Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 29/11/2022


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 29/11/2022
============================================================
Скончался видный российский религиовед Николай Мусхелишвили

29.11.2022 23:13 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102109
------------------------------------------------------------




Фото: religio.amursu.ru



Москва, 29 ноября, Благовест-инфо. Видный российский ученый – доктор психологических наук, кандидат биологии, психолог религии, биофизик, профессор Российского государственного гуманитарного университета, член Международной ассоциации по психологии религии, почетный профессор ЮНЕСКО – Николай Львович Мусхелишвили скончался сегодня в Москве после продолжительной болезни на 78-м году жизни.



Николай Мусхелишвили родился 8 марта 1945 года в Тбилиси в семье потомков грузинских князей. Его дед, Николай Иванович Мусхелишвили (1891-1976), был видным ученым – математиком и механиком, действительным членом АН СССР и АН Грузинской ССР, Героем Социалистического Труда, лауреатом двух Сталинских премий.



В 1967 году Николай окончил физический факультет Тбилисского государственного университета по специальности «биофизика», в 1973 году защитил кандидатскую диссертацию в этой области.



В 1994 году в Институте психологии РАН защитил докторскую диссертацию на тему «Психология отношения к нуменальному: личностные предпосылки религиозного опыта».



Много лет темой научных исследований Мусхелишвили были проблемы религиозного сознания и – особенно – проблема парадокса. Интерес к этой теме возник у него ещё в советское время – в 1988 году Николай Львович был назначен заведующим Лабораторией теоретических и прикладных проблем сознания (бывшей Лабораторией биофизических проблем) Института проблем передачи информации (бывшего Института молекулярной генетики) (ИППИ РАН), где проработал большую часть жизни. Лаборатория проводила всесоюзные конференции по проблемам сознания, создавала библиографические сборники статей и монографий учёных, которых теперь назвали бы психологами религии.



Вместе с математиком, кибернетиком и философом религии Юлием Шрейдером (1927-1998) Мусхелишвили работал в Католическом колледже, позже преобразованном в Институт философии, теологии и истории св. Фомы (ИФТИ). Много лет, будучи православным христианином, он был ректором этого учебного заведения. В Российском государственном гуманитарном университете, профессором которого оставался до смерти, воспитал плеяду молодых преподавателей и исследователей религии – своих аспирантов и коллег.



Издательская деятельность Н. Л. Мусхелишвили включала журнал «Символ», журнал «Точки/PUNCTA», книжную серию «Bibliotheca Ignatiana» (совместный проект Папского Восточного института и ИФТИ), а также ряд других журналов, членом редакционной коллегии которых он был.



Потомки Николая Мусхелишвили – сын Георгий, невестка и внуки – живут в Канаде.


============================================================


В Италийской митрополии Константинопольского патриархата появятся три новых викария

29.11.2022 19:13 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102107
------------------------------------------------------------




Фото: orthodoxtimes.com



Стамбул, 29 ноября, Благовест-инфо. Три новых викарных архиерея появятся в Италийской митрополии Константинопольского патриархата, сообщает Orthodox Times.



Синод Константинопольской Православной Церкви, заседание которого состоялось 27-28 ноября на Фанаре (Стамбул) под председательством Вселенского Патриарха Варфоломея, избрал трех новых епископов. Все они будут викариями Италийской митрополии.



Архимандрит Георгий (Антонопулос) избран епископом Кратейским, архимандрит Дионисий (Папавасилиу) – епископом Котиеу, а архимандрит Афинагор (Фасиолос) – епископом Термийским.



Юрисдикция Италийской митрополии Константинопольского патриархата распространяется на территорию Италии и Сан-Марино. Эта церковная область была создана в 1991 году – ранее греческие приходы на Апеннинах входили в Австрийскую митрополию. Кафедра находится в Венеции. После кончины митрополита Геннадия (Зервоса) в октябре 2020 года Италийскую митрополию возглавил митрополит Поликарп (Ставропулос).


============================================================


Археологи обнаружили древнеримский храм под хорватской католической церковью

29.11.2022 17:20
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102103
------------------------------------------------------------




Фото: sedmitza.ru



Загреб, 29 ноября. В Хорватии под построенной в XVIII веке католической церковью cвятого Даниила в селении Данило близ Шибеника были обнаружены фундаменты древнеримского храма, сообщает «Седмица» со ссылкой на АrkeoNews.



На месте Шибеника ранее находился бывший римский город Ридит. Тем не менее, секрет древнего римского храма ранее был неизвестен.



Для поиска храма использовалась технология воздушного сканирования LIDAR. Используя эту технологию, польско- хорватская группа археологов обнаружила раму входного портала в храм, которая, вероятно, является единственным, что осталось от старой колоннады.



По словам археологов, когда-то храм имел размеры 20 м на 10 м, а его стены были значительно выше, чем у современной церкви.



Помимо храма, археологи также обнаружили близлежащее кладбище, которое, как считают, использовалось между IX и XV веками.



Руководитель польской группы исследователей профессор Ф. Вельц из Института археологии Университета кардинала Стефана Вышиньского в Варшаве сказал, что храм, скорее всего, был частью более крупного форума, на котором когда-то располагались несколько важных общественных зданий, в том числе суды и различные службы.



Ф. Вельц сообщил: «Собранные нами данные указывают на то, что под сегодняшней церковью и прилегающим кладбищем находятся остатки храма, который был частью форума, самой важной частью римского города».



Он добавил, что форум был центром социальной и экономической жизни жителей каждого римского муниципия (города). Он располагался на пересечении основных транспортных артерий и одновременно являлся центральной точкой города.



По мнению ученых, церковь была не единственным сооружением, построенным на руинах бывшего храма. Близлежащее кладбище, действовавшее с IX по XV век, также частично находилось в пределах его первоначального диапазона. Некоторые средневековые могилы были вырыты прямо на месте римских бань или соседнего массивного здания с центральным двором и портиком, окруженным многочисленными помещениями.



Профессор Вельц сказал: «Это означает, что обширное средневековое кладбище было основано непосредственно на остатках римских построек».



Последние 70 лет в Данило ведутся археологические исследования. Совместный польско-хорватский проект стартовал в 2019 году. Его осуществляют исследователи из Института археологии Университета кардинала Стефана Вышиньского в Варшаве, Института археологии в Загребе и Городского музея Шибеника.



Ранее фрагмент орнаментированного монументального перекрытия римского храма был обнаружен в 1950-х годах на средневековом кладбище у церкви в Данило.


============================================================


"Служил добросовестно и честно..."


Ставропольский пастырь Димитрий Семенов прославлен в лике новомучеников

29.11.2022 16:40 | Церковный вестник
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=102105
------------------------------------------------------------

============================================================


Выставка, посвященная храмостроительству, открылась в Санкт-Петербурге

29.11.2022 16:00
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102102
------------------------------------------------------------




Фото: prichod.ru



Санкт-Петербург, 29 ноября. В Музее академии художеств Санкт-Петербурга открыта выставка «Храмоздание. Архитектурная графика, макеты». Будущих архитекторов, прихожан и всех желающих приглашают посетить экспозицию, посвященную храмостроительству, сообщает «Приходы.ру».



На выставке представлены макеты и архитектурная графика, исполненные современными мастерами. Они относятся к реставрации и воссозданию храмов Санкт-Петербургской митрополии, а также к строительству новых церквей. Это более тридцати проектов за последние тридцать пять лет. Кроме графических, здесь можно увидеть архитектурные работы, выполненные вручную



«На выставке можно выделить три темы, – сказал председатель епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам, профессор Академии художеств архимандрит Александр (Федоров). – Во-первых, представлены работы наших талантливых современников. Вторая тема связана с процессом становления церковного зодчества на новом этапе. И третья – представлены проекты, выполненные вручную. В Академии художеств этому учат, но в дальнейшем, к сожалению, большинство архитекторов предпочитают работать на компьютере. Выставка поучительна для студентов, которые увидят эти работы и захотят создавать нечто подобное. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем музей представил и другие церковные проекты».



Среди выставленных проектов, есть как реализующиеся, например, наброски заслуженного архитектора Российской Федерации Максима Атаянца для строящегося храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в Санкт-Петербурге, так и реализованные – проекты архитектора и преподавателя академии Кирилла Яковлева для Крестовоздвиженской церкви на Каменке.



Как рассказал куратор выставки, главный архитектор Музея академии художеств профессор Александр Горшков, в будущем планируется открыть большую ретроспективную выставку о строительстве храмов в постсоветскую эпоху, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.


============================================================


Волонтеры создают музей в затопленном храме на Белом озере

29.11.2022 15:14
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102100
------------------------------------------------------------




Фото: rg.ru



Белозерск, 29 ноября. Волонтеры завершили очередной сезон работ возле затопленного храма Рождества Христова в деревне Крохино. Он оказался в воде в 1960-х во время строительства Волго-Балтийского канала и постепенно разрушался. С 2010 года храм сохраняют волонтеры, сообщает «Российская газета».



Церковь в Крохино была построена в 1788 году. Это единственный в России затопленный храм, уцелевший после строительства водных каналов. Волонтеры устроили вокруг стен церкви остров, установили ледорезы, которые не позволяют льдинам разрушать стены храма во время ледохода. В колокольне планируется установить маяк – как памятник сотням церквей, деревень, сел и даже городов, затопленных в России при строительстве водохранилищ. Рядом с храмом поставили архитектурную инсталляцию с названием села Крохино – ее хорошо видно с фарватера канала, по которому проходят туристические теплоходы.



Как рассказала руководитель благотворительного фонда «Крохино» А. Тукаева, волонтеры планируют создать в храме музей затопленного села. Осенью фонд объявил о поиске артефактов, и местные жители стали передавать для будущего музея старинные предметы.



В числе собранных артефактов купеческие карманные часы швейцарского производства, переделанные уже в советское время для ношения на запястье, костяная рукоятка морского офицерского кортика с вензелем Николая II, посуда фабрики Кузнецова, красноглиняные курительные трубки с орнаментом, популярные в XVIII веке, старинные предметы мебели и быта и многое другое.



Дарители передали в музей латунную лампаду и массивный оклад иконы, которые находились в крохинской церкви Рождества Христова.


============================================================


Католическая Церковь Ирландии начала процесс канонизации "бесстрашного в вере" капеллана

29.11.2022 14:31
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102099
------------------------------------------------------------




Фото: catholicnewsagency.com



Маллингар, 29 ноября. Католическая церковь Ирландии начала процесс канонизации «бесстрашного в вере» ирландского капеллана, который погиб в 1917 году в битве при Ипре и успел прославиться «состраданием к каждому, независимо от веры и национальности», пишет «Седмица» со ссылкой catholicnewsagency.



Церковь начала процесс канонизации священника-иезуита Вилли Дойла, ирландского военного капеллана, погибшего в 1917 году в Пашендейле (Бельгия) в ходе третьей битвы при Ипре. Он успел прославиться среди воинства своим состраданием ко всем, независимо от веры и национальности. «Отец Дойл никогда не отдыхает, – писал в те дни в своем дневнике офицер-протестант, его сослуживец. – Днем и ночью он с нами. Он идет к умирающим и мертвым, отдает им духовный долг, возвращается к нам с кроткой улыбкой, делает своими руками скромный крест и идет хоронить павшего, а затем начинает все сначала».



Церемония открытия дела о канонизации прошла 20 ноября в соборе Христа Царя в городе Маллингар (Ирландия), ее возглавил епископ Митский Томас Динихан в присутствии еще девяти епископов и многих священников. Дело Дойла подготовил и представил священник Джон Хоган, епархиальный постулятор (защитник, назначаемый епископом для собирания свидетельств праведной жизни и служения кандидата). Отец Хоган поведал об образцовой духовной жизни Дойла и его жертвенном служении воинам на полях Фландрии в 1917 году.



Во многих фильмах о Первой мировой войне сейчас показывают лишь весьма поверхностные кинематографическое подобие той страшной реальности, с которой столкнулся отец Дойл на передовой. Там были кровь и грязь, смерть и разрушение, и все же в этом хаосе героические капелланы, подобные отцу Дойлу, поддерживали свет веры и надежды в душах.



Представляя дело, отец Хоган указал на многие достоинства Дойла как священника. «Он является примером духовного наставника для страдающих психическими расстройствами, благодаря собственному опыту болезни и выздоровления после нервного срыва в ранние годы, – сказал отец Хоган. – Его вдохновляющее желание пожертвовать своей жизнью ради искупления грехов священников может найти отклик в Церкви в наши времена, так же, как его любовь и служение пленным немецким солдатам в качестве капеллана».



Отец Дойл добровольно пошел служить в британскую армию после начала войны. Тогда, на волне патриотического подъема, в его поступке не было ничего выдающегося. В те времена было широко популярно стихотворение «Прощай, все это» военного поэта Роберта Грейвса. В нем он славил, помимо прочего, мужество ирландских капелланов на передовой. В то же время многие католики Ирландии сомневались в том, следует ли им воевать в британской армии.



Однако отец Дойл считал служение воинам на передовой важнейшей частью своего духовного призвания, чтобы достойно исполнять священнический обет о спасении душ ближних, в том числе ради искупления грехов священников. Он был глубоко духовным человеком и пестовал в себе глубокую любовь к Иисусу с юных лет. Его житие и служение стало, в частности, вдохновляющим примером для святой Терезы Калькуттской и святого Хосемарии Эскривы. «Среди ужасов войны он нес утешение, надежду и мужество людям, вверенным Богом его духовному попечению – как католикам, так и протестантам, и многие считали его святым при жизни, – напомнил отец Хоган. – Он постоянно рисковал своей жизнью, спасая бойцов на поле боя и причащая их при смерти».



В ольстерском пресвитерианском еженедельнике «Ньюс» после его гибели вышел некролог, восславляющий великие духовные достоинства Дойла: «Если кто и рисковал своей жизнью больше всех, спасая солдат-протестантов Ольстера, то это отец Дойл, который в последние дни своей жизни делал это сотни раз, – гласит некролог. – Жители Ольстера остро переживают его потерю, и никто другой не почитает так глубоко погибшего священника-героя, как наши ольстерские пресвитериане».



Ирландский режиссер Кэмпбелл Миллер снял документальную драму на студии EWTN о жизни отца Дойла под названием «Храбрость под огнем». «Я очень хорошо узнал и понял отца Вилли Дойла, когда по крупице собирал сведения о его жизни для работы над фильмом, – говорит Миллер. – Его самоотверженность и человечность были поразительны. Все верующие христиане любили его, почитали и знали, что он не оставит их в самые тяжкие и страшные моменты; даже когда они падали умирать на ничейной земле, и некому было помочь, отец Вилли шел их спасать. Он делал это снова и снова. Он оттаскивал солдата назад, ложился рядом с ними и совершал последние обряды. Отец Вилли всегда хоронил погибших солдат по-христиански, однако сам лишился этой простой последней дани уважения от товарищей, поскольку они так и не нашли его тело».



Священник подготовил себя к страшным испытаниям годами духовного воспитания, покаяния и умерщвления плоти. Он успел описать жестокие и страшные будни войны. «Первая часть нашего путешествия пролегала по узкой траншее, на дне которой стояло месиво глубокой густой грязи, а под ней мы то и дело наступали на мертвые тела, – писал священник. – Это было ужасно, у меня нет слов, чтобы это описать». Он также поведал в записках о том, как он служил погребальную мессу по погибшим в окопах. «Вокруг меня со всех сторон толпилось самое большое собрание прихожан за всю мою жизнь, – пишет капеллан. – По обе стороны за алтарем и далее ряд за рядом, тесно прижимаясь друг к другу, вытягиваясь и налегая, они словно бы напрягали слух в полном безмолвии, стремясь уловить каждый звук этого грандиозного акта жертвы – но все мертвые! Некоторые пролежали там неделю и стали грязными, с ужасными черными и зелеными лицами».



Благословляя открытие дела о беатификации отца Дойла, епископ Динихан назвал его «строителем мостов», воспользовавшись определением Папы Франциска, и человеком, чья духовная щедрость вненациональна. «Его желание принести в жертву свою жизнь в качестве возмещения за грехи священников может найти отклик в Церкви в наши времена, – сказал епископ. – А его любовь и служение немецким солдатам являет Церкви пример вселенского милосердия. Отца Вилли можно считать образцовым служителем мира, любви и истинного экуменизма. Во многих отношениях его жизнь и свидетельство более актуальны для нас сейчас, чем сто лет назад. Для многих верующих мучительно осознавать, что по сей день отец Дойл лежит где-то со своими павшими сослуживцами, навеки став «неизвестным солдатом». Но все же он не останется в безвестности, его благодать и любовь уже славны меж людьми, ибо он успел столь многих утешить и вдохновить».


============================================================


Католикос-Патриарх всея Грузии стал крестным отцом для более 900 детей

29.11.2022 13:23
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102096
------------------------------------------------------------




© Sputnik / Alexander Imedashvili



Тбилиси, 29 ноября. Очередное массовое, 66 по счету, крещение состоялось в кафедральном соборе Святой Троицы Самеба в Тбилиси, крестниками Патриарха стали еще 965 детей.



Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II в Самеба лично благословил крестников. Детям переданы свидетельства о крещении и крестики.



На сегодняшний день у Патриарха 45 тысяч крестников.



Илия II крестит третьих и последующих детей венчанных родителей. Целью инициативы является улучшение демографической ситуации в стране.



Первое массовое крещение младенцев в Грузии состоялось 19 января 2008 года, сообщает Sputnik Georgia.


============================================================


Конференция "Попечение Церкви о душевнобольных". Москва
15 - 16 декабря

29.11.2022 13:17
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=102097
------------------------------------------------------------
IV международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных. Депрессии: задачи психиатра, психолога и священника»



15 – 16 декабря



Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, Свято-Данилов монастырь



Конференция организуется по инициативе Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Ее соорганизаторами являются Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата, Научный центр психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), Воронежская митрополия Русской Православной Церкви и Российское общество психиатров.



Конференция посвящена весьма актуальной и сложной проблеме – заботе Церкви о людях, страдающих психическими расстройствами. Эта тема затрагивает разные пласты церковной жизни: литургический, пастырский, миссионерский, диаконический. Известно, что отношение к душевнобольным людям в обществе и в Церкви менялось на протяжении веков, как менялось и представление о причинах душевных болезней. Разграничение духовных и психических расстройств было и остается весьма серьезной проблемой для священнослужителей. В современном мире, где, по данным ВОЗ, 14% населения имеют психические расстройства, а депрессия грозит стать ведущей причиной смертности населения уже в ближайшие десятилетия, необходимо активное участие священнослужителей в оказании помощи людям, страдающим душевными недугами, и их близким. А для этого необходимо богословское осмысление и изучение всех аспектов этой проблематики, обучение священнослужителей работе с разными категориями психически больных, тесное сотруд
ничество пастырей и врачей.



В ходе конференции планируется обсудить такие актуальные вопросы, как особенности депрессий с религиозным содержанием, возрастные особенности депрессий, экзистенциальные депрессии, принципы пастырского душепопечения о пациентах с депрессией, особенности исповеди депрессивных больных, роль молитвы в совладании с депрессивными расстройствами, пастырская помощь пациентам с депрессией, связанной с утратой близких, печаль нормальная и патологическая, богословский взгляд на природу депрессии, опыт преподавания пастырской психиатрии в духовных школах и др.



На конференции выступят ведущие российские и зарубежные эксперты в заявленной области, в том числе из России, Нидерландов, Испании, Италии, Бразилии и др. К дискуссии приглашены священнослужители, врачи-психиатры, психологи, представители духовных школ, члены Межсоборного присутствия. В дальнейшем планируется публикация текстов выступлений на конференции.



Конференция пройдет в Москве, в ОВЦС, в ее работе примут участие около 40 человек. Выступление иностранных участников планируется в видео-формате.


============================================================


В Крыму несколько лет не могут защитить объект культурного наследия
В Севастополе находятся развалины монастыря Влахернской Божией Матери

29.11.2022 12:32 | "Октагон"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=102095
------------------------------------------------------------

============================================================


Образы Святого семейства в искусстве как созерцание тайны Воплощения

29.11.2022 11:52 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=102094
------------------------------------------------------------




Москва, 29 ноября, Благовест-инфо. «Святое семейство и семейная святость. По следам западноевропейской иконографии» – лекцию на такую тему представила 21 ноября в Культурном центре «Покровские ворота» Наталья Боровская - кандидат искусствоведения, профессор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, преподаватель мировой художественной культуры. На материале трех столетий – от поздневизантийского искусства и проторенессанса до эпохи барокко она проследила складывание основных иконографических типов Святого семейства, раскрыла символику образов и показала, каким образом живопись помогает воспринимать Святое семейство как образец для любой христианской семьи на все времена, как «малую Церковь», в центре которой – Христос.



Знаменательно, что встреча с Н. Боровской состоялась в день, когда Католическая Церковь отмечает праздник Введения Богородицы во храм. Лекция также резонирует с тематикой выставки, которая на днях открылась в Венеции и посвящена иконографии Святого семейства. В рамках этой выставки предполагается большая католическая конференция о проблемах и смыслах семьи в современном мире, о чем сообщила на вечере Джованна Парравичини – сотрудник фонда «Христианская Россия» и КЦ «Покровские ворота».



Тема Святого семейства, вошедшая в христианское искусство с самого раннего времени, широко распространена в западной традиции, но менее известна в восточно-христианском мире – возможно, потому, что на Востоке больше уделялось внимание Божественной природе Спасителя, а на Западе – человеческой, полагает Боровская. Считается, что иконография Святого семейства сформировалась в эпоху Ренессанса. Тем не менее, она начала лекцию с образов восточного искусства. В монастыре Хора (Спасителя в Полях) в Константинополе есть мозаики периода Палеологовского ренессанса с редкими для византийской традиции сюжетами об истории Иосифа и о предрождественских событиях, о пути Святого семейства на перепись, о самой переписи и т.д. «Здесь мы видим глубоко человеческие истории, основанные на ренессансной антропологии», – прокомментировала искусствовед.



Такая точка зрения может озадачить тех, кто привык трактовать Возрождение как «уступку духовной традиции светскому сознанию» – это представление укоренилось в отечественной историографии, где появился термин «обмирщение» религиозного искусства, где принято говорить о привнесении бытовых деталей, принижающих сакральный образ. «Нередко произведения мастеров Возрождения противопоставлялись древнерусской иконе как образец более приземленного, поверхностного подхода к христианской тематике», – зафиксировала Боровская этот подход и противопоставила ему иной: «На самом деле Возрождение – великая эпоха в истории христианского искусства, это осмысление на новом художественном уровне тайны воплощения Бога, тайны земной жизни Христа, Его пребывания среди людей, тайна абсолютного Его подобия нам… Перед художниками встают новые, неизвестные ранее задачи... они созерцают земную жизнь Спасителя, через которую мы прозревае
м Божественное начало… осмысливают те моменты в Евангелии, которые раньше не изображались, потому что они “слишком человеческие”. Художники переучиваются от иконописного образа к картинному, традиция создается чуть ли не с нуля».



Формирование иконографии Святого семейства начинается с «осмысления истории этого семейства, отношений Марии и Иосифа как духовного союза – семьи, в которой родится Христос и будет воспитываться». Фрески Джотто из капеллы Скровеньи, рассказывающие об этом этапе, – например, история с избранием Иосифа в качестве жениха для Марии, с процветшим жезлом и т.д., основаны на апокрифических источниках, но художнику важно включить историю до рождения Иисуса в евангельский контекст. Этот памятник не намного старше мозаик Хоры, и эти сюжеты «почти параллельно возникают на Западе и на Востоке независимо друг от друга. Это становится общехристианским феноменом, который осмысливается в одно столетие (XIV в. – ред.)», отметила лектор.







Показав «Обручение Иосифа и Марии» кисти Перуджино и авторскую копию его ученика Рафаэля, она обратила внимание, что торжественный акт разворачивается на фоне символического образа Иерусалимского храма, что отсылает к апокрифической истории о Введении Богородицы во храм, а также дает экклезиологическое измерение этого события: «На наших глазах рождается образ Святого семейства как образ Церкви».



Появление сюжета «Поклонение Младенцу Христу» в начале XVI века Боровская связывает с практикой адорации – молитвенного созерцания Тела Христова в западной традиции. Новорожденный Христос лежит на земле, а коленопреклоненные Иосиф и Мария перед Ним молятся – это излюбленный сюжет, от шедевров до крестьянских вертепов, в нем соединяются «повседневные и молитвенно-созерцательные моменты». Но обнаруживается и «евхаристическое измерение: это одновременно и изображение Церкви как Тела Христова».







Дева Мария с книгой – бытовая деталь, рассказывающая о распространении грамотности и увлечении самостоятельным чтением в эпоху Возрождения? Да, но во вторую очередь, а в первую – для современника, скажем, Луки Синьорелли было понятно, что Мария читает пророчество Исайи о Воплощении Бога. «В руках у нее Слово Божье, а рядом – Слово, ставшее плотью», – подчеркнула Боровская. Иконография «Мария Матерь Слова» с таким названием появилась в западном искусстве только в ХХ веке, но без названия она давно существует в рамках иконографии Святого семейства, и не только в искусстве католическом: так, Рембрандт, художник протестантского мира, использует фактически ту же идею, отметила она.







Рассматривая место темы Святого семейства в творчестве Рафаэля, лектор отметила, что художник создал особую поэтику этой темы, определенные подходы к ней, в том числе – предложил расширение круга персонажей. Одним из первых в их число «внедряется» св. Иоанн Креститель, потом его мать Елизавета. Например, в знаменитой картине в основе композиции ясно считывается пирамида, внутри которой находятся младенцы – Иисус и Иоанн. «Вот оно – пространство Церкви и пространство Встречи», – сказала Боровская.







Она остановилась на образе св. Анны, матери Марии, которая тоже входит в композицию Святого семейства и «вносит свою лепту в понимание смысла изображения» (одна из самых ранних – образ Мазаччо). Этот персонаж появляется довольно часто – св. Анну выбирали своим покровителем корпорации заказчиков. Но главное – так подчеркивается «важное общехристианское агиографическое представление – святой рождается от праведных родителей». Согласно апокрифам, Иоаким и Анна – наиболее ранние и безусловные праведники. Таким образом, «святость Марии – это не только ее личная избранность, но и некое семейное наследие. Благодаря появлению в иконографии св. Анны у Марии появляется свое сакральное прошлое – это праведность жизни ее родителей. Это сакральное прошлое есть у Иосифа – он “из дома Давидова”».







Мария с Младенцем, сидящая на коленях у своей мамы св. Анны, – знаменитое полотно Леонардо да Винчи. По словам выступавшей, его упрекали за якобы «распадающуюся композицию», но именно такое построение делает акцент на Младенце, который почти выскальзывает из рук матери и тянется за ягненком, – это «очевидная евхаристическая отсылка: наступит момент, когда Марии придется расстаться с Ним, когда сам Он станет жертвенным агнцем».







Расширенный состав Святого cемейства представлен в картине Лоренцо Лотто – это «Евангелие в красках, подробное изложение Евангелия от Луки», прокомментировала многофигурную композицию искусствовед.







Еще одно – так называемое «бытовое» измерение иконографии Святого cемейства встречается в разных национальных живописных школах в XVII веке. «Такие композиции обманчивы: легко подумать – вот оно, низведение сакрального содержания до бытовых деталей, обмирщение и т.д. Но птичка на картине Мурильо – щегленок, Страстной символ, известный еще с VI века. Характерный пример того, что Страстная тематика прозревается в самых жизнерадостных эпизодах. Это прозревание невидимого в видимом – жизни Сына Божьего в простой небогатой семье из иудейского захолустья, в повседневном семейном быту, который очень нелегок, который всем своим укладом, казалось бы, не располагает человека к мыслям о Боге, а Бог – вот Он, здесь», – прокомментировала искусствовед, продемонстрировав еще ряд «бытовых» полотен этого периода.



Почему рассматриваемый сюжет был столь популярен, как эти картины воспринимались современниками? Есть чисто человеческий аспект: «Некая идеальная одухотворенная семья будет греть душу без всякого подтекста сама по себе. Такие вещи поддерживают в людях веру в возможность любви, особенно в то время, учитывая очень маленький процент любви в создании семьи и брака, который в большинстве случаев соединял незнакомых межу собой людей по выбору родителей из экономических или дипломатических соображений. И Мария с Иосифом вряд ли знали друг друга до обручения, и был этот эпизод, когда Иосиф хотел тайно отпустить беременную Марию… Но потом в их жизнь входит Христос – и все, Царство Божие на земле! Это поддержка, это надежда, помимо богословия».



В то же время это Семья, «основанная на том, на чем не строятся обычные семьи, – на целомудрии как абсолютно непонятном, неизвестном культуре той эпохе опыте. Зачем Марии нужен муж? Целомудренное посвящение Богу ее современники просто не поняли бы». Кратко рассмотрев две иконографические версии изображения Иосифа – как седовласого старца и «молодого красавца» (эту версию открыло Возрождение), Боровская предложила переосмысление его роли не только как Обручника, но, прежде всего, как воспитателя Иисуса: «Иосиф стал для Иисуса идеальной живой иконой отца. Мария стала для Него идеальной матерью, а впоследствии – Матерью всего человечества. И это стало возможным в ситуации, когда у них, кроме Бога, нет никого и ничего. Они совершают подвиг, абсолютно посвящая себя Богу, это целомудрие во имя Божье, как призвание, потому что только в ситуации абсолютного посвящения Богу всего и вся возможна настоящая святость как любовь – не то
лько твоя личная, но как любовь Бога, переданная тебе. Разумеется, путь Марии и Иосифа – исключительный. В каком-то смысле – это прообраз монашеской жизни. Святое cемейство – источник посвященной Богу жизни».



Посмотреть лекцию Боровской, вспомнить вместе с ней знаменитые полотна, посвященные Святому Семейству, можно на youtube-канале КЦ «Покровские ворота».



Юлия Зайцева


============================================================


Реставрацией Анненкирхе займётся главный архитектор Москвы

29.11.2022 10:58
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102093
------------------------------------------------------------




Фото: notypicspb.ru



Санкт-Петербург, 29 ноября. Самую известную лютеранскую церковь северной столицы Анненкирхе готовятся реставрировать. Об этом рассказал автор будущего проекта, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в своём Telegram-канале.



Специалист отметил, что предложение о реконструкции поступило ему от лютеранской общины. Конкретные работы будут определены после обследования исторического объекта, а в феврале 2023 года Кузнецов готов представить первые предложения.



Добавим, что в 2022 году Анненкирхе пережила пожар. После возгорания решили восстановить лишь фасад и крышу здания, а внутреннюю часть объекта оставили обгоревшей для создания эстетики общественного пространства, сообщает Piter.tv.


============================================================


Госдума в декабре примет закон о запрете суррогатного материнства для иностранцев в РФ

29.11.2022 10:16
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=102092
------------------------------------------------------------




Фото: zensovet.ru



Москва, 29 ноября. Спикер Госдумы Вячеслав Володин выступил за запрет для иностранцев на пользование услугами суррогатного материнства в РФ, сообщает «Интерфакс-религия».



«Необходимо сделать всё, чтобы защитить детей, запретив иностранцам пользоваться услугой суррогатного материнства. Такое решение примем в начале декабря», - написал Володин в своем телеграм-канале в воскресенье.



По его мнению, «торговля детьми недопустима».



«За последние несколько лет за рубеж вывезено 45 тысяч младенцев, рождённых суррогатными матерями. Это большой нелегальный бизнес, оборот которого оценивается более чем в 2 млрд евро.


============================================================

В избранное