Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 02/11/2022


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 02/11/2022
============================================================
"Ибо у Него все живы". О церковной традиции поминовения усопших

02.11.2022 17:10 | "Сибирская католическая газета"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=101819
------------------------------------------------------------

============================================================


Конференция "Церковные реформы императора Петра I в контексте модернизационных процессов XVII века" состоялась в ПСТГУ

02.11.2022 16:01 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=101822
------------------------------------------------------------




Фото: uchkom.info



Москва, 2 ноября, Благовест-инфо. Научная конференция «Церковные реформы императора Петра I в контексте модернизационных процессов XVII века» состоялась 1 ноября в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ). Мероприятие организовано Научным центром истории богословия и богословского образования ПСТГУ в рамках проекта «Самообнаружение Церкви в России конца XVII – начала XX вв.: полемика, история, экклесиология». Конференция продолжила серию научных собраний, посвященных осмыслению 300-летия начала Синодальной эпохи – в 2021-м, и 350-летию Петра I – в этом году.



Насколько петровские преобразования находились в русле традиционных, средневековых представлений русского общества и какие петровские новации уже имели место в России до эпохи Петра? Как известно, церковные реформы Петра Великого стали эпохальными для последующей истории российского православия. Вместе с тем они подвели итог предыдущей эпохе. Эти и другие смежные с ними вопросы обсуждались на конференции.



Наталья Сухова, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ, заведующая Научным центром истории богословия и богословского образования ПСТГУ, выступила с докладом «Петровская эпоха – начало “настоящего просвещения”: миф или реальность?» Петра I считают великим просветителем: проводя церковные реформы в России, в качестве одной из основных задач он видел внедрение «истинного просвещения». Однако результаты этого «внедрения» оцениваются иногда диаметрально противоположным образом – отсюда и проблемный подзаголовок доклада.



Кардинальные изменения в восприятии самой сути просвещения, которые обнаруживаются в России во второй половине XVII в., когда «внешняя мудрость грозит потеснить мудрость Божественную», были оформлены в «Духовном регламенте» 1721 г. Его разрабатывал сам Петр I вместе с епископом Феофаном Прокоповичем. По словам Суховой, содержание этого документа зачастую сводят к упразднению патриаршества и созданию Синода, однако, он «насыщен чаянием просвещения», и главные его задачи – это подготовка образованного духовенства, активизация пастырства и проповеди, создание духовной литературы для разных слоев общества.







Фото: .pravenc.ru



«Духовный регламент» предполагал создание двух типов «учения доброго»: епархиальные школы для подготовки просвещенного духовенства и создание общецерковной богословской академии в Санкт-Петербурге. Но достичь этих задач было трудно: епископские школы на местах были учреждены, преподавателей и книг не хватало, уровень богословского образования был крайне слаб, а выпускники не имели права проповедовать. Что касается столичной академии, то она была задумана по европейскому образцу, с преподаванием ряда языков и двухгодичным курсом богословия, но так и не была учреждена. Как рассказала Сухова, под строительство в столице выделили землю, вырыли котлован, его залило дождями, деньги украли – на этом все и закончилось.



Тем не менее, докладчица считает, что так «была заложена традиция самостоятельного развития русского богословия в Русской Православной Церкви, а идея академии как научно-богословского центра оставалась актуальной» для последующих эпох. По ее словам, секуляризация, охватившая многие стороны русской жизни при Петре I, все же не была абсолютной в области просвещения: «чтение Священного Писания и богослужение должны были пронизывать всю школьную жизнь». «Нельзя сказать, что при Петре I удалось достичь истинного просвещения, которого так ждали и за которое так боролись в предшествующие века, но тем не менее это был первый шаг. Возлагать на Петра I все проблемы, которые были связаны в дальнейшем со школьным образованием и духовным просвещением, тоже несправедливо», – заключила Сухова.



Историк Алексей Крылов (Научный центр истории богословия и богословского образования ПСТГУ) выбрал очень широкую тему: «Православное образование раннего Нового времени: от Патриаршей школы до Московской академии». Раннее Новое время он отсчитывает от падения Константинополя 1453 г., после чего вскоре возникла Патриаршая школа, основанная патриархом Геннадием в бывшей столице Византии. Этот образовательный проект на протяжении многих лет то затухал, то вновь возрождался, испытывая проблемы не только с финансированием, но и с поиском учителей-греков в Османской империи. Со временем, в XVI веке, «лучшим центром эллинизма, чем греческие земли» стала Италия, отметил докладчик. Известные деятели образования в допетровской Руси учились в католических университетах Италии; братья Лихуды воспроизводили в Москве фактически стандарты «греко-венецианской среды»; в Киевской академии в это время также преподавали выпускники Рима и Праги, преподавание вел
ось на латыни, греческих преподавателей найти было практически невозможно. Славяно-греко-латинская академия в Москве стала своего рода «трансплантацией Киевской академии» – преподавательский состав приехал из Киева. Проект Феофана Прокоповича, тоже выпускника иезуитской коллегии в Риме, по созданию духовной академии в Александро-Невской лавре на новых основаниях не удался.



Подытоживая, историк со своей стороны подтвердил основной вывод профессора Суховой. «Говорить о секуляризации образования и разрыве с традицией в петровское время не приходится»: высшее образование в то время – это в первую очередь создание академий, Московской и Киевской, при монастырях. Этот процесс «неразрывно связан с духовенством», а прикладные учебные заведения типа Навигацкой школы «не были никак связаны с просвещением и мудростью», отметил он. В целом Крылов полагает, что «нет оснований говорить о секуляризации идеологии петровского времени», поскольку главными идеологами были архиепископы Феофан Прокопович и Феофилакт Лопатинский, которых уже в силу их духовного сана никак нельзя заподозрить в секуляризации.



Владислав Петрушко, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ, в докладе «Фискальные меры Петра как фактор инициации Синодальной реформы» показал, как с конца XVII в. складывалась устойчивая тенденция к контролированию и ограничению расходов церкви со стороны государства, что приводило к упадку церковного хозяйства. Патриарх Адриан «робко противостоял» этой тенденции, но его кончина и долгий период последующего местоблюстительства был очень удобен для использования церковной собственности в интересах государства, которое вело войну. Как отметил историк, в начале этого периода еще не было планов упразднения патриаршества, на первом месте стоял «грубый материальный интерес». Однако сужение полномочий Патриарха, установление полного контроля царской администрации над патриаршим двором, фиксация ежегодных средств на содержание монашества с последующим сокращением суммы, восстановление Монастырского приказа
с задачей распоряжения церковным имуществом и даже частичного его изъятия на нужды армии, ограничение полномочий церковных судов – всё это были «меры в направлении узурпации церковных ресурсов, нащупывающие путь к утверждению Синода».







Со временем «пришло осознание необходимости структурной перестройки», которая и началась в 1711 г. с учреждением Сената, переформатировавшего весь строй церковно-государственных отношений, что завершилось в 1721 г. упразднением патриаршества и учреждением Синода. Таким образом, император создал «утилитарную модель, а Феофан Прокопович оформил его идеи, подводя под них богословское или квазибогословское основание». Докладчик предполагает, что Петр уже «задумывался о полной секуляризации церковных земель, но не успел это осуществить». Эту идею реализовала Екатерина II.



Историк Никита Башнин (Санкт-Петербургский институт истории РАН) представил подробный источниковедческий анализ описей архиерейских домов 1701–1702 гг. Это описи, которые удалось разыскать не только в центральных, но и в региональных архивах. Два доклада были посвящены деятельности Феофана Прокоповича: Георгий Бежанидзе (ПСТГУ) выбрал тему «Архиепископ Феофан Прокопович как автор проекта Духовной коллегии», а Александр Рогожин (Орловский музыкальный колледж) – «Генеалогия, политическое богословие и священная топография в “Слове приветственном на пришествие в Киев Его Царского Пресветлого Величества” Феофана Прокоповича»



С докладом «Динамика представлений о власти русского архиерея в XVII – начале XVII века» выступила Ирина Устинова (Центр истории русского феодализма ИРИ РАН). Конференция завершилась обсуждением доклада Антона Григорьева (ПСТГУ) «Истоки формирования почитания династии Романовых в Русской Православной Церкви во второй половине XVII века».



Юлия Зайцева


============================================================


Фасад бывшей кирхи начали восстанавливать в Калининграде

02.11.2022 15:02
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101821
------------------------------------------------------------




Фото: culture.ru



Калининград, 2 ноября. Ремонт фасада бывшей кирхи святого Адальберта (ранее – католическая капелла святого Адальберта, покровителя Пруссии) начали в Калининграде в конце октября, вокруг объекта установили леса. Работы должны закончиться до конца 2022 года. После этого бывшую кирху освятят во имя благоверного князя Димитрия Донского, сообщает «Приходы».



Ремонтировать историческое сооружение начали еще в 2019 году, когда после многолетней эксплуатации здания в качестве обсерватории и парикмахерской бывшую кирху передали православной общине. Первые средства на ремонт выделяла Русская Православная Церковь и благотворители. Летом 2022 года власти региона направили Калининградской епархии 12,4 млн для сохранения здания. Об этом рассказывает местный портал. Все это время прихожане городского храма апостола Андрея Первозванного проводили на территории бывшей кирхи субботники.



В здании разобрали конструкции советской перепланировки, расчистили заложенные кирпичом оконные проемы и установили витражи, а также восстановили шпиль.



«Продолжаем то, что начали ранее – капитальный ремонт фасада и внутренних помещений. Убрали наконец пристройку-парикмахерскую. До конца года осталось мало совсем времени, не уверен, что подрядчик успеет завершить все работы, многое будет зависеть от погоды», – пояснил руководитель Службы охраны объектов культурного наследия Евгений Маслов.



Здание кирхи святого Адальберта, покровителя Пруссии, построено в 1904 году под руководством архитектора Фридриха Хайтманна и является объектом культурного наследия регионального значения.


============================================================


Митрополит Николай (Пачуашвили): "Если в Церкви на первом месте Христос, всё будет хорошо"

02.11.2022 14:10 | "Православие.ru"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=101820
------------------------------------------------------------

============================================================


Румынская Церковь канонизировала святителя мученика Неофита Критского

02.11.2022 13:15
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101809
------------------------------------------------------------




Фото: basilica.ro



Бухарест, 2 ноября. Священный Синод Румынской Православной Церкви, возглавляемый Патриархом Даниилом, ознакомился с предложением митрополичьего митрополии Мунтении и Добруджи. Архиереи постановили канонизировать святителя митрополита Неофита Критского(+1753), сообщает Global Orthodox со ссылкой на basilica.ro.



«Говорили о нем, что святитель Неофит, хотя он происходил из Греции, был более румыном, чем сами румыны. Он защищал народ от фанариотского правителя Матея Гика и противился непомерным налогам. За это святитель был отравлен собственным греческим врачом и принял мученическую кончину», – сказал Патриарх Даниил о митрополите Неофите Критянине.



День памяти святителя Неофита Критского в Румынской Церкви будет отмечаться 16 июня (по новому стилю).



Святитель Неофит родился на острове Крит около 1690 года. О ранних годах его жизни сведений почти не сохранилось. Известно, что он прибыл в Валахию из Константинополя по приглашению молдавского господаря Константина Маврокордата. Святой Неофит, бывший в то время иеромонахом, обладал большими познаниями в древнегреческом и латинском языках, был духовником правителя и учителем его детей.



В 1737 году он был избран епископом Мирликийским, но затем Константин Маврокордат своим указом назначил святителя Неофита митрополитом Унгро-Влахийским, и Константинопольский Патриарх согласился с этим решением.



Во время своего служения митрополит Неофит строил храмы, создавал духовные семинарии для подготовки священников и школы, где крестьянские дети могли учиться бесплатно. Митрополит Неофит поддержал введение румынского языка в богослужении и даже основал в Бухаресте типографию, где издавались религиозные книги на румынском языке.



Кроме того митрополит Неофит неустанно защищал простых людей от злоупотреблений правителя Матея Гики. Он освобождал рабов-цыган, боролся против непомерных налогов, от которых страдали крестьяне. Разгневанный поведением митрополита, Матей Гика тайно приказал отравить его. Святитель Неофит отошел ко Господу в Бухаресте 16 июня 1753 года.


============================================================


В РПЦ призвали относиться к представителям ЛГБТ с любовью

02.11.2022 12:14
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101817
------------------------------------------------------------




Фото: arh-eparhia.ru



Москва, 2 ноября. Русская Православная Церковь призывает относиться «ко всем грешникам, в том числе представителям ЛГБТ», с любовью и не унижать их, однако «вовлечение других в грех» должно пресекаться законом, заявил в интервью РИА Новости председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.



Госдума в октябре приняла в первом чтении законопроекты о запрете пропаганды ЛГБТ, а также штрафах за это. РПЦ поддержала эту законодательную инициативу. Позже спикер Госдумы Вячеслав Володин допустил появление ко второму чтению поправок, ужесточающих ответственность за ЛГБТ-пропаганду.



«Церковь ко всем призывает относиться с любовью, даже к тем, кто с нашей точки зрения совершает грех. Различение греха и грешника – фундаментальное положение христианского отношения к человеку. Но демонстрация своего греховного поведения, попытка вовлечь в него окружающих должны пресекаться законом. …Унижать никого не надо, но для всех лучше, если греховные наклонности человека станут предметом исповеди или хотя бы обсуждения с психологом, но не публичного навязывания и оправдания», - сказал Легойда.



Он отметил, что Русская Православная Церковь всегда свидетельствовала, что пропаганда греховных явлений разрушает общество, поэтому в РПЦ поддержали проект закона о запрете ЛГБТ-пропаганды.


============================================================


На Урале впервые после пандемии пройдет крестный ход в день Казанской иконы Божией Матери

02.11.2022 11:21
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101816
------------------------------------------------------------




Крестный ход в 2019 г. Фото: parishioners.ucoz.ru



Екатеринбург, 2 ноября. Традиционный крестный ход 4 ноября, когда Русская Православная Церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери, пройдет в Екатеринбурге впервые после двухлетнего перерыва из-за пандемия коронавируса. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Telegram-канал Екатеринбургской епархии.



«В праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, 4 ноября 2022 года, в Екатеринбурге состоится традиционный общегородской крестный ход, который возглавит митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. После двухлетнего перерыва, связанного с «ковидными» ограничениями, крестный ход вновь пройдет по улицам уральской столицы, освящая их молитвой», - говорится в сообщении.



Отмечается, что крестный ход направится от Свято-Троицкого кафедрального собора к Храму-на-Крови. В молитвенном шествии с духовенством и паствой Екатеринбургской митрополии пройдут воспитанники воскресных школ.


============================================================


Визит Папы Франциска в Бахрейн пройдет под знаком диалога

02.11.2022 10:12
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101815
------------------------------------------------------------




Логотип поездки Папы Франциска в Бахрейн. Фото: vaticannews.va



Рим, 2 ноября. Кардинал Пьетро Паролин прокомментировал в интервью ватиканским СМИ предстоящий 39-й международный апостольский визит Папы Франциска в Бахрейн, который продлится с 3 по 6 ноября. Понтифик посетит города Манаму и Авали, примет участие в бахрейнском «Форуме диалога», совершит мессу на столичном стадионе и встретится с молодёжью в католической школе Святейшего Сердца, сообщает Vatican News.



Папа Франциск станет первым Папой Римским, посетившим Королевство Бахрейн. По словам кардинала Паролина, поводом к визиту стало приглашение со стороны короля Бахрейна Хамада ибн Исы Аль Халифы, а затем – поместной Католической Церкви. Важным событием поездки, отметил госсекретарь, станет участие Папы в международном форуме на тему сосуществования между Востоком и Западом: «Это знак единства в особо деликатный, многослойный, в чём-то трагический момент нашей истории». Речь идёт о призыве к диалогу, к встрече Востока и Запада в реалиях многонационального, многокультурного и многоконфессионального Бахрейна. Эта страна показывает, что «можно жить вместе и сотрудничать даже в такой многослойной реальности».



В ходе визита Папа встретится с Мусульманским советом старейшин в мечети Королевского дворца Аль-Сахир и примет участие в экуменической встрече и молебне в католическом кафедральном соборе Аравийской Божьей Матери. По словам кардинала Паролина, знак всегда один и тот же: в мире, отмеченном напряжённостью, противостоянием и конфликтами, речь идёт о послании единства, диалога и мира.



На протяжении всего понтификата Папа Франциск постоянно призывает к инклюзивности и уважении человеческой жизни. На вопрос журналиста, какое значение это имеет для поездки в Бахрейн, кардинал Паролин ответил: Папа идёт навстречу глубоким чаяниям очень многих людей, у которых попираются основные права на жизнь, на принятие, на участие в благих делах своих стран. Поэтому и в этом случае Епископ Рима будет голосом безгласных, выходя к жителям окраин.



Касаясь отношений между Святым Престолом и Бахрейном, а также положения местных католиков, госсекретарь отметил, что в этой стране ислам является государственной религией, а шариат – основным источником права. Христианская община составляет около 10% населения, католиков насчитывается от 80 до 100 тысяч человек. Отношения с Ватиканом были установлены в 2000 году: по словам кардинала, они развиваются благополучно, со стороны государственной власти всегда было уважение и желание сотрудничества с католиками и апостольским викариатом. Визит Папы Римского послужит встрече с этой церковной общиной и укреплению её христианского свидетельства, отметил кардинал Пьетро Паролин.


============================================================


Православные издательства из России и стран СНГ участвуют в выставке-ярмарке в Туле

02.11.2022 09:28
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101814
------------------------------------------------------------




Фото: tulaoblduma.ru



Тула, 2 ноября. Книжная выставка-ярмарка «Тула православная» открылась во вторник на территории Тульского кремля, сообщает «Интерфакс-религия» со ссылкой на пресс-службу правительства региона.



В выставке принимают участие крупнейшие православные издательства России, Белоруссии, Грузии и Абхазии.



«На протяжении многих лет выставка объединяет туляков разных поколений и остается точкой притяжения для гостей из других регионов и стран. Издания, представленные здесь, рассказывают о богатых многовековых традициях русского народа, его сплоченности и духовной силе», - приводятся в сообщении слова губернатора Алексея Дюмина, направленные в адрес организаторов и участников выставки.



В рамках выставки-ярмарки пройдут фестивали воскресных школ и епархиальные конкурсы.



Выставка-ярмарка завершит работу 8 ноября.


============================================================


В Москве завершились XXV Елисаветинско-Сергиевские чтения

02.11.2022 08:47
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=101813
------------------------------------------------------------




Москва, 2 ноября. Они приурочены к 30-летию канонизации великой княгини Елизаветы Федоровны и 150-летию со дня рождения императрицы Александры Федоровны, передает телеканал «Культура».



В Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова завершились XXV Елисаветинско-Сергиевские чтения. Их главная тема – подвижническая деятельность августейших сестер – великой княгини Елизаветы Федоровны и императрицы Александры Федоровны.



Историки, архивисты, священнослужители представили доклады об их благотворительной деятельности, в том числе о помощи русским военнопленным во время Первой мировой войны. Чтения приурочены к 30-летию канонизации великой княгини Елизаветы Федоровны и крестовой сестры Варвары и 150-летию со дня рождения Александры Федоровны. Первые дни конференция проходила в Тобольске, где царская семья провела восемь месяцев в заключении.



«Они лишены были общения с кем бы то ни было, помимо членов собственной семьи. То есть родители общались с детьми, дети переписывались со своими друзьями, которые остались в России. Они переживали те ужасные потрясения и те страшные события, которые происходили со страной. И именно туда, в Тобольск, мы направились», – рассказала председатель наблюдательного совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова.



«Сегодня для нас значимо, что Елизавета Федоровна как будто вновь нас посетила – вместе с этими докладами, иконами и духом той эпохи. Она здесь неоднократно бывала. Эти стены помнят и Сергея Александровича, и Елизавету Федоровну, которые посещали, во-первых, осенние, весенние выставки, потом рождественскую выставку», – поделился ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Иван Глазунов.


============================================================

В избранное