Москва, 3 июня. 31 мая в Москве после почти пятилетнего перерыва начал работу IV Семинар приходских СМИ, организованный Информационной службой Архиепархии Божией Матери и пресс-службой Прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве, сообщает сайт Архиепархии. На форум собрались администраторы официальных информационных ресурсов приходов из разных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Серпухов, Тверь, Тула, Казань, Вологда, Воронеж, Владимир, Нижний Новгород).
В рамках подготовки к семинару участники получили ряд документов Церкви, с которыми им предложили ознакомиться, подготовить вопросы и размышления о том, как прочитанное отражается в опыте их служения. Это Послание Папы Франциска на 58-й Всемирный день социальных коммуникаций, посвященное теме «Искусственный интеллект и мудрость сердца ради полноценного человеческого общения», а также пастырское размышление об участии в социальных медиа, опубликованное Дикастерией по коммуникациям в 2023 году.
В последний момент, в виду госпитализации Архиепископа Павла Пецци, к этим текстам добавилось то размышление, с которым владыка планировал обратиться к участникам Семинара в первый день его работы. В нём он размышляет о двух моментах: об искусственном интеллекте и о предстоящем Юбилейном годе в связи с цифровым пространством.
Первый день работы семинара открылся вводной лекцией директора Информационной службы Архиепархии Анастасии Бозио «Правда и милосердие: особенности медиа служения в Католической Церкви», в котором она рассмотрела особенности католических медиа и их функций, ссылаясь на тексты Святого Престола и устные обращения Папы Франциска к журналистам. Эта лекция стала также приглашением к участникам задать себе вопросы о том, почему они заняты информационным служением, и чему служит этот труд.
Вторая половина дня была посвящена работе над «домашним заданием» – видеопрезентацией, подготовленной свящ. Кириллом Горбуновым, в которой он рассказал о некоторых документах, изданных в период с 1963 г. по настоящее время, касающихся СМИ, подробно остановившись на вопросах: как читать документы Церкви, какой вопрос является основным в документе и пр., которые помогут участникам семинара ориентироваться в документальном пространстве и грамотно выделять основные вопросы, отраженные в документе.
Завершился первый день за «круглым столом», где собравшиеся поделились своим опытом медиа служения в приходе, рассказали, как функционируют их приходские СМИ, в том числе о темах, к которым они обращаются на своих страницах, о модерации и выборе материалов для репостов.
Во второй день семинара прошли лекции о работе с информационными поводами и особенностями подачи информации в приходских группах. В третий, заключительный день семинара его участники приняли участие в мессе и процессии по территории кафедрального собора в Торжество Пресвятых Тела и Крови Христа, которые возглавил Апостольский нунций в Российской Федерации Архиепископ Джованни Д’Аниелло.
София, 3 июня, Благовест-инфо. Митрополит Пловдивский Николай (Севастиянов) подтвердил свое решение не участвовать в выборах нового предстоятеля Болгарской Православной Церкви в качестве кандидата. Патриарх Болгарский Неофит скончался 13 марта в возрасте 78 лет. Выборы нового Патриарха назначены на 30 июня.
Митрополит Николай подтвердил озвученное ранее заявление, что не будет кандидатом на патриарший престол, во время приема в Бургасе в честь избрания митрополита Арсения (Лазарова) на кафедру Сливена. В то же время Николай не подтвердил болгарской прессе, что подписал официальный отказ от выдвижения, сообщает Orthodox Times. «Митрополит Николай заявил о своем окончательном решении не участвовать в выборах нового Патриарха Болгарского», – сообщил митрополит Арсений.
Николай Севастиянов родился в Софии в 1969 году. В 1990 году окончил Софийскую семинарию св. Иоанна Рыльского, в том же году пострижен в монашество, в 1993 рукоположен во священство. В 1994-1996 обучался в Московской духовной академии. В 2001 рукоположен во епископа, был викарием Патриарха Максима и управляющим Софийской митрополией. Известен своей антиэкуменической и антикатолической позицией, руководил протестами против визита в Болгарию Папы Иоанна Павла II в 2002 году. С 2007 года – митрополит Пловдивский.
В мае этого года принял в клир Пловдивской епархии игумена Петра (Еремеева) – бывшего наместника московского Высоко-Петровского монастыря. Игумен Петр был лишен сана епархиальным судом Москвы и восстановлен Патриархом Константинопольским Варфоломеем.
19 мая в монастыре Валукли в Стамбуле митрополит Николай сослужил литургию, которую возглавил Патриарх Варфоломей, вместе с иерархами Православной Церкви Украины – не признанной большинством Поместных Церквей структуры. 31 мая Синод Русской Православной Церкви «констатировал невозможность служения с иерархами, вступившими в церковное общение с раскольниками» – Николаем и еще четырьмя епископами БПЦ – участниками богослужения.
Москва, 31 мая, Благовест-инфо. Презентация книги лютеранского пастора Дитриха Бонхёффера «Спустя десять лет» состоялась 29 мая в Культурном центре «Покровские ворота». Этот небольшой текст в переводе А. Григорьева уже был напечатан в России в составе сборников, но команда Cheapcherrylibrary решила издать его отдельной книжкой, чтобы поделиться с читателями «духовным и человеческим измерением» десятилетнего опыта жизни немецкого богослова при нацистском режиме.
Заметки «Спустя десять лет» Бонхёффер составил для друзей к Рождеству 1943 г., когда Гитлер уже десять лет был у власти. Пастор пишет из тюрьмы Тегель, где к тому моменту находился в заключении. 9 апреля 1945 г. он был казнен в концлагере за участие в заговоре против фюрера.
«Этот небольшой текст оплачен жизнью», – сказал издатель Алексей Бородкин, пояснив, что заметки неслучайно напечатаны крупным шрифтом: это придает весомость каждому слову. В этом тексте, заметил Бородкин, важно в первую очередь свидетельство об опыте жизни при диктатуре, когда, как писал Бонхёффер, «грандиозный маскарад зла смешал все этические понятия».
«Одним из самых значительных свидетельств прошлого века» называет этот текст поэт и переводчик Ольга Седакова, написавшая предисловие к брошюре. Бонхёффер дает возможность «понять происходящее в его самом общем и самом глубоком, не социальном, а духовном и человеческом измерении». «Мы были немыми свидетелями злых дел, мы прошли огонь и воду, изучили эзопов язык и освоили искусство притворяться, наш собственный опыт сделал нас недоверчивыми к людям, и мы много раз лишали их правды и свободного слова, мы сломлены невыносимыми конфликтами, а может быть, просто стали циниками – нужны ли мы еще?» – приводит Седакова слова Бонхёффера.
Дмитрий Лебедев, исследователь и переводчик текстов Бонхёфффера напомнил биографию пастора-антифашиста, который сам так пишет друзьям о своих заметках: «Это не личные переживания, не систематическое изложение, не полемика и отвлеченные теории, а те выводы о человеческой природе, к которым пришли сообща, в кругу единомышленников…»
В заметках Бонхёффера читатель найдет размышления о доверии и сострадании; о «гражданском мужестве», которое «вырастает из свободной ответственности свободного человека», а она, в свою очередь, «опирается на того Бога, который требует свободного риска веры в ответственном поступке…»; о страдании и смерти; об опасности презрения к человеку; об оптимизме как «воле к будущему». Он делится с друзьями своими открытиями: например, о глупости, которая есть «еще более опасный враг добра, чем злоба», и поэтому глупость (как и благоразумие) нельзя считать «этически нейтральными». Бонхёффер пишет об «имманентной справедливости истории», которая имеет дело только с деяниями, «сердца же испытывает и судит вечная божественная справедливость», – и отсюда размышления о действии Бога в истории: «Я верю, что Бог в любой беде стремится дать нам столько силы сопротивления, сколько н
ам нужно… Мы – орудие в руке Господа истории».
Владислав Телегин, пастор московского лютеранского собора свв. Петра и Павла, говорил о богословских истоках мировоззрения Бонхёффера, который застал «уникальный период в развитии богословия: с одной стороны, кризис либеральной теологии, с другой – формирование богословия «совершеннолетнего христианства». В числе тех, кто оказал колоссальное влияние на Бонхёффера, пастор назвал Адольфа фон Гарнака, Карла Барта, Пауля Тиллиха. «Для меня Бонхёффер – апостол «теологии Креста», – сказал Телегин и пояснил, что речь идет о деятельном христианстве, об активном сопротивлении злу, о том, что Христос поручает человеку «действовать в мире», быть готовым к страданиям, с которыми этот путь сопряжен. По его словам, христоцентричное богословие Бонхёффера идет вразрез с позицией лютеранской Церкви Германии 1930-190-х гг., которая поддерживала гитлеровский режим, проповедуя «славу империи, подкрепленную славой Христа побе
дившего, а не распятого».
Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Дмитрий Лебедев отметил, что Бонхёффер проповедовал «этику мгновения»: христианин не может опираться на универсальные «принципы-инструкции», но в каждой ситуации он действует, «исходя из живой связи со Христом», он должен спрашивать: «Господи, чего Ты от меня хочешь прямо сейчас?» Такой подход заставляет взять на себя ответственность за решение в трудной ситуации. Так, в середине 1930-х Бонхёффер заявляет, что убийство невозможно, раз оно запрещено Богом, а в начале 1940-х гг. примыкает к заговору против Гитлера.
И если, по мнению пастора Телегина, современное богословие в целом «мало чем может быть актуально для современного человека», то богословие Бонхёффера, уверена переводчик Любовь Сумм, сегодня исключительно актуально. Его наследие и пример жизни и смерти, «спасает нас неожиданными способами».
Рязань, 3 июня. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл 2 июня с визитом в Рязанскую митрополию, сообщает Патриаршая пресс-служба.
Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения и литургию в новоосвященном Покровском храме в Рязани.
Патриарху Кириллу сослужили: митрополит Воскресенский Григорий; митрополит Рязанский и Михайловский Марк; архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий, секретарь Архиерейского совета Московской митрополии; епископ Раменский Алексий; епископ Скопинский и Шацкий Питирим; епископ Касимовский и Сасовский Василий, духовенство Рязанской митрополии и города Москвы.
*
Храм Покрова Пресвятой Богородицы расположен в большом развивающемся районе Рязани – Московском, в котором проживает более 180 тысяч человек. В 2006 году в этом районе на площади Новаторов была освящена временная деревянная церковь (первая литургия была совершена 31 декабря 2006 года), у местных жителей, наконец, появилась возможность посещать богослужение вблизи от дома, не проделывая долгий путь в соседние районы. В то же время рядом началось возведение постоянного храма, но он был рассчитан на малое количество прихожан, что не отвечало нуждам большого прихода. Поэтому через 10 лет было принято решение о его демонтаже.
По благословлению митрополита Рязанского и Михайловского Марка был разработан проект нового просторного храма. 27 мая 2017 года глава Рязанской митрополии совершил молебен на начало его строительства. 5 мая 2022 года митрополит Марк освятил нижний придел храма в честь Сретения Господня и совершил в нем литургию.
Внешне храм напоминает Владимирский собор в Херсонесе. Внутри здания расположено много дополнительных функциональных помещений, в том числе для размещения воскресной школы, трапезной и для 11 приходских кружков и объединений — от иконописных курсов до театральной студии.
На сегодняшний день закончены все этапы строительства и отделочные работы в основном приделе – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С его освящением завершается формирование крупного духовного центра в Рязани, объединяющего жителей большого городского района.
Москва, 3 июня. В честь 500-летия основания Новодевичьего женского монастыря Главархив Москвы запустил онлайн-выставку, включающую в себя уникальные документы и фотоматериалы XVIII–XXI веков. Виртуальная экспозиция доступна на платформе «Москва – с заботой об истории», сообщает «Mocквич Mag».
Среди экспонатов онлайн-выставки представлены документы и фотографии из фондов Главархива Москвы. В проект также включена запись из метрической книги о смерти Антона Чехова в Баденвайлере, его отпевании в Смоленском соборе и погребении на кладбище Новодевичьего монастыря. Этот документ включен в Государственный реестр уникальных документов Главархива Москвы.
Онлайн-экспозиция включает фотодокументы конца XIX–XX веков с видами Новодевичьего монастыря. Например, представлены снимки крестного хода у Богородице-Смоленского монастыря в конце 1890-х годов и фотография снесенного в 1935 году храма Седьмого Вселенского Собора, расположенного близ монастыря, а также материалы времен устройства церкви Николая Чудотворца в Городовой башне и периодов открытия особого училища и возведения памятника Гоголю на Новодевичьем кладбище.
Познакомиться с этими уникальными кадрами можно в виртуальном музее «Москва – с заботой об истории» в зале «1950–2000 годы», раздел «Медиатека», подраздел «Библиотека».
Кастри, 3 июня. Кардинал Келвин Эдвард Феликс скончался 30 мая в Кастри (Сент-Люсия) в возрасте 91 года, сообщает Vatican News.
В телеграмме соболезнований Папа Франциск выражает духовную близость духовенству и мирянам архиепархии Кастри и всей Церкви в Вест-Индии: «С глубокой признательностью вспоминая долгие годы ревностного епископского служения новопреставленного кардинала в Сент-Люсии, особенно его приверженность воспитанию молодёжи и вклад в развитие Церкви во всём Карибском бассейне».
Сент-Люсия – государство, расположенное на одноименном острове в Карибском море, входящем в состав архипелага Малые Антильские острова
*
Келвин Эдуард Феликс родился 15 февраля 1933 года в Розо (Доминика) – первый кардинал Сент-Люсии.
Архиепископ Кастри с 17 июля 1981-го по 15 февраля 2008-го.
Кардинал-пресвитер с титулом церкви Пресвятой Девы Марии Целительницы в Примавалле с 22 февраля 2014.
Церковь Богоявления в селе Ковалево. Фото: logos44.ru
Кострома, 3 июня. В Костромской области законсервировали три церкви. В них навели порядок и установили металлические крыши. Это защитит помещения от попадания воды. У церквей также перекрыты окна – их заколотили аккуратными деревянными щитами, сообщает портал «Логос».
Работы выполнялись в рамках Государственной программы Министерства культуры. Под консервацию попали три объекта культурного наследия — «Церковь Богоявления», 1778 года постройки в селе Ковалево Нерехтского района, «Церковь Воскресения» и «Церковь Богоявления», 1681 г. на улице Бульварной в Солигаличе. Первая была построена в 1668 году, вторая – в 1681.
Так, церковь в селе Ковалево – типичный пример сельского приходского храма с декором в стиле барокко. Она стоит на пригорке и видна издалека. В начале ХХ века к колокольне пристроили небольшую палатку. Примерно в то же время территория церкви и небольшое кладбище были обнесены кирпичной оградой. Сейчас она утрачена. Консервация позволяет сохранить важные объекты, приостановить их естественное разрушение и защитить от вандалов.
Санкт-Петербург, 3 июня. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери перенесена в Успенский собор в г. Тихвине Ленинградской области. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу администрации региона.
«Традиционный чин переноса на летнее время Чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери из Покровской церкви в Успенский собор состоялся в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре», – говорится в распространенном сообщении. Уточняется, что чин и крестный ход провел епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав.
Ежегодно в праздник Покрова в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре проходит литургия, после чего начинается крестный ход и происходит перенос Тихвинской иконы Божией Матери обратно из Успенского собора в Покровский храм Тихвинского монастыря на зимний период. Традиция существовала несколько веков, но прервалась после закрытия обители в 1920-е годы. Ее возобновили в 2017 году по благословению епископа Мстислава.
Согласно средневековым рукописям, в конце XIV века икона семь раз появлялась перед очевидцами, в том числе на горе у реки Тихвинки. На месте последнего явления иконы для ее хранения была построена деревянная церковь Успения Богородицы.
В 1507-1515 годах князь Московский Василий III приказал построить в Тихвине каменный Успенский собор и перенести в него икону, которая с тех пор называется Тихвинской. Сохранились свидетельства о том, что в 1547 году перед венчанием на царство и Казанским походом здесь побывал Иван Грозный, по указу которого в 1560 году был основан Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
Икона покинула собор в ноябре 1941 года, когда во время оккупации Тихвина ее вывезли в Псков и передали Псковской духовной миссии. Затем она попала в американскую зону оккупации Германии, откуда ее вывезли в США и поместили в Свято-Троицкий собор в Чикаго. В 2004 году икона была торжественно возвращена на историческое место – в Тихвинский Успенский монастырь.