в понимании такого слова как «ехидна». Кто-то считает, что это мифическое животное, но многие склоняются, что это просто змея. Фото: Елена Дорофеева / blagovest-info.ru Священник Сергий Шилов для примера разобрал строфу из 30 главы Книги Притч. На русском языке: «Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают: лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем; конь и козёл, и царь среди народа своего». На церковнославянском: «Трие суть, яже благопоспешно ходят, четвертое же, еже добре проходит: скимен львов крепчае зверей, иже не отвращается, ни устрашается скота, и петель ходя в кокошех благодушен, и козел предводитель стаду, и царь глаголяй к народу во языце». Даже в славянских текстах видна разница – конь и петух. «И в Септуагинте, как и на церковнославянском, в этом месте написано «петух, весело обходящий курочек», – с улыбкой заметил докладчик. «Это же слово на английском в переводе короля Якова (KJB) обозначается словом «greyhound», то есть здесь роль коня выполняет конкретная порода собаки – борзая. Петух также присутствует в латинском пер еводе Библии, в Вульгате: «gallus succinctus lumbos» – петух с подпоясанными бёдрами. В арабском переводе Библии в этом месте стоит «зурзур (или «зарзир») быстроходный» – певчая птица средних размеров, с прямым конусовидным клювом. В современном иврите ее отождествляют со скворцом. Кстати, похожую на длиннохвостого скворца птицу описал в своем исследовании английский священник, путешественник и орнитолог Генри Бейкер, он увидел его в иорданской долине», – пояснил священник. Отец Сергий показал иллюстрацию, которая отражает все эти переводы – некое сборное животное с копытами, крыльями и клювом, заметив, что это шутливое пояснение переводчиков. Местные условия жизни диктуют и особенности терминов при переводе Священного Писания: слон в арабском тексте Библии заменен на верблюда, а в якутском тексте слова пастырь и овцы заменены на оленевода и оленей. Названия некоторых животных невозможно перевести, скорее всего, они уже исчезли. Так, в 30 стихе 11 главы Книги Левит, где упоминаются нечистые животные, все, кроме хамелеона оставлены просто в транслитерации: «анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет». Отвечая на вопрос участника семинара о перспективах принятой в Израиле программы по подробному описанию всех животных в Библии, священник Сергий Шилов заметил, что это огромная работа с учетом трудностей идентификации. Кроме того, многое в Библии иносказательно, а зоологический символизм – отдельная большая тема. Елена Дорофеева ============================================================ В Католической Церкви готовятся прославить короля бельгийцев и жертву сталинских репрессий 23.12.2024 18:29 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110004 ------------------------------------------------------------ Король бельгийцев Бодуэн. Фото: открытые источники Ватикан, 23 декабря, Благовест-инфо. Ватиканская дикастерия канонизации святых открыла 17 декабря процесс прославления короля Бельгии Бодуэна (1930–1993). Вопрос о беатификации монарха решил лично Папа Франциск, высоко ценящий Бодуэна, в частности за его сопротивление легализации абортов, пишет Cath.ch. 29 сентября, во время мессы, завершившей его визит в Бельгию, аргентинский понтифик – к удивлению многих – заявил, что откроет процесс причисления к лику блаженных короля Бодуэна, правившего в 1951–1993 гг. В своей проповеди Франциск дал высокую оценку монарху, отказавшемуся подписать «закон об убийствах», то есть акт, разрешающий аборты. Действительно, глубоко верующий король бельгийцев (таков его официальный титул) в 1990 году не счел для себя возможным подписать принятый парламентом закон о легализации абортов. Он попросил на 36 часов приостановить свои полномочия, и действовавшее в качестве регента правительство подписало акт. Заявление Папы вызвало бурную полемику – в том числе со стороны бельгийского правительства. В свою очередь, епископ города Турнэ Ги Арпиньи отметил, что «бельгийский епископат никогда не просил о беатификации короля Бодуэна». Тем не менее спустя три месяца после слов Папы Бергольо дикастерия канонизации святых официально учредила историческую комиссию, состоящую из «архивистов и специалистов по истории Бельгии». Экспертам предстоит собрать нужную информацию, которая позволит окончательно решить, отвечает ли жизнь покойного короля критериям, необходимым для его прославления. Как правило, дела о прославлении подвижников поступают в Ватикан из епархий, на территории которых они жили. На этот раз Папа, желая канонизации Бодуэна, поручил начать процесс беатификации в Ватикане. Одним из возможных препятствий к прославлению монарха может стать его роль в борьбе за независимость в Бельгийском Конго (ныне – Демократическая Республика Конго). В октябре этого года архиепископ Киншасы кардинал Фридолен Амбонго заявлял, что убийство в 1961 году премьер-министра африканской страны Патриса Лумумбы было «черным пятном» в биографии Бодуэна. Действительно ли король имел непосредственное отношение к этим событиям, до сих пор не установлено. Архиепископ Эдуард Профиттлих. Фото: открытые источники На следующий день после открытия процесса беатификации короля бельгийцев, 18 декабря, Папа Франциск признал факт мученической смерти архиепископа Эдуарда Готлиба Профиттлиха, погибшего в 1942 году в советской тюрьме, сообщает Agenzia Fides. Эдуард Профиттлих родился 11 сентября 1890 года в немецком Бирресдорфе в большой крестьянской семье. Окончив гимназию, в 1912 он поступил в семинарию в Трире, но уже на следующий год стал послушником в новициате ордена иезуитов в Хееренберге (Голландия). В годы Первой мировой войны Профиттлих был призван в немецкую армию и служил фельдшером. Когда война закончилась, молодой человек продолжил духовное образование и в августе 1922 года был рукоположен во священника. Получив степень доктора философии и теологии Ягеллонского университета (Краков), был направлен в Эстонию в рамках восточной миссии иезуитов и назначен настоятелем прихода свв. Петра и Павла в Таллине. В мае 1931 году Папа Пий XI назначил Профиттлиха апостольским администратором Эстонии. На этом посту он способствовал укреплению малочисленной католической общины в стране, открывал новые приходы, приглашал в Эстонию священников и монашествующих из других стран – в частности, из Польши и Чехословакии. В 1936 году Профиттлих был назначен архиепископом, получив титул Адрианопольского. В 1940 году, после установления советской власти в Эстонии, архиепископ, имевший возможность вернуться в Германию, решил не покидать свою паству. В июне 1941-го он был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и отправлен в тюрьму города Кирова. Епископа приговорили к смерти, однако, вследствие тяжелых условий содержания в тюрьме, он умер до приведения приговора в исполнение, 22 февраля 1942 года. Долгие годы о его судьбе не было ничего известно – информация о кончине прелата была опубликована только в 1990 году. В январе 2002 года Конференция католических епископов России инициировала процесс беатификации Эдуарда Профиттлиха, а в мае 2003-го конгрегация канонизации святых дала свое согласие на этот процесс. В марте 2019-го документы о беатификации поступили в Ватикан и были утверждены в июне 2020 года. ============================================================ Выставка православных икон из коллекции Ватиканских музеев открылась в Риме 23.12.2024 16:43 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=110002 ------------------------------------------------------------ Фото: Вера Щербакова / tass.ru Рим, 23 декабря. Выставка православных икон открылась в католической церкви святой Агнессы (Сант-Аньезе-ин-Агоне) на площади Навона в центре Рима. 17 образов из коллекции Ватиканских музеев объединены под общим названием «Иконы надежды» и выставлены по случаю Юбилейного года христианства, который отмечает Римско-Католическая Церковь в 2025 году, сообщает ТАСС. Тема 2024 года обозначена как «Паломники надежды», поэтому подборка сделана символично: «Паломники – проводники диалога между Церквями», «Паломники встречи между Западом и Востоком», «Паломники в истории», начиная со Святого семейства, которое тоже пускалось в нелегкий путь. Как пояснили кураторы экспозиции, все представленные иконы – от небольших путевых икон в окладах Фаберже до крупных списков – никогда не выставлялись. Всего в коллекции Ватиканских музеев насчитывается около 200 икон, большинство из которых были преподнесены в дар Папам Римским. Как пояснили сотрудники музеев, каждый раз иконы проходят научную экспертизу и вносятся в каталог. В данный момент идет работа над обновлением зала с в постоянной экспозиции, где представлены ценные образцы византийской традиции иконописи. Иконы, выставленные в церкви святой Агнессы, были выполнены в разные периоды – от XV до начала XX веков, в разных странах, включая Грецию, Болгарию, Россию, Македонию и Украину. По утверждению кураторов, эти территории объединяет единая духовная традиция. «Икона – это не просто изображение, а форма молитвы, это «писание» истории спасения», – отметили в Дикастерии по евангелизации, занимающейся организацией сопутствующих Юбилейному году культурных событий. Выставку икон символически открыли всего за несколько дней до католического Рождества, когда будут распахнуты Святые врата в соборе святого Петра. «Организованная Ватиканом в преддверии Юбилейного года выставка православных икон, что примечательно – в католическом храме, произвела глубокое впечатление. У нее важный посыл. Выставка напоминает о том, что нас объединяет: общее христианское духовное наследие, которое сильнее искусственных разделителей в виде политических альянсов и союзов», – прокомментировал корреспонденту ТАСС посол России при Святом престоле Иван Солтановский. ============================================================ Том "Истории Римских Пап", посвященный XI-XII вв., представлен в Москве 23.12.2024 16:00 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=110001 ------------------------------------------------------------ Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru Москва, 23 декабря, Благовест-инфо. Институт св. Фомы представил 19 декабря IV том «Истории Римских Пап» Виталия Задворного. Том охватывает XI–XII века, описывает деяния нескольких десятков понтификов и продолжает предыдущие выпуски этого издания. Новую книгу представили автор – историк Католической Церкви Виталий Задворный, архиепископ Павел Пецци, митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве, и епископ-номинат Штефан Липке, директор Института св. Фомы, издавшего книгу. Во вступительном слове к книге архиепископ Пецци отмечает, что главные вехи повествования – два понтификата: Григория VII, по имени которого была названа Григорианская реформа в Римско-Католической Церкви, и Иннокентия III, который стал утверждением и победой этой реформы, что в исторической науке принято называть «апогеем средневекового папства». Архиепископ упоминает о том, что об истории Римских Пап написано немало книг, но отмечает особенность труда В. Задворного: это сопровождение авторского текста публикацией избранных текстов понтификов на латинском языке с переводом на русский, а также то, что автору удалось проследить связи Римского престола с Русью, которые не прерывались до второй половины XIII века. Последнее обстоятельство делает книгу особенно интересной для русского читателя, сказал архиепископ Пецци в своем выступлении и пояснил: «Интерес к истории Римских Пап актуален прежде всего исторически. С самого начала возникновения Руси отношения с Римским престолом были очень важны, и прежде всего не в политическом или экономическом смысле, но в религиозном, так как Римский Папа в глазах русских был абсолютно свободен от любой светской власти». Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru В XI–XII вв. Церковь «осознает себя свободной и борется за эту свободу», продолжил автор книги. В это время формируется «тот образ Римско-Католической Церкви, который мы сейчас знаем, закладывается вселенская юрисдикция римских понтификов». В первую очередь, речь идет о Григорианской реформе, получившей свое название по самому выдающемуся ее деятелю Папе Григорию VIII, которая преобразила Церковь, превратила ее «в самую могущественную организацию средневекового мира». Сформировался единый «Orbis Christianus», благодаря чему Европа «обрела силу, чтобы противостоять агрессии сарацин: освободить Южную Италию и Сицилию, начать реконкисту находившихся под игом Испании и Португалии». Конечно, автор не обошел вниманием разделение на Западную и Восточную Церкви, которое произошло в изучаемый период. «Несмотря на то, что взаимные отлучения 1054 г. касались ограниченного круга лиц, а не всей Восточной или Западной Церкви, тем не менее черта была перейдена, и это разделение продолжается и поныне», – пишет Задворный. По его мнению, принципиальная причина этого разделения в том, что Восточная Церковь, подчиненная византийскому императору, «не могла принять» освобождения Западной Церкви от светской власти и утверждения Папы Римского как главы христианского мира. Задворный назвал еще ряд ключевых тем четвертого тома: это начало эпохи крестовых походов во имя освобождения Гроба Господня и оказания помощи Византии в отражении арабской агрессии. Из этого движения рождаются новые монашеские ордена, первыми из которых стали госпитальеры и тамплиеры. В XII в. в Западной Европе идет процесс аккумуляции научных знаний, при кафедральных соборах создаются знаменитые школы, что стало базой для возникновения в следующем веке университетов, покровителями которых станут Римские Папы. Наряду с расцветом романского стиля в архитектуре появляется готика, благодаря монаху-бенедиктинцу Гвидо д’Ареццо возникает нотное письмо. Эти и другие культурные аспекты деятельности Римских Пап акцентированы в книге, отметил В. Задворный. Все выступившие на презентации – главный редактор издательства францисканцев Игорь Баранов, историк и философ Иван Лупандин, историк Алексей Юдин поблагодарили автора книги и выразили надежду на продолжение его исследований. Епископ-номинат Штефан Липке обратил внимание на то, что в конце XIII века (которому, как предполагается, будет посвящен следующий том) Папа Бонифаций VIII впервые объявил Юбилейный год, и это важно отметить накануне вступления Римско-Католической Церкви в очередной Юбилейный 2025. Юлия Зайцева ============================================================ Никола Можайский: деревянная скульптура в православном храме 23.12.2024 15:20 | "Предание.ру" https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=109998 ------------------------------------------------------------ ============================================================ В Нигерии из-за давки в церкви погибли 10 человек 23.12.2024 14:32 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109997 ------------------------------------------------------------ Фото: tvzvezda.ru Абуджа, 23 декабря. По меньшей мере 10 человек погибли в результате давки во время раздачи гуманитарной помощи в католической церкви в Абудже, столице Нигерии. Об этом заявила официальный представитель полиции Нигерии Жозефина Аде, отметив, что у церкви, расположенной в районе Майтаме, с раннего утра собрались более тысячи человек, сообщает ТАСС со ссылкой на нигерийские СМИ. «В ходе давки во время раздачи продовольственной помощи погибли десять человек, включая четырех детей», – приводит слова Аде нигерийская газета Punch. Еще восемь человек получили значительные травмы. Нигерийский телеканал Channels TV сообщил, что к церкви за помощью пришли 3 тыс. человек не только из столицы, но и из близлежащих деревень. Раздача продуктов питания и одежды была приурочена к предстоящему празднику Рождества. Гуманитарная помощь предназначалась для пожилых людей. ============================================================ Скончался епископ ЭАПЦ Илия (Ояперв) 23.12.2024 13:44 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109996 ------------------------------------------------------------ Тарту, Эстония, 23 декабря, Благовест-инфо. Епископ Тартуский Илия (Эстонская Апостольская Православная Церковь Константинопольского патриархата; ЭАПЦ) скончался 17 декабря после продолжительной и тяжелой болезни, сообщает OrthoChristian со ссылкой на сайт ЭАПЦ. Отпевание архиерея, которому было 47 лет, состоялось 20 декабря в Успенском соборе Тарту. Епископ Илия был похоронен у алтарной стены в саду церкви свв. Захарии и Елисаветы в Ряпина. * Будущий епископ (в миру – Отт Ояперв) родился 11 мая 1977 года в Тарту. В 1995 году окончил Тартускую гимназию, затем получил степень бакалавра теологии в Тартуском университете, который окончил с отличием в 2000 году, после чего учился в магистратуре, которую окончил в 2003 году. Затем Ояперв продолжил свое образование в университетах Перуджи, Санкт-Петербурга, Воронежа и Риги. 28 июля 2006 года главой ЭАПЦ митрополитом Стефаном (Хараламбидисом) был рукоположен в сан диакона, 15 апреля 2007 года – в сан иеромонаха. Служил на разных приходах ЭАПЦ. 12 июня 2008 года иеромонах Илия был избран епископом Тартуским, и 10 января 2009 года в Успенском соборе Тарту состоялась его хиротония. В 2013 году глава Эстонской Православной Церкви Московского патриархата митрополит Корнилий (Якобс, 1924-2018) в интервью Правмиру отзывался о епископе Илии как о человеке, «очень благожелательно настроенном» к ЭПЦ МП. Согласно уставу ЭПЦ, до избрания нового епископа местоблюстителем Тартуской епархии будет старейший по хиротонии архиерей, митрополит Стефан. После смерти епископа Илии в ЭАПЦ остаются два архиерея: митрополит Стефан и епископ Пярнуский и Сааремааский Александр (Хопёрский). В начале января в Стамбуле должна состояться епископская хиротония финского архимандрита Дамаскина (Олкинуоры), избранного епископом Хаапсальским, викарием Таллинской митрополии. ============================================================ Древний собор в Звенигороде 23.12.2024 13:33 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=109995 ------------------------------------------------------------ Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru В 2024 году Успенский собор на Городке в Звенигороде предстал в новом виде после многолетней научной реставрации. Самой заметной переменой стало появление закомар и кокошников вместо четырехскатной крыши. Кроме того, реставраторы вернули изначальные формы алтарным окнам, а купол главы приобрел серебристый цвет. Успенский собор на Городке – древнейший памятник церковного зодчества раннемосковского периода. Белокаменный храм был построен в 1390-е годы, то есть ранее трех других сохранившихся церквей этого ряда: собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и Спасского храма Спасо-Андрониковой обители. Считается, что Успенский храм в Звенигороде строила та же бригада мастеров, что и церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского кремля. Кремлевская церковь была возведена в 1394 году по заказу супруги Дмитрия Донского великой княгини Евдокии. Выбор посвящения храма был связан с тем, что Куликовская битва состоялась в день праздника Рождества Богородицы. Сын Дмитрия Донского и княгини Евдокии звенигородский князь Юрий примерно в те же годы заказал постройку каменного храма в своем уделе. Изначально собор в Звенигороде также был Богородице-Рождественским. Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru Версия о посвящении собора на Городке Рождеству Богородицы подтверждается документальными источниками и фрагментом стенной надписи, обнаруженным внутри храма в 2019 году: «се церковь Божья святого Рождества…» Свое нынешнее посвящение Успению Божией Матери собор получил, вероятно, только в XVII столетии. Церковь Рождества Богородицы на Сенях в Московском кремле была впоследствии сильно перестроена. Храму в Звенигороде в этом смысле повезло больше: он не только сохранил изначальный облик, но и часть современных зданию фресок. Настенная живопись конца XIV столетия – уникальный случай для всего Московского региона. В соборном храме хорошо сохранились композиции на западных гранях алтарных столпов. До революции эти фрески были скрыты от глаз под поздним иконостасом. Только в 1918 году реставраторы во главе с исследователем Игорем Грабарем разобрали часть иконостаса, раскрыв на обозрение древнюю живопись на столпах. В нижней части столпов находятся две композиции «Явление ангела Пахомию Великому» и «Беседа царевича Иоасафа с преподобным Варлаамом». Над ними помещены «триумфальные кресты» и парные образы святых Флора и Лавра. Грабарь был первым, кто приписал авторство фресок Успенского собора Звенигорода Андрею Рублеву. Существует и другое мнение. Возможно, бригадой живописцев в Звенигороде руководил Симеон Черный, который вместе Феофаном Греком расписывал церковь Рождества Богородицы на Сенях. Фреска «Беседа царевича Иоасафа с преподобным Варлаамом». Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru Из Успенского собора Городка происходит знаменитый «Звенигородский чин», авторство которого с подачи И. Грабаря также было приписано Андрею Рублеву. Три поясные иконы архангела Михаила, апостола Павла и Спасителя с 1930-х годов хранятся в Третьяковской галерее. Правда, в послевоенные годы искусствоведы об авторстве «Звенигородского чина» высказывались осторожнее. Говорили о написании икон Андреем Рублевым «в содружестве с другим неизвестным мастером» или об иконах «круга Рублева». «Звенигородский чин» – это три из девяти местных икон Успенского собора, но уже в храмовой описи 1857 года сообщалось только о шести из них. В то время они находились из-за ветхости не в иконостасе, а на хорах. Образ Иоанна Предтечи из этого ряда и сегодня находится в Успенском соборе Звенигорода. К сожалению, древняя живопись на иконе не сохранилась: образ был полностью переписан в XVIII веке. Однако возраст и размеры самой доски точно совпадают с тремя известными иконами из собрания Третьяковской галереи. На Городке возле Успенского собора прошла юность епископа Енисейского и Красноярского Никодима (Казанцева). В 1810 году он был отправлен на обучение в Звенигородское духовное училище при Саввино-Сторожевском монастыре. В это время он жил не в семинарском общежитии, как большинство воспитанников, а в доме своего дяди Николая Борисовича, который служил дьяконом в Успенском соборе. Епископ Никодим так описывал Городок в воспоминаниях: «На прекрутой, и, кажется, для крепости руками человеческими выравненной и надбавленной горе поставлен собор. Он стоит в сей крепости уединенно. При нем только четыре дома духовных». Богоявленская церковь на Городке. Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru Действительно, к началу XIX столетия в урочище «Городок» возле Успенского собора, отделенном от городского посада оврагами, кроме священнослужителей почти никто не жил. В приход Успенского собора входили только близлежащие к Звенигороду деревни и солдатская слободка. Кроме того, собор никогда не отапливался, из-за чего немногочисленные прихожане зимой вынуждены были посещать другие храмы города. В конце XIX века протоиерей Иоанн Рождественский хотел построить печи в Успенском соборе, но получил отказ со стороны археологической комиссии. Тогда в 1893 году при участии церковного старосты Николая Шестопалова рядом с Успенским собором был построен зимний деревянный храм Богоявления Господня. Интерьер церкви создавался по образцу скитского храма Киево-Печерской лавры. Деревянная Богоявленская церковь сгорела в 1920-е годы. На ее месте около двадцати лет назад был построен новый кирпичный храм. С историей звенигородского Успенского собора связана судьба еще одного церковного деятеля XIX века – архимандрита Филарета Беляева. Он родился в 1842 году в семье дьячка Успенского собора. После окончания семинарии Николай Беляев был назначен настоятелем Троицкой церкви в селе Козине Звенигородского уезда. В семинарии юноша мечтал о монашестве, но семейные обстоятельства сложились так, что он вынужден был жениться и стать белым священником. В церкви села Козина о. Николай прослужил ровно 42 года. Когда почтенному протоиерею было уже 66 лет, он вернулся к мечте юности – принял монашеский постриг в Саввино-Сторожевском монастыре с новым именем Филарет. Бывший звенигородский протоиерей стал последним до революции настоятелем Богородице-Рождественского Бобренева монастыря под Коломной. Фреска над крестом – святой мученик Флор Между ныне утраченной Троицкой церковью села Козина и Успенским собором на Городке есть еще одна связь. В 1886 году на празднование местной чудотворной иконе Киево-Братской Божией Матери в село Козино прибыл епископ Можайский Александр (Светлаков). Высокого гостя встретил упоминавшийся священник Николай Беляев – будущий архимандрит Филарет. Киево-Братская икона прославилась чудесами в Звенигородском уезде с 1832 года. Владелец соседней усадьбы Ершово граф Василий Олсуфьев также упоминал в дневнике чудотворную икону, перед которой он молился во время поездки в Козино. Через сто лет после явления чудес от Киево-Братской иконы в 1932 году Троицкий храм в Козино был закрыт, а затем снесен. Чудотворную икону спасла прихожанка по имени Елизавета. Несколько лет местная святыня хранилась в доме ее дочери Евдокии Бабкиной в Звенигороде. В 1946 году власти разрешили возобновить богослужения в Успенском соборе на Городке. Евдокия Бабкина передала храму Киево-Братский образ из села Козина, так как в послевоенные годы собор на Городке был единственным действовавшим храмом в округе. Научная реставрация древнего Успенского собора в Звенигороде, начавшаяся в 2009 году, в настоящее время подходит к завершению. За это время были сделаны важные открытия, позволившие точнее представить, как мог выглядеть собор в конце XIV века. Одно из таких открытий произошло во время разбора мусора на чердаке храма. Там были найдены остатки нарядных фасадных закомар, которые теперь полностью воссозданы. Антон Саков ============================================================ Патриарх Кирилл освятил храм равноапостольных Константина и Елены в Митине г. Москвы 23.12.2024 12:08 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109991 ------------------------------------------------------------ Фото: foto.patriarchia.ru Москва, 23 декабря. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил 22 декабря чин великого освящения храма равноапостольных Константина и Елены в Митине г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриаршая пресс-служба. Были освящены три престола: центральный — в честь равноапостольных Константина и Елены; южный — в честь преподобных Кирилла и Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия; северный — в честь благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. Также предстоятель освятил 20 антиминсов. При освящении храма и за литургией Патриарху сослужили председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Антоний; митрополит Наро-Фоминский Никандр; заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Павлово-Посадский Силуан; личный секретарь Патриарха Кирилла епископ Раменский Алексий, духовенство Русской Православной Церкви. За литургией была совершена иерейская хиротония диакона Алексия Арефьева, клирика Покровского ставропигиального женского монастыря у Покровской Заставы г. Москвы. В дар новоосвященному храму предстоятель передал икону благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского, затем состоялось вручение церковных наград. * Фото: foto.yandex.ru Храм равноапостольных Константина и Елены в Митине создан в рамках Программы строительства православных храмов в Москве. Деревянный храм в честь Почаевской иконы Божией Матери был построен и освящен в 2004 году. Каменный храм начал строиться в 2012 году. Храм равноапостольных Константина и Елены в Митине — один из самых масштабных проектов Программы строительства православных храмов в Москве. Семикупольная шатровая церковь рассчитана на 500 прихожан. Высота храма — 54 метра. Площадь — более 3340 квадратных метров. ============================================================ Пресс-показ новой выставки "Образ Слова. Иконы XVI века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний". Москва 25 декабря 23.12.2024 11:55 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=109994 ------------------------------------------------------------ Музей им. Андрея Рублева 25 декабря Андроньевская площадь, 10. Пресс-показ новой выставки «Образ Слова. Иконы XVI века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний», посвященной неординарной для русского средневекового искусства теме. Памятники объединены идеей символического изображения Христа как Божественного Слова, Логоса, сообщили в музее. ============================================================ Совершивший наезд на людей в Магдебурге не имел исламистских мотивов - полиция ФРГ 23.12.2024 11:38 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109993 ------------------------------------------------------------ Фото: vaticannews.va Берлин, 23 декабря, Благовест-инфо. Руководитель Федерального ведомства по уголовным делам (БКА, уголовная полиция) Хольгер Мюнх назвал «нетипичным преступником» мужчину, совершившего наезд на посетителей рождественского рынка в Магдебурге, передает ТАСС. «У нас тут совершенно нетипичная картина и мы должны это сейчас спокойно проанализировать», – сказал он в эфире телеканала ZDF. Мюнх отметил, что речь идет о «нетипичном преступнике, который не вписывается в такую схему» происшедшего и теракты подобного рода. Он указал на то, что пока нет признаков того, что в основе действий выходца из Саудовской Аравии Талеба А. лежат исламистские мотивы. «Однако мы не имеем признаков, указывающих тут на теракт, имеющий исламистские мотивы, совсем наоборот», – уточнил Мюнх. По его словам, подозреваемый имел «антиисламские взгляды». Глава БКА подтвердил, что в ноябре 2023 года его ведомство получило из Саудовской Аравии предостережение об угрозе, исходящей от мужчины. «Было открыто дело. Полиция в Саксонии-Анхальт тогда провела соответствующие следственные мероприятия», – сообщил он. По словам Мюнха, Талеб А. высказывал угрозы, допускал оскорбления, «но он не был известен по насильственным действиям». При этом, по информации агентства DPA, Саудовская Аравия ходатайствовала о выдаче подозреваемого, но власти Германии не отреагировали на запрос Эр-Рияда. Мужчина прибыл в Германию в 2006 году, а в 2016 году получил статус политического беженца в ФРГ. Как сообщали ранее СМИ, 20 декабря вечером водитель черного BMW умышленно направил машину в сторону людей на рождественском рынке. По официальным данным, погибли как минимум пять человек и пострадали более 200. Папа Франциск с глубокой скорбью воспринял известие о трагическом нападении, произошедшем на рождественском рынке в Магдебурге. В телеграмме соболезнований за подписью госсекретаря кардинала Паролина, адресованной президенту ФРГ Франку-Вальтеру Штайнмайеру, понтифик выразил духовную близость пострадавшим и признательность «всем, кто оказывает помощь жертвам в эти тяжёлые дни», сообщает Vatican News. Также глава российской дипмиссии в Германии Сергей Нечаев направил соболезнования премьеру федеральной земли Саксония-Анхальт Райнеру Хазелоффу в связи с произошедшим на рождественской ярмарке в Магдебурге. Свои соболезнования семьям погибших и пострадавшим выразили канцлер ФРГ Олаф Шольц, генсек НАТО Марк Рютте, президент Польши Анджей Дуда и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и другие, сообщают «Известия». ============================================================ Выставка "Итальянские страницы творчества А.Н. Овчинникова и его учеников" открылась в Москве 23.12.2024 10:40 | Благовест-инфо https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=109992 ------------------------------------------------------------ Фото: Ю.Зайцева / blagovest-info.ru Москва, 23 декабря, Благовест-инфо. Открытие выставки «Итальянские страницы творчества А.Н. Овчинникова и его учеников» состоялось 20 декабря в Культурном центре «Покровские ворота». Как сообщила организатор выставки Джованна Парравичини, научный сотрудник «Покровских ворот», экспозиция открывает новую, малоизвестную страницу творчества художника-реставратора ВХРНЦ имени И.Э. Грабаря как иконописца и учителя иконописной школы в итальянском городе Сериате. Выставка организована при участии Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря, она открылась на следующий день после дня рождения Адольфа Николаевича Овчинникова (1931-2021). На выставке демонстрируются копии, кальки-реконструкции А.Н. Овчинникова, иконы его итальянских учеников, копии-реконструкции его ученика Александра Горматюка, а также акварели с видами старинной Виллы Амбивери в Сериате, где расположена иконописная школа. Фотографии семинаров, занятий и путешествий мастера в Италии, основателей и преподавателей иконописной школы сложились в слайд-фильм, который показывают на выставке. Фото: Ю.Зайцева / blagovest-info.ru Из этого фильма можно узнать, что Сериатская иконописная школа существует с 1978 года, она «родилась из миссионерского и экуменического рвения» основателя фонда «Христианская Россия» отца Романо Скальфи, который служил в Сериате по восточному обряду. Сначала он пригласил преподавать иконопись своего друга отца Игоря Сендлера, иезуита, который жил во Франции, в Медоне. Когда после перестройки у итальянцев появилась возможность приезжать в Россию, они познакомились с А.Овчинниковым. Об этом рассказала по видеосвязи она из первых учениц Адольфа Николаевича, директор иконописной школы в Сериате Паола Кортези. Она вспоминала, что первая же встреча с ним на Большой Ордынке, в Покровском храме Марфо-Мариинской обители, где тогда размещался отдел реставрации темперной живописи ВХНРЦ им. Грабаря, «превзошла все наши ожидания». А когда Овчинников приехал в Сериате, чтобы вести занятия, для итальянцев это было «потрясающее открытие»: они узнали обо всех тонкостях иконописания – от подготовки доски до состава минеральных красок, он открыл глубокое понимание иконы как «Евангелия в красках». Позже его ученики уже смогли сами учить тому, что передал им мастер, который в течение семи лет приезжал в Сериате. По воспоминаниям Кортези, между учениками и «великим учителем» возникла настоящая дружба, они много вместе путешествовали по Италии, осматривая древние памятники. «Каждый из нас обязан Адольфу Николаевичу очень многим, мы всегда поминаем его за литургией в храме на вилле Амбивери, для которого он написал иконостас», – сказала она. Фото: Ю.Зайцева / blagovest-info.ru Джованна Парравичини, которая многие годы постоянно была рядом с Овчинниковым в качестве переводчика и тоже училась у него иконописи, была свидетелем того, как он работал над этим иконостасом: «Адольф Николаевич писал иконы так, как будто дирижировал оркестром, работая одновременно на нескольких досках. Он избавил нас от многих стереотипов, учил свободе творчества, которая должна опираться на солидную основу знаний. Он считал, что нужно войти в суть иконы и копить не «трюки», а искать духовную сущность образов». Александр Горматюк — художник-реставратор, ученик Овчинникова, заведующий научно-реставрационной мастерской «Иконотека А.Н. Овчинникова» ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря, тоже преподавал в школе Сериате в 1994 году. Он вспоминал об особой атмосфере в этой школе: «Ощущение света, прозрачности, звучности, чистого воздуха». По настоянию своего учителя во время путешествия по Италии, организованного фондом «Христианская Россия», Горматюк посетил храм Богородицы в Кастельсеприо с древними фресками (разные специалисты датируют их в диапазоне от VI в. до IX в.). Используя методику Овчинникова, Горматюк написал копию-реконструкцию фрески «Путешествие в Вифлеем», которая представлена на выставке. Фото: Ю.Зайцева / blagovest-info.ru Как рассказала Парравичини, в Сериате Адольф Николаевич не только обучал иконописи и сам писал иконы, но и много занимался реставрацией икон. С этим связан рассказ о чуде обретения редкой богородичной иконы «Темиотера» XIV в.: прослышав, что на вилле Амбивери работает известный русский реставратор, ее принес человек, который купил ее «за копейки», и попросил посмотреть. Овчинников сразу понял, что перед ним редчайший памятник, он говорил, что «такое чудо случается раз в жизни». Над укреплением и расчисткой этой иконы, которая, как вспоминала Парравичини, просто «разваливалась, доска превращалась в опилки», реставратор работал денно и нощно, он написал ее копию-реконструкцию, которая представлена на выставке. Своими воспоминаниями о работе с Адольфом Николаевичем поделились искусствоведы Мария Трубачева, научный сотрудник ВХНРЦ им. Грабаря, которая говорила о значении привезенных Овчинниковым из Италии материалов для будущих поколений реставраторов, и Ирина Языкова (ББИ св. апостола Андрея), которая отметила, что школа в Сериате стала первой иконописной школой в Италии (сейчас их много), и она вот уже почти 47 лет развивается благодаря той основе, которую заложил Адольф Николаевич. Языкова обратила внимание на экспонируемые иконы, написанные выпускниками школы, которые стали участниками выставки «Святые неразделенной церкви», открывшейся в 2017 г. в Минске, а потом побывавшей в разных городах России. Художник-керамист Сергей Шихачевский рассказал о том, как Овчинников открыл для него фрески Каппадокии, куда они вместе ездили не один раз. А в этом году Шихачевский сам показывал фрески пещерных храмов группе иконописцев из Сериате, и «было ощущение, что Адольф Нико лаевич был с нами в каждом храме», сказал он. Устроителей выставки поблагодарила дочь А.Н. Овчинникова Леона, которая сказала, что узнала много нового, потому что для нее эта часть биографии отца, связанная с Италией, – terra incognita. Выставку можно увидеть в КЦ «Покровские ворота» до 2 февраля 2025 г. Юлия Зайцева ============================================================ АНО "Я с тобой" и Синодальный отдел по тюремному служению проводят акцию в помощь заключенным 23.12.2024 10:02 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109990 ------------------------------------------------------------ Фото: yastoboihelp.ru Москва, 23 декабря. Сбор средств в поддержку лиц, находящихся в местах лишения свободы, проводят в рамках совместного проекта «И вы посетили меня» Синодальный отдел Русской Православной Церкви (РПЦ) по тюремному служению и АНО «Я с тобой». Этот сбор приурочен к традиционной благотворительной акции РПЦ «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся», сообщили в пресс-службе АНО «Я с тобой». Средства, собранные в рамках акции, будут направлены на приобретение необходимых вещей: чёрные футболки и штаны, резиновые тапки, средства личной гигиены (зубная паста, зубные щётки), канцелярские принадлежности, а также чай и конфеты в честь предстоящих праздников. 25 декабря директор АНО «Я с тобой» Марина Калачёва совместно с волонтёрами организации посетит СИЗО 2. В этот день будет совершена Божественная литургия, после которой состоится раздача приобретенных вещей. «Наша организация реализует проект, который направлен на поддержку заключённых, и мы видим, как важна любая помощь в их жизни. Совместный проект с Синодальным отделом по тюремному служению позволяет нам охватить ещё больше людей, нуждающихся в помощи, выразить им своё сочувствие, научиться состраданию», — сказала Марина Калачева, отметив, что приглашает всех желающих принять участие в благотворительной акции. АНО «Я с тобой» – организация по защите и оказанию помощи нуждающимся людям – начала работу в 2023 году. Организация реализует проекты: «Не одни» – по адресной поддержке нуждающихся; «Вечные дети» – помощь людям с ментальными нарушениями и инвалидностью; а также спецпроекты: «Храмы – великое наследие» – по оказанию помощи храмам при ПНИ, больницах, наркологических диспансерах и поддержки приходов, где осуществляется социальное служение; «И вы посетили меня» – по оказанию духовной помощи людям в местах лишения свободы. Больше информации можно получить на сайте «Я с тобой» https://yastoboihelp.ru/ и в социальных сетях https://vk.com/yastoboihelp, https://t.me/yastoboihelp. ============================================================ |
В избранное | ||