Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Толкование Нового Завета Феофилакта


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мф.1:17 – Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида
до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа
четырнадцать родов. Евангелист разделил роды на три части, дабы показать иудеям,
что они и под управлением судей до Давида, и под управлением царей до переселения,
и под управлением первосвященников до Христа равно нимало не успевали в добродетели
и потому имели нужду в истинном Судии, Царе и Первосвященнике, который есть Христос,
ибо Христос, по пророчеству Иакова, пришел по прекращении царей. Но как от переселения
Вавилонского до Христа четырнадцать родов, когда оказывается только тринадцать
лиц? Если бы в родословие можно было вводить женщин, то мы могли бы причислить
и Богородицу Марию, и таким образом восполнить число. Но женщина не входит в
родословие. Как же это разрешить? Некоторые говорят, что Евангелист поставил
в счет с лицами переселение. 

Святого отца нашего Иоанна, а
Итак мы теперь говорим не о вечном рождении, но о дольнем и земном, бывшем при
тысяче свидетелей. Да и о сем будем говорить только то, что для нас возможно,
по мере полученной нами благодати Духа. Ибо и о сем рождении нельзя говорить
со всею ясностью: потому что и оно весьма чудно. Итак не думай, будто слышишь
о сем рождении: но слыша, что Бог пришел на землю, размысли и трепещи. Это было
так удивительно и чудно, что и ангелы хором воздали славу Богу за весь мир, и
пророки задолго прежде изумлялись от того, что Он на землю пришел и с человеками
жил (Вар.3:38). Ибо весьма странно слышать, что Бог неприступный, неизреченный,
непостижимый и равный Отцу, благоволил пройти чрез девическую утробу, родиться
от жены, иметь предками Давида и Авраама. И что говорю: Давида и Авраама? даже,
что еще удивительнее, тех жен блудниц, о которых мы недавно упоминали. Слыша
сие, не представляй себе ничего низкого. Напротив, тем больше дивись, что Сын
безначального Отца, Сын истинный, благоволил называться сыном Давидовым, дабы
тебя соделать сыном Божиим: благоволил иметь отцом Своим раба, дабы для тебя,
раба, сделать Отцом Господа. Видишь ли в самом начале, каковы Евангелия. Когда
ты слышишь, что Сын Божий есть Сын Давидов и Авраамов, то уже не сомневайся,
что и ты, сын Адамов, будешь сыном Божиим. Ибо Он не стал бы напрасно и попусту
так уничижать Себя, если бы не хотел нас возвысить. Он родился по плоти, дабы
ты родился Духом, ибо тем, что родился от жены, Он уподобился нам, а тем, что
родился ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа (Ин.1:13), но от
Святого Духа, предвещает о высшем и будущем рождении, которое намерен даровать
нам от Духа. Таково же было и все прочее: таково было и крещение: оно имело нечто
ветхое и нечто новое. Ибо принять крещение от пророка – показывает нечто ветхое,
а что сходит Дух – показывает нечто новое. Представь, что кто-нибудь, став между
двумя человеками, стоящими друг от друга в отдалении, протянул к ним руки, одну
к тому, другую к другому, и соединил обоих: так поступил Христос – Сын Божий,
соединяя Ветхий завет с Новым, божественное естество с человеческим, Свое с нашим,
небесное с земным. Видишь ли блеск града Божия? Каким светом осиял тебя при самом
входе! Как тотчас показал тебе Царя в твоем образе, точно посреди стана! Ибо
в стане царь не всегда является в собственном величии, но часто, сложив порфиру
и диадему, облекается в одежду воина. Впрочем, земной царь так поступает для
того, чтобы, став известным, не привлечь к себе неприятелей; а Царь Небесный,
напротив, для того, чтобы, сделавшись известным, не заставить врага бежать прежде
сражения с Собою, и не привести в смятение Своих, ибо Он старается спасать, а
не страшить. Посему и назван сим именем: Иисус. Ибо имя Иисус есть не греческое,
а еврейское: на греческом языке означает оно: Спаситель. А Спасителем Он называется
потому, что спас народ Свой. 
 Но если бы Евангелист представил родословие Девы, то его почли бы нововводителем,
посему, дабы мы знали, кто была Мария и откуда происходила, и дабы в то же время
не был нарушен обычай, он представил родословие Ее обручника и показал, что он
происходит из дома Давидова. Ибо когда это доказано, тогда в то же время доказано,
что и Дева была из того же рода…
 Не случалось ли тебе видеть, что из телесных глаз, когда они долго побудут в
дыму, текут слезы, а на свежем воздухе, на лугах, при источниках и в садах, они
делаются острее и здоровее? То же бывает и с зрением душевным. Если оно обращено
на луг духовных Писаний, то делается чистым, ясным и проницательным, так что
может видеть наветы бесовские, а если остается в дыму житейских попечений, непрестанно
будет испускать слезы, плакать в сем и будущем веке. Ибо дела человеческие подобны
дыму, и ничто не причиняет столько болезни душевному зрению и не мутит его, как
множество житейских попечений и пожеланий. Как обыкновенный огонь, охватывая
вещество влажное и промокшее, производит большой дым, так и всякая похоть рождает
большой дым и наводит тьму забвения, когда объемлет чью-либо душу, страстную
и слабую. 
Итак мы непрестанно имеем нужду в молитвах и чтении Божественного Писания, дабы
угасить огнь страстей и разогнать дым житейской суеты, ибо ничто не приносит
столь великой пользы, как молитва и чтение Божественного Писания, если мы упражняемся
в них с трезвенным умом. Это есть пища души, ее украшение, ее жизнь, врачевство
и укрепление ума. Этим мы должны украшаться, этим должны возводить к совершенству
слуг, детей, жен, друзей и врагов обращать в друзей. Так и великие мужи, друзья
Божии, достигали совершенства. Давид, по своем грехопадении, как скоро внял слову
поучения, тотчас показал в себе прекраснейший образец покаяния, и Апостолы при
помощи слова Христова соделались тем, чем были впоследствии, и обратили весь
мир. 
Но какая, скажешь, польза, когда иной слушает, но не исполняет того, что слышит?
Не малая польза будет и от одного слышания. Узнаешь сам себя, вздохнешь, а может
быть, дойдешь до того, что будешь исполнять слышанное. А кто не знает и того,
что он согрешил, может ли перестать грешить? Может ли узнать свои грехи? Итак,
не будем пренебрегать слушанием Св. Писания. Не позволять себе видеть сокровища,
чтоб не обогатились, – это умысел диавола. Он представляет нам, что слушать Божий
закон ничего не значит, опасаясь, чтоб, слушая его, мы не расположились исполнять
его. Итак, зная этот пагубный умысел его, оградимся со всех сторон духовными
песньми, молитвами и Священным Писанием, дабы, окружившись сим оружием, не только
самим не попасть в плен, но и сокрушить его главу, а за сие увенчаться славными
победными знаками и достигнуть будущих благ, по благодати и человеколюбию Господа
нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.4133
Отписаться

В избранное