Новости за 21/02/2023
============================================================
Участок одной из центральных улиц белорусского города Лиды переименован в честь митрополита Филарета (Вахромеева)
Минск, 21 февраля. Лидский районный исполнительный комитет принял решение о переименовании участка одной из центральных улиц города Лиды в честь Героя Беларуси, первого Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева). Предложение о переименовании участка улицы было накануне вынесено на общественное обсуждение и поддержано населением.
Именем архипастыря назван участок Ленинской улицы от пересечения с Советской улицей до улицы Качана, сообщает «Патриархия.Ru» со ссылкой на официальный сайт БПЦ.
Митрополит Филарет в годы своего архипастырского служения многократно бывал в Лиде. В 1998 году им был освящен кафедральный Михайловский собор, в 2006 году — храм в честь Всех святых. Последний раз архиерей посетил Лиду в 2011 году на канонизации священномученика Киприана, пресвитера Ятранского.
За время служения митрополита Филарета в Беларуси были возрождены исторические и учреждены новые православные епархии, открыто 24 женских и 10 мужских монастырей. В несколько раз увеличилось число православных приходов, были построены сотни новых и восстановлены многие разрушенные храмы.
Ранее в Гомеле часть улицы Кропоткина переименовали в честь митрополита Филарета, в Гродно в честь архиерея был назван отрезок улицы Горького.
Рим, 21 февраля. 20 февраля Папа Римский Франциск встретился в Ватикане с членами Общества святого Петра (Circolo di San Pietro), благотворительной ассоциации, основанной в Риме в 1869 году, сообщает Vatican News.
Понтифик вознёс благодарение Богу за многочисленные инициативы Общества святого Петра, требующие усилий, времени, креативности, терпения и настойчивости. За благими делами стоят не цифры, а конкретные лица, драматические истории братьев и сестёр, которым члены Общества служат в столовых, в консультационных центрах, в общежитиях или домах семейного типа для маленьких пациентов больницы Bambino Gesù. По словам Папы, в этом служении виден образ доброго самаритянина, преисполненного сострадания и нежности, – исключительной черты Божьей любви, в которой так нуждается современный мир.
Папа подчеркнул важность молитвы о дарах сострадания и нежности, которые помогают нам двигаться дальше с Божьей помощью: «В этом секрет христианской жизни, и в особенности благотворительного служения».
Москва, 21 февраля. Книга о святой блаженной Ксении Петербургской издана на португальском языке в городе Кампина-дас-Мисойнс бразильского штата Риу-Гранде-ду-Сул по благословению епископа Аргентинского и Южноамериканского Леонида.
Издание представляет собой перевод книги В.И. Козаченко «Книга о блаженной Ксении Петербургской» и рассказывает о чудесах и исцелениях по молитвам великой русской святой, а также включает в себя акафист и молитвы к ней, сообщает журнал «Фома» со ссылкой на сайт Аргентинской и Южноамериканской епархии.
С русского на португальский язык книгу перевел Жошуа Браганса Соарес по заказу Роберта Мендеса Перейры. Издать перевод удалось благодаря помощи Жасинто Анатолио Заболоцкого.
Как напомнил в предисловии к книге епископ Леонид, блаженная Ксения Петербургская – «одна из ярчайших звезд, воссиявших в Петербурге в XVIII столетии и снискавшая своей добродетельной жизнью почитание не только в России, но и во всем православном мире».
Архипастырь отметил, что «скрывая под мнимым безумием добродетельную жизнь, святая получила от Бога обильные дары благодати Святого Духа: дар прозорливости и чудотворения».
«Особый дар от Бога святая Ксения снискала помогать молящимся в семейных обстоятельствах, подавать помощь в поиске достойного супруга для семейной жизни, что в современном мире является наиболее актуальным», – подчеркнул епископ Аргентинский и Южноамериканский.
Данная книга была представлена 7-8 февраля 2023 года на круглом столе «Русская Православная Церковь и соотечественники: опыт соработничества в странах Латинской Америки» в Буэнос-Айресе (Аргентина).
Жасинто Анатолио Заболоцкий подарил несколько экземпляров книги председателю Отдела внешних церковных связей митрополиту Волоколамскому Антонию, епископу Аргентинскому и Южноамериканскому Леониду, а также послу России в Аргентине Дмитрию Феоктистову.
Москва, 21 февраля. Вечером 20 февраля в Москву для участия XII заседании Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам» прибыл председатель Организации по культуре и исламским связям Ирана, Совета по религиозной политике и координации межрелигиозного диалога ИРИ Мохаммад Махди Иманипур.
В аэропорту Шереметьево главу иранской делегации встретили митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и сотрудник Службы протокола Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Д.И. Меняйлов. С иранской стороны во встрече участвовал Чрезвычайный и Полномочный посол Исламской Республики Иран в Российской ФедерацииКазем Джалали.
Накануне в столицу России прибыли член Совета по религиозной политике и координации межрелигиозного диалога ИРИ аятолла Махмуд Мухаммади Араки, руководитель Научной ассоциации исламского познания Ирана г-жа Фатима Табатабаи и руководитель группы диалога ислама и православия Организации по культуре и исламским связям Ирана г-жа Захра Рашидбейги.
XII заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам», посвященное роли религии в укреплении религиозной консолидации общества в постпандемийном мире, пройдет 21-22 февраля, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
В серии "Жизнь замечательных людей" вышла биография священника Павла Флоренского
21.02.2023 14:38 https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102973
------------------------------------------------------------
Москва, 21 февраля. В прошлом году отмечалось 140-летие со дня рождения Павла Александровича Флоренского, сообщает «Богослов.Ru». К этой дате издательство «Молодая гвардия» выпустило биографию отца Павла, написанную кандидатом филологических наук Михаилом Кильдяшовым. Издатели назвали книгу «Нельзя жить без Бога!».
Приводим фрагмент книги о последних событиях в жизни выдающегося мыслителя и учёного, священника Павла Флоренского.
Флоренский стал символом. Символом духовной стойкости. Родился миф о священнике, который вдруг появлялся то в одном, то в другом лагере и утешал страждущих. Колыма, 1940-е годы. Изнуренный зек падает на колени перед другим лагерником:
— Отче, я знаю, вы — Павел Флоренский. Благословите! Помолитесь о моей семье!
Человек с голубыми глазами и пшеничными волосами, не разуверяя, благословляет.
Восстанавливать последние месяцы жизни отца Павла приходится по скупым документам НКВД, путаным воспоминаниям очевидцев, где образ Флоренского порой смешивается с образами других священников и профессоров, по общим обстоятельствам лагерной жизни и этапов на материк, по хронологии реорганизации Соловецкого лагеря в Соловецкую тюрьму.
Решение об этой реорганизации приняли в июне 1937 года. Одновременно началась подготовка массовой операции по репрессированию «антисоветских элементов» на северо-западе России. Оперативный приказ Народного комиссара внутренних дел СССР гласил: «Перед органами государственной безопасности стоит задача — самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ советского государства». В первую очередь расстрелу подлежали «антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, белых бандитов, сектантских активистов, церковников и прочих, содержащихся в тюрьмах, лагерях, трудовых посёлках и колониях». На всю операцию, начавшуюся 5 августа, отводилось четыре месяца. Для Соловков установили расстрельную норму в 1200 ч
еловек. Так как остров был непригоден для такого массового захоронения, лагерников, приговорённых к высшей мере, решили несколькими этапами вывезти на материк.
Флоренский был отправлен 3 декабря со вторым этапом. Расстрельный план к тому моменту уже выполнили, но ударники репрессивного труда нацелились на перевыполнение и подготовили дела ещё на 509 человек. На перевыполнение требовалось разрешение лично Ежова, и оно было получено.
«В лагере ведёт контрреволюционную деятельность, восхваляя Троцкого» — таково было обвинение в тюремной справке Флоренского. Уже третье, после «Посадского дела» и дела о «Партии Возрождения России», штампованное, ходульное «дело», но троцкизм тогда был самым надёжным поводом для приговора к высшей мере наказания. Вряд ли кто-то вспомнил о полулегендарных встречах Флоренского и Троцкого в ВЭИ. Вряд ли восприняли как опечатку фамилию «Флоринский» из доноса соловецкого стукача, сокрытого под кличкой Товарищ: «Между Флоринским и Шашем зашёл спор о начале войны. Флоринский утверждал, что предположения известного стратега и идеолога партии Троцкого, что скоро начнётся война, оправдаются, — говорит Флоринский. — Это закон — война вспыхивает периодически через пятнадцать-двадцать лет...» В то время на Соловках сидел дипломат ДмитрииM
4; Тимофеевич Флоринский, от кого рассуждения о начале войны, как представляется, услышать логичнее, чем от отца Павла.
И несмотря на это 23 ноября на справку наложена резолюция — «ВМН» (высшая мера наказания). 25 ноября особая тройка при УНКВД по Ленинградской области вы- несла приговор: «Флоренского Павла Александровича расстрелять».
<...>
4 декабря — спецпоезд на Ленинград. Туда, где когда-то мечтал учиться у Соловьёва, куда писал письма гимназическому другу Саше Ельчанинову, куда не так давно звали работать после доклада на электротехническом съезде.
<...>
Их привезли куда-то под Ленинград. Загнали в здание, похожее на лагерный изолятор… 7 декабря коменданту Ленинградского УНКВД, старшему лейтенанту госбезопасности Поликарпову дано предписание: «прибывших из Соловецкой тюрьмы расстрелять». Меньше чем через полтора года, накануне ареста Ежова, палач застрелится. В предсмертной записке начальнику он напишет: «За весь период моей работы в органах НКВД я честно и преданно выполнял круг своих обязанностей. Последние два года были особо напряжённые по оперативным заданиям. Тов. Комиссар, я ведь не виновен в том, что мне давали предписания!; я их выполнял, ведь моё в этом отношении дело исполнительное. И я выполнял, и отвечать за это конечно было бы неправильно... И вот теперь, когда идут целый ряд разговоров об осуждении невиновных, когда я стал уже замечать, что на меня косо смотрят [и] вроде указывают пальцами, остерегаются, вроде не доверяют, будучи и так в очень н
ервном состоянии, и болезненном, у меня язва желудка, я совсем морально упал и пришёл к выводу, что дальше я работать не могу нигде... Неспособный к работе, я решил уйти... Тов. Комиссар, простите за моё малодушие, поработавши столько, конечно, я не человек, я жил только работой, не знал дома. Моя последняя просьба: не обижайте жену, она больная после потери обоих ребят, у неё рак, в служебные дела я её не посвящал и причин смерти она не знает. Прощайте».
...8 декабря 1937 года Флоренского вызвали из камеры с вещами якобы для врачебного осмотра. В комнате с тусклым светом за столом — человек в форме. Людей в медицинских халатах нет.
— Фамилия? Имя? Отчество? Год рождения?
Отрешённо ответил, не слыша самого себя.
— На этап годен.
Флоренский: Нельзя жить без Бога! / Михаил Кильдяшов. — М.: Молодая гвардия, 2023. — 344[8] с.: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1944).
Книгу можно приобрести на сайте издательства «Молодая гвардия».
Церковь святого Георгия в Староладожской крепости в поселке Старая Ладога Ленинградской области. Фото: Алексей Даничев / РИА Новости
Москва, 21 февраля. Неизвестные компоненты строительного раствора, используемого для возведения ладожских церквей XII века, удалось определить при помощи отечественной оптико-электронной полиполяризационной системы, утверждают ученые ИИМК РАН. Результаты исследования опубликованы в журнале «Археологические вести», сообщает РИА Новости.
Чтобы понимать, почему некоторые древнерусские крепости и церкви стоят по сегодняшний день, нужно знать, как они построены. Рецептуру и особенности подготовки строительных растворов в домонгольском зодчестве начали активно изучать еще в конце 70-х годов XX века в СССР, рассказали в Институте истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН).
Уже тогда ученые сделали акцент на изучении Успенской (1114–1116 гг. основания), Климентовской (1153 г.), Никольской (1160 г.) и Георгиевской (1164 г.) церквей. Эти храмы – одни из древнейших на территории современной России. Но исследовательские возможности советских лабораторий не позволяли узнать все компоненты, используемые строителями, уточнили в ИИМК.
Несмотря на шведские набеги в XII веке и в период Смуты, некоторые постройки и сегодня сохранили древнейшие конструкции, рассказал настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет.
«Мы можем предположить, что архитектура древних монастырей предполагала и защитную функцию. Нельзя сказать в точности, но во время нападения шведов в начале XVII века монахи Никольской обители могли несколько дней держать оборону в монастыре. Сегодня не вполне ясно, как именно в XII веке при скромных технических возможностях и постоянной угрозе набегов зодчие возводили такие храмы», – продолжил он.
Поэтому ученые не один десяток лет ищут новые знания о технологических особенностях древнерусского зодчества. Однако исследовательская база ранее не позволяла получить данные обо всех компонентах и рецептуре строительных материалов XII века, рассказала старший научный сотрудник лаборатории археологической технологии Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) Елена Медникова.
Получить уникальные знания о прошлом помогла оптико-электронная полиполяризационная система, разработанная российским инженером Вадимом Куликовым в начале 2000-х годов.
Она позволяет выяснить состав предмета по специфике его свечения. Основное отличие разработки от стандартных оптических методов исследования в плавном снижении интенсивности фонового излучения первичного источника (галогенной лампы) вокруг объекта. Это делают для обнаружения «забиваемого» источником накопленного предметом света (вторичное излучение). Различное свечение и у веществ, которые могут входить в изучаемый состав, пояснила Медникова.
Система получила свое название из-за большого количества одновременно исследуемых поляризационных зон. Технология позволяет изучать микрофрагменты при компьютерном увеличении 550 крат.
«Так, на базе фрагментов основных староладожских храмов и Климентовой башни мы выяснили, что одним из важнейших компонентов строительного раствора были перемолотые ракушки с фрагментами моллюсков. Они особенно богаты кальцием, как и известь, основа раствора, что в сумме значительно повышало прочность строений», – дополнила Медникова.
Дробленые ракушки создавали дополнительные центры кристаллизации, а белок конхиолин, присутствующий в ракушечнике, замедлял разрушение всего состава в щелочной среде. В то же время моллюски придавали материалу пластичность, обратила внимание исследователь.
Меднникова уточнила, что неподалеку от Старой Ладоги, в поселении Княжище, был известковый песчаник, откуда и возили сырье. Высококачественную плинфу (древний аналог кирпича) доставляли из Новгорода, в древнерусские времена город был одним из главных центров зодчества.
Плинфа не была единообразной – так, в церкви Георгия присутствовали и красные, и темно-серые экземпляры. Вторые, предполагаемо, почернели из-за выгорания органики при обжиге, считает специалист.
В то же время образцы из фундамента Никольского собора имели другой, светло-оранжевый оттенок. В их составе оказалось значительно больше толченого ракушечника и моллюсков, чем в образцах из других церквей. Причина может быть либо в том, что эти материалы обжигали при меньшей температуре, чем другие, либо в увеличении доли дробленой ракушки в период строительства, предположила Медникова.
«Также плинфы отличались по диаметру отверстий: если в Георгиевской церкви отверстия элементов изогнутые и не превышают одного миллиметра, то в образцах из церкви Климента они овальные и вдвое больше. Это может подтверждать гипотезу Николая Новоселова о том, что в псковско-новгородском зодчестве было несколько групп плинфотворителей», – добавила она.
Ученые предполагают, что на протяжении нескольких столетий, включая XIV век, ладожская технология строительства оставалась неизменной. Далее, вероятно, строители начали чаще использовать цемянку и песок вместо дробленого ракушечника, отметила Медникова.
В 2023 году специалисты ИИМК РАН планируют подробнее изучить памятники Новгорода и других древних городов России. Цель исследователей – установить, когда именно в зодчестве Руси изменился состав строительного раствора и как это повлияло на качество зданий послемонгольского периода русской истории.
Москва, 20 февраля. Второй Всероссийский форум молодых теологов проходит 20-21 февраля, сообщили в Научно-образовательной теологической ассоциации, сообщает РИА Новости.
«Цель форума — объединить молодых исследователей-теологов традиционных религий России на единой дискуссионной площадке с целью развития межрелигиозного диалога, обмена знаниями и открытого обсуждения ключевых вопросов теологии, апробация результатов научных исследований магистрантов, аспирантов и молодых ученых, совершенствование профессиональных компетенций обучающейся студенческой молодежи», – говорится в программе форума.
Форум проходит на федеральных и региональных площадках на базе университетов и духовных школ НОТА в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саратове, Краснодаре, Улан-Удэ, Махачкале, Курске, Орле и Туле.
Среди основных научных направлений форума – формирование вероучительных систем, роль исторической методологии в теологических исследованиях, государственно-конфессиональные отношения как сфера профессиональной деятельности теолога, теология в социально-политической и пространственной семиотике, теология в контексте междисциплинарных связей, теология и межрелигиозный диалог и другие.
НОТА была учреждена в 2018 году по инициативе руководства ряда российских вузов и при поддержке Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Согласно информации на ее сайте, ассоциация призвана стать экспертной организацией, участвующей в профессионально-общественной аккредитации вузов, реализующих основные программы высшего образования в области теологии.
Митрополит Будапештский и Венгерский Иларион (Алфеев), возглавлявший ее с момента создания, согласно информации сайта НОТА, сохраняет посты ее президента и председателя совета.
Лос-Анджелес, 21 февраля. Католический епископ был застрелен всего в нескольких кварталах от своей церкви, сообщает «Газета» со ссылкой на CBS News.
69-летний вспомогательный епископ Лос-Анджелеса Дэвид О'Коннелл служил Церкви в течение 45 лет. Он родился в графстве Корк, Ирландия, и был рукоположен в архиепископии Лос-Анджелеса в 1979 году. Папа Франциск назначил О’Коннелла вспомогательным епископом в 2015 году.
Многие называют его миротворцем, и насильственная смерть О'Коннелла потрясла религиозное сообщество Лос-Анджелеса. Он много лет занимался борьбой с преступными бандами и пытался установить мир между местными жителями и правоохранительными органами после массовых беспорядко в 1992 году, когда присяжные оправдали четырех белых полицейских, виновных в избиении чернокожего. В последние годы О'Коннелл также возглавлял работу католической общины с детьми и семьями иммигрантов из Центральной Америки.
Епископ был застрелен в своем доме в пригородном поселке Хасиенда-Хайтс, расположенном в 30 км к востоку от центра Лос-Анджелеса.
Смерть О'Коннела расследуют как спланированное убийство, однако пока неизвестно, был ли именно погибший целью стрельбы, а также стали ли его религиозные воззрения мотивом для злоумышленников.
Архиепископ Лос-Анджелеса Хосе Гомес сказал в своем заявлении: «Монсеньор Дэвид был миротворцем с сердцем для бедных и иммигрантов и отдавал все свои силы, чтобы построить сообщества, где святость и достоинство каждой человеческой жизни почитались и защищались».
19 февраля во всех церквях региона были совершены заупокойные мессы о епископе Дэвиде О'Коннеле.