Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Толкование Нового Завета Феофилакта


Информационный Канал Subscribe.Ru

Планируются еще несколько рассылок (в бронзовых рассылках) и возможно некоторые
из них появятся уже в ближайшие дни:

Невидимая брань.  Вы сможете узнать из этой рассылки о борьбе с пороками, какими
приемами и тактикой пользуется дьявол и узнаете подробно все секреты ведения
невидимой брани с дьяволом и пороками. Как устоять в нашей жизни, также это поможет
в отношениях с Богом и другими людьми. 
Рассылка основана по книге Никодима Святогорца и очень полезна православным,
а также любым христианам всех религиозных конфессий.

Истинное православие. Из этой рассылки вы узнаете, какое настоящее и истинное
должно быть православие, какое оно есть в наши дни и насколько в нем произошли
изменения. Это православная рассылка также основана на православной литературе
и учениях Святых Отцов православной церкви.

Беседы с сектантами. Вы подробно узнаете о том, как отвечать сектантам и как
на основании Библии и святоотеческих учений православной веры обосновать свой
ответ и защитить истинную православную веру от ересей и нападков на нее. 
 
Христианский журнал «Истинное христианство».  Планируется еженедельный выпуск,
в котором будут публиковаться проповеди, стихи религиозного содержания, очерки
и заметки верующих людей и всевозможные новости.

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
Мф.13:1-2 – Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему
множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
Иисус сел в корабль, дабы всех слушателей иметь перед глазами и дабы все они
могли слышать слово Его. Таким образом с моря уловляет Он находящихся на земле.

Мф.13:3 – И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять. На горе
простому народу говорит без притчей, а здесь, в присутствии коварных фарисеев,
говорит в притчах, дабы хоть потому, что не понимают, сделали ему вопрос и получили
вразумление. С другой стороны им, как недостойным, и не следовало ясно предлагать
учения, поелику не должно повергать бисер пред свиньями. Первую притчу изрекает
такую, которая наиболее способна возбудить внимание в слушателе. Сеятелем называет
Себя Самого, а семенем Свое слово. Вышел же Он не на одно какое-либо место, потому
что был везде; но так как Он приблизился к нам плотью, то и говорится, что Он
вышел, то есть от Отеческих недр. Он Сам вышел к нам, потому что мы не могли
придти к Нему. И для чего же вышел? Для того ли, чтобы зажечь землю по множеству
терния? Или для того, чтоб наказать? Нет, для того, чтобы сеять. Семя называет
Он Своим; ибо и пророки сеяли семя, но не свое, а Божие. Он же, как Бог, сеял
собственное семя.
Мф.13:4-6 – И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали
то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому
что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня,
засохло. Означенные словом «при дороге» суть люди ленивые и нерадивые, которые
совсем не принимают слова, потому что мысль их – как бы утоптанная и жесткая
дорога, нисколько не вспаханная. Поэтому семя слова похищают у них птицы небесные,
то есть духи воздушные – бесы. Под каменистою землею разумеются те, которые внимают
слову, но по немощи своей не борются с искушениями и скорбями и, продавши спасение
за мирские блага, погибают. Под воссиявшим солнцем должно разуметь искушения,
ибо зной солнечный изображает искушения; сверх того искушения, подобно солнцу,
освещающему сокровенные места, обнаруживают людей и показывают, каковы они. 
Мф.13:7 – Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Это те, которые
заглушают слово житейскими заботами. Так, богатый хотя по-видимому делает доброе
дело, но его дело, которому препятствуют житейские заботы, не растет и остается
безуспешным. 
Мф.13:8-9 – Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое
в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит! Три части
семени погибли, уцелела только четвертая, ибо не много спасающихся. О доброй
земле говорит после, дабы подать нам надежду покаяния; ибо всякому можно сделаться
доброю землею, хотя бы кто был каменистая земля, или лежал как дорога и попирался
демонами, или же был бы тернистая земля. Не все принявшие слово приносят плод
одинаковый. Один приносит сто, например тот, кто совершенно нестяжателен и ведет
строго подвижническую жизнь; другой – шестьдесят, – это, по моему мнению, общежительный
монах, который еще и житейскими делами занимается; третий приносит тридцать,
– это человек, избравший честный брак и со всевозможным усердием упражняющийся
в добродетелях. Смотри: благодать Божия принимает всех, как много, так мало и
средственно приносящих плод. Имеющие духовные уши должны понимать это духовно.

Мф.13:10-12 – И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного,
а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет,
у того отнимется и то, что имеет. Видя большую неясность в словах Христа, ученики,
как общие попечители народа, приступают с вопросом. Так как вы имеете расположение
и старание, то вам дано, а тем, как не имеющим старания, не дано. Знание дается
и приумножается тому, кто имеет старание, а кто не имеет старания и надлежащего
смысла, у того взято будет и то, что он думал иметь; то есть хотя кто и малую
искру добра имеет, то и ту погасит своею леностью, не стараясь раздувать и разжигать
ее духом и духовными делами. 
Мф.13:13 – Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат,
и не разумеют. Вникни в это, ибо здесь разрешается вопрос тех, которые говорят,
что иные бывают злы по природе и от Бога. Бог дает всем естественную способность
разуметь должное (Ин. 1:9), а омрачает нас наша воля. Христос говорит, что естественно
зрячие, то есть созданные от Бога способными понимать, не видят по своей воле,
и что слышащие, то есть от Бога созданные естественно способными слышать и разуметь,
не слышат и не разумеют по собственному произволу.
 Мф.13:14-15 – И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом
услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело
сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят
глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы
Я исцелил их. (Исаии 6:9-10). По огрубении же сердца, они зажмурили и глаза свои.
Не сказал, что Бог закрыл у них глаза, но они произвольно сами поступили так
для того, чтоб им не обратиться, и чтоб Я не исцелил их. Таким образом по своей
злой воле они постарались остаться неизлечимыми и неспособными к обращению. 
Мф.13:16-17 – Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно
говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не
видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Блаженны и чувственные очи и
уши Св. Апостолов, а тем более достойны ублажения духовные очи и уши их, так
как они познали Христа. Предпочитает их пророкам, потому что они видели Христа
чувственно, а пророки только мысленно. Притом пророки не удостоились стольких
тайн и такого ведения, как Апостолы. Таким образом Апостолы преимуществуют пред
пророками в двух отношениях: в том, что видели Христа телесно, и в том, что гораздо
духовнее их постигли Божественные тайны. 
Мф.13:18-19 – Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему
слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце
его – вот кого означает посеянное при дороге. Сим побуждает нас вникать в то,
что говорят нам учители, дабы и нам не уподобиться находящимся при пути. Можно
сказать также: так как путь есть Христос, то находящиеся при пути суть те, которые
вне Христа, которые то есть не на пути, а вне сего пути. 
Мф.13:20-21 – А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово
и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда
настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. Многие, подвергаясь
скорби от родителей или от каких-либо несчастий, тотчас произносят хулы. О гонении
же сказано по отношению к тем, которые впадают в руки мучителей. 
Мф.13:22 – А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века
сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Не сказал:
век сей подавляет, но забота века сего, не богатство, но обольщение богатства;
ибо богатство в том случае, когда расточаемо бывает бедным, не подавляет, а еще
возвращает слово. Тернием же означаются заботы и пресыщение, так как они возжигают
огонь и похоти и геенны. И как терние, будучи остро, вонзается в тело, и едва
может быть вынуто, так и пресыщение, когда овладеет душою, не скоро может быть
искоренено. 
Мф.13:23 – Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего,
который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят,
а иной в тридцать. Виды добродетели различны, различны и преуспевающие в духовной
мудрости, смотря потому, сколько кому дается по чистоте сердца. Заметь же, какой
порядок в притче: прежде всего нам надобно услышать и уразуметь слово, дабы не
уподобиться тем, кои находятся при пути, потом должно твердо содержать слышанное
в сердце, далее – быть не любостяжательными, ибо что пользы в том, если услышу
и удержу, но пристрастием к богатству заглушу слышанное? 
Мф.13:24-30 – Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно
человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг
его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод,
тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не
доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал
им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем
их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними
пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу
жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу
уберите в житницу мою. В первой притче сказал, что только четвертая часть семени
пала на добрую землю, а в настоящей показывает, что враг, по причине нашего сна
и нерадения, не оставил нерастленным и сего самого семени, которое пало на добрую
землю. – Поле есть мир, или душа каждого; сеятель – Христос; доброе семя
– заповеди Его; земля добрая – добрые люди, или добрые помышления; плевелы суть
ереси и худые помышления, а посеявший их есть диавол. Спящие люди суть те, которые
по нерадению и лености дают место еретикам, и диаволам, и худым мыслям, не сопротивляясь
им мужественно; рабы означают Ангелов, которые негодуют, видя в душе человека
ереси или нечестие, и желают исторгнуть из сей жизни, и сожечь как еретиков,
так и вообще мыслящих лукаво. Но Бог не позволяет погублять еретиков вооруженною
рукою, дабы вместе с ними не пострадали и не были погублены и праведные. Равным
образом Бог не хочет погубить человека и за злые помышления его, дабы также не
погибла с ним и пшеница. Например, если бы Матфей исторгнут был из сей жизни,
когда был в числе плевел, то вместе с ним погибла бы имевшая впоследствии прозябнуть
от него и пшеница слова его. Также точно и Павел, и разбойник, когда были плевелами,
не были истреблены, но оставлены жить, дабы впоследствии произросла их добродетель.
Посему Господь скажет Ангелам в кончину века:
соберите плевелы, то есть еретиков и лукавых людей. Как же? в снопы, то есть
связав им руки и ноги, так как в то время никто не может делать ни доброго, ни
худого, но всякая деятельная сила будет связана. Пшеница, то есть святые будут
собраны жнецами – Ангелами в небесные житницы. Подобно сему и худые помышления,
которые имел Павел, когда был гонителем, пожжены были огнем Христа, который пришел
Он низвести на землю (так и грехи всех пожигаются покаянием), а пшеница, то есть
благие помышления благих людей, собраны в хранилище Церкви. 
Мф.13:31-32 – Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну
горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше
всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом,
так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Горчичное зерно означает
проповедь и Апостолов, которые объяли всю вселенную, хотя их было не много, так
что на них почивают птицы небесные, то есть те, которые имеют легкий и парящий
в высоту ум. Будь же и ты горчичным зерном, по виду малым. Ибо не должно хвалиться
добродетелью, но должно быть теплым, ревностным, проворным и обличительным, а
не ласкателем и лицемером. В таком случае, как совершенный, ты соделаешься больше
других растений, то есть слабых и несовершенных людей, так что и птицы небесные,
то есть Ангелы будут почивать на тебе, как человеке, ведущем ангельскую жизнь,
ибо они радуются о праведных. 
Мф.13:33 – Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую
женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. Закваскою, как
и зерном горчичным, называет Апостолов. «Как закваска, при всей своей малости,
делает все тесто таким, какова сама, так и вы, говорит, преобразуете весь мир,
хотя вас и не много будет». Мера была у иудеев подобно как и у нас, например:
фунт, пуд и др. Некоторые под закваскою разумеют проповедь, под тремя мерами
– три силы души: познавательную, чувствовательную и желательную, – а под женою
– душу, которая, скрывши проповедь во всех своих силах, смешивается таким образом
с нею, заквашивается и освящается от нее. И так нам всецело надобно закваситься
и претвориться в божественное. 
[И.Л. – Говоря о проповеди Евангелия, Иоанн Златоуст постоянно повторял, что
он один ничего не успеет, если его прихожане, его слушатели не понесут дальше
то, что они слышали в храме. Он умолял быть проповедниками всех, до последней
женщины, до последнего раба. Он говорил: «Посмотрите, как двенадцать Апостолов
сумели заквасить, охватить проповедью всю вселенную. Признайтесь же, насколько
худы мы, что если нас так много в одном городе, и город всё еще ведет себя как
языческий». И указывал на пример проповеди  Апостолов, которые объяли всю вселенную.

Перенося события из Константинополя в Россию, мы можем сказать, что проповедь
Евангелия в России не стояла никогда на первом месте. Такую задачу не ставили
ни патриархи, ни архиереи, ни священники. Перед революцией 1917 года в России
было 1275 монастырей и 57 тысяч храмов. И оказалось, что эта огромная силища
умышленно закупоривалась в монастырские стены. Эта закваска не попадала в мир,
и этот мир был заквашен другой закваской – безбожной агитацией людоедов. Сегодняшняя
ситуация полностью, до мельчайших деталей повторяет то время в России перед великой
катастрофой. Патриарх проезжает по России в 2002 году и в Рождественской своей
речи, говоря о духовном состоянии России и церкви, на первое место ставит строительство
храмов, как признак возрождения духовности. Все же сектанты, самые экзотические
еретики пытаются подражать Апостолам в деле проповеди. Делом проповеди в мире
занимаются все, кроме православных. Православие заквашивается только строительством
храмов, исповедью и причастием и стремлением к власти. Мы
же должны проникнуться до глубины сердца этой самой короткой притчей Христа о
трех мерах муки – уши, сердце, руки. Услышал, поверил, исполнил. Без проповеди
Евангелия, без первой меры муки всё остальное остается в прежнем состоянии. Мы
должны учиться, воспитываясь на страницах Священного Писания, и подражать Апостолам,
которые с проповедью Евангелия облетали всю вселенную как на крыльях, чтобы и
наша проповедь, как и проповедь Апостолов, объяла всю вселенную.]

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.4133
Отписаться

В избранное