Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 10/12/2024


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
https://www.blagovest-info.ru/

Новости за 10/12/2024
============================================================
Выставка "Итальянские страницы творчества А.Н. Овчинникова и его учеников". Москва

20 декабря - 2 февраля

10.12.2024 19:42
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=109856
------------------------------------------------------------
Открытие выставки «Итальянские страницы творчества А.Н. Овчинникова и его учеников» состоится 20 декабря в 19.00.



Выставка в Культурном центре "Покровские ворота" откроет новую, малоизвестную страницу творчества А.Н. Овчинникова художника-реставратора ВХРНЦ имени академика И.Э. Грабаря — как иконописца и учителя иконописной школы в Сериате.



Вы сможете увидеть:

- копии, кальки-реконструкции А.Н. Овчинникова,

- фотографии семинаров, занятий и путешествий мастера в Италии,

- копии-реконструкции его ученика А. Горматюка, а также акварели с видами старинной Виллы Амбивери в Сериате, где расположена иконописная школа,

- иконы учеников мастера.



В программе вечера:

Живой рассказ об итальянском фонде «Христианская Россия», создании иконописной школы при фонде, и о том, как встречи с Адольфом Николаевичем открывали новые горизонты для учеников.



На вечере выступят:

- Александр Горматюк — художник-реставратор, канд. искусствоведения, заведующий научно-реставрационной мастерской «Иконотека А.Н. Овчинникова» ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря, преподавал в школе Сериате в 1994 году;

- Мария Трубачева — научный сотрудник ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря;

- Джованна Парравичини — переводчица и помощница А.Н. Овчинникова в Италии;

- Паола Кортези — директор иконописной школы в Сериате;

- Ирина Языкова — искусствовед, канд. культурологии.



Выставка организована при участии Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря



Выставка пройдет в нашем зале с 12 декабря по 2 февраля.



Адрес: Москва, Покровка, 27, стр. 1.







Вход свободный по регистрации.


============================================================


"Каритас" обнародовала данные о гуманитарном кризисе в Судане

10.12.2024 19:14
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109855
------------------------------------------------------------




Фото: vaticannews.va



Хартум, 10 декабря. Итальянская благотворительная организация «Каритас» обнародовала данные о тяжёлом гуманитарном кризисе в Судане, сообщает Vatican News.



Вооружённый конфликт, который разразился в 2023 году и продолжается уже более полутора лет, значительно обострил гуманитарную ситуацию в стране: люди сталкиваются с насилием, продовольственной катастрофой, нехваткой медицинской помощи и эпидемиями, в том числе холеры.



Судан, по данным ООН, переживает один из самых серьёзных гуманитарных кризисов в мире. Более половины населения страдает от нехватки продовольствия. Около 8 млн человек находятся на пороге смерти от голода, а более 700 тысяч уже стали его жертвами. В зоне особого риска — дети: более 3 млн малышей до пяти лет и около 1 млн беременных женщин страдают от недоедания.



Кроме того, почти 12 млн человек были вынуждены покинуть свои дома; более 3 млн из них нашли убежище в соседних странах – Египте, Южном Судане, Чаде и Ливии. В результате на сегодняшний день каждый седьмой вынужденный переселенец в мире — гражданин Судана, при этом число беженцев продолжает увеличиваться примерно на 20 тысяч человек ежедневно.



В ответ на гуманитарный кризис итальянская организация «Каритас» реализует программу помощи, направленную на поддержку людей как внутри Судана, так и в соседних странах. Она продолжает предоставлять финансовые средства и организовывать обеспечение водой, гигиеной и питанием. Более 20 тысяч человек в Судане уже получили помощь в виде денежных средств и санитарно-гигиенических принадлежностей. В Южном Судане и Чаде, где обстановка также остаётся крайне сложной, помощь была оказана более 40 тысячам беженцев.



«Каритас» поддерживает призывы гражданского общества и поместной епископской конференции о прекращении огня и обеспечении безопасного доступа гуманитарных организаций. Организация подчеркивает необходимость увеличения финансирования гуманитарных программ, поскольку текущие ресурсы не покрывают всех потребностей.



Ситуация в Судане продолжает оставаться крайне напряженной, и международная помощь – единственная надежда для миллионов, оказавшихся в этой тяжёлой ситуации.


============================================================


Церковь просит передать заброшенные храмы под опеку муниципалитетам

10.12.2024 17:27
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109854
------------------------------------------------------------




Фото: miloserdie.ru



Москва, 10 декабря. Руководитель Правового управления РПЦ игумения Ксения (Чернега) выступила в Совете Федерации с предложением: муниципалитеты должны сотрудничать с епархиями и взять заброшенные храмы под свою опеку, сообщает «Милосердие».



По ее словам, муниципалитеты должны составить и опубликовать реестры заброшенных храмов, найти финансы для их реставрации. По словам игумении Ксении, около 50% объектов культурного наследия на территории России имеют религиозное назначение, Русская Церковь является их основным правообладателем. Однако многие храмы остаются в публичной собственности, при этом не востребованы и превращаются в руины, особенно находящиеся в отдаленных селах.



Таким образом, Церковь предлагает внести в федеральный закон 73 поправки, направленные на обеспечение сохранности таких объектов. Они должны упростить порядок проведения неотложных консервационных и противоаварийных работ без разработки проектной документации на основании акта технического состояния. Руководитель Правового управления попросила разработать особую форму, стимулирующую передачу таких объектов в собственность или пользование религиозных общин. При этом должен сохраниться «баланс интересов» застройщиков и правообладателей таких объектов.



По поручению Патриарха Кирилла игумения Ксения попросила создать рабочую группу для разработки соответствующих поправок.


============================================================


Турция: бывшая католическая церковь освящена как собор православной Смирнской митрополии

10.12.2024 16:08 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109853
------------------------------------------------------------




Фото: orthodoxtimes.com



Измир, 10 декабря, Благовест-инфо. Патриарх Константинопольский Варфоломей возглавил литургию в новоосвященном соборе Успения Богоматери в Измире (Смирне) 8 декабря.



Храм в Измире был построен в XVII веке как католическая церковь Пресвятой Девы Марии. Как сообщалось ранее, в 2023 году Папа Франциск и орден францисканцев в ответ на просьбу Патриарха Варфоломея передали здание храма в пользование Смирнской митрополии Константинопольской Православной Церкви. Первым православным богослужением в храме стала Пасхальная литургия 16 апреля 2023 года. Ранее в распоряжении Смирнской митрополии был только один небольшой храм св. Фотинии, не вмещавший всех верующих.



На торжественном богослужении 8 декабря присутствовали апостольский нунций в Турции и Азербайджане архиепископ Марек Сольчинский, католический архиепископ Измира Мартин Кметец. Генерального министра рдена братьев меньших о. Массимо Фузарелли представляла делегация во главе с братом Джоном Воном. Также присутствовали консулы Греции и Румынии в Измире, представители смирнской общины Греции, пишет Orthodox Times.



«Санта-Мария Смирнская стояла три века и двадцать шесть лет, она была отстроена после разрушительного землетрясения 1688 года, в котором погиб митрополит города, Игнатий, – сказал в своей проповеди Патриарх Варфоломей. – Всю свою историю этот храм был домом ордена францисканцев. Сегодня, благодаря щедрости Папы Франциска – первого понтифика, носящего имя основателя ордена, и поддержке братьев-францисканцев, он стал духовным домом православных христиан этого великого города».







Фото: orthodoxtimes.com



Смирнская митрополия, кафедральным собором которой стал храм Успения – одна из древнейших епархий в мире, известная с I века, когда на нее был поставлен св. Поликарп Смирнский. Епархия прекратила существование в 1922 году: в то время большая часть греческого населения Смирны была уничтожена в результате резни, был убит также и правящий архиерей – митрополит Хризостом (Калафатис, прославлен в лике святых Элладской Православной Церковью). Митрополия восстановлена в 2016 году, тогда же был поставлен ее нынешний глава – митрополит Варфоломей (Самарас).


============================================================


VI Международная конференция "Попечение Церкви о душевнобольных" состоялась в Москве

10.12.2024 15:30 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=109851
------------------------------------------------------------




Фото: mospat.ru



Москва, 25 ноября, Благовест-инфо. VI Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных» состоялась 22-23 ноября в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП). В этом году для форума выбрана тема «Возрастные аспекты психических расстройств и особенности их пастырского окормления». Встреча участников организована по инициативе Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия РПЦ. Соорганизаторами являются ОВЦС МП и ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (далее НЦПЗ). Как и предыдущие конференции, этот форум проходит при поддержке благотворительной организации «Помощь Церкви в нужде» (Kirche in Not).



В конференции принимали участие психиатры, психологи и социологи, священнослужители и студенты духовных школ, представители Русской Православной Церкви, Римско-Католической Церкви, Древних Восточных Церквей. Свои доклады представили ведущие российские и зарубежные эксперты в заявленной области, в том числе из Италии, Германии, Швейцарии, Армении, Индии, Эфиопии, США. Всего было заявлено более 30 докладов.



С приветствиями к собравшимся обратился многолетний куратор этой тематики и модератор конференций митрополит Сергий (Фомин), который, в частности, сказал: «Мы, медицина и Церковь, достигли много: мы стали доверять друг другу, начали строить храмы в местах лечения психически больных людей, мы их окормляем и постоянно нуждаемся в опыте, в какой бы части света этот опыт ни был приобретен». Митрополит отметил, что на подобные конференции постоянно приглашаются православные, католики, представители дохалкидонских Церквей и других христианских деноминаций – это сотрудничество вносит позитивный вклад в изучение проблем и обмен опытом.



Руководитель отдела по взаимоотношениям с Россией, Средней Азией и Кавказом Kirche in Not Петр Гуменюк выразил особую благодарность главе ОВЦС митрополиту Волоколамскому Антонию и митрополиту Сергию за приглашение принять участие в конференции. Он приветствовал собравшихся от имени руководства Kirche in Not и лично от себя, отметив, что серия таких конференций стала «прочным мостом между наукой и Церковью, и, как мы видим, этот диалог развивается и приносит плоды». Главный предмет исследования и обсуждений на этих конференциях – «это душа человеческая, которая находится между светом и тьмой». И наука, и Церковь подходят к этому как к «экзистенциальному внутреннему процессу», который становится особенно интенсивным в непростые времена – как на личном уровне, так и в целом.



Со словами приветствия к участникам обратились также замдиректора НПЦЗ Василий Каледа и, по видеосвязи, представитель Всемирного совета Церквей, директор Комиссии по вопросам здоровья и исцеления ВСЦ Манош Куриан.



Духовность и возрастные аспекты психического здоровья



Первое заседание, посвященное теме «Духовность и возрастные аспекты психического здоровья», открылось докладом митрополита Сергия, который так определил задачу форума: «Наша конференция нацелена на то, чтобы профессиональное психиатрическое сообщество понимало религиозность своих пациентов и чтобы помощь в области психического здоровья стала неотъемлемой частью церковного служения, доступной на каждом приходе». Докладчик кратко описал специфические проблемы психического здоровья, свойственные детям, подросткам и пожилым людям, подчеркнув важную роль семьи как «фундамента психического здоровья». «Медицинское сообщество и духовенство совместно должны заботиться о том, чтобы не допускать стигматизации психически нездоровых людей в светском обществе и в церковной среде», – отметил митрополит Сергий.



Профессор Василий Каледа, председатель секции Российского общества психиатров по клинической психиатрии религиозности и духовности, в докладе «Психические расстройства и возраст» представил теоретические и статистические выкладки по теме конференции. Он рассказал о возрастных особенностях нейрогенеза, о специфике возрастных кризисов и о том, как проявляется возраст в духовной жизни человека. Говоря о динамике распространения разных психических заболеваний в зависимости от возраста, он привел статистику самоубийств (значительный их рост приходится на возраст 75+). Докладчик рассказал об эпидемиологии деменции и об активизации глобальных действий по повышению осведомленности об этом заболевании (учитывая неуклонный рост доли пожилого населения в мире), а также о зависимости продолжительности жизни от наличия психических расстройств.



Венсеслао Доминго Виал Мена, профессор Университета Святого Креста (Италия, Рим) в докладе «Мир в душе человека в условиях технологического общества» поставил вопрос о том, что такое этот внутренний мир. Конечно, это не эмоция, а состояние – «спокойствие порядка» по бл. Августину. Докладчик обозначил современные угрозы для этого душевного мира, связанные с развитием технологий; проанализировал популярные практики обретения внутренней гармонии – йога и осознанность, раскрыл их религиозную основу – индуизм и буддизм соответственно и показал как их положительные черты, так и потенциальные недостатки с духовной точки зрения. Эти практики «можно ошибочно принять за христианскую молитву, но они принципиально отличаются», и автор доклада рассмотрел отличия, утверждая, что «христианская молитва – это дар Божий, и она служит привилегированным путем к внутреннему миру», который есть «плод любви, превосходящий
справедливость».



На проблемах пожилого возраста сосредоточились следующие докладчики. Доктор медицинских наук Любовь Пищикова (ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского») в докладе «Особенности депрессий позднего возраста. Роль и значение душепопечения» осветила вопросы типологии, клиники депрессий позднего возраста, описала биопсихосоциодуховные факторы, влияющие на появление депрессий. В частности, были проанализированы особенности психопатологической симптоматики у «религиозно-духовных» пациентов. На основании анализа официальных документов РПЦ, мнения священнослужителей, рекомендаций психиатров докладчица рассказала о значении и особенностях пастырского душепопечения при этом виде психической патологии.



На этой же теме – «Депрессия у пожилых» – сфокусировал свое внимание Варгез П. Паннуз, профессор и завкафедрой психиатрии Государственного медицинского колледжа Коттаяма (Керала, Индия). Он рассмотрел распространенные заблуждения о депрессии у пожилых, которые часто ведут к ошибке диагностирования, поделился размышлениями и наблюдениями о причинах гериатрической депрессии. Что касается лечения и помощи, то профессор, помимо лекарственных препаратов, придает большое значение психосоциальным методам, «включая духовность». «Церковь и ее служители несут ответственность за взаимодействие со специалистами в области охраны психического здоровья и участие в распознавании и лечении депрессии у пожилых людей», – заключил докладчик.



Деменция – еще более распространенное заболевание среди пожилых людей, чем депрессия: около 50 млн человек во всем мире в настоящее время страдают деменцией, и ожидается, что к 2050 году их число утроится. Эти цифры привел протоиерей Афанасий Улеа, врач, представитель Румынской Православной Церкви (Германия), в докладе «Профилактика деменции: взгляд врача и священника». Докладчик подробно рассмотрел 12 факторов риска деменции, отметил срочность применения профилактических мер, поскольку 40% случаев этого заболевания считаются предотвратимыми. Он предложил целостный подход к профилактике, который объединяет медицинские, социальные и духовные аспекты, когда необходимая корректировка образа жизни дополняется общественными и духовными практиками, такими как пост, физическая активность и социальные связи в Церкви. Такой подход поддерживает психическую устойчивость и снижает риск деменции, утверждает врач и священник.



Несколько докладов, сделанных специалистами НЦПЗ, были в основной своей части адресованы коллегам-психиатрам, но их выводы важны и для оказания адекватной пастырской помощи людям, страдающим душевными недугами. Это сообщения, посвященные возрастным особенностям разных патологий: «Возрастные аспекты бредовых расстройств» (Григорий Копейко), «Сравнительно-возрастные аспекты аффективных расстройств» (Анна Алексеева), «Особенности деструктивного поведения у больных среднего возраста, страдающих бредом конца света в рамках шизофрении» (Ольга Борисова), «Возрастные особенности мировоззренческих и духовных кризисов» (Екатерина Гедевани).



Доцент РНИМУ им. Н.И. Пирогова Борис Воскресенский в докладе «Сравнительно-возрастной подход как инструмент диагностики» предложил рассматривать указанную проблему с позиций трехчастности: «биопсихосоциальная модель человека и болезни в основе своей идентична христианской антропологии (дух, душа, тело)», утверждает автор. С этой точки зрения он показал этапы становления отдельных психических процессов и структур и заострил внимание на проблеме возрастных кризисов.



Особое внимание участников было уделено проблемам подросткового возраста. Алла Головина (НЦПЗ) в докладе «Экзистенциальный кризис и аутоагрессивное поведение у подростков» проследила связь между самим этим кризисом и возникающим на его фоне аутоагрессивным поведением как «отражением душевного неблагополучия, симптомом различных психических расстройств». Были приведены данные о факторах риска, механизмах развития аутоагрессивного поведения у подростков и обоснована высокая значимость религии как проводника духовности для превенции такого поведения и его коррекции на этапе взросления.



В докладе Натальи Осиповой, профессора ФГБОУ «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» «Патологический пубертатный криз и дебют аффективных расстройств: возможности ранней диагностики и пастырского сопровождения», насыщенном медицинской информацией, были также обозначены возможности совместного пастырского и медико-психологического сопровождения подростков с аффективными расстройствами на этапах диагностики, лечения и реабилитации. Доцент этого же университета Ирина Машкова выступила с докладом «Психопатологические проблемы формирования религиозной идентичности у лиц молодого возраста на этапе сепарации от родительской семьи». Геннадий Банников (НИИ психиатрии, Москва) представил результаты исследования по теме «Суицидальное кризисное состояние в подростковом возрасте: факторы риска и механизмы развития». Профессор Варгез П. Паннуз выступил со вторым докладом – «Синдром деф
ицита внимания и гиперактивности у детей и подростков».







Фото: mospat.ru



Взаимодействие священнослужителей и врачей в помощи душевнобольным



«Вопросы взаимодействия священнослужителей и врачей» – этой теме были посвящены доклады второго дня конференции 23 ноября.



Абба Хайлегебриэль Гирма, вице-президент по научным вопросам и профессор Университета Святой Троицы патриархата Эфиопской Православной Церкви Тевахедо (Аддис-Абеба, Эфиопия) в докладе «Духовная жизнь и психическое здоровье» всесторонне описал проблему с медицинской, богословской и пастырской сторон и дал ряд конкретных рекомендаций, основанных на опыте. Среди них – включение духовных практик (молитвы, медитации) в психиатрическую помощь, «при условии, что человек открыт для этого», обучение специалистов-психиатров интегрированию духовной помощи в план лечения; поощрение поддержки больных со стороны религиозного сообщества и др.



Джеймс Солиман, пресвитер церкви Святой Девы Марии в Лос-Анджелесе (Калифорния, США), представитель Коптской Православной Церкви, придает большое значение повышению осведомленности о психическом здоровье, которая, по его словам, явно недостаточна в коптской православной общине. В докладе он поставил ряд вопросов, которые должны способствовать просвещению единоверцев, беспрепятственному обращению за помощью и снижению негативного отношения к психическим проблемам. Священник считает необходимым не только изучение в общине соответствующей литературы, но и создание образовательного видео по теме.



Священник Смбат Саргсян, клирик храма св. Иоанна Крестителя села Ариндж Котайкской епархии Армянской Апостольской Церкви (Армения) в докладе «Духовная жизнь и психические заболевания» акцентировал внимание на необходимости постоянного контакта человека с психическим заболеванием и духовника. «Хотя духовные возможности таких больных ограничены, однако они, пусть и в малой мере, тоже могут приносить плоды веры, тоже способны к духовному росту, тянутся к свету, к добру», – сказал о. Смбат. Священник же, в свою очередь, должен «достучаться до «внутреннего человека» больного», чтобы приобщить его к церковным таинствам.



Манош Куриан, представитель ВСЦ, представил сообщение на тему «Влияние молитвы на психическое здоровье».



Семья и психическое здоровье



Влиянию семейных конфликтов на психическое здоровье членов семьи и особенно ребенка посвятила свое выступление сестра Иринея (Щербакова), монахиня католической конгрегации сестер Святого Семейства, клинический христианский психолог. Она поделилась опытом консультирования, проведения групповых очных и онлайн-семинаров по выздоровлению от созависимости. Многочисленные примеры из ее практики подтверждают, что семейные конфликты оказывают «непоправимое воздействие на всех членов семьи и их психическое здоровье», и психолог далеко не всегда может радикально помочь. «И только один-единственный, кто может спасти от всего этого, часто напрямую или через священника, психолога, психиатра, просто верующего человека, который умеет любить, – это Господь. Он готов спасти и имеет в Себе то, что потеряли люди в семейном конфликте: доверие, сочувствие, понимание, принятие, прощение, надежду и любовь», – заключила докладчица.



Эмилиано Монзани, психиатр-психотерапевт, директор психиатрической больницы 1 (Бергамо, Италия) в докладе «Семейная нагрузка и качество жизни при серьезных психических заболеваниях» подробно разобрал психологические последствия для семьи, связанные с проживанием и уходом за родственником, страдающим психическим заболеванием. Он отметил изменение подхода к проблеме в последнее время: если раньше акцент ставился на психологическом просвещении, то теперь все больше говорят о «семейном вмешательстве», имея в виду конкретную помощь семье на разных этапах заболевания одного из ее членов. Информированность дает возможность ухаживающим ощущать контроль над болезнью, использовать активные стратегии преодоления, иметь эмоциональную поддержку, справляться с чувствами вины и стыда, тревогой, гневом и депрессией. Над таким комплексным подходом не только к лечению самого больного, но и к поддержке его близких работают сейчас врачи из Бергамо, рассказал доктор Монза
ни.



О том, как над этой же проблемой работают в России, практикуя биопсихосоциодуховный подход, рассказала Татьяна Солохина (НЦПЗ) в докладе «Комплексная медико-реабилитационная помощь пациентам с тяжелыми психическими заболеваниями и членам их семей». А ее коллега Галина Тюменкова (НЦПЗ) рассказала о том, как формировать навыки «безопасного сообщения» о заболевании у пациентов с эндогенными психическими расстройствами и членов их семей.



Проблемам семьи также были посвящены доклады доцента Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко Максима Пальчикова «Психологические особенности развития семейных отношений, семейные роли. Психотерапевтический и религиозный аспекты» и психолога Татьяны Рязановой (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, ПСТГУ) «Установки на создание семьи и рождение детей у молодежи. Результаты полевого исследования».



Социологи Елена Пруцкова и Василий Тазин (ПСТГУ) в докладе «Религиозные переживания как феномен психического здоровья и психической патологии» рассмотрели переживание богооставленности, которое, как оказалось, можно измерить при помощи ряда социологических инструментов, по особой шкале, причем как «позитивную», так и «негативную» сторону переживания этого состояния. Эти параметры особенно важны для диагностики психически больных с религиозным мировоззрением и риском суицидального поведения, как отмечено в докладе.



По сложившейся традиции, все доклады будут опубликованы в сборнике, который ежегодно выходит по итогам конференции.



Юлия Зайцева


============================================================


Археологи обнаружили более тысячи артефактов под собором Парижской Богоматери

10.12.2024 14:42
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109852
------------------------------------------------------------




Фото: artnews.com



Париж, 10 декабря. Археологи обнаружили более тысячи артефактов под собором Парижской Богоматери в ходе реставрационных работ, сообщает «Седмица» со ссылкой на Artnews.



После того как пожар едва не уничтожил собор, археологам представилась возможность провести раскопки под конструкцией здания во время его пятилетней реставрации и реконструкции и обнаружить более тысячи фрагментов исторических произведений искусства.



Проводить раскопки в знаменитом соборе до пожара было невозможно. Однако после пожара специалисты начали работу в соответствии с французским законом о превентивной археологии: «для обнаружения и проведения научного исследования археологических останков (на суше и под водой), которые в противном случае могли бы быть уничтожены в ходе работ по освоению земель».



Раскопки начались в феврале 2022 года.



Командам из Национального института превентивных археологических исследований, включая группу под руководством Кристофа Бенье, которому изначально было дано всего пять недель на раскопки под каменным полом собора Нотр-Дам, разрешили вырыть яму глубиной 16 дюймов под полом на той же глубине, что и фундамент лесов.



«Находки оказались гораздо богаче, чем ожидалось», – рассказал Бенье в интервью National Geographic.



Эксперты обнаружили около 1035 фрагментов произведений искусства, а также сотню могил, увеличив общее число известных захоронений в соборе до около пятисот. Многие захоронения, а также разбросанные кости остаются неопознанными.



Одним из наиболее примечательных захоронений является свинцовый саркофаг, который, возможно, принадлежал поэту Иоахиму дю Белле.



Также были найдены головы и торсы известняковых статуй в натуральную величину, включая одну из статуй Христа. Среди наиболее значимых архитектурных находок оказалась крестовая перегородка XIII века, которая ранее отделяла хор и святилище от общественного обозрения.



Исследователи также смогли лучше понять, как Нотр-Дам изначально строился мастерами в Средние века. Например, изучение обугленных балок дало более глубокое представление о климате того времени.



Средневековые плотники использовали дубы возрастом около 100 лет, длиной около 49 футов, обработанные топором-долуаром. Веревочные зацепы, найденные в лесу, могли связывать бревна вместе для транспортировки по реке Сене.



Интенсивное применение железных зажимов, используемых для связывания камней, проясняет знание о строительных процессах. Самые старые зажимы, примерно 10–20 дюймов в длину, датируются началом строительства собора в 1160-х годах, что делает Нотр-Дам первым готическим собором, использующим железо в качестве строительного материала.



Кроме того, вдоль поверхностей каменных блоков можно было увидеть методы резки камня, а повторное использование материалов было обнаружено внутри второй крыши над хором XIII века.



Столбы, ранее не видные в фундаменте собора, оказалось были соединены длинными балками для распределения веса здания.



Полный анализ находок в соборе Нотр-Дам помог не только задокументировать то, что там находится, но и дополнительно подтвердить подлинность средневековых артефактов, таких как большие витражи в трансепте собора.


============================================================


На юго-западе Москвы строится храм в честь священномученика Серафима (Чичагова)

10.12.2024 13:34 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109849
------------------------------------------------------------




Фото: 200hramov.ru



Москва, 10 декабря, Благовест-инфо. Строительство нового храма в честь священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского, продвигается с хорошей скоростью. Завершение основных строительных работ запланировано на первую половину 2025 года. Ввод храма в эксплуатацию состоится в ноябре того же года. Этот храм станет духовным и архитектурным украшением округа, где в последние годы активно развивается инфраструктура и городская среда, сообщает пресс-служба депутата Государственной Думы РФ Владимира Ресина, курирующего Программу строительства православных храмов, советника мэра Москвы и советника Патриарха.



Проект храма на 500 молящихся выполнен в старорусском стиле, ставшим популярным для храмов шаговой доступности. За основу взят проект, ранее реализованный в Красноярском крае при строительстве храма апостола Андрея Первозванного. Автором идеи выступил протоиерей Андрей Юревич, руководитель Архитектурного отдела Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви.



Техническим заказчиком выступает Некоммерческое партнерство «Единая служба заказчика Московской Патриархии». В ноябре 2023 года был совершен торжественный чин закладки каменной церкви.



«Это сложная, но благодарная работа. Каждый этап строительства проходит под пристальным вниманием и жителей, и духовенства. Люди следят за возведением храма, обсуждают, вносят свои предложения, – отметил Владимир Ресин. – И мы всегда стараемся учитывать их мнение. Юго-Западный округ продолжает демонстрировать высокий уровень работы. Здесь уже построено 15 храмов, и программа предусматривает строительство еще минимум десяти».



Программа строительства православных храмов, инициированная Патриархом Кириллом и поддержанная правительством Москвы, продолжается уже более 14 лет.



Митрополит Серафим (Леонид Михайлович Чичагов; 1856 – 1937). Епископ Русской Православной Церкви; с февраля 1928 по октябрь 1933 года — митрополит Ленинградский. Расстрелян в 1937 году, реабилитирован посмертно. Внук историка Н. П. Чичагова. Прославлен в лике святых священномучеников Русской Православной Церковью в 1997 году. Память совершается 28 ноября (11 декабря), а также в Соборе Бутовских новомучеников и в Соборе Дивеевских святых, сообщают сетевые источники.


============================================================


"Православное дело" матери Марии как новая форма "братотворения"

10.12.2024 12:49 | Благовест-инфо
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=109847
------------------------------------------------------------




Фото: blagovest-info.ru



Москва, 10 декабря, Благовест-инфо. Объединение «Православное дело», созданное матерью Марией (Скобцовой) в Париже в 1935 г., принято рассматривать как благотворительную организацию, нацеленную на помощь нуждающимся. Это так, но только отчасти. Наталья Ликвинцева, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына (ДРЗ), исследователь наследия матери Марии, предлагает рассматривать «Православное дело» в контексте истории православных братств. Поэтому лекцию, прочитанную 6 декабря в ДРЗ, она назвала: «Поиск новых форм братской жизни: Объединение “Православное дело”».



В 1932 г. в Париже Елизавета Юрьевна Скобцова приняла монашеский постриг с именем Мария. Как свидетельствовали ее друзья, она сразу стала искать новые формы братской жизни – объездила много монастырей и убедилась, «что монастырской жизни больше не существует», что она заменена «личным благочестием и только». В 1934 г., когда удалось снять дом на улице Лурмель, мать Мария загорелась идеей создать там и дом отдыха, и Институт православной культуры, и –главное – духовное братство.







Фото из презентации Н. Ликвинцевой



В сентябре 1935 г. она основала социально-миссионерское объединение «Православное дело» – новый образец православного братства, «небывалое, дерзновенно невероятное объединение, которое является венцом жизни и творчества матери Марии», как считает Ликвинцева. И добавляет: «Это то, что завещано ею нам».



Лектор рассказала о богословской основе нового объединения, которая зиждется на трех понятиях: это богословие «мистики человекообщения», «всеобъемлющего материнства» и «внехрамовой литургии». Мать Мария понимала подлинное общение с каждым человеком как общение с самим Христом. «Всеобъемлющее материнство» предполагает не только ее личное призвание, но призвание каждого христианина, независимо от пола – это богословие «подражания Богоматери», которая приняла Крест распятия Сына как меч, пронзающий душу. Так и каждый христианин должен нести крест брата своего, разделять его боль, считала мать Мария. «Внехрамовая литургия» – это тоже призвание каждого христианина, несущего в мир благодать и радость, полученные в приобщении Христу в церковных таинствах.



В статье «Вторая евангельская заповедь» мать Мария пишет о «феноменологии всеобъемлющей помощи ближнему», соответствующей триаде тела, души и духа. Это попечение о «плоти брата своего», которого нужно накормить, одеть, дать ему кров; бескорыстное внимание к душевному миру человека, способность поставить себя на место другого; помощь на духовном уровне («духовная брань» за образ Божий в человеке, требующая от нас «духовной аскетики»). В письме к митрополиту Евлогию (Георгиевскому), благословившему создание «Православного дела», она называет эти три задачи чуть иначе: «служение хлеба», «служение слова» и «опыты организации христианского быта и религиозно-жизненного общения».







Столовая. Фото из презентации Н. Ликвинцевой



Итак, мать Мария создает не благотворительную организацию («Мы не хотим быть благотворителями»), но именно социально-миссионерское объединение, которое ставит такие задачи: организацию помощи нуждающимся, больным, безработным, одиноким и т.д.; организацию христианской миссионерско-просветительной деятельности (лекции, беседы, съезды, распространение духовной литературы); братское объединение всех работников «Православного Дела». Таким образом, в замысле матери Марии «братотворение» неразрывно связано с помощью ближнему, подчеркнула Ликвинцева.



Дом на Лурмель превращается в гостеприимное пространство, открытое для всех. Сохранились воспоминания и газетные статьи, описывающие особый дух этого дома – спасительного «Ноева ковчега», где всегда накормят, приютят, дадут добрый совет, не оставят без помощи. «Шаталова пустынь» – так в шутку называл этот дом о. Сергий Булгаков, имея в виду всех неприкаянных. В этом доме культивировалось творческое отношение к труду – «свободное трудничество», поиск нового, «соборно-личного» метода работы. При этом мать Мария мыслила в космических масштабах: «Попробуем строить нашу маленькую, нашу ничтожную жизнь так же, как великий Зодчий строил планетные системы, проводил черту по лицу Вселенной», – писала она, настаивая на том, что можно одухотворить каждое малое дело.



Мать Мария и ее соработники организуют дешевые общежития (кроме центрального в доме на Лурмель, открываются еще мужское и смешанное общежития в Париже). Почти сразу «Православное дело» организует санаторий для выздоравливающих туберкулезных больных в пригороде Парижа Нуази-ла-Гран, а когда матери Марии удается добиться приема таких больных во французские государственные санатории, помещение переоборудуют в старческий дом. Организуется и помощь бедным и больным на дому, и посещение их в госпиталях.



Миссионерско-просветительская работа не отстает от «служения хлеба»: мать Мария организует детские воскресно-четверговые школы, курсы псаломщиков и богословские занятия, лекторскую группу, работающую на приходах. Гараж при доме на Лурмель переоборудует Покровскую церковь, которую украшает собственными вышивками и иконами. Дом на Лурмель – штаб-квартира «Православного дела» становится настоящим культурным и духовно-просветительским центром, где регулярно проходят встречи, дискуссионные вечера, литературно-музыкальные собрания, работают различные кружки.



Особое внимание Ликвинцева уделила воплощению третьей задачи, поставленной матерью Марией. «Братское единение» всех участников действительно состоялось – это был «круг друзей и единомышленников, связанных одновременно и узами дружбы, и общим полем интеллектуальных поисков, и общим церковным служением по организации помощи нуждающимся», сказала лектор и подробно рассказала о сподвижниках матери Марии: о Георгии Федотове, Николае Бердяеве, Константине Мочульском, о. Льве (Жилле), Федоре Пьянове, Софье Медведевой, Илье Фондаминском, о. Дмитрии Клепинине, Юрии Скобцове, сыне матери Марии. Трое последних погибли в нацистских лагерях, как и мать Мария, и вместе с ней были канонизированы в 2004 году Священным синодом Константинопольского патриархата как мученики.



После ареста матери Марии и некоторых ее сподвижников, участвовавших в Сопротивлении, деятельность «Православного дела» была приостановлена. После окончания Второй Мировой войны Федор Пьянов и выжившие сотрудники старались поддерживать дом на Лурмель и старческий дом в Нуази-ла-Гран. Как пояснила Ликвинцева, со смертью Пьянова «все закончилось», дом на Лурмель был снесен в 60-х гг., но точной даты завершения «Православного дела» нет.







Фото из презентации Н. Ликвинцевой



Лектор анонсировала скорый выход в свет 4 тома Сочинений матери Марии, который так и называется «Православное дело» – в него войдут многие ранее не публиковавшиеся документы, письма и статьи, в которых мать Мария осмысливает осуществление христианских начал в общественной жизни.



Юлия Зайцева


============================================================


Македонская Православная Церковь отметила день памяти своего главного святого - Климента Охридского

10.12.2024 11:42
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109846
------------------------------------------------------------




Фото: gorthodox.com



Скопье, 10 декабря. 8 декабря 2024 года Македонская Православная Церковь торжественно отметила день святителя Климента Охридского, своего небесного покровителя. В кафедральном соборе святого Климента в Скопье Божественную литургию возглавил Архиепископ Охридский и Македонский Стефан. Ему сослужили митрополит Повардарский Иосиф, митрополит Кумановский Иоаким и митрополит Илинденский Иоаким, сообщает Global Orthodox со ссылкой на новостной портал liturgija.mk.



Накануне, 7 декабря, в соборе прошла праздничная вечерня, которую возглавил митрополит Тетово-Гостиварский Иосиф при участии духовенства Скопской епархии. На литургии также присутствовал Архиепископ Стефан.



6 декабря, в день, когда святитель Климент традиционно почитается как покровитель Македонского православного богословия, в часовне Богословского факультета было совершено архиерейское вечернее богослужение, которое возглавил митрополит Кумановский и Осоговский Григорий.



После вечернего богослужения состоялось торжественное мероприятие в семинарии. Программа включала награждение учеников за лучшие литературные работы, посвящённые святому Клименту.



Святой Климент (ок. 840 – 916) был учеником равноапостольных Кирилла и Мефодия. Его считают основоположником древней славянской гимнографии и просветителем, сыгравшим ключевую роль в укреплении христианства в Болгарии и Северной Македонии. Климент стал первым славянским епископом и основателем Охридской богословской школы.



Его литературное наследие включает гимнографические произведения, жития святых и переводы богослужебных текстов. Климент также известен как автор служб, посвящённых святым и Богородице, и покаянного канона.



Имя святого Климента носят многие храмы, школы и учреждения в Болгарии и Северной Македонии. В Скопье главная церковь города посвящена этому святому, а в Софии имя Климента носит крупнейший университет страны.



Мощи святого хранятся в восстановленной церкви на горе Плаошник в Охриде. Частица мощей находится в храме Святых Седмочисленников в Софии, а голова святого — в Греции.


============================================================


Выставка "Святая семья в религиозном искусстве XI - XX веков". Москва
12 декабря - 24 февраля 2025

10.12.2024 10:43
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=109845
------------------------------------------------------------
Музей им. Андрея Рублева



12.12.2024 – 24.02.2025



Выставка, приуроченная к Году семьи, представит редкие памятники религиозного искусства, посвященные теме святых родственников и семейных отношений, образам детства, христианскому подвигу и благочестию.



Сюжеты, связанные с детством и отрочеством Богоматери и Иисуса Христа, образы прославленных ветхозаветных святых, иконы церковных праздников расскажут о Святом семействе, родословии Иисуса Христа от прародителей Адама и Евы до «ближнего» круга, включая саму Богоматерь, «сродников» и братьев. На выставке будут показаны произведения иконописи, графики, книжной миниатюры и мелкой пластики XI – начала XX века. Древнейший памятник – византийская рукопись 1063 года, на миниатюрах которой представлены святые братья Маккавеи, вместе принявшие мученическую кончину, а также их мать Соломония. Среди иконографических редкостей – новгородская икона второй половины XV века «Зачатие Иоанна Предтечи» из собрания Музея им. Андрея Рублева, на которой изображено целование отца и матери пророка Иоанна Предтечи – праведного Захарии, священника Иерусалимского храма, и праведной Елизаветы. Отдельный раздел экспозиции посвящен русским святы
м семьям, княжеским родам, а также особо почитаемым преподобным Русской земли, таким как Сергий Радонежский, родители которого также причислены к лику святых.



Памятники предоставили Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, Сергиево-Посадский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Музей русской иконы им. М.Ю. Абрамова, частные коллекционеры.



Кураторы выставки - заведующий научно-исследовательским отделом Музея им.Андрея Рублева, кандидат искусствоведения М.А. Маханько, главный хранитель Музея им.Андрея Рублева О.В. Смирнова.



Адрес: Андроньевская площадь, 10. Метро Площадь Ильича, Римская, Чкаловская.


============================================================


Священники Антиохийской Церкви не пострадали из-за обострения в Сирии - митрополит

10.12.2024 10:15
https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=109843
------------------------------------------------------------




Фото: aa.com.tr



Москва, 10 декабря. Правящий архиерей Алеппской епархии Антиохийской Православной Церкви (АПЦ) митрополит Ефрем (Маалули) и другие священнослужители АПЦ, по имеющимся данным, не пострадали в результате обострения ситуации в Сирии. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на представителя Антиохийского патриархата при Патриархе Московском и всея Руси митрополита Филиппопольского Нифона.



«По моим сведениям, никто не пострадал», – сказал он.



Ранее в зарубежных СМИ появилась информация о том, что митрополит Алеппский Ефрем (Маалули) отказался покинуть сирийский город Алеппо, когда в него готовились войти оппозиционные вооруженные формирования. Иерарх предпочел остаться вместе со своей паствой, отметив, что богослужения и молитвы в храмах будут продолжаться вне зависимости от меняющихся обстоятельств.


============================================================

В избранное