Новости за 28/06/2024
============================================================
В Вологодской области в неотапливаемом храме XVI века установили климат-систему
Вологда, 28 июня. Сотрудники Кирилло-Белозерского музея-заповедника в Вологодской области завершили установку специальной климат-системы в церкви Иоанна Лествичника XVI века, сообщает ТАСС. Благодаря этому специалисты смогут поддерживать в храме необходимые параметры температуры и влажности, что позволит его сохранить, рассказали в пресс-службе учреждения.
«Кирилловским музейщикам удалось сохранить неотапливаемую церковь Иоанна Лествичника XVI столетия. В древнем храме установили систему «WI-климат», благодаря которой температурно-влажностные показатели находятся под круглосуточным наблюдением специалистов. На сохранность храма, в котором до сих пор находятся первозданный четырехъярусный иконостас XVI века на расписных тябловых конструкциях, древний кирпичный пол, резные Царские врата, престол и пристенная скамья в алтаре, особенно остро влияет посещаемость памятника, которая значительно меняет в помещении параметры относительной влажности воздуха», – отмечается в сообщении.
Фото: rodina-history.ru
По данным пресс-службы, в Кирилло-Белозерском монастыре находится церковь Иоанна Лествичника, возведенная над Святыми вратами в 1572 году на вклад сыновей Ивана Грозного – Ивана и Федора. Это важный архитектурно-живописный комплекс, с которого начинается знакомство с центральной частью монастырского ансамбля. Ранее этот памятник служил парадным входом в обитель. Эксперты отмечают отличную сохранность памятника – более 450 лет здание храма XVI века стоит не отапливаемым, но не имеет не плесени, ни сырости, ни разрушений.
Церковь Иоанна Лествичника существует в естественном воздушно-тепловом режиме. За всеми показателями в храме следит ведущий специалист по температурно-влажностному режиму Елена Веселова.
«Я наблюдаю за этим объектом в течение последних десяти лет. Самые сложные для нас периоды – это лето и зима, когда удержать относительную влажность воздуха из-за разности температур очень сложно», – приводит пресс-служба слова Веселовой.
Она уточнила, что проветривание в древней церкви начинается с середины апреля и заканчивается в октябре. Весной и осенью проветривание составляет 20–30 минут, а летом – от 4 до 6 часов. В теплый период года проветривание проводится только при оптимальных наружных условиях, что обеспечивает прогрев и снижает относительную влажность воздуха.
Штутгарт, 28 июня. В Михельсберге, пригороде Штутгарта (Германия), 25 июня начался XIV Всезарубежный молодежный съезд, который собрал 130 участников из 11 стран. Среди участников представители Германии, США, Австралии, Канады, Австрии и Гавайских островов, сообщает сайт Русской Православной Церкви Заграницей.
На съезде традиционно присутствуют архиереи Русской Зарубежной Церкви: епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней и епископ Штутгартский Иов, а также духовенство из Германии, США, Канады и Австралии. Перед началом мероприятий секретарь Средне-Американской епархии протоиерей Георгий Джойс (США) отслужил молебен в сопровождении сводного молодежного хора участников.
Приветственное слово участникам съезда адресовал заместитель председателя Синодального молодежного отдела протоиерей Андрей Соммер: «Мы собрались здесь, в горах Швабские Альпы, недалеко от Штутгарта, чтобы продолжить более чем 50-летнюю традицию Русской Зарубежной Церкви. Тема нашего съезда – «Сохраняем православную идентичность и наследие за рубежом».
Затем к участникам с приветственным словом обратился епископ Ириней, размышляя в своем разговоре с молодежью о значениии в современном мире жизни за пределами своей исторической родины, о сохранении своей идентичности и культурного наследия. Глава Русской Зарубежной Церкви, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Николай, первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, обратился к участникам съезда по видеосязи.
В течение съезда участники будут работать над проектами, направленными на укрепление православной идентичности в современных условиях. Помогать им будут специалисты из Берлинской и Германской епархии. Проекты будут записаны на специально созданном YouTube-канале, чтобы все епархии и приходы имели доступ к этим материалам. В дальнейшем проекты будут реализованы на приходах и в молодежных отделах.
Церковь в бывшем селе Виноградове недалеко от Долгопрудного является редким памятником архитектуры XVIII века. Она имеет уникальный для православной традиции треугольный план, а комплекс приходских построек, который состоит из церкви, звонницы и часовни, также образует треугольник. До революции история прихода была связана с местными землевладельцами немецкого происхождения: Бенкендорф, Банза и Герман. С 1935 по 1951 год во Владимирской церкви служил известный православный подвижник схиархимандрит Иларион (Удодов).
10 сентября 1777 года в подмосковном имении генерал-аншефа Александра Глебова в селе Виноградове была торжественно освящена новая Владимирская церковь. За долгие годы службы на разных должностях Глебов приобрел репутацию «выдающегося государственного лихоимца и хищника». Наибольшего влияние при дворе он достиг в царствование Петра III, став генерал-прокурором Сената. Императрица Екатерина II называла Глебова «плутом и мошенником», хотя за находчивость и прилежание какое-то время терпела его обогащение за счет казны. В 1777 году после очередного скандального дела генерал-прокурор Глебов был все-таки отстранен от государственных дел и некоторое время провел под следствием.
Надгробие храмоздателя Глебова на погосте Владимирской церкви. Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Строительство Владимирской церкви в Виноградове совпало с поворотом в судьбе бывшего вельможи. Глебов теперь не имел влияния в государстве, жил уединенно в подмосковном имении. Будучи вдовцом, женился на своей экономке Дарье Франц и занялся воспитанием ее дочери Елизаветы. В 1784 году Глебов выдал девушку замуж за подполковника Ивана Ивановича фон Бенкендорф, а три годя спустя, чувствуя приближение смерти, написал завещание, в котором определил наследниками жену и падчерицу. Супруга Дарья скончалась на шесть дней раньше самого Глебова, и единственной наследницей осталась Елизавета фон Бенкендорф.
Новая церковь строилась Глебовым на протяжении пяти лет. Рядом с усадьбой в то время уже имелась двухэтажная церковь Владимирской Божией Матери, но из-за ветхости служить в ней стало опасно. Помещик решил построить свой храм на новом месте – по другую сторону Дмитровской дороги от усадьбы в бывшей пустоши Тюриковой. На возвышенности недалеко от Долгих Прудов возник целый комплекс молитвенных зданий в едином стиле: кроме самой церкви к северу-востоку и юго-востоку от нее были возведены два одинаковых павильона. Один служил звонницей, второй – часовней, а впоследствии – ризницей и кладовой.
Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Автор проекта Владимирской церкви неизвестен, однако художественные достоинства памятника позволяют искусствоведам предполагать, что это могли быть великие Матвей Казаков или Василий Баженов. Церковь в Виноградове уникальна по своей форме – в плане образует треугольник. В 1760-е годы бельгийский теоретик архитектуры Жан Франсуа Неффорж издал главный свой труд: восемь томов с эскизами вымышленных церквей, дворцов, общественных зданий, деталей фасадов и интерьеров. Автор проекта церкви в Виноградове, вероятно, был знаком с рисунками Неффоржа, так как в пятом томе сборника бельгиец представил план и фасад некоего «Храма войны». Фасад этого придуманного здания мало чем напоминает Владимирскую церковь, однако его треугольный план с центральным залом в форме окружности почти точно совпадает с планом подмосковного храма.
Летом 1909 года литературовед Владимир Каллаш жил на арендованной даче в Виноградове и на чердаке случайно наткнулся на заброшенный архив семьи Бенкендорф – сотни бумаг, разбросанные в беспорядке, за полтора столетия владения имением. Каллаш попросил у владельцев усадьбы Бучумовых разрешения взять архив себе для поиска сведений о писателе и баснописце Иване Крылове. Часть бумаг он забрал в Москву, а основной архив оставил в Виноградове до следующего лета. Как раз в этот промежуток времени Бучумовы продали имение Эмме Банза, которая решила снести дачи и полностью перестроить пришедшую в упадок усадьбу. Ценный архив едва не погиб во время этой смены владельцев.
Слева план «Храма войны» из альбома Неффоржа 1760-х гг., а справа – план Владимирской церкви села Виноградово 1777 г.
В период, когда хозяйкой Виноградово была падчерица храмоздателя Глебова Елизавета фон Бенкендорф, в селе не раз гостил Иван Крылов. В письмах к Елизавете Ивановне он вспоминал о приятном времени, проведенном в их деревне. В одном из них Крылов называл себя ее «добрым идолопоклонником» и писал: «Я не язычник, но если б изобразил все почтение, которое к Вам чувствую, то попал бы я под один приговор с Аристотелем…» Дочери хозяйки усадьбы баснописец писал в похожем тоне: «Я никогда не ходил в Дельфы и не молился крылатым Аммоновым мальчикам. Но Вам, маленький голубоокий ангел, несравненная Софья Ивановна, кланяюсь точно так». Софье Бенкендорф Крылов посвятил две басни: «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста».
Незадолго до революции владельцами имения Виноградово стала другая семья немецкого происхождения. Новая помещица Эмма Максимовна Банза происходила из богатой династии московских фабрикантов. Ее отец Максим Вогау был владельцем огромной промышленной империи, в которую входили предприятия химической, металлургической, пищевой и строительной отраслей. Вместе с супругом Конрадом Банза в начале XX века Эмма Максимовна пожертвовала средства в пользу Евангелической больницы в Москве, созданной по инициативе лютеранской немецкой общины. На средства семьи Банза были построены сохранившиеся исторические корпуса в районе улицы Воронцово Поле. Одному из отделений больницы было навсегда присвоено имя Конрада Банза. В советское время в бывшей Евангелической больнице разместился Институт мозга.
Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Сын Эммы Максимовны Рудольф Герман также был известным благотворителем. Став владельцем имения Виноградово, Герман пожертвовал более 25 тысяч рублей на реставрацию обветшавшей к тому времени Владимирской церкви. В 1914 году Герман стал председателем строительной комиссии по обновлению храма, и уже в следующем году работы были окончены: храм стал теплым, были отреставрированы старинные иконостасы, устроен механический насос в церковном колодце, восстановлена ограда. 30 октября 1915 года состоялось торжественное освящение возобновленного храма. После службы и молебна местные крестьяне преподнесли благотворителю Рудольфу Герману хлеб и соль, а также поблагодарили его мать и жену.
В советские годы Владимирская церковь не закрывалась. В 1936 году с общиной церкви села Виноградово объединился Сергиевский приход бывшего хутора московского Иоанновского монастыря, находившейся в трех верстах у деревни Заболотье. После объединения приходов настоятель Виноградовской церкви схиархимандрит Иларион (Удодов) открыл в ней новый придел во имя Сергия Радонежского и поместил там иконы из закрытой хуторской церкви. По преданию, в 1941–1945 годы о. Иларион скрывал во Владимирской церкви главу преподобного Сергия, когда мощам великого святого грозило уничтожение.
Надгробия супругов фон Бенкендорф на погосте Владимирской церкви. Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Схиархимандрит Иларион скончался в 1951 году и был погребен у алтаря Владимирской церкви. Здесь же рядом на погосте сохранился надгробный памятник храмоздателя – бывшего генерал-аншефа Александра Глебова и его супруги. Также в некрополе Владимирской церкви находятся две одинаковые плиты на могилах владельцев имения Виноградово Ивана и Елизаветы фон Бенкендорф, а также могила их рано скончавшейся дочери Софьи, которой посвящал басни Иван Крылов.
«Радио Ватикана», Санта-Мария-ди-Галерия, 1970-е гг. Фото: vaticannews.va
Ватикан, 28 июня. Папа Франциск опубликовал апостольское послание motu proprio (по собственному почину), которым предписывает установить «солнечную ферму» в экстерриториальной зоне Государства Града Ватикан в Санта-Мария-ди-Галерия, сообщает Vatican News.
Необходимость сокращения выбросов в атмосферу, отметил Папа, сопровождается доступностью средств для осуществления экологического перехода, где основополагающую роль играет солнечная энергия. Понтифик поручил разместить солнечные батареи в одном из кварталов на северо-западе Рима. Там на холме находится передающий центр «Радио Ватикана», который пользуется принципом экстерриториальности, то есть принадлежит Святому престолу.
Система агровольтаики в Санта-Мария-ди-Галерия станет таким образом примером энергоперехода и сделает Государство Град Ватикан независимым с энергетической точки зрения благодаря установке фотовольтаической системы, сочетающей производство электроэнергии с потребностями сельскохозяйственных угодий.
Папа Франциск вверил эту задачу президенту Губернаторства Града Ватикан.
Работы будут проводиться в соответствии с нормами, установленными Латеранскими соглашениями между Италией и Ватиканом.
В мае 2015 года папа Франциск подписал энциклику Laudato si, в которой были рассмотрены проблемы экологии, взаимоотношений человечества и природы, устойчивого развития человечества в гармонии с окружающей средой. Он неоднократно предлагал выработать и осуществить конкретные меры для уменьшения климатических рисков и сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу. Понтифик часто обращается к этому документу и цитирует его.
Москва, 28 июня. В храмах города Фрязино Московской области 25 июня совершили панихиды по погибшим во время пожара в научно-исследовательском институте «Платан». При храмах в честь Рождества Христова и в честь «Державной» иконы Божией Матери готовы оказать помощь пострадавшим и их родственникам. Свои соболезнования выразил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает сайт Синодального отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.
«Священники совершили панихиды в нескольких храмах Фрязина. Сейчас мы ждём более подробной информации от администрации города. В ближайшее время станет понятно, какая помощь необходима», – рассказал руководитель социального отдела Балашихинской епархии протоиерей Алексий Никонов.
Попросить о помощи можно также по номеру горячей линии Синодального отдела по благотворительности 8-800-70-70-222.
Пожар в научно-исследовательском институте «Платан» в подмосковном Фрязине произошел 24 июня. Площадь его составила 5 тысяч квадратных метров. При пожаре, по сообщениям МЧС, погибли 8 человек, один человек находится в реанимации.
Псков, 28 июня. Сотрудники федерального Псковского музея-заповедника создали и открыли выставку, посвященную исследованиям псковского краеведа и ученого Леонида Творогова, представив впервые из фондов музея рукописное издание 1641-1642 годов, рассказывающее о неизвестных фактах Псковского Мироносицкого монастыря. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на генерального директора музея Светлану Мельникову.
«Сегодня мы открыли выставку, имеющую важное значение для сферы истории и культуры всей нашей страны. В Псковском музее-заповеднике начала работать выставка, посвященная крупнейшему знатоку псковских книжных памятников Леониду Алексеевичу Творогову. Значительную ее часть составляют музейные предметы, никогда ранее не экспонировавшиеся. Среди них – остающийся неопубликованным рукописный памятник 1641-1642 годов, рассказывающий о неизвестных страницах истории Псковского Мироносицкого монастыря. Рядом с подлинным документом XVII века можно увидеть и посвященную ему неизданную статью Творогова», – сказала собеседница агентства.
По ее словам, Творогов совершил четыре археографические экспедиции в Псков, в закрытых монастырях и храмах которого обнаружил и спас множество бесхозяйных средневековых рукописей. Описи книжных древностей, которые Леонид Творогов составлял в Псковском музее, оказались особенно полезны после окончания Великой Отечественной войны, когда музейные сотрудники на основе этих списков делали все возможное по возвращению ценностей, украденных фашистами.
Она также уточнила, что Творогов за время своей жизни «переписал буква в букву» множество псковских средневековых текстов. До начала Великой Отечественной войны археограф провел целый ряд исследований, прочитал десятки докладов об изученных книгах и истории Пскова, проводил острые дискуссии на научных конференциях. При этом псковский исследователь занимался не только древнерусской литературой. Он открыл неизвестного для советского читателя русского поэта XIX века Александра Яхонтова. Творогов первым опубликовал более 100 его стихотворений. Выставка будет работать до 18 июля 2024 года.
«Леониду Алексеевичу удалось убедить сотрудников Министерства культуры СССР в необходимости учреждения в Псковском музее специального отдела, в котором будут сберегаться книжные памятники и документы. Сегодня Древлехранилище Псковского музея насчитывает свыше тысячи фондов, более ста тысяч уникальных документов. Творогов издал свыше 150 трудов – книги, брошюры, статьи, заметки. Академик Лихачев особенно ценил труды Леонида Алексеевича 1940-х годов. По утверждению Лихачева, Творогов своими книгами о «Слове о полку Игореве» 1942 и 1944 годов вселил уверенность не только в него, но и во многих других советских ученых», – добавила Мельникова.
Тверь, 28 июня. Выставка, посвященная потолочным иконам деревянных храмов России XVII-XVIII веков на примере Старо-Вознесенской церкви Торжка и Спасо-Преображенской церкви Кижского погоста, открылась 27 июня во Всероссийском историко-этнографическом музее (ВИЭМ) в Тверской области. Она будет работать до 25 сентября, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ВИЭМ.
«Выставка «Посмотри в небеса. Образы Непостижимого в деревянных храмах Торжка и Кижского погоста» – результат творческого сотрудничества Всероссийского историко-этнографического музея и Музея-заповедника «Кижи». <…> Центральным композиционным и смысловым элементом выставочного пространства являются «небеса» – иконописные изображения, украшавшие потолки обоих храмов, и символизирующие Царство Небесное», – говорится в сообщении. Выставка будет работать до 25 сентября.
Как пояснили в пресс-службе, Старо-Вознесенская церковь Торжка и Спасо-Преображенская церковь Кижского погоста являются примерами разнообразия архитектуры деревянных храмов России XVII-XVIII веков. В центре их куполов изображалась икона «Троица Новозаветная» («Сопрестолие»). «Именно этот образ Непостижимого видели люди у себя над головой, входя в храм. Отсюда название выставки – «Посмотри в небеса». Это призыв ко всем людям, последовать за безвестными строителями и прихожанами Старо-Вознесенской и Преображенской церквей и обратиться к Запредельному и Недосягаемому в поисках Царства Небесного внутри себя», – пояснили в ВИЭМ.
Кижский раздел выставки представили более 10 икон «небес» из заонежских храмов, он посвящен утраченным «иконам-небесам» знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи и их воссозданию. Посетителей ждет детективная история их исчезновения, поисков и рассказ об уникальном проекте восстановления памятника, над которым работают специалисты музея-заповедника «Кижи».