Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 09/12/2024


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
https://www.blagovest-info.ru/

Новости за 09/12/2024
============================================================
Русский ладан от Аравийской пустыни до Балтики

09.12.2024 19:49 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=109839
------------------------------------------------------------




Фото: Андрей Петров / mitropolia.spb.ru



На православных богослужениях в России для каждения используют ладан. В его состав входят ароматические смолы и другие компоненты, которые доставляли еще три тысячи лет назад караванами по Аравийской пустыне, из южно-американских прерий, а также те, что ныне добывают на российских берегах Балтики. Об истории ладана, его символике и практическом применении рассказал игумен Силуан (Туманов), представляя свою книгу «Вдыхая богослужение». Презентации прошла 5 декабря в московском культурном центре «Фавор». Отец Силуан в детстве был восхищен церковными ароматами, заинтересовался их происхождением, составом и теперь занимается составлением благовоний с профессиональными парфюмерами в мастерской «Русский ладан».



Церковный фимиам – это часть церковного искусства, своего рода ольфакторная икона (то есть обращающаяся к обонянию): по мнению игумена Силуана, богослужение воздействует на все пять человеческих чувств. Традиция каждения упоминается и в Ветхом Завете, и в Новом Завете. «Приношение ладана – щедрый и красивый обряд. Яркие зерна ладана возлагают на раскаленные угли, кадило раскачивается, и ароматный дым поднимается облаками. В этом ритме и сладости есть нечто музыкальное, и, как и в музыке, – полное отсутствие практической пользы: это расточительная трата драгоценных материалов, излияние неудержимой любви», – гласит один из эпиграфов к книге. Эти слова принадлежат немецкому философу Романо Гуардини. В исследовании игумена Силуана приводится также множество библейских текстов о фимиаме.



Рассказывая об истории ладана в России, он отметил, что в советское время могли использовать и простую живицу – смолу деревьев, которые растут рядом. Подобными средствами пользовались и русские эмигранты. «В 2019 году мне довелось встретиться с первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Иларионом, ныне почившим. Мы с ним проговорили два часа, воскуряли фимиам, он интересовался русским ладаном. А потом владыка сказал: «Вы знаете, у нас такие небогатые были приходы, что мы кадили шишечками можжевельника. Возжигали кукурузные початки, кидали туда шишечки можжевельника», и ему, юноше, тогда это казалось таким прекрасным», – рассказал игумен Силуан.



Презентация книги сопровождалась дегустацией ароматов разных композиций – от древних восточных на основе дерева босвеллия до современных со смолой янтаря. Смесь составляется из различных благовонных смол, трав и других веществ – например, пчелиного воска, прополиса, ракушек. Настоящий ладан без использования синтетических ароматизаторов оказывает и целебное действие, отметил игумен Силуан. Есть композиции благовоний с ароматом, который меняется во время каждения («с послесловием»), есть мгновенно исчезающие ароматы и те, что «стоят» несколько часов, а также ладан малодымный и обильный.







Фото: Елена Дорофеева / blagovest-info.ru



«Самый продаваемый – «Пименовский»: «тот самый», как теперь говорят люди о своих впечатлениях в церкви в 1980-е годы. Строго говоря, мы лишь приблизились «к тому самому». Но тот, что мы составили в нашей мастерской, желая его воспроизвести, люди узнают и часто спрашивают именно его», – сказал руководитель мастерской. Одна из важных составляющих этого аромата – канифоль. «Сейчас канифоль такой очистки не производят. Нашли через интернет бочку советской канифоли, и тогда удалось приблизиться. Уютный тёплый церковный аромат характерный для храмов Москвы, церковной Москвы середины 1980-х годов, «с послесловием». Добавляем натуральный пчелиный воск, и в конце он даёт эту нотку», – пояснил автор.



Участники презентации продегустировали десять композиций благовоний, созданных по разным рецептам. Популярный «Афонский» – на основе смолы босвеллии, собранной в Омане на плато Хаджар. Это самая дорогая ароматическая смола, когда-то она стоила дороже золота. В этом благовонии ощущается лимон, лайм, ваниль, а в конце – аромат печёного хлеба.



Представлены ароматы с использованием мирры, алоэ, маракуйи, агарового дерева. «Новейшая разработка – серия «Ангельская» с легким ароматом: «Серебристые сосны», «Ангельский жасмин», «Ангельский цветок», «Ангельская роза», – рассказал руководитель мастерской. – Мы делаем ладан древлеправославный: сосна, елка, лиственница, кедр с добавлением тимьяна без масла. Недавно создали аромат «Иосиф» в честь Иосифа Муньоса». На презентации алтарники спрашивали о российских компонентах ладанов, о времени удерживания аромата, присутствующие интересовались, какой ладан лучше подходит для домашней молитвы



Игумен Силуан рассказал об истории мастерской. В декабре 2013 года он изготовил первые образцы ладана. Книга появлялась постепенно, материал накапливался и дополнялся. Теме ладана до этого посвящались только отдельные статьи или фрагменты текстов.



Елена Дорофеева


============================================================


Ординарий Преображенской епархии встретился с главой Алтайской митрополии РПЦ

09.12.2024 19:14
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109838
------------------------------------------------------------




Фото: sib-catholic.ru



Барнаул, 9 декабря. Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергей (Иванников) и епископ Иосиф (Верт), ординарий Преображенской епархии в Новосибирске, встретились 27 ноября в Барнаульском епархиальном управлении Русской Православной Церкви, сообщает «Сибирская католическая газета».



Во встрече также приняли участие секретарь Барнаульской епархии РПЦ архимандрит Иларион (Морозов) и настоятель Римско-Католического прихода Иисуса Христа Царя Вселенной в городе Барнауле священник Богдан Каленцки.



По сообщению информационного отдела Барнаульской епархии, мероприятие прошло в рамках межрелигиозного диалога Православной и Католической Церкви на Алтае.



Во время беседы иерархи обсудили возможности взаимодействия по ряду социальных и духовно-нравственных вопросов.



В завершение митрополит Сергий и епископ Иосиф обменялись памятными подарками.


============================================================


Останки основателя Эстонской Апостольской Православной Церкви перезахоронили в Таллине

09.12.2024 18:05 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109831
------------------------------------------------------------




Фото из открытых источников



Таллин, 9 декабря, Благвоест-инфо. Останки первого главы Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ) митрополита Александра (Паулуса) были перевезены 4 декабря из Стокгольма и захоронены во дворе Преображенского собора ЭАПЦ в Старом городе Таллина.



Александр Паулус родился 15 февраля 1872 года в местечке Орикюла-Хауамяэ Перновского уезда Лифляндской губернии в крестьянской семье; родители – православные эстонцы. Учился в Вяндрской православной приходской школе, а в 1894 году окончил Рижское духовное училище и духовную семинарию. По окончании семинарии был зачислен в клир Рижской епархии и определён на должность псаломщика-учителя на приход в Леэзи, сообщают открытые сетевые источники.



В 1901 году вступил в брак с Зинаидой Ахтманн, в 1909 году овдовел.



29 августа 1901 года епископом Рижским и Митавским Агафангелом (Преображенским) был хиротонисан во пресвитера и служил на эстонских приходах Рижской епархии, включавшей тогда территории современных Латвии и Эстонии. В 1901-1920 годах служил в приходах Кыргессааре, Каркси-Нуйя, Лайузе, Пярну и Сурью.



В мае 1920 года Эстонская Церковь, находившаяся в пределах новообразованного эстонского государства, получила от Патриарха Тихона статус автономной Церкви.



В сентябре 1920 года протоиерей Александр Паулус собором Эстонской Церкви был избран архиепископом Таллинским и всей Эстонии, что было утверждено Патриархом Московским. 5 декабря 1920 года в Александро-Невском соборе Таллина состоялась его архиерейская хиротония.



23 сентября 1922 года собор Эстонской Церкви принял решение об обращении к Патриарху Константинопольскому с просьбой о предоставлении автокефального статуса, однако эта просьба не была удовлетворена в полной мере: в июле 1923 Патриарх Константинопольский Мелетий IV (Метаксакис) вручил епископу Александру томос, которым утверждался новый канонический статус Эстонской Церкви как автономии в составе Константинопольского патриархата. Тогда же архиепископ Александр был возведен в сан митрополита. В июле 1926 года Эстонская Церковь стала официально именоваться Эстонской Апостольской Православной Церковью. Московский патриархат не признал решений по каноническому переустройству Эстонской Церкви.



В 1938 году в Таллине были открыты русскоязычные богословско-пастырские курсы для подготовки духовенства. Митрополит Александр рукоположил более ста священнослужителей, среди которых, в частности, был протоиерей Михаил Ридигер, отец Патриарха Алексия II.



После присоединения Эстонии к СССР в августе 1940 года митрополит Александр был принят в юрисдикцию Московского патриархата (24 февраля 1941).



После оккупации летом 1941 г. Эстонии нацистскими войсками митрополит Александр заявил о восстановлении ЭАПЦ. В сентябре 1941 г. он сообщил об этом в официальные инстанции и 19 сентября 1941 г. получил регистрацию как митрополит Таллинский и всей Эстонии, восстановлена была и деятельность синода, сообщает pravenc.ru. После того, как прекратил поминать митрополита Сергия (Страгородского) и его экзарха в Прибалтике митрополита Сергия (Воскресенского), митрополит Александр был запрещен в служении вышеупомянутым экзархом. При этом часть православных приходов на территории Эстонии продолжила считать его своим правящим архиереем.



20 сентября 1944 года немецкими оккупационными властями был эвакуирован в Северную Германию в лагерь Омштеде под Ольденбургом. Там во временной лагерной церкви-бараке митрополит Александр открыл первый зарубежный эстонский приход.



В марте 1947 года получил разрешение поселиться в Швеции и до своей смерти жил в Стокгольме.



Скончался 18 октября 1953 года и 25 октября был похоронен на православном участке Лесного кладбища в шведской столице.



После смерти митрополита Александра ЭАПЦ прололжала действовать в эмиграции, ее синод находился в Стокгольме. В 1961 году Константинополь упразднил ее как отдельную церковную единицу, а в 1978-м, по требованию РПЦ, отменил томос 1923 года.



После обретения Эстонией независимости, в 1993 году, власти страны признали стокгольмский синод единственным законнным правопреемником ЭАПЦ. В начале 1996 года Константинополь возобновил действие томоса 1923 г. и учредил на территории Эстонии параллельную церковную структуру в своей юрисдикции. Ее первым временным главой стал предстоятель Финляндской Православной Церкви (в Константинопольской же юрисдикции) архиепископ Иоанн (Ринне). С 1999 года ЭАПЦ возглавляет митрополит Стефан (Хараламбидис) – этнический грек-киприот, родившийся в Бельгийском Конго и начинавший священническое, а потом и епископское служение во Франции.



Решение Фанара о создании параллельной юрисдикции в Эстонии вызывало решительный протест со стороны Московского патриархата, и с февраля по май 1996 года, по инициативе Москвы, между двумя поместными Церквам не существовало евхаристического общения. Однако в итоге был достигнут компромисс: каждый православный приход Эстонии получил право самостоятельно выбирать юрисдикцию.



Сегодня ЭАПЦ объединяет, в основном, эстоноязычные приходы. Численность ее паствы значительно уступает Эстонской Православной Церкви Московского патриархата.


============================================================


Российские буддисты призвали не запрещать богослужения в многоквартирных домах

09.12.2024 17:38
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109836
------------------------------------------------------------




Фото: Алексей Майшев / ria.ru



Москва, 9 декабря. Российские буддисты призвали законодателей не запрещать проведение богослужений в многоквартирных домах, рассказал РИА Новости глава совета Московской общины буддистов, советник российского Фонда содействия буддийскому образованию и исследованиям Олег Вавилов, ссылаясь на декларацию, принятую по итогам III Круглого стола буддистов Москвы.



Он отметил, что декларацию приняли представители разных школ и направлений буддизма из Москвы и других регионов России, в том числе Московской общины буддистов, Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ), Буддистской традиционной сангхи России (БТСР), Ассоциации буддийских общин «Арья Сангха», Ассамблеи буддистов России.



«Мы обращаемся к законодательной власти страны, чтобы при рассмотрении внесения изменений в «Закон о свободе совести» учитывали особенности работы традиционных буддийских организаций, не препятствуя их деятельности в нежилых помещениях многоквартирных домов», – сказано в декларации.



По словам Вавилова, ожидается, что поправки в закон могут рассмотреть в Госдуме уже в феврале. «В случае принятия закона под его действие попадут буддийские организации, у которых нет своих зданий – то есть, скорее всего, в провинции. Например, у «Карма кагью» (Российская ассоциация буддистов алмазного пути традиции Карма Кагью. – Ред.) в регионах есть свои центры, они расположены, как правило, в многоквартирных домах. В случае принятия эти центры окажутся вне закона», – пояснил он.



Как отметил другой участник круглого стола – председатель Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ) геше Йонтен (Сергей Киришов), буддисты зачастую собираются в жилых домах «из экономии».



«Любой религиозной организации хотелось бы иметь отдельное помещение для богослужений, совместных молитв, медитаций. Но такие возможности очень ограничены и религиозные организации вынуждены решать вопрос из экономии - брать в аренду нежилые помещения в жилых домах, а то и использовать жилые помещения. В случае принятия этих поправок в закон о свободе совести, многие религиозные организации не смогут продолжить свою деятельность», – сказал РИА Новости глава ЦДУБ.



Он добавил, что в Москве землю под храм получить очень сложно, как и найти деньги на строительство, и тот факт, что многие религиозные центры располагаются в жилых домах, показывает нехватку других помещений для этого.



«Обеспокоенность жителей, которая привела к идее этих поправок, тоже понятна. Но по действующему законодательству религиозные организации обязаны обеспечить в своих помещениях пожарную, антитеррористическую безопасность. Для этого нужно делать паспорт безопасности – собирается комиссия из представителей МЧС, полиции, ФСБ, Росгвардии, местных властей и так далее. Поэтому риски пожара минимальны. Говоря о криминогенных рисках, считаю, что чем больше людям будут доступны места для исповедания религии, тем лучше будет криминогенная обстановка. Религиозные центры в домах несут намного больше хорошего, чем плохого», – заключил собеседник агентства.


============================================================


Спустя 36 лет в Гюмри восстановлена разрушенная землетрясением церковь Всеспасителя

09.12.2024 16:11 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109835
------------------------------------------------------------




Фото: armenianchurch.org



Гюмри, 9 декабря, Благовест-инфо. В армянском городе Гюмри в день памяти жертв землетрясения в Спитаке – 7 декабря, Верховный Патриарх-Католикос всех армян Гарегин II возглавил повторное освящение церкви Святого Всеспасителя (на арм. Сурб Аменапркич). Специально к этому дню во второй по величине город Армении Гюмри (в советское время – Ленинакан) из Эчмиадзина была привезена частица Животворящего креста, сообщает пресс-служба Первопрестольного Эчмиадзина.



Храм был разрушен землетрясением в 1988 году. В 1995-м был принят план его восстановления, но к самим работам приступили только в 1999-м. По разным причинам процесс восстановления церкви затягивался, и завершить его удалось только спустя 36 лет после спитакской трагедии. Поэтому торжественная церемония открытия храма началась с отдания памяти возле мемориала погибшим в разрушительном землетрясении. После возложения цветов у памятника, Гарегин II совершил чин освящения церкви. Согласно обряду Армянской Церкви, под звуки духовных песнопений – шараканов и псалмов – водой и вином были омыт святой престол, а потом Католикос-Патриарх помазал его святым миром.







Фото: armenianchurch.org



Гарегин II обратился с напутствием к присутствующим на богослужении, подчеркнув, что восстановленный храм показывает стойкость христианской веры во спасение. «Этот 150-летний храм, хотя и был разрушен землетрясением, вновь открыл свои двери для чтящих традиции и верующих во Христа. Мы помним, что та трагедия унесла тысячи жизней, многих оставив без крова и поставив Армению перед рядом трудностей. Поэтому символично, что разрушенная тогда церковь вновь открывается именно в день памяти жертв той трагедии. Это пример того, что несмотря на все выпавшие нашему народу трудности, можно восстать из пепла, продолжить жить, сплотиться, все преодолеть и восстановить», цитирует слова Гарегина II пресс-служба ААЦ.



В свою очередь, глава Ширакской епархии Армянской Апостольской Церкви, архиепископ Микаэль Ачапахян отметил, что на протяжении многих лет 7 декабря был траурным днем. Однако повторное открытие храма Всеспасителя символично перевернуло «траурную страницу» города, хотя память о жертвах той трагедии остается.



Гюмрийский храм Всеспасителя был построен в 1860 году, по образцу кафедрального собора «города тысяча и одной церкви» – Ани, который сегодня находится на территории Турции. Строительные работы возглавлял известный армянский резчик по камню Тадевос Антикян. Гюмри в те годы входил в состав Российской империи и назывался Александрополем. В советские годы здание использовали как концертный филармонический зал. После разрушения в 1988 году церковь с 1999-го начали восстанавливать, однако до последнего времени там еще шли работы по внутреннему убранству храма, в том числе восстановление росписей.







Фото: armenianchurch.org



Спитакское землетрясение – одно из разрушительных и смертоносных в истории человечества – произошло 7 декабря 1988 года. По официальным данным, катастрофа унесла жизни более 25 тысяч человек, около 20 тысяч стали инвалидами, более 520 тысяч остались без крова, от разрушений в целом пострадали 21 город и 324 села, 58 населенных пунктов на северо-западе Армении были полностью стерты с лица Земли. Была разработана программа восстановления зоны бедствия, однако с развалом СССР она в одночасье рухнула. Армении, к тому же ввязанной в войну с Азербайджаном из-за Карабаха, не удавалось полным ходом вести строительно-восстановительные работы. По той же причине трудно было найти средства для восстановления разрушенных стихией церквей. Этим и объясняется длительность процесса восстановления гюмрийской церкви Святого Всеспасителя.



Наринэ Киракосян


============================================================


В церковном приюте разработали мобильное приложение в помощь бездомным


09.12.2024 15:15
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109834
------------------------------------------------------------




Фото: diaconia.ru



Москва, 9 декабря. В общественно-церковном приюте для бездомных «Теплый прием» разработали специальное мобильное приложение для помощи людям без крыши над головой, сообщает сайт Синодального отдела по благотворительности.



В приложении «Помощь бездомным людям» содержится информация о пунктах помощи бездомным – где можно поесть, помыться, остаться на ночлег, а также получить долговременную помощь и возможность вернуться к нормальной жизни.



«География приложения охватывает всю Россию, и пользоваться им можно онлайн на территории любого региона. Приложение может быть полезным для социальных организаций, которые помогают бездомным, для самих бездомных и для тех, кто хочет помочь, но не знает, куда обратиться», – говорится на сайте «Диакония».



Официальная презентация приложения пройдет в Москве 10 декабря. На презентации сотрудники приюта расскажут, как пользоваться приложением и где его скачать. Предварительно ознакомиться с приложением можно по ссылке.



«Теплый прием» – общественно-церковная организация, которая помогает бездомным людям. Проект заработал в 2017 году в подмосковных Химках.



Одновременно в приюте могут проживать 70 человек – как мужчины, так и женщины. Им предоставляется временное жилье, пятиразовое питание, помощь социального работника, врача, психолога. Приют также оборудован для людей с ограниченными возможностями здоровья – с ампутациями или после других тяжелых операций.



Прием бездомных осуществляется через мобильную службу, автобус «Милосердие» и уличные социальные организации. В 2023 году приют для бездомных людей «Теплый прием» открыл при поддержке Фонда президентских грантов специальную кожевенную мастерскую.


============================================================


Выставка "Русские благотворители Святой Земли" открылась в Библиотеке иностранной литературы

09.12.2024 14:42 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=109833
------------------------------------------------------------




Фото: libfl.ru



Москва, 9 декабря, Благовест-инфо. Торжественное открытие выставки «Русские благотворители Святой Земли» состоялось 4 декабря во Всероссийской библиотеке иностранной литературы им. Рудомино (ВГБИЛ). В экспозиции представлены документы, фотографии, предметы и личные вещи известных благотворителей, а также книги о Святой Земле из фонда ВГБИЛ и картины художника Гарри Азатова с образами Святой Земли. Выставка – это совместный проект Музея истории Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) и ВГБИЛ.



Открывая выставку, гендиректор ВГБИЛ Павел Кузьмин отметил, что это событие проходит в рамках Фестиваля культур стран арабского мира, который впервые организован в «Иностранке». «На фотографиях мы видим Сирию, Палестину и многие святые места в то время, когда ИППО, императорская семья пытались сохранить на Святой Земле присутствие великой России. Эта выставка – поддержка людей, которые в этом регионе борются за сохранение веры и традиций, издавна сложившихся на этой земле», – сказал Кузьмин.



Председатель ИППО Сергей Степашин отметил, что милосердие, проявленное российскими благотворителями на Святой Земле, «сейчас вновь нужно всему миру». «Святая Земля снова становится кровавой, а сколько было сделано в свое время, чтобы люди могли приходить туда с миром!» – сказал он. Фотографии, представленные на выставке, рассказывают о том, что было сделано усилиями и за счет помощи императорской семьи, в частности великих князей Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича. Многие храмы, подворья, школы, а их было более 80 на территории нынешней Сирии, продолжил Степашин и подчеркнул, что Елизавета Федоровна отдала на эти проекты «всё и осталась без гроша, но она это делала от души».



По словам Степашина, возрожденное ИППО сегодня продолжает традиции дореволюционных благотворителей. Он упомянул лишь несколько наиболее значимых проектов: это строительство школы и Дома ИППО в Вифлееме, восстановление больницы там же, создание в Иерихоне культурного центра и музея. Особо было упомянуто «дерево Закхея», которое «живо-здорово», за ним «ухаживают наши ученые».



Сергей Житенев, руководитель научной секции ИППО, напомнил об исторических истоках благотворительности в России. По его словам, это древняя традиция, она возникла еще в XV–XVI вв. при династии Рюриковичей и была продолжена царствующим домом Романовых, при которых к благотворительности были привлечены самые широкие слои населения, от аристократов до простолюдинов. Он подчеркнул особую роль ИППО как организатора этой деятельности на Святой Земле: «Благодаря выдающимся финансовым способностям В.Н. Хитрово и большому покровительству императорской семьи через ИППО в Палестину, на Афон, в ближневосточные монастыри шел нескончаемый поток русской благотворительности». При этом процесс сбора и реализации пожертвований был максимально открытым, публиковалась подробная отчетность: «Вся Российская империя знала, что если послать деньги через ИППО, все до копейки дойдет». На эти деньги строились храмы, монастыри, подворья, паломническая инфраструктура. До рев
олюции благотворительность стала «движением, которое охватило все русское общество», заключил Житенев.



На открытие выставки были приглашены потомки меценатов, передавшие в дар Музею истории ИППО фамильные реликвии. Леонид Цургозен, потомок купца Павла Дмитриевича Каверина (1820–1893), рассказал о своих предках – семьях Кавелиных и Белкиных. Павел Кавелин – выходец из простой семьи из города Сапожка на Рязанщине, благодаря своим способностям он стал купцом первой гильдии, успешным коммерсантом и промышленником, торговал по всему миру, известен широкой благотворительной деятельностью. Одно из его пожертвований – иконостас в Вознесенский монастырь на Елеонской горе в Иерусалиме. На выставке демонстрируется икона, подаренная ему наместником Патриарха Иерусалимского, и другие семейные реликвии. Цургозен рассказал также, что традицию благотворительности в семье продолжил сын Александр Павлович Кавелин, тоже купец первой гильдии, фабрикант. В частности, он участвовал в строительстве и финансировании московской Екатерининской больницы (ныне МОНИКИ), построил до
мовую больничную церковь, пожертвовал большую сумму на серебряную раку гробницы прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре.



С Вознесенским монастырем на Елеонской горе тесно связано имя купца Александра Васильевича Рязанцева, который подарил для монастырской колокольни – «русской свечи» – самый большой колокол. О своем прадеде рассказал Григорий Полкан. Рязанцев – соликамский купец, солепромышленник, один из первых членов ИППО, много путешествовал по святым местам. Знакомство с архимандритом Антонином (Капустиным) вдохновило его на то, чтобы сделать такой подарок Вознесенскому монастырю – заказать колокол и переправить его в Иерусалим. А поездка на Святую Землю и «встреча» с этим колоколом изменила жизнь его потомка: Григорий Полкан понял, что хочет быть похожим на своего прадеда и тоже принимать участие в делах благотворительности. Он рассказал, что познакомился с ИППО, с его деятельностью и принимает участие в его благотворительных проектах.



Алексей Сивохин — потомок петербургского купца и благотворителя Ефрема Никифоровича Сивохина, одного из учредителей ИППО. Помимо многочисленных благотворительных проектов в России и на Святой Земле, он принимал участие в становлении православной миссии в Японии, помогал монастырям и скитам на Афоне, церквям Прибалтики и Болгарии. По словам А. Сивохина, его предок загорелся желанием построить храм во имя прп. Ефрема Сирина, своего святого покровителя, и св. мученицы Неонилы (имя его супруги). Сначала эту идею не удалось реализовать на Афоне в Пантелеимоновом монастыре из-за конфликта с греками, потом не получилось в Новом Афоне, где он все же финансировал несколько построек. Наконец, он воплотил свою мечту и даже дважды: под Ростовом в Белогостицком монастыре и в Вышнем Волочке, при последнем в усыпальнице он и похоронен. Как сообщил Сивохин, в феврале 2025 г. в этом городе готовятся большие памятные мероприятия в честь 200-летия со дня рождения Е.Н. Сивохина, куда пригл
ашены представители тех многих соборов и монастырей, которые поддерживал в свое время известный благотворитель.



В заключение директор Музея истории ИППО Григорий Маневич провел кураторскую экскурсию по выставке, обратив внимание на документы, фотографии, предметы и личные вещи видных представителей дореволюционного российского общества, которые сыграли значимую роль в развитии Русской Палестины, а также тематические издания из фонда Библиотеки иностранной литературы и живописные работы художника Гарри Азатова.



Выставку можно посетить до 27 декабря 2024 г.



Юлия Зайцева


============================================================


В крестном ходе в Екатеринбурге приняли участие 3,5 тыс. человек

09.12.2024 13:52
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109830
------------------------------------------------------------




Екатеринбург, 9 декабря. В крестном ходе по Екатеринбургу в честь дня святой великомученицы Екатерины прошли около 3,5 тыс. человек, рассказали в пресс-службе городской епархии. Крестный ход завершился молебном у храма-часовни святой Екатерины, передает «Коммерсантъ».



В молебне приняли участие митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, генеральный директор телеканала «Спас» Борис Корчевников, директор фонда святой Екатерины Александр Андреев. «Я очень верю в то, что после окончания противостояния, после победы у нас в городе как памятник будет воздвигнут храм святой Екатерины», — сказал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.


============================================================


Собирание мозаики древнерусского мира
Археологи представили результат десяти лет раскопок в новгородском Юрьевом монастыре

09.12.2024 12:50 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=109829
------------------------------------------------------------




Фото: blagovest-info.ru



Москва, 9 декабря, Благовест-инфо. Презентация коллективной монографии «Росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря: археология и искусство» состоялась 4 декабря в Государственном институте искусствознания. Издание, в подготовке которого приняли участие ученые разных специальностей, вышло под грифами Института археологии РАН (ИА РАН) и Новгородского музея-заповедника. «Самым большим археологическим открытием в России в XXI веке» назвал найденные фрески XII века директор ИА РАН Николай Макаров.







На фото указано место раскопок. Фото https://archaeolog.ru/



Он рассказал, что почти десять лет ушло на извлечение фресок «из недр Георгиевского собора» –– имеется в виду извлечение в первые годы раскопок из-под пола XIX в. фрагментов первоначальной фресковой живописи начала XII века, сбитых со стен и положенных в основание пола во время ремонта, затеянного архимандритом Фотием в 1820-е гг. Считается, что это примерно треть фрескового ансамбля. Все эти годы велись также поиски основного объема фрагментов на территории монастыря, и в 2022 г. отряд ИА РАН в небольшом шурфе около Орловского корпуса обнаружил слой строительного развала, содержащего битые фрески. Сотрудники фресковых мастерских Новгородского музея совместно с археологами ИА РАН извлекли с небольшой площади шурфа более 100 лотков осколков фресок.







Фото из книги



Осколки представляют собой так называемый «массовый материал», на котором невозможно распознать изображения. Но удалось обнаружить всего менее десятка фрагментов, определяемых как личное письмо: это фрагменты женских, мужских и ангельских ликов, один из них атрибутирован как лик Богородицы.







Фото из книги



Всего за десятилетие, как сообщил директор ИА РАН, было найдено более 400 тыс. фрагментов фресок, которые составляют примерно 1 тыс. кв. м росписей. Над исследованием этих фресок трудились ученые разных специальностей: археологи, историки, искусствоведы, реставраторы, лингвисты, геологи, химики – получился междисциплинарный проект, результаты которого нашли отражение в книге. Можно сказать, что эти материалы «принадлежат не только археологии, но и всем гуманитарным наукам, всей русской культуре». Конечно, эти исследования были бы невозможны без участия и содействия братии монастыря, отметил Макаров.







Фото: blagovest-info.ru



С самого начала раскопок РПЦ оказывает учёным содействие, и митрополиту Звенигородскому Арсению (Перевалову) «приятно осознавать, что Юрьев монастырь и Новгородская епархия внесли свой вклад в изучение мирового искусства». Он приветствовал авторов монографии и участников презентации и вспомнил о своем служении в качестве наместника Юрьева монастыря как раз в эти годы. «Юрьев монастырь – моя духовная родина. А Георгиевский собор – как отдельная вселенная, которая может рассказать нам еще многое» –– в частности, результаты раскопок дополняют летописные повествования, представления о древнем церковном искусстве, о том, как возводились памятники княжеской архитектуры, как складывалась фресковая живопись, отметил митрополит. Он пожелал ученым новых важных открытий, потому что работы с фресками Георгиевского собора хватит еще не на одно десятилетие.



«Эта история не закончена, мы обязаны продолжать», – сказал о перспективах работы руководитель раскопок, главный научный сотрудник Отдела средневековой археологии ИА РАН, начальник Новгородского архитектурно-археологического отряда Владимир Седов. И в этом смысле представленная книга – не окончательный итог работ, а только результат десяти лет исследований, которые будут продолжены. «Мы не ставим точку, предстоит еще огромный объём открытий в Георгиевском соборе – это космический археологический материал, он позволяет собирать мозаику древнерусского мира, который был таким ярким и содержательным», –– сказала замдиректора ИА РАН Марина Вдовиченко.



Главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ (Москва) Ольга Этингоф говорила о высоком качестве живописи в Георгиевском соборе и особенностях работы с найденными фрагментами. В отличие от других древних новгородских памятников, фрески которых сохранились на довоенных фотографиях, зарисовках и прорисях, и реставраторы могут ориентироваться на них, собирая изображение из кусочков, стенопись Георгиевского собора перед ремонтом 1820-х гг. не фиксировали. В этом случае перед реставраторами Новгородских мастерских оказалась terra incognita; только «ощупью», на основе интуиции и высокого профессионализма они подбирают фрагменты друг ко другу.



Но даже те изображения, которые уже удалось «уловить» реставраторам, позволяют говорить о том, что перед нами – фрески замечательного художественного качества. В интервью «Благовест-инфо» О. Этингоф пояснила, что роспись Георгиевского собора выполняла особенная артель, которая работала в знаменитых княжеских новгородских храмах первой четверти XII в. – церкви Благовещения на Городище, новгородском Софийском соборе и Николо-Дворищенском соборе. Вероятно, артель была призвана в Новгород из Киева, она могла состоять из константинопольских мастеров, с участием киевских художников. И это тем более важно, что памятников фресковой живописи XII в. в самой Византии сохранилось не так много. Найденные фрагменты – того же времени, что и сохранившиеся фрески в капелле лестничной башни. Но если эта капелла, судя по всему, могла быть игуменской молельней, и фрески здесь более строгие, то росписи в основной части собора носят скорее аристократически
й характер, отметила доктор искусствоведения. Она добавила также, что среди неожиданных находок археологов были фрагменты позолоты на фресках. Привлекая хронологические аналоги из домонгольских сербских храмов, ученые теперь могут утверждать, что на Руси тоже использовалось золото при росписи храмов.



Для изучения технологической стороны древних росписей были привлечены геологи и химики. В частности, их исследования позволили определить происхождение лазурита, который использовался в Георгиевском соборе. По словам Алексея Окулова, лазурит везли с Бадахшанского месторождения (на территории современного Афганистана). «То, насколько было небезопасно, сложно, дорого, хлопотно привозить этот минерал, превращать его пигмент, свидетельствует о том, что этот заказ имел большое значение, требовал больших финансовых вливаний», – отметил геолог.







Фото из книги



Среди найденных фрагментов были обнаружены граффити, к изучению которых привлекались специалисты по древнерусский письменности. «Это просто чудо! Вдруг из земли возникли новые тексты XII века! Русская эпиграфика никогда еще единовременно не прирастала текстами такого уровня» – поделился впечатлением академик РАН Алексей Гиппиус. Он рассказал, что из кусочков удалось составить целый фрагмент, который сообщал о смерти княжичей – сыновей Ярослава Владимировича, что дополнило летописное повествование. В процарапанных надписях обнаружились и некоторые слова, неизвестные ранее науке, например, «полусорочиние» (20 дней со дня смерти человека, половина сороковин).



По видеосвязи на презентации выступили искусствоведы, чьи статьи также вошли в книгу: Милица Стоянович (Сербия) и Алессандра Джиумилия-Маир (Италия). Авторов монографии поблагодарили за работу известные российские ученые: Лев Лифшиц, Леонид Беляев, Ирина Стерлигова. Новое издание приветствовал генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн. В заключение встречи своими воспоминаниями поделились выпускники 57-й московской школы, которые летом работали в археологической экспедиции в Юрьевом монастыре на практике.



Юлия Зайцева


============================================================


Папа Франциск возвёл в сан новых кардиналов

09.12.2024 11:48 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109828
------------------------------------------------------------




Фото: vaticannews.va



Рим, 9 декабря, Благовест-инфо. 7 декабря в базилике Святого Петра состоялась очередная публичная консистория по возведению в сан двадцати одного кардинала, сообщает Vatican News.



В своей проповеди Папа призвал членов Коллегии кардиналов избегать искушений власти, престижа и показухи, а также напомнил, что их служение обязано зиждиться на Христе. По словам понтифика, верность Господу требует самого важного: «Вернуться к Нему и вновь поставить Его в центр всего». Путь Христа – это служение ближним: исцеление ран, освобождение от греха и поддержка слабых, поэтому миссия кардиналов должна вдохновляться радостью встречи с людьми и заботой о самых уязвимых.



Папа Франциск предостерёг новоизбранных кардиналов от «конкуренции, губящей единство» и призвал их стать «свидетелями братства, ремесленниками общения и зодчими сплочённости». В этом контексте Епископ Рима обратился к наследию святого Павла VI, который глубоко заботился о единстве Церкви.



Особый момент церемонии – вручение кардинальских символов: алой биретты, перстня и Папской буллы с титулом. 21 иерарх дал клятву верности Папе Римскому и его преемникам. Завершился обряд молитвой о новых кардиналах и обо всех верующих, а также посвящением Церкви Пресвятой Деве Марии накануне праздника Непорочного зачатия.



Ниже приводится список кардиналов (по возрасту, в порядке убывания):



– итальянский архиепископ Анджело Ачерби. Ветеран дипломатической службы Ватикана, он является самым старым из будущих «пурпуроносцев»: 23 сентября ему исполнилось 99 лет.



– 74-летний перуанец Карлос Густаво Кастильо Маттасольо, архиепископ Лимы;



– 72-летний аргентинец Висенте Бокалич Иглич, архиепископ Сантьяго-дель-Эстеро, примас Аргентины;



– 69-летний эквадорец Луис Эрардо Кабрера Эррера, архиепископ Гуаякиля;



– 68-летний сербский прелат венгерского происхождения Ладислав (Ласло) Немет, римско-католический архиепископ Белградский;



– 67-летний чилиец Фернандо Наталио Чомали Гариб – сын палестинских эмигрантов, с прошлого года является архиепископом Сантьяго-де-Чили и примасом Чили;



– 66-летний японский прелат Тарцизий Исао Кикути, архиепископ Токийский;



– 65-летний филиппинец Пабло Вирджилио Сионгко Давид, епископ Калукана;



– 64-летний бразильский францисканец Жайми Шпенглер, архиепископ Порту-Алегри;



– 63-летний прелат из Кот-д’Ивуара Иньяс Бесси Догбо, архиепископ Абиджана;



– 62-летний французский иерарх Жан-Поль Веско – с 2002 года он служит в Алжире, с 2013-го был епископом Орана, а в декабре прошлого года назначен архиепископом алжирской столицы;



– 61-летний бельгийский прелат Доминик Жозеф Матьё – с 2013 года служил в Ливане, а в 2021-м возглавил католическую архиепархию Тегерана и Исфахана (Иран);



– 61-летний Доменико Батталья, архиепископ Неаполя;



– 57-летний итальянский иерарх Роберто Реполе, архиепископ Туринский;



– 53-летний итальянский архиепископ Бальдассаре Рейна, генеральный викарий Рима и архипресвитер Латеранской базилики;



– 53-летний канадец Фрэнсис (Фрэнк) Лео, архиепископ Торонто;



– 52-летний Роландас Макрицкас, уроженец Литвы: в прошлом дипломат и сотрудник госсекретариата Ватикана, в 2023 году он был хиротонисан во архиепископа, а в марте 2024-го назначен коадъютором архипресвитера базилики Санта-Мария-Маджоре;



– 44-летний Николай (Мыкола) Бычок – самый молодой из новых кардиналов: он родился в Тернополе (Украина), в молодости вступил в греко-католический орден редемптористов, служил священником в Прокопьевске (Кемеровская область России), в США, а с 2021 года возглавляет епархию УГКЦ в Мельбурне (Австралия).



Папа Франциск также возвел в кардинальское достоинство трех священнослужителей, не являющихся епископами:



– 79-летний английский богослов священник Тимоти Питер Джозеф Рэдклифф – будучи монахом-доминиканцем, с 1992 по 2001 год он возглавлял этот орден;



– 59-летний итальянский священник Фабио Баджо, заместитель секретаря Секции по делам мигрантов и беженцев Дикастерии содействия целостному развитию человека;



– 51-летний священник Сиро-Малабарской Церкви Джордж Джейкоб Кувакад – уроженец Индии, в течение трех последних лет он отвечает за организацию зарубежных поездок понтифика.



В настоящий момент Коллегия кардиналов насчитывает 253 иерархов, из которых 140 избирателей и 113 без права голоса на конклаве. Географическое разнообразие пополнилось представителями из пяти стран: Алжира, Австралии, Эквадора, Ирана и Сербии.


============================================================


Патриарх Кирилл освятил храм Живоначальной Троицы в Чертанове и возглавил хиротонию епископа Ейского и Тимашевского

09.12.2024 11:13
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109827
------------------------------------------------------------




Фото: foto.patriarchia.ru



Москва, 9 декабря. 8 декабря 2024 года, в отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме.



За литургией состоялась хиротония архимандрита Серафима (Лопухова) во епископа Ейского и Тимашевского. Новорукоположенный иерарх, избранный к епископскому служению решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 октября 2024 года, стал правящим архиереем Ейской епархии Кубанской митрополии.



Были освящены три престола храма Живоначальной Троицы в Чертанове: центральный — в честь Живоначальной Троицы; правый — в честь Толгской иконы Божией Матери; левый — в честь Богоявления Господня.



При освящении храма и за литургией предстоятелю сослужили управляющий делами Московской патриархии митрополит Воскресенский Григорий, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност, иерархи и духовенство Русской Православной Церкви.



По окончании литургии Патриарх Кирилл напутствовал епископа Ейского и Тимашевского Серафима на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.



В дар новоосвященному храму Патриарх передал образ благоверного великого князя Александра Невского, затем вручил церковные награды, сообщает Патриаршая пресс-служба.


============================================================


В Париже открыли Нотр-Дам после реставрации

09.12.2024 10:16 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109826
------------------------------------------------------------




Скриншот видеозаписи телеканала Direct



Москва, 9 декабря, Благовест-инфо. Собор Парижской Богоматери был официально открыт в субботу 7 декабря, спустя более пяти лет после разрушительного пожара, сообщает «Интерфакс». На церемонии присутствовали президент Франции, лидеры других стран Запада и более 1500 гостей.



Церемонию открытия возглавили архиепископ Парижский Лоран Ульрих и президент Эммануэль Макрон. В соборе присутствовало более 1500 гостей, среди которых 50 глав государств, наследник престола Соединенного Королевства принц Уильям, первая леди США Джилл Байден, избранный президент США Дональд Трамп, совершивший свою первую зарубежную поездку после победы на выборах в прошлом месяце и Илон Маск.



Событие, ставшее кульминацией кропотливого реставрационного проекта стоимостью 760 миллионов долларов, состоялось в один из самых важных праздников Римско-Католической Церкви – День Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.



Церемония началась в 19:09 по парижскому времени (21:09 по Москве), когда президент Макрон, первая леди Франции и архиепископ встали у дверей собора под бой большого колокола. Архиепископ трижды постучал в дверь своим посохом. «Пресвятая Богородица, самая любящая мать, открой свои двери, чтобы помочь нам обрести любовь и истину, справедливость и мир», – повторял он при каждом стуке, после чего вошел в храм под пение детского хора Нотр-Дам.



Затем гости посмотрели видеоролик о пожаре и восстановлении, после чего в храм вошли более 400 пожарных, которые оказали помощь в ликвидации пожара, а также люди, сыгравшие важную роль в его реставрации.



Далее последовали выступления Макрона, архиепископа парижского Лорана Ульриха и апостольского нунция во Франции архиепископа Челестино Мильоре. Во время мероприятия прозвучало послание Папы Франциска, прочитанное апостольским нунцием, сообщает Vatican News.



После органной игры в исполнении Оливьера Латри (музыканта, дольше всех в истории являющегося органистом собора), архиепископ благословил всех гостей. В завершение церемонии прозвучали католическое песнопение «Te Deum» и французский национальный гимн «Марсельеза».



8 декабря Архиепископ Парижа Лоран Ульрих совершил первую мессу в отреставрированном после пожара Нотр-Даме. В ходе богослужения он освятил новый бронзовый алтарь, сообщает газета Le Figaro.


============================================================

В избранное