Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 09/11/2022
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" http://www.blagovest-info.ru/ Новости за 09/11/2022 ============================================================ Епископ Атаназиус Шнайдер: "Католическая семья, осознай твое великое достоинство" 09.11.2022 22:08 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=101893 ------------------------------------------------------------ ============================================================ В Госдуме выступили за включение духовенства в экспертные советы Минкультуры 09.11.2022 17:26 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101890 ------------------------------------------------------------ Фото: trn-news.ru Москва, 9 ноября. Представители традиционных религий России, силовых ведомств, психологи должны войти в экспертные комитеты министерства культуры, это положение отразят в соответствующем постановлении по итогам «правительственного часа» с участием министра Ольги Любимовой, заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Данная инициатива была озвучена на заседании депутатом от фракции «Новые люди» народным артистом Дмитрием Певцовым и поддержана депутатами, сообщает «Интерфакс-религия». Певцов предложил в экспертные советы при министерстве культуры включить «в дополнение к тем профессионалам, которые там должны быть, родителей, педагогов, детских психологов, представителей традиционных религиозных конфессий, специалистов по информационной безопасности и силовых ведомств». ============================================================ В Петербурге будут развивать религиозный туризм 09.11.2022 16:48 | "Петербургский дневник" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=101888 ------------------------------------------------------------ ============================================================ В столице Боливии прошел массовый крестный ход католиков за диалог и мир в стране 09.11.2022 16:35 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101886 ------------------------------------------------------------ Photo: Archdiocese of Santa Cruz Санта-Крус, Боливия, 9 ноября. Крестный ход католиков прошел в минувшие выходные в Санта-Крусе при массовом стечении жителей столицы, сообщает «Седмица» со ссылкой на catholicnewsagency. Они прошли по центральным улицам с Благословенным Причастием, с призывами к диалогу и миру в стране, с молитвами и богослужениями. Во время воскресной службы архиепископ Санта-Крусский Рене Лейг (René Leigue) призвал народ отвергнуть мелкие своекорыстные интересы ради общего блага и воцарения мира, диалога и единства в стране. Молитвы о мире в многочисленных католических общинах проходят на фоне бессрочной забастовки народа в связи с переносом сроков переписи населения и жилищного фонда, роста напряженности и эскалации насилия на улицах. Протестующие требуют, чтобы перепись, планировавшаяся на 2022 год и перенесенная властями на 2024 год, была проведена в самое ближайшее время – в следующем году как минимум. Именно перепись по местным законам дает важнейшую информацию о населении каждого департамента (административного округа) и предваряет выборы. Она используется для формирования местных бюджетов, распределения экономических ресурсов и, в конечном счете, для выборов представителей в конгрессе. Тревожная ситуация побудила католиков Санта-Круса выйти крестным ходом со Святыми Дарами, во главе с епископальным викарием Сан-Педро отцом Тадеушем Дженеком (Tadeusz Gieniec), с молитвами об усмирении страстей и прекращении насилия. При этом многочисленные верные католики среди протестующих молятся в приходах и часовнях поблизости от своих уличных блокпостов и баррикад. Особая месса прошла у статуи Христа-Искупителя. В своем послании архиепископ Лейга выразил особую тревогу в связи с ростом насилия и повторил призыв к диалогу и миру. «Наша миссия как Католической Церкви, состоит в том, чтобы быть на стороне народа, как велят нам наши духовные и общественные обязанности и права, основанные на нашей вере, – заявил архиепископ. – Мы обращаемся с настоятельным призывом к компетентным органам, дабы они выполнили свой долг и сослужили верную службу народу, оставив в стороне свои личные и групповые интересы, пристрастия и предвзятости. Вам надлежит в первую очередь выполнить свою присягу о служении народу, показать людям ответственность власти, пекущейся об интересах народа. Я призываю народ Санта-Круса не поддаваться на жестокие провокации, которые нам то и дело устраивают. Мы не хотим новых страданий и призываем к миру в Санта-Крусе и Боливии в целом». В последнее время приходят сообщения, что правительство согласилось на проведение переговоров с забастовщиками при условии прекращения забастовки и снятия уличных блокад в знак верности обязательству сторон «о стремлении к восстановлению мира и спокойствия в Санта-Крусе». Первые переговоры прошли уже во вторник, сообщил пресс-секретарь президента Хорхе Рихтера. ============================================================ Институт перевода Библии выпустил Книгу пророка Ионы на шорском языке 09.11.2022 15:51 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101884 ------------------------------------------------------------ Таштагол, Кемеровская обл., 9 ноября. Презентация «Книги пророка Ионы» на шорском языке, изданной Институтом перевода Библии (ИПБ) в Москве, состоялась 31 октября в Центральной библиотеке г. Таштагол. Переводчиком и художником книги является Любовь Арбачакова, кандидат филологических наук, поэтесса, ученый-исследователь шорского героического эпоса, член Союза художников (2005 г.), Союза писателей России (1997 г.). Богословским редактором Книги пророка Ионы стала знаток алтайского языка Брон Кливер из Института перевода Библии, сообщает сайт ИПБ. Книгу презентовали Любовь Арбачакова и Брон Кливер, аудитория состояла из представителей шорского народа. Учёные представили книгу, рассказали и показали, на каких электронных источниках можно познакомиться с этой и другими книгами подобной тематики. Показали анимационный ролик с шорскими субтитрами. На встрече присутствовали педагоги и обучающиеся Центра шорской культуры, языка и литературы «Часкы» МБУ ДО «ЦРТДЮ». В подарок гости получили книги, приложения к книгам, компакт-диски и USB-флешки с записями. С их помощью ребята смогут прослушивать библейские рассказы, слышать родную речь. В будущем Центром планируется театрализация сюжета одного из рассказов, переведенных на шорский язык. ============================================================ Во время реставрации Ростовского кремля сделано несколько открытий Среди них - фрагмент фресковой росписи 09.11.2022 15:38 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101882 ------------------------------------------------------------ Среди них – фрагмент фресковой росписи Ростов, Ярославская область, 9 ноября. Продолжается реставрация Самуилова корпуса Ростовского кремля. Работы идут с 2020 года. За это время специалисты сделали несколько открытий, передает корреспондент телеканала «Культура» Марина Ромакина. При постройке, а это последняя треть XVII века, Самуилов корпус имел парадное крыльцо. При реконструкции реставраторы открыли часть фресковой росписи. «Не было никаких ни архивных данных, ни каких-то натурных исследований, мы ничего не находили, что бы подтверждало, что здесь было что-то, связанное с живописью, а именно с крыльцом», – сообщил главный архитектор проекта, научный руководитель реставрационных работ Сергей Гиршевич. На расчищенном фрагменте читаются ростовые фигуры. Пока открыты часть руки и одеяния, элементы фона и подбортовки. Реставраторы торопятся: необходимо срочно укрепить красочный слой, который впервые за три с половиной столетия увидел свет. «Нам необходимо посоветоваться с департаментом охраны объектов культурного наследия, чтобы разобраться, что мы можем открыть. Но в любом случае тот фрагмент, который есть, даже, может, мы его откроем и сделаем побольше, будем музеефицировать, оставим его видимым для наших посетителей», – пояснил директор Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Александр Филяев. Ранее здесь же, в Самуиловом корпусе, были обнаружены две большие храмовые иконы. Реставраторы пока осторожно датируют их XVII и XIX веками. Струбцины, грузы и сплошные заклейки «лечат» первую – «Введение во храм Пресвятой Богородицы с житием святых праведных Иоакима и Анны». Треть иконы утрачена. Второй иконе Богоматери Одигитрии Cмоленской повезло больше, но она и младше на два века. Распавшуюся на несколько частей, ее собрали воедино, очистили от налипшей пакли. Уже взяты пробы грунта и красочного слоя. Это позволит определить точнее возраст икон. И когда-нибудь обе святыни обязательно вернутся в отреставрированный Самуилов корпус. ============================================================ В Москве завершился XIX Международный благотворительный кинофестиваль "Лучезарный ангел" 09.11.2022 15:28 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101883 ------------------------------------------------------------ Фото: luchangela.ru Москва, 9 ноября. В Москве завершил работу XIX Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел», мероприятия которого прошли с 2 по 7 ноября 2022 года в киноцентре «Октябрь». Кинофорум под девизом «Доброе кино!» ориентирован на семейную аудиторию, детей, подростков и молодежь, сообщает Патриархия.Ru. В программе XIX Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел» нашли отражение важные события и памятные даты — Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, 80-летие начала Сталинградской битвы, 90-летие со дня рождения Андрея Тарковского, 70-летний юбилей народного артиста России Владимира Хотиненко, 15-я годовщина празднования в России Дня семьи, любви и верности. В ходе кинофестиваля зрители увидели 131 киноленту из 17 стран — России, Великобритании, Белоруссии, Боснии и Герцеговины, Греции, Израиля, Ирана, Италии, Казахстана, Киргизии, Ливана, Румынии, Сербии, Узбекистана, Филиппин, Франции, Швеции. В конкурсную программу вошли 93 картины, в том числе 27 дебютных работ, в четырех номинациях: полнометражное игровое кино, короткометражное кино, документальное кино, анимация. В дни работы фестиваля вниманию гостей были предложены тематические встречи, мастер-классы, премьерные и специальные показы, для детей были организованы творческие и образовательные мероприятия. Гостями церемонии закрытия кинофестиваля стали известные деятели культуры, духовные лица, представители государственных и общественных организаций. Перед началом торжественной церемонии председатель Оргкомитета кинофорума, президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Медведева обратилась к собравшимся с приветственным словом. В ходе церемонии были объявлены победители и призеры в четырех номинациях конкурсной программы. Гран-при фестиваля был присужден фильму «Однажды в пустыне» (Россия, 2021) режиссера Андрея Кравчука. Победителем в номинации «За лучшее короткометражное игровое кино» стал фильм «Воздух» (Россия, 2021) режиссера Дмитрия Хонина; в номинации «Лучшее документальное кино» — фильм «Святой Архипелаг» (Россия, 2022) режиссера Сергея Дебижева; в номинации «За лучшее анимационное кино» — фильм «Синий лев» (Россия, 2020) режиссера Зои Трофимовой. Полный список победителей опубликован на сайте кинофестиваля. Организаторы фестиваля — Фонд социально-культурных инициатив, Центр духовно-нравственной культуры «Покров», продюсерская компания «Фест-Фильм» при содействии Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Фестиваль проводится при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. Информационный партнер — первый общественный православный телеканал «Спас». ============================================================ Реставрацию колокольни храма святой Екатерины в Москве планируют начать в 2023 году 09.11.2022 14:46 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101881 ------------------------------------------------------------ Фото: mosprogulka.ru Москва, 9 ноября. Реставрацию колокольни старообрядческого храма святой Екатерины в Москве - объекта культурного наследия регионального значения - планируют начать в 2023 году. Специалисты уже приступили к монтажу строительных лесов, сообщается в среду на портале мэра столицы, передает ТАСС. «Двухъярусную звонницу построили в 1915 году по проекту Николая Благовещенского, автора проектов многих муниципальных зданий в столице, а также сельских храмов. Сам храм до наших дней не сохранился. Звонница храма во имя святой великомученицы Екатерины на Бауманской улице находится в аварийном состоянии и требует серьезной реставрации. Специалисты уже начали устанавливать строительные леса, чтобы приступить к восстановлению архитектурного облика колокольни в 2023 году», - приводятся слова главы Мосгорнаследия Алексея Емельянова. Сейчас памятник архитектуры находится в неудовлетворительном состоянии: кресты на куполах утрачены, лемеховая черепица разрушается, металлические каркасы главок разрушены полностью, а штукатурный слой фасадов фрагментарно утрачен из-за атмосферного воздействия, механических повреждений и отсутствия своевременного ремонта. Специалисты детально изучили состояние колокольни и архивные документы. Им предстоит отреставрировать кирпичную кладку, воссоздать утраченные декоративные элементы (кресты на главках, гирьки в двух арках), отремонтировать мерлоны (зубцы), карнизы, своды и кровлю из лемеха. Кроме того, реставраторы проведут работы по устройству гидроизоляции фундаментов, укрепят участки полуарок с трещинами, восстановят обрушенный кирпичный участок, металлические каркасы двух малых и одной большой главки. По своей форме сооружение напоминает колокольню на старообрядческом Рогожском кладбище, но меньших размеров. На третьем ярусе находится один небольшой пролет. Венчают сооружение три главки с крестами, украшенные лемехом (продолговатые слегка изогнутые дощечки в форме лопатки). После революции особняк национализировали, а церковь закрыли. В 1979 году дом снесли. Колокольня сохранилась, но с утратой особняка потеряла опору и начала разрушаться. В конце XIX века старообрядцы находились под строгим надзором полиции и не могли строить собственные храмы. Из-за этого им приходилось создавать тайные церкви и молельни. Одна из таких с 1872 года и располагалась в особняке купцов Карасевых. Храм во имя святой великомученицы Екатерины скрывали в купеческом доме до 1905 года. Тогда старообрядцы получили право свободно исповедовать свою веру и возводить церкви. Хозяин владения купец Иван Карасев не стал строить отдельный храм, а лишь перенес церковь из особняка в трехэтажный дом во дворе. В 1912 году к нему пристроили деревянную звонницу, а три года спустя на ее месте слева от купеческого особняка возвели надвратную колокольню из кирпича, отмечается на портале. ============================================================ Состоялось награждение победителей XVII конкурса изданий "Просвещение через книгу" 09.11.2022 14:24 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101880 ------------------------------------------------------------ Москва, 9 ноября. 8 ноября 2022 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось торжественное вручение дипломов и памятных призов лауреатам XVII открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу», сообщает «Патриархия.Ru». Конкурс проводится по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательским Советом совместно с event-агентством Смартмайс при содействии Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. В 2022 году на конкурс поступило 159 изданий от 53 издательств из разных регионов России, Белоруссии и Польши. По итогам работы конкурсной комиссии были определены 62 лауреата. Главный приз получили Издательский совет Белорусской Православной Церкви и ООО «Медиал» за двухтомное издание «Жировичское Евангелие XVI века / Жыровiцкае Евангелле XVI стагоддзя» (т. 1), «Жировичское Евангелие XVI века. Исследования Жыровiцкае Евангелле XVI стагоддзя. Даследваннi» (т. 2); автор идеи — иерей Олег Кунцевич, главный редактор — Игорь Вирковский. В номинации «Лучшее художественное произведение» первого места удостоен проект издательства «Никея». Идея и организация: Егор Агафонов, автор Борис Шергин «Добрым людям на услышанье. Поморские рассказы. Былины. Дневники». В номинации «Лучшая публицистическая книга» первый приз получило издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры за проект «Сталинградское Евангелие архимандрита Кирилла (Павлова)». Редакторы - составители: Ольга Каменева, Екатерина Клюева, Ольга Орлова, Владимир Шуванников. Полный список победителей конкурса опубликован на сайте Издательского Совета. В ходе мероприятия также состоялось награждение лауреата литературного конкурса «Новая библиотека» прозаика, публициста, председателя правления Псковского регионального отделения Союза писателей России Игоря Смолькина за книгу «Сильнее бурь». В торжественной церемонии награждения приняли участие: председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, архимандрит Макарий (Веретенников), первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков, лауреат Патриаршей литературной премии В.Ю. Малягин, писатели и издатели. Ведущими церемонии выступили заместитель председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров) и студентка Московского государственного педагогического университета, лауреат литературного конкурса «Лето Господне» Ангелина Зимина. ============================================================ Завершена реставрация старообрядческого храма в Иванове 09.11.2022 14:02 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101877 ------------------------------------------------------------ Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Иваново, до пожара. Фото: ruvera.ru Иваново, 9 ноября. Завершена реставрация деревянной Успенской церкви в городе Иваново. 13 ноября состоится малое освящение храма во имя Успения Пресвятой Богородицы – объекта культурного наследия федерального значения. Освящение церкви совершит епископ Ярославско-Костромской Викентий (Новожилов), сообщает «Русская вера». Старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы в Иванове была построена в конце ХVI – начале ХVII вв. Первоначально деревянная Троицкая церковь с приделом великомученицы Варвары находилась на Покровской горе, и только в 1815 году была перевезена на Успенское кладбище, где и освящена в честь Успения Божьей Матери. В 1883 году в церкви за ветхостью были прекращены богослужения. В 1904 году ее перенесли со старого Успенского кладбища на новое – Посадское, и отреставрировали по инициативе основателя городского музея Д. Бурылина. После Великой Отечественной войны, когда гонения на религию ослабли, по просьбам верующих в 1946 году древнюю церковь передали общине старообрядческой Архиепископии Московской и всея Руси, после чего ее освятили в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Внутреннее убранство храма создавалось заново, иконостас привезли из Шуи, из закрытой старообрядческой церкви. Много старинных икон пожертвовали прихожане. Храм Успения Пресвятой Богородицы 1904-1910-х годов. Фото: pastvu.ru В 1991 году по причинам личного характера часть общины РПСЦ во главе с уставщиком Лаврентием Селиным перешла под омофор Московской патриархии. Законодательство того времени имело определенные недостатки, что позволяло общинам вместе с храмами дрейфовать из одной конфессии в другую. Эта история на протяжении долгого времени оставалась камнем преткновения в имущественных отношениях РПСЦ и РПЦ, поскольку в Иванове продолжала существовать старообрядческая община, но уже без храма. В 2015 году в результате сильного пожара памятник практически полностью был утрачен, не исключался поджог здания. В 2018-м Управление федеральным имуществом по Ивановской области передало епископу Ярославскому и Костромскому Викентию (Новожилову), договор безвозмездного пользования зданием храма. За счет добровольных пожертвований удалось реализовать консервационные мероприятия, направленные на предотвращение дальнейшего разрушения памятника архитектуры, а в 2020 году в Успенской церкви начались ремонтно-восстановительные работы. За этот период произведена реставрация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, деревянных конструкций, штукатурной отделки, архитектурно-лепного декора, дверных и оконных заполнений, покрытия пола из чугунных орнаментированных плит. Объект культурного наследия приспособлен для современного использования, в том числе для маломобильных групп населения. Общий объем средств федерального бюджета на проведение работ составил более 87 млн рублей. ============================================================ Мученики Европы 09.11.2022 13:32 | "Милосердие.ру" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=101874 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Пещеры Среднего Дона - от подземных церквей до "покаянного копания" Историк из Воронежа выявил "миграцию смыслов в почитании подземного сакрального пространства" 09.11.2022 13:16 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=101876 ------------------------------------------------------------ Москва, 9 ноября, Благовест-инфо. «Пещеры Среднего Дона христианской традиции: история возникновения, география и устройство» – с таким докладом 7 ноября выступил доктор исторических наук Виталий Степкин (Воронеж) на семинаре в Центре изучения истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН. В докладе были освещены закономерности распространения культовых пещер христианской традиции на основе анализа особенностей физического и историко-культурного ландшафтов. Значительную часть объектов автор доклада исследовал лично, а также изучил архивные материалы, раскрывающие историю донских меловых пещер и связанных с ними событий. Вводя слушателей в тему, историк упомянул о том, что пещеры с самых древних времен использовались не только как жилища и укрытия, но и как значимые объекты религиозного культа. Сделав краткий обзор самых известных киевских пещер, автор показал, как происходила трансформация их использования – от монашеских келий до подземного некрополя и создания крупных монастырей, а также отметил влияние этого центра христианского паломничества на традицию пещерокопания в донских землях. На территории России зафиксировано 96 пещер, выкопанных в XVI–XX вв. Большинство из них расположены в Воронежской, Белгородской и Волгоградской областях. В последней из упомянутых территорий почвы глинистые, здесь меньше всего пещер – девять. А в первых двух природно-ландшафтные условия располагали к копанию пещер: здесь есть выходы на поверхность белого писчего мела и такие уникальные формы рельефа, как останцы-дивы и шатрища. Поэтому не только количество пещер здесь велико (в Воронежской области их полсотни), но и протяженность их самая большая: так, Белогорская пещера достигает 985 м – это самая большая пещера в Восточной Европе. Историк отмечает влияние этнической среды в зоне русско-украинского пограничья на перенос киевской традиции почитания пещер на местную почву. В докладе выделяются периоды возникновения пещерных монастырей в Подонье и Поосколье. Их развитие тесно переплетается с процессом колонизации региона в конце XVI–XVII вв., когда были основаны Валуйский, Дивногорский, Холковский и Шатрищегорский монастыри. В отличие от известных северных монастырей, которые, как правило, возникали «снизу» – вокруг одного подвижника, удалившегося «в пустыню», в Подонье обители стали результатом «государственной политики создания религиозных центров для обслуживания религиозных нужд поселенцев». В Синодальный период аскетические традиции пещерничества не приветствуются в церковном законодательстве. Однако на конец XVIII – начало XX вв. в лесостепном Подонье приходится массовое копание пещер, связанное с «всплеском народной религиозности»: начинают создаваться Белогорские и Костомаровские пещеры, ставшие в дальнейшем официальными монастырями. Северные обители России в это время приходят в запустение, а южные процветают. Это подтверждает и косвенный источник: докладчик исследовал статистику паломничества и монашеских постригов в это время на Афоне, в русском Пантелеимоновом монастыре. Больше всего пострижеников и паломников оказалось из Воронежской, Орловской, Тамбовской губерний, они стали «рекордсменами в рекрутировании иноков на Афоне». В XIX в. возникновение пещерных церквей и обителей связано уже не с колонизационными процессами, а с созданием «особых локусов народной религиозности». Выше речь шла преимущественно о пещерных монастырях, но были и иные формы функционального использования пещер, например, пещеры-кельи, пещеры-часовни, пещеры-храмы, пещеры-некрополи. Под влиянием киевской пещерной традиции паломники из Воронежа, возвращаясь домой, начинали копать пещеры и молиться в них. Так же и в Белгороде: например, один из купцов «после посещения киевских пещер тоже захотел создать что-то подобное у себя», и это не единичный случай. Историк обратил внимание еще и на пещеры-лабиринты – их происхождение иногда непросто объяснить. Возможно, длинные подземные коридоры предназначались для практик «духовной трансформации личности», но имеющиеся источники пока не позволяют говорить о деталях. Можно предположить, что для копателей этих лабиринтов более важен был «сам процесс, а не конечный результат». Докладчик пояснил, что имеет в виду практику «деятельного покаянного пещерокопания», и привел ряд примеров. Так, в конце XVIII в. вдова-крестьянка Мария Шерстюкова в селе Белогорье вела «разгульный образ жизни», но, вернувшись после паломничества в Киево-Печерскую лавру, покаялась и стала копать пещеру. В процессе с ней произошла «разительная перемена», местное население ей сочувствовало и помогало, ее даже сравнивали с прп. Марией Египетской, у нее были продолжатели. Считалось, что труд создания пещер – богоугодный, искупает множество грехов. Зафиксированы и другие примеры такой аскетической покаянной практики: Никита Бычков за 30 лет выкопал в процессе покаяния большую пещеру, в которой позже был основан Холковский Дивногорский монастырь. Первоустроителем Селявинской пещеры таким же образом стал в сер. XIX в. Петр Курбатов. Вплоть до 1830-х гг. известны «покаянные» копатели, которые подражали подвигам печерских монахов. Нередко толчком для такого покаянного пещерокопания была «встреча с сакральным»: видение святого или Богородицы, явление иконы. Степкин упомянул о человеке, который прямо сейчас, в наше время, вырубает часовню в одном из селений Подонья недалеко от Костомаровского монастыря – в интервью историку копатель рассказал о том, что ему было видение иконы Божьей Матери. Как считает автор доклада, «миграция смыслов в почитании сакрального пространства» проявилась также в устроении в донских пещерах «Новых Иерусалимов». Так, в урочище Малые Дивы в пещере были организованы семь станций иерусалимского Крестного пути Спасителя, который завершался лестницей на Голгофу и подобием Кувуклии Воскресения. В Калачевской пещере также воспроизведен план Виа Долороза со Страстными остановками. Особый пример переноса сакрального пространства Святой Земли на русскую почву – Усть-Медведицкий монастырь в Волгоградской области, в котором игуменья Арсения (Серебрякова) соорудила пещерный комплекс протяженностью 166 метров. Главный вход открывает Крестный путь Спасителя, на каждой остановке есть соответствующие изображения. Другая часть пещер – это Страстной путь Божьей Матери к Голгофе. В этом монастыре найден камень с отпечатками коленей и ладоней, которые предание приписывает Богородице или самой игумении Арсении. Историк уп омянул также о примерах воспроизведения сакрального ландшафта киевских пещер в подземных сооружениях разных губерний России. В докладе были описаны архитектурно-литургические элементы пещерных храмов, различные их типы. Автор отметил значительную вариативность в планиграфии храмов – двух идентичных среди них не найти, что говорит об отсутствии типовых проектов даже в один период. Есть храмы с полукруглыми или прямоугольными апсидами или вообще без апсид; есть с одним нефом и даже пятинефные. По словам исследователя, форма храма во многом была обусловлена особенностями подземного пространства. В советское время большинство пещерных комплексов Среднего Дона пришло в упадок. Как рассказал историк, все наземные храмы, сооруженные над пещерными монастырями, были закрыты, но люди приходили к подземельям по ночам в дни православных праздников вплоть до 1960-1970-х гг. Конечно, это пресекалось властью, а в 1930-е годы организаторы преследовались. Возрождение храма Костомаровского монастыря в недолгий период «оттепели» в церковно-государственных отношениях с сер. 1940-х до хрущевской антирелигиозной кампании закончилось закрытием в конце 1950-х. Вновь возрожден он был уже в конце ХХ века, как и два десятка других пещерных храмов. Но многие заброшены по сей день. «Каждая пещера уникальна своим происхождением, бытованием, фольклором, что призывает к сохранению этих памятников народной религиозности»,– заключил Степкин. По завершении доклада он ответил на множество заинтересованных вопросов коллег и пообещал в дальнейшем рассказать о новых аспектах изучаемой темы. Юлия Зайцева ============================================================ Папа Франциск помогает в обмене пленными между Россией и Украиной 09.11.2022 12:43 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101873 ------------------------------------------------------------ Фото: gorthodox.com Ватикан, 9 ноября. Папа Римский Франциск принимает участие в освобождении или обмене пленными между Россией и Украиной. Об этом заявил посол России в Ватикане Александр Авдеев итальянскому агентству AskaNews, сообщает Global Orthodox. «Освобождение российской стороной украинских военнопленных или их обмен происходят в том числе с учетом списков, регулярно передаваемых нам Папой Франциском. В этом деле мы высоко ценим личные действия понтифика, который выполняет весьма важную гуманитарную миссию, позволяющую вернуть сотни людей их семьям», – приводит агентство слова российского дипломата. В воскресенье в ходе пресс-конференции на борту самолета по завершении своего визита в Бахрейн Папа Франциск подтвердил, что «Святой престол делает то, что должен делать в отношении пленных». По его словам, «ведется работа по сближению, по поиску решений». Понтифик вновь напомнил, как на следующий день после начала специальной военной операции на Украине посетил российское посольство в Ватикане, чтобы поговорить с Авдеевым, как выражал свое желание поехать в Россию. В сентябре на полях Форума религиозных лидеров в Казахстане Папа Римский рассказал, что стал посредником в крупнейшем – более 300 человек – обмене пленными между Украиной и Россией. Об этом он заявил в ходе встречи с российскими представителями Католической Церкви. ============================================================ Бражниковские чтения, посвященные русскому искусству XVII века, проходят в Петербурге 09.11.2022 12:15 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101875 ------------------------------------------------------------ Фото: museum.ru Санкт-Петербург, 9 ноября. Международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения» открылся в Петербурге. Встреча специалистов по древнерусской музыке посвящена русскому искусству XVII века, сообщает ТАСС. Первая встреча пройдет в Консерватории, где работает научно-исследовательская лаборатория русской музыкальной медиевистики имени Максима Бражникова. В процессе чтений ученые вуза представят отчет о летней экспедиции на Соловки. «В научной сессии примут участие музыковеды-медиевисты, специалисты в области древнерусского искусства, филологи и историки, доклады которых посвящены художественному, литературному и музыкальному наследию одной из самых сложных эпох в истории России, предопределившей пути развития отечественной культуры Нового времени», – рассказали в пресс-службе симпозиума. Вместе с Консерваторией в этом научном собрании участвуют Российская национальная библиотека (РНБ), Государственный Русский музей, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Мероприятия симпозиума будут транслироваться на цифровых ресурсах. Помимо научной сессии в рамках симпозиума состоятся открытые лекции, посвященные художественному и музыкальному наследию знакового для русской культуры XVII века Ново-Иерусалимского монастыря, а также творчеству композиторов Киевской митрополии того времени. В программу включены презентации изданий, посвященных памятникам древнерусского певческого искусства, русского музыкального барокко и петровской эпохи. На сайте РНБ откроется виртуальная выставка «XVII век в русском музыкальном искусстве», подготовленная сотрудниками отдела рукописей библиотеки. В пятницу к программе симпозиума присоединится Литературно-мемориальный музей Федора Достоевского, где пройдет показ спектакля-концерта «Исповедь Мармеладова. Покаянные стихи XVII века и Достоевский». Эта премьера объединит в театральном пространстве средневековые покаянные стихи и исповедальные фрагменты «Преступления и наказания». Программу симпозиума 13 ноября завершит концерт-перформанс «Потерянный рай». В историческом пространстве Мальтийской капеллы Воронцовского дворца прозвучит музыка русского Средневековья и эпохи барокко, духовные стихи и сочинения Владимира Мартынова. Впервые старинная русская музыка будет представлена в сопровождении песочной анимации, созданной художником Мариинского театра Оксаной Чунчуковой. Исполнителями выступят Ансамбль древнерусской духовной музыки Консерватории «Знамение», ансамбль «Инъ роспевъ» и детско-юношеский хор «Кант». В программу симпозиума включен видеофильм «Время перемен: XVII век в русском музыкальном искусстве», в котором будет рассказано о рукописных материалах, создававшихся в ту эпоху и отразивших наиболее характерные ее черты. Чтения носят имя Максима Бражникова (1902-1973), русского музыковеда, исследователя древнерусской музыки, основоположника научной школы русской музыкальной медиевистики. В память о нем симпозиум ежегодно проходит в Ленинграде-Петербурге с 1974 года. ============================================================ Выставка исламских рукописей и религиозных изданий открылась в Алма-Ате 09.11.2022 11:45 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101870 ------------------------------------------------------------ Фото: dknews.kz Алма-Ата, 9 ноября. Выставка «Рукописи и издания религиозного содержания» развернута в алматинском Центральном государственном музее РК. Выставка приурочена к Дню Республики и священному месяцу Раби аль-авваль, когда мусульмане отмечают день рождения пророка Мухаммада, сообщает «Деловой Казахстан». Здесь экспонируются рукописи и издания религиозного содержания XVII – начала XX века, относящиеся к ценным свидетельствам духовной культуры казахской степи. Это рукописные и печатные кораны, другая религиозная литература, учебники и словари по грамматике. Самый старый экспонат – миниатюрный рукописный Коран 1643 года. В той же витрине и самый большой в музейной коллекции, также рукописный Коран XVIII-XIX в., предположительно из Турции. Среди любопытных экспонатов – рукопись «Генеалогия ходжей» поэта, публициста, «отца казахской журналистики» Мухамеджана Сералина, светильник из Туркестана, сборник сказок «Книга тысячи и одной ночи», отпечатанный в 1913 г. в Ташкенте на тюркском литературном языке, конская лопатка с начертанным на ней арабским алфавитом. Она использовалась как учебное пособие в мусульманских школах XIX века. Большинство из представленных печатных книг издано в Казани, некоторые вышли в типографиях других рос сийских городов, а также в Турции, Индии, Египте. По словам Жасулана Белтенова, руководителя отдела музейного источниковедения и рукописей ЦГМ и куратора выставки, в фонде музея находятся около 220 единиц хранения восточных письменных памятников. Они написаны на тюркском, казахском, арабском, персидском, чагатайском и других восточных языках. Большинство рукописей и изданий являются семейными реликвиями, которые передавались из поколения в поколение, находились в домах мусульман на почетных местах. В их числе раритеты, принадлежащие таким известным личностям как Машхур Жусип Копеев, Абрамбай Байжанов, Нургали Акшолаков, Рамазан Калыбаев, Манат Шахаева, Жарпынбай Байтуразов. Композиция Асылбека Урынбасарова. Фото: dknews.kz Экспозицию из фондов музея дополняют работы художника-каллиграфа Асылбека Урынбасарова. Его сложные композиции, выполненные стилизованной арабской вязью, говорят о преемственности и отражают связь времен. Он один из немногих мастеров в Казахстане, профессионально владеющих искусством арабской каллиграфии. Был среди первых выпускников алматинского Египетского университета мусульманской культуры Нур-Мубарак, получивших специальность «Исламоведение». Здесь же всерьез увлекся арабской каллиграфией. Асылбек Урынбасаров считает себя учеником турецкого мастера с мировым именем Хасана Челяби, расписавшего мечеть в Медине. Он преподает арабскую каллиграфию в алматинском колледже-медресе Абу-Ханифа. Им выполнены каллиграфические композиции для мечетей многих городов Казахстана, среди которых главные мечети в Караганде, Кокшетау, Усть-Каменогорске, Талдыкоргане, а также самой крупной центральноазиатской мечети, которая открылась в этом году в Астане. ============================================================ В Москве открылся XVI Международный кинофестиваль "Русское зарубежье" 09.11.2022 10:57 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101872 ------------------------------------------------------------ Фото: mospat.ru Москва, 9 ноября. В Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына 7 ноября открылся XVI Международный кинофестиваль «Русское зарубежье», сообщает сообщает Служба коммуникации ОВЦС.. Международный кинофестиваль «Русское зарубежье» – просветительский тематический показ значимых отечественных и зарубежных фильмов, посвященных осмыслению трагических событий истории России ХХ века, духовному, культурному и научному наследию русской эмиграции. Фестиваль содействует сохранению российским обществом исторической памяти. Форум учрежден в 2007 году Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына и киностудией «Русский путь» и проводится при поддержке Министерства иностранных дел России, Министерства культуры России, Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, Фонда наследия русского зарубежья и др. В этом году фестиваль приурочен к 100-летию окончания Гражданской войны в России. В программе форума будет представлено свыше 50 игровых и неигровых кинолент от кинематографистов из 15 стран, в том числе Германии, Италии, России, Нидерландов, Финляндии, Эстонии, ЮАР. Было объявлено имя нового обладателя учрежденной Домом русского зарубежья и киностудией «Русский путь» медали имени Михаила Чехова, которая вручается с 2008 года видным деятелям культуры разных стран за выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства. Им стал композитор Владимир Мартынов, автор музыки к фильмам «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1987), «Русский бунт» (2000), «Остров» (2006), «Раскол» (2011) и многих других. Часть представленных на фестивале киноработ посвящены вопросам веры и религии, в частности, «Под покровом Великой княгини» (2022, режиссер М. Бандманн) — об истории создания и миссионерской деятельности православного женского монастыря в Бухендорфе, «Священномученик Иоанн Рижский: на страстном пути» (2022, режиссер Н. Васильев), «Хождение на Афон» (2017, режиссер М. Аристова) — о паломничестве писателя В. Распутина на Святую Гору. В рамках внеконкурсной программы будут также представлены фильмы «Гибель империи. Российский урок» (2021, автор — митрополит Псковский и Порховский Тихон), «Гонения на Церковь в России ХХ века» (2012, автор — митрополит Будапештский и Венгерский Иларион), «Церковь по обе стороны фронта» (2020, режиссер С. Иофа) — о положении Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны. Кинофестиваль «Русское зарубежье» продлится до 14 ноября. Вход на все показы свободный. ============================================================ Храм Саграда Фамилия в Барселоне "достроили" с помощью светящихся дронов 09.11.2022 10:20 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101868 ------------------------------------------------------------ Фото: timeout.es Барселона, 9 ноября. Голландский художественный дуэт DRIFT создал «воздушную архитектуру» с помощью специальных дронов, сообщает Global Orthodox со ссылкой на timeout.es. Художники Ральф Наута и Лоннеке Гордейн с помощью светящихся дронов создали световую иллюзию, позволяющую представить, как будет выглядеть храм Святого Семейства (Саграда Фамилия) в завершенном виде. Церковь Святого Семейства в Барселоне начали строить в 1882 году. Храм строят по проекту Антонио Гауди. Необычный внешний вид храма сделал его одной из главных достопримечательностей Барселоны. Мастер отдал своему творению 43 года жизни, но при его жизни была реализована только треть проекта. Гауди был глубоко верующим человеком, и Саграда Фамилия должна была стать, по его замыслу, современным прочтением Нового Завета. На фасадах здания подробно изображены главные этапы земной жизни Христа: рождение, смерть и воскрешение. По решению инициаторов возведения храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счет пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства. Завершение проекта также задерживает сложность изготовления каменных блоков. Согласно компьютерной модели, каждый из них требует индивидуальной обработки и подгонки. Кроме того, большая часть чертежей храма была утрачена во время гражданской войны в 1930-х годах. Однако, строительство продолжается до сих пор. Предварительная дата окончания работ – 2026-й, год столетия со дня смерти Антонио Гауди. ============================================================ |
В избранное | ||