Мф.5:20 – Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников
и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Под правдою разумеет всякую
добродетель, подобно как в словах: Иов же был истинен, праведен, непорочен –
Иов. 1:1. Итак, вострепещи, человек, при мысли о том, сколько от нас требуется!
Затем Господь научает нас, как нам превзойти книжников и фарисеев, и исчисляет
добродетели.
Мф.5:21 – Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит
суду. (Исх. 20:13). Показывает, что закон отменен, а если отменен и почти уничтожен,
то его должно оставить и поспешить к новому.
Мф.5:22 – А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит
суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет:
«безумный», подлежит геенне огненной. Пророки, приступая к изречению пророчества,
говорили: так говорит Господь; а Христос, показывая в Себе божественное полновластие,
говорить: Я говорю. Те были рабы, а Он Сын, имеющий всё, что принадлежит Отцу.
Кто гневается на брата своего, тот будет осужден; но если кто гневается справедливо,
для вразумления и по духовной ревности, тот не будет осужден. Так Апостол Павел
гневно говорил Елиме волхву и первосвященнику, впрочем не напрасно, но по ревности
божественной. Напрасно гневаемся мы тогда, когда гневаемся из-за имения, из-за
чести и из желания отмстить за себя.
Рака значит то же, что – «ты». Поскольку презираемому нами человеку мы обыкновенно
говорим: поди ты! то располагает нас, не оставлять без внимания и сего маловажного
выражения и уважать других. Некоторые говорят, что рака с сирского – значит гнусный.
Таким образом, если кто станет поносить брата своего, называя его гнусным, то
будет подлежать суду собора Апостолов, когда они сядут судить двенадцать колен.
А кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Некоторые признают этот приговор
слишком строгим и тяжким, но не справедливо. Ибо не достоин ли геенны тот, кто
лишает брата разума и смысла, чем мы отличаемся от животных бессловесных? Кто
поносит и бесчестит, тот прекращает любовь, а с прекращением любви уничтожаются
и все добродетели, подобно как при любви все они в силе. Итак, поноситель, прекращая
любовь, прекращает все добродетели и посему справедливо подлежит геенне огненной.
Мф.5:23-24 – Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь,
что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником,
и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Бог
отказывается и от собственной чести, лишь бы мы хранили любовь. К словам: брат
твой имеет что-нибудь против тебя – не присовокупил еще ничего: справедливо ли
или несправедливо имеет он, примирись. Притом не сказал: если ты имеешь что-либо
против него, но: если он имеет нечто против тебя, постарайся примирить его с
собою. А дар повелевает оставить для того, чтобы поставить тебя в необходимость
к примирению, ибо ежели при сем пожелаешь принести дар твой, то по необходимости
должен будешь примириться. Но с сим вместе показывает и то, что любовь есть истинная
жертва.
Мф.5:25-26 – Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы
соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы
тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до
последнего кодранта. Некоторые думают, что соперником здесь называется диавол,
а путем – жизнь, и что Господь внушает следующее: рассчитайся с диаволом, пока
ты находишься в сей жизни, дабы в последствии он не стал обличать тебя за грехи,
как бы присвоившего какую-нибудь его собственность. Тогда предан будешь наказанию,
пока не изгладишь и последних, самых малых, грехов: ибо кодрант равняется двум
лептам. Но ты разумей, что Господь говорит это о здешних соперниках, научая не
судиться и не переставать делать дела Божии. Если тебя и обидят, говорит, не
входи в суд, но помирись на пути, дабы, при представлении соперником сильного
оправдания, не потерпеть тебе чего-либо худшего.
Мф.5:27-28 – Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю
вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал
с нею в сердце своем. (Исх. 20:13). Иное дело прелюбодейство, иное – блуд. Прелюбодеяние
есть грех с замужнею, а блуд – со свободною. Кто останавливается, всматривается
и зрением воспламеняет похоть, потом снова смотрит с большим желанием удовлетворения
похоти, тот уже совершил грех в сердце своем. Правда, он не исполнил его делом,
что до того? он не мог, а если бы мог, то тотчас сделал бы грех самым делом.
Впрочем, знай, что если мы когда-либо восчувствовали похоть, но встретили препятствие
к удовлетворению ей делом, то это явный знак, что нас сохранила благодать. Так
и женщины, украшающиеся для того, чтобы понравиться кому-нибудь, грешат, хотя
бы и не понравились. Ибо они уже сделали напиток, который остался без действия
только потому, что его никто не выпил.
Мф.5:29-30 – Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя,
ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было
ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось
от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело
твое было ввержено в геенну. Слыша о глазе и руке, не подумай, что здесь говорится
именно о сих членах. В сем случае Он не присовокупил бы правый глаз и правая
рука. Здесь говорится о людях, которых любим и бережем, как правый глаз и правую
руку, но которые препятствуют нам делать дела Божии. Так, например, юноша, если
имеет распутных друзей и терпит от них душевный вред, должен оставить, бросить
их. Сим, может быть, спасешь и их, если придут в чувство, а если не спасешь их,
то по крайней мере спасешь себя. Но если будешь продолжать к ним любовь, то погибнешь
и ты, и они, т.е. всё тело.
Мф.5:31 – Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей
разводную. (Втор.24:2). Моисей повелел, чтобы возненавидевший жену свою развелся
с нею, дабы не случилось чего-нибудь худшего, потому что возненавиденная могла
быть и убита. Но такой обязан дать разведенной разводную, которая у них называлась
отпускною, так, чтобы отпущенная уже не возвращалась к нему и не произошло смуты,
когда он стал жить уже с другою.
Мф.5:32 – А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния,
тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Господь не нарушает Моисеева закона, но исправляет его и запрещает мужу ненавидеть
свою жену без вины. Если он оставит ее по уважительной причине, т.е. за прелюбодеяние,
не подлежит осуждению, а если не за прелюбодеяние, то подлежит суду, потому что
тем заставляет ее прелюбодействовать. Но и тот становится прелюбодеем, кто возьмет
ее, потому что, если бы никто не взял ее, она, быть может, возвратилась бы к
прежнему мужу и покорилась бы ему. А христианину должно быть миротворцем и для
чужих, тем более для своей жены, которую Бог совокупил с ним.
Мф.5:33 – Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй
пред Господом клятвы твои. Т.е. когда клянешься, верно исполни то, в чем клянешься
Господу, ибо, если нарушишь клятву, будешь осужден.
Мф.5:34-37 – А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол
Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что
он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни
одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет,
нет; а что сверх этого, то от лукавого. Так как иудеи слышали от Бога: небо –
престол Мой, земля – подножие ног Моих – Ис.66:1, то и клялись сими предметами.
Но Господь воспрещает им это, впрочем не потому, что небо прекрасно и огромно,
а земля полезна, а потому, чтобы не подать повода им к идолопоклонству, так как
эти предметы у клянущихся ими легко могли быть признаны за божество, как это
прежде и было.
Один Бог клянется Самим Собою, потому что не зависит ни от кого. А мы как можем
клясться своею головою, когда не имеем власти? Мы не свои. Если же думаешь, что
голова есть твоя собственность, то перемени, если можешь, хоть один волос. Дабы
ты не сказал: как же мне поверят? – Он говорит: поверят, если всегда станешь
говорить правду и никогда не будешь божиться, потому что никто так не теряет
доверия, как тот, кто часто божится.
Божба, кроме: да и нет, – есть дело излишнее и происходит от диавола. Но ты спросишь:
неужели и закон Моисеев был худ, когда повелевал клясться? Знай, что в то время
божба не составляла худого дела, но божиться после Христа есть дело уже худое,
подобно как обрезываться и вообще иудействовать. Сосать грудь младенцу прилично,
а мужу непристойно. Мы более не под законом, но под благодатью.
[И.Л. – Царская Россия именовалась православным государством, но, несмотря на
это, принуждала всех своих подданных: и православных, и неправославных – к клятве
при поступлении на военную и гражданскую службу, так как присяга была не просто
торжественным обещанием, но в ней присутствовали слова «клянусь… клянусь… клянусь…».
В связи с этим, православные богословы вынуждены были оправдывать такие противоевангельские
поступки, говоря, что запрещается только клятва ложная. Такие объяснения мы можем
увидеть и у прот. Григория Дьяченко, у архиеп. Аверкия (Таушева) и у других.
Однако, вот, что говорят об этом святые отцы: «Клятва вообще запрещается, тем
более достойна осуждения клятва, данная в злом деле» свт. Василий Великий. «Весьма
плохо и давать клятву, и требовать ее; в обоих случаях оскорбляешь правду… Как
избежать клятвы? Приобретем такие нравы, которые бы внушали доверие… Избегай
всякой клятвы. Но чем же уверить других? Словом и жизнью, удостоверяющей в слове...
Сделай, чтобы посредником твоим были твои добрые
нравы» свт. Григорий Богослов. «Соглашайся лучше понести ущерб, чем дать клятву»
прп. Ефрем Сирин. «Поистине, если клясться – дело диавольское, то какому наказанию
подвергнет нас преступление клятв?.. Тяжек этот грех (клятва) потому, что не
кажется тяжким; потому я и боюсь его, что никто не боится его; потому эта болезнь
и неизлечима, что она не считается болезнью…Бог угрожает разрушить дома клянущихся,
чтобы этим наказанием сделать других более благоразумными…Принуждающий (к клятве)
еще неизбежнее, чем тот, кто клянется, подвергается наказанию, равно как и тот,
кто клянется, когда никто не требует… Если кто не желает (прекратить клятвы),
то я... запрещаю такому человеку переступать порог церковный... Клятва поистине
есть сеть сатанинская... Освободимся от этой сети; убоимся заповеди Господа,
приучим себя к лучшему, чтобы, простираясь вперед и исполнив эту и прочие заповеди,
сподобиться благ, обещанных любящим Его… Клянущиеся не могут представить в свою
пользу никакого оправдания, кроме пренебрежения к имени Божию…
Умоляю вас, помните об усекновенной... главе Иоанна: ... она как бы говорит:
«ненавидьте моего убийцу – клятву»» свт. Иоанн Златоуст. «Дает ли кто верную
клятву или нарушает свою клятву – подвергается наказанию. Поэтому избегай клясться
и несправедливо, и справедливо» прп. Нил Синайский. «Не клясться – значит и не
требовать клятвы. Ибо если не хочешь сам клясться, то и от других не потребуешь
клятвы по следующим двум причинам: вопрошающий или стоит в истине, или, напротив
того, лжет. Если человеку обычно стоять в истине, то, без сомнения, он и до клятвы
говорит истину. А если он лжец, то лжет и поклявшись» прп. Исидор Пелусиот. Тем
более недопустима никакая клятва или присяга безбожному светскому государству.]
Мф.5:38-39 – Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам:
не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
(Исход. 21, 24). Закон из снисхождения допустил право равного возмездия, дабы
не обижали друг друга, и дабы обидевший боялся подвергнуться тому же, чему подвергся
обиженный.
Злым называет здесь диавола, действующего посредством человека, показывая сим,
что бьющий распаляется диаволом. Итак, ужели диаволу не должно противиться? Должно,
только не обратными ударами, а терпением, ибо огонь гасится не огнем, а водою.
Впрочем, не думай, что здесь говорится только об ударе в щеку: нет, но и о всякой
другой обиде.
Мф.5:40 – И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и
верхнюю одежду. Отдай ему и верхнюю одежду, когда поведет тебя в суд и станет
делать тревогу, а не тогда, когда просто будет просить ее у тебя.
Мф.5:41 – И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Самое тело
твое отдай, если кто насильно потащит тебя, и сделай для него более, нежели сколько
требует.
Мф.5:42 – Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Враг
ли то, друг ли, или неверный просит притом у тебя денег, или другого пособия,
дай ему по твоей возможности. Взаймы же дай не с ростом, но простой заем для
пользы ближнего, ибо и во время подзаконное иногда давали в займы без процентов.
Мф.5:43-45 – Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите
ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца
вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми
и посылает дождь на праведных и неправедных. Достиг верха добродетелей, ибо что
выше сего? Но и это не невозможное дело. Моисей и Павел больше себя любили враждовавших
против них иудеев, и вообще все святые любили врагов своих, и таким образом получили
обетования. Их должно почитать благодетелями, потому что всякий, кто гонит и
обижает нас, уменьшает наше наказание, которому мы должны подвергнуться за грехи.
С другой стороны, и Бог весьма вознаградил нас за сие. Видишь, какое благо доставляет
тебе тот, кто гонит и обижает тебя, если только ты терпишь! Под дождем и солнцем
разумеет благодать Святого Духа и учение, так как Христос на всех изливает благодать
и всех поучает. Кто принимает учение,
тот живет во свете, так как и тот, кто при солнечном свете зажимает свои глаза,
остается во тьме.
Мф.5:46 – Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же
ли делают и мытари? Вострепещем! Мы не походим и на мытарей, если ненавидим и
любящих нас!
Мф.5:47-48 – И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете?
Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец
ваш Небесный. Одних любить, а других ненавидеть есть несовершенство, совершенство
же состоит в том, чтобы любить всех. Небесный Отец любит всех и всех призывает
к спасению, нам должно уподобляться Ему.