Арзамас, 10 февраля. Реставрация двух старинных храмов завершилась в Арзамасе Нижегородской области. В минувшем декабре региональное управление госохраны объектов культурного наследия приняло работы по восстановлению Воскресенского собора. В феврале стало известно об их окончании в Спасо-Преображенском соборе, сообщает Gipernn.ru со ссылкой на ведомство в соцсети «Вконтакте».
Воскресенский собор расположен на главной площади Арзамаса у склона высокого берега реки Теши. Здание было построено в 1814–1842 годах по проекту местного архитектора Михаила Коринфского. Религиозный объект представляет собой крестово-купольный пятиглавый храм центрического типа.
Восстановление памятника архитектуры включило реставрацию и приспособление к современному использованию. На участках с монументальной живописью, на иконостасах и киотах выполнены противоаварийные и консервационные работы.
Фото: управление госохраны ОКН по Нижегородской области / vk.com
Еще один восстановленный объект — cобор Преображения Господня Спасского монастыря. Это первый каменный храм в Арзамасе, построенный в 1638–1643 годах. В 20-е годы прошлого века его передали под военные склады, а позже там разместился районный архив. В 2015 году Спасо-Преображенский собор вернули Церкви и начали реставрировать.
В работы включили обновление фасадов и кровли, отделку интерьеров с подготовкой под роспись, усиление стен, устройство отмостки, водостока, отсечной гидроилоляции и полов. Еще подрядчики восстановили цоколь, крыльца, напольное покрытие, заметили и отремонтировали двери и окна, а также покрасили купола.
В Москве проходит цикл встреч о богословском наследии XX века
10.02.2023 14:57 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102860
------------------------------------------------------------
Москва, 10 февраля. В культурно-образовательном пространстве «Фавор» (г. Москва, ул. Маросейка, ⅞, стр. 1) продолжается цикл встреч о богословском наследии XX века. Организаторы — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и издательство «Никея», сообщает «Седмица» со ссылкой на сайт ПСТГУ. На ближайшей встрече 16 февраля будут обсуждаться следующие вопросы:
Не был ли взлёт русского богословия в ХХ веке отклонением от святоотеческой традиции?
Можно ли считать этот расцвет естественным развитием Предания или же, наоборот, отталкиванием от него?
Как могут и должны сочетаться в живом Предании консервативная, «сберегающая» и обновляющая, творческая силы?
Как взаимодействовали две эти силы в прошлом веке?
Какие задачи перед современным богословием они поставили?
Спикеры: декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский; старший научный редактор «Православной Энциклопедии» Пётр Пашков; соредактор книжной серии «Неопалимая Купина» (издательства «Никея») Егор Агафонов. Регистрация: https://prostranstvo-favor.timepad.ru/event/2313199/.
"Жить в Турции и сохранять христианские ценности - уже героизм"
Константинопольский патриарх Армянской Апостольской Церкви рассказал о современной жизни армян в Турции
Иерусалим, 10 февраля, Благовест-инфо. «В армянском мире нас, к сожалению, не понимают. Не понимают, как можно 50 тысячам армян жить в Турции. Но мы живем», – сказал находящийся с визитом в Иерусалиме Константинопольский патриарх Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) Саак Машалян в эксклюзивном интервью настоятелю армянского монастыря святых Архангелов в Иерусалиме архимандриту Гевонду Оганисяну.
«От нас ждут какого-то акта героизма, но мы – уже герои, живя и сохраняя свою культуру, национально-духовные ценности на своей исторической родине», – подчеркнул духовный лидер армян Турции, говоря о негативном отношении к турецким армянам в Армении и диаспоре.
Патриарх отметил, что армяне Турции не говорят об учиненном в 1915 году в Османской империи геноциде, замалчивают эту тему, а в иных случаях поддерживают власти современной Турции. В этом контексте предвзятое отношение остальных армян к турецким армянам патриарх Саак считает несправедливым. Люди не учитывают, что сдержанность в высказываниях и поведении, в том числе в отношении событий Первой мировой войны, когда происходила резня и депортация армян с исторических земель, – и есть способ выживания.
«Многие, наверное, думают, что если мы живем в Турции, то нам здесь плохо. Но это не совсем так. К примеру, в Ереване – 15 церквей, а в Стамбуле у нас 33 храма. Есть 17 армянских школ, есть ежедневные газеты, много клубов, есть церковная и общественная жизнь общины. Поэтому наша жизнь вовсе не плоха. Да, мы меньшинство среди турок, но мы живем здесь по правилам, с учетом географического и политического расположения, нашего местонахождения. Поэтому лидерам национального меньшинства, а в особенности духовным руководителям крайне важно быть сдержанными в своих словах и действиях. «Важно сохранить наши храмы, наш язык и культуру для последующего поколения армян», – пояснил армянский патриарх Константинополя.
Патриарх Саак также напомнил, что Константинопольский патриархат ААЦ был учрежден султаном Мехметом II в 1461 году, вскоре после захвата Константинополя османами (1453). Сейчас, по его словам, патриархат обладает теми же правами, которые были изначально дарованы султаном.
Константинопольский патриархат подчиняется Эчмиадзинскому католикосату. Юрисдикция патриархата распространяется на территорию Турции, а также на остров Крит.
После геноцида армян в Турции, унесшего около 1,5 миллионов жизней, большинство армян бежало – либо на Запад, либо в горные районы Ливана и Сирии. В 1920 из Сиса (ныне территория Турции) уехал и Киликийский католикос. В течении девяти лет он не имел постоянной резиденции, пока наконец не поселился в Антилиасе, близ Бейрута. Он принял под свою опеку общину Иерусалима. Сейчас в его юрисдикцию входят армяне Ливана, Сирии, Израиля и Кипра. В юрисдикции же Константинопольского патриарха остались немногочисленные армяне Турции. До 1914 года патриархат состоял из 12 архиепархий и 27 епархий, а число верующих достигало 1 млн. 350 тысяч. Сегодня число верующих ААЦ в Турции, по неофициальным данным, составляет 50-70 тысяч.
Полное интервью на армянском языке можно посмотреть на канале GhevondVardapet.
Москва, 10 февраля. Благовест-инфо. Выставка «Три радости. Иконография Святого Семейства в русской иконописи» открылась 9 февраля в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева на территории Андроникова монастыря.
«Радость» – одно из часто встречающихся слов в христианстве. В Евангелии в сюжете Благовещения ангел обращается к Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…». Это слово присутствует в богослужебных гимнах Господних, Богородичных или святым. Выставка в Музее Андрея Рублева напоминает о малоизвестном образе «Три радости». Хотя это и не древний русский образ – он восходит к средневековой европейской традиции, но признан Русской Православной Церковью по факту Божиего отклика на горячую молитву. Целых три радостных известия получила простая христианка в ответ на просьбу помочь в свалившихся на нее несчастьях. Редкий для русской иконы сюжет связан с тем, что рядом с Девой Марией и Богомладенцем присутствует Иоанн Креститель в образе младенца. Как известно из Священного Предания, хотя они и были троюродными братьями, но в жизни не встречались. Икона, как символ, запечатлевает Святой Семейство вместе. Часто здесь же изоб
ражают Иосифа Обручника и Елизавету – мать Иоанна Крестителя.
Экспозиция музея демонстрирует художественные особенности образа. Искусствоведы показывают, что в основе русской иконы «Трех радостей» есть отголоски итальянцев Рафаэля Санти, Аннибале Караччи, Гвидо Рени, а также немецкого графика Ханса фон Аахена, французского художника Себастьяна Бурдона, нидерландского гравера Яна Саделера.
«Повод для выставки – представить редкую иконографию. Хотя эта идея возникла у меня в 2020 году, когда весь мир праздновал 500-летний юбилей мастера Возрождения Рафаэля Санти, пандемия нарушила все планы. Мне хотелось представить широкой публике традиционные русские иконы, которые почерпнуты из произведений Рафаэля. В частности, сюжет с двумя младенцами есть на картине Рафаэля «Мадонна в креслах», – сказала в беседе с корреспондентом «Благовест-инфо» куратор выставки – заведующая отделом хранения, кандидат искусствоведения Надежда Герасименко. Однако иконография образа «Трех радостей» разнообразна. «Наряду с Божией Матерью и Христом здесь изображен младенец Иоанн. Самое редкое – изображение Елизаветы. Сюжет с фигурой Елизаветы восходит к композиции французского художника Себастьяна Бурдона. На нашей выставке экспонируется икона на основе композиции Бурдона, выполненная в XIX веке мастером Василием Велика
новым, – пояснила искусствовед. – А чудотворный образ, находящийся сейчас в храме Троицы на улице Покровка, восходит к Рафаэлю».
Фото: rublev-museum.ru
«Наш русский образ прославился как чудотворный в церкви Троицы на Грязех на улице Покровка в Москве. Предание о чудотворном образе гласит, как некая знатная дама испытала три внезапно обрушившихся на неё несчастья: ее муж был несправедливо осуждён и сослан, имение конфисковано, а сын, который в то время служил в армии, взят в плен, – рассказала Надежда Викторовна. – Дама усиленно молилась Богородице, и как-то во сне услышала голос Божией Матери, призывающий найти ее икону с изображением Святого Семейства в церкви Троицы. Действительно, среди икон она увидела образ, который присутствовал во сне. Она снова усиленно молилась перед этим образом, и почти сразу исполнилась ее просьба – сын вернулся из плена, муж был оправдан, а имение возвращено. Именно поэтому возникло такое название – «Три радости».
Но это название, по словам искусствоведа, не исчерпывается рассказанной выше историей, потому что есть образы XVIII века, которые подписаны так же. «Второе объяснение названия – по числу фигур. Это символический образ Святого Семейства. Именно после прославления этого образа стали в большом количестве создаваться списки с иконы и гравюры, которые распространяли среди паломников, – пояснила куратор. – Церковь Троицы перестраивалась дважды – в 1819 году, и в 1861-м. При последней перестройке, проведенной по проекту архитектора Быковского, центральный престол освятили в честь иконы Божией матери «Три радости». Упоминание об образе содержится в книге Софии Снессоревой «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон», изданной в 1898 году.
Фото: Елена Дорофеева
Считается, что в Россию сюжет Святого Семейства попал как вариант гравюры Саделера. Как сказано в материалах выставки, иконописцы села Холуй Владимирской губернии в XVIII веке творчески переработали картину – занавес заменили на поток света с небес, добавили парящих ангелов и строку из 84 псалма – «милость и истина сретостася, правда и мир облобызастася». Поэтому есть еще одно название этого образа в России – «Милость и истина». Другой вариант иконографии восходит к композиции художника болонской школы Гвидо Рени (1575–1642). На гравюрах Иоанн Предтеча целует ножку младенца Христа или держит в руке его стопу. В русском изводе – целует руку Богомладенцу.
Небольшая камерная выставка проходит в малом выставочном зале. Представлено семь икон, а также оклады и миниатюры, всего 11 предметов. Экспонаты – из собрания Музея Андрея Рублева и из частных коллекций.
Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева открыт в 1960 году. Об этом сегодня рассказывают фотостенды на территории Андроникова монастыря, где размещается музей и действующий храм Спаса Нерукотворного образа, расписанный в XV веке Андреем Рублевым.
Праздник иконы «Трех радостей» отмечается 8 января, когда Церковь после дня Рождества Христова чтит Святое Семейство. Выставка в Москве проходит в преддверии праздника Сретения Господня, который также входит в этот цикл, о чем напоминает, например, большая икона Рождества Христова XVII века, где в одном из клейм изображен сюжет Сретения, представленная в основной экспозиции Музея Андрея Рублева.
Саратов, 10 февраля. 9 февраля после тяжелой непродолжительной болезни скончался епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России Андрей Джамгаров, сообщает сайт ЕЛЦР.
В пресс-службе ЕЛЦР сообщили, что Джамгаров скончался 9 февраля в Саратове. По данным издания Саратовской области «Регион 64», две недели назад по неназванной причине Джамгаров попал в одну из московских клиник. После улучшения состояния здоровья его перевели уже в медучреждение Саратова. Однако его состояние вчера внезапно ухудшилось, и он скончался.
Траурное богослужение и прощание с Джамгаровым пройдет в Саратове 14 февраля в евангелическо-лютеранском соборе святой Марии.
Джамгаров родился 15 марта 1967 года в Баку. С 2003 года начал работать в Евангелическо-лютеранской общине Саратова. С 2004 г. служил проповедником.
В 2014 г. в Евангелическо-лютеранской церкви святой Марии Саратова архиепископом Дитрихом Брауэром рукоположен в пасторы.
В 2017 году был введен в должность пропста Саратовского пропства (главы церковного округа) в Евангелическо-лютеранской церкви святой Марии.
В июне 2017 года был избран главой Генерального синода Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России.
Рим, 10 февраля. Папа Римский Франциск возглавит литургию начала Великого поста. Богослужение Пепельной среды пройдет на римском холме Авентин, сообщает Vatican News.
«22 февраля 2023 года, в Пепельную среду, в 16:30 в церкви св. Ансельма состоится Statio, после чего последует покаянное шествие к базилике св. Сабины, где в 17:00 Папа Франциск будет предстоятельствовать на евхаристическом богослужении с благословением и посыпанием пеплом», — говорится в сообщении Служба папских литургических церемоний.
В 2022 году Папа Франциск не принял участие в традиционной процессии и мессе на Авентинском холме в Риме из-за боли в колене. Вместо него празднование начала Великого поста возглавил госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин.
Иркутск, 10 февраля. При Михаило-Архангельском Харлампиевском храме в Иркутске в феврале стартовал проект «Северное барокко. Возрождение и культурная интерпретация локальной иконописной традиции Сибири». Прихожане решили совершить исследовательскую экспедицию на Русский Север, сообщает «Приходы».
Иконописная мастерская храма и телерадиокомпания «Иркутский Кремль» под руководством настоятеля протоиерея Евгения Старцева снимут фильм «Северное письмо. Путь в пространстве и времени». Подлинные работы иконописцев давних времен изучат в ходе маршрута: Архангельск–Вологда–Тотьма–Великий Устюг, сообщается в православном сообществе «Иркутский вертоград» в соцсети «Вконтакте».
Уже удалось отснять первую часть фильма в Архангельской области, где некоторые из храмов никогда не закрывались. Например, каменный Сретенский храм XIX века в селе Рекасово сохранил свое внутреннее убранство в первозданном виде. В ходе командировки съемочная группа побывала в музее-заповеднике «Малые Корелы», где на одной территории собраны церкви, часовни, колокольни, построенные в XVI – начале XX веков. В собрании музея более 3000 икон, среди которых представлены образцы Северного письма.
Дамаск, 10 февраля. Иерархи трех христианских церквей в Сирии призывают снять со страны международные санкции. Открытое письмо об этом подписали Патриарх Антиохийский Иоанн Х, Патриарх Мелькитской греко-католической церкви Иосиф и Патриарх Сиро-яковитской Православной Церкви Игнатий, сообщает Global Ortodox.
«Мы, три религиозных лидера Сирии, требуем, чтобы Организация Объединенных Наций и страны, введшие санкции в отношении Сирии, сняли эмбарго и несправедливые ограничения в отношении сирийского народа, а также предприняли исключительные меры и немедленные инициативы для безопасной переброски гуманитарных грузов и помощи», – говорится в заявлении, опубликованном пресс-службой Антиохийского патриархата,
Ранее президент Сирийского общества Красного Полумесяца Халед Хабубат выступил с требованием к международному сообществу снять экономические санкции, введенные против Сирии, чтобы помочь стране преодолеть последствия землетрясения.
Разрушительное землетрясение, затронувшее юго-восток Турции и северо-запад Сирии, произошло 6 февраля. Число жертв катастрофы превысило уже 20 тысяч человек, десятки тысяч людей получили ранения, многие лишились имущества и были вынуждены покинуть свои дома.
Девятнадцать стран ООН направили в Турцию спасательные бригады. В Сирии же международная помощь затруднена из-за экономических санкций. Ограничения были введены Евросоюзом и США в 2011 году, когда в Сирии началась гражданская война. С тех пор их ежегодно продлевают. В результате помощь стране смогли оказать только Россия, Алжир, Иран, Ирак и Ливан.