ГЛАВА ПЯТАЯ
Мф.5:1 – Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики
Его. Восходом на гору Господь научает нас ничего не делать по тщеславию и на
показ. Видя великое множество собравшегося к нему народа, Он сел и начал учить
его, не в городе, не на площади, чтоб видели Его многие и хвалили, но на горе,
в пустыне, где не было никого, кроме душевно желавших получить или видеть исцеления.
Мф.5:2-3 – И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо
их есть Царство Небесное. Народ приступает для чудес, а ученики для наставлений.
Посему, после совершения чудес и исцеления тел, врачует души, дабы мы знали,
что Он есть Творец и душ и телес. Он учил и не отверзая уст, т.е. Своею жизнью
и чудесами, а теперь учит, отверзши уста. Учил не одних учеников, но и народ.
А начал с блаженств, так как и Давид начал с блаженства (Псал.1:1).
Прежде всего выставляет смирение, как бы основание. Так как Адам пал от гордости,
возмечтав быть Богом, то Христос восставляет нас посредством смирения. Нищие
духом суть душевно чувствующие свое недостоинство.
Мф.5:4 – Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Плачущие, т.е. о грехах, а не о
чем-либо житейском. Сказал же: плачущие, разумея плачь не однократный какой-либо,
но всегдашний, притом не о своих только грехах, но и о грехах ближних. Утешатся
же они не только там, но и здесь, ибо кто плачет о грехах, тот духовно радуется,
особенно там. Здесь он радуется по надежде получить прощение грехов, а там будет
непрестанно радоваться, получив жизнь блаженную.
Мф.5:5 – Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Некоторые под землею разумеют
землю только духовную, т.е. небо, но ты разумей и сию землю. Кроткие почитаются
презренными и бедными, а Он напротив говорит, что они-то особенно и имеют все.
Кроткие же суть не те, которые вовсе не гневаются, таковы бывают только лишенные
разума, но те, которые могут гневаться, и воздерживаются, а гневаются только
тогда, когда должно.
Мф.5:6 – Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Так как Он намеревается
говорить о милосердии, то наперед показывает, что должно соблюдать справедливость,
дабы не делать милости из награбленного. Кто алчет и жаждет, тот сильно желает
насытиться – так сильно надобно желать правды и соблюдать ее. Поелику же и любостяжательные
представляются живущими в довольстве и сытости, то Он говорит, что тем более
праведные насыщаются: они насыщаются и в сей жизни, ибо владеют своим имуществом
безопасно: «ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» (Пс.33:11).
Мф.5:7 – Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Милосердие можно оказывать
не имуществом только, но и словом, а ежели ничего не имеешь, то и слезами и вздохом.
Они получат милость и здесь – от людей. Ибо кто вчера оказывал милость, а сегодня
пришел в бедность, тому все будут оказывать милость, особенно там – Бог.
Мф.5:8 – Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Многие не хищничествуют,
не обижают и даже милосерды, но блудодействуют и в других отношениях бывают нечисты.
Посему Христос повелевает соединять с другими добродетелями и чистоту, или целомудрие,
не только по телу, но и по сердцу, ибо без святыни, или чистоты, никто не узрит
Господа. Как зеркало тогда отражает образы, когда чисто, – так может созерцать
Бога и разуметь Писание только чистая душа.
[И.Л. – Здесь взаимосвязь. При чистой жизни Бог открывает смысл Священного Писания,
а усвоение Писания делает жизнь еще более чистой и побуждает к ревности и подвигу
о Христе.]
Мф.5:9 – Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Т.е. не
только те, которые сами живут со всеми мирно, но и примиряют других, враждующих.
Миротворцы суть и те, которые учением обращают врагов Божиих. Таковые суть сыны
Божии, так как и Единородный Сын Божий примирил нас с Богом, когда мы были враги
Его.
Мф.5:10 – Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Гонение
терпят не одни мученики, но и многие другие – за вспоможение обидимым и вообще
за всякую добродетель: потому что под именем правды разумеется всякая добродетель.
Гонят воров и убийц, однако ж они не блаженны. Наконец Господь обращает речь
наипаче к своим Апостолам и показывает, что терпеть поношение особенно свойственно
учителям.
Мф.5:11– Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно
злословить за Меня. Не всякий поносимый блажен, но только тот, кто терпит поношение
для Христа и ложно. Если же у кого при поношении его нет ни того, ни другого,
то несчастен он, так как для многих служит соблазном.
Мф.5:12 – Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали
и пророков, бывших прежде вас. Говоря о предыдущем, Господь не говорил о великой
награде, но здесь сказал о ней, показывая тем, что терпеть поношение есть дело
великое и самое трудное, ибо многие, не стерпев поношения, сами себя лишали жизни.
И Иов, выдержавший так много искушений, особенно возмущен был тогда, когда друзья
стали поносить его, будто он страждет за грехи. Дабы Апостолы не думали, что
их будут гнать за учение, противное Христову, успокаивает их, говоря, что и пророков,
бывших прежде них, гнали за добродетель, посему их страдания должны успокаивать
вас.
Мф.5:13 – Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?
Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Пророки
посылались к какому-нибудь одному народу, а вы – соль для всей земли, исправляющая
беспутных учением и обличениями, дабы они не порождали непрестанно червей. Посему
не оставляйте горьких обличений, хотя бы ненавидели и стали гнать вас. Если учитель
потеряет ум, т.е. если не будет учить, обличать и исправлять, и разленится, то
чем исправится? Он должен быть лишен учительского сана и подвергнут презрению.
[И.Л. – Горькими обличениями называется то, что причиняет горесть, обиду, затрагивает
оскорбленное самолюбие. Не случайно Слово Божие называется мечом обоюдоострым,
которым можно и рассекать и поразить самого себя. В Откровении Иоанна Богослова
говорится: Откр.6:6 – «елея же и вина не повреждай». Елеем назыавется то слово,
которое умягчает кротостью увещаний. Вином же называется строгость обличений.
Проповедующий, решившийся нести Слово Божие, не должен повреждать свойства Слова
Божия, взирая на лица. То есть в большинстве случаев обличительные и грозные
слова говорят к нижестоящим, а к вышестоящим, имеющим власть, говорят слова ласкательства.
Говорить обличительное слово по отношению к имеющему власть умервщлять – кто
способен на это? Библия показывает нам таких героев веры, бесстрашных обличителей:
пророк Илия, пророк Иеремия, первомученик Стефан, Апостол Павел. Жития святых
показывают нам много подобных примеров, как Иоанн Златоуст, Феодор Студит, Максим
Исповедник, Исаакий Далматский, митрополит Филипп. Нас
более всего интересует обличительное слово к правителям России. И здесь мы можем
задать вопросы: почему церковь была так бедна бесстрашными обличителями в адрес
царей, патриархов, епископов? Громили тех, против кого шла государственная власть,
говорили об общем низком духовном уровне, но чтобы конкретно к царям, как Иоанн
Златоуст против Евдоксии, как Илия против Ахава – этого не было никогда. Почему?
Блаженный Феофилакт обращается не только к стоящим за церковной кафедрой, но
ко всем вообще: «не оставляйте горьких обличений, хотя бы ненавидели и стали
гнать вас». Более всего, конечно же, это касается священнослужителей. Разве патриарх
не видит, что сделали правители-кривители со всем народом, как обокрали его,
как уничтожается нравственность. Почему ни в одной речи он не обличает президента,
правительство, епископов? «Если учитель потеряет ум, т.е. если не будет учить,
обличать и исправлять, и разленится, то чем исправится?»
Если нет обличения, значит невозможно ждать и исправления. Златоуст называет
обличения скальпелем хирурга, прижиганием, отсечением. Оставляющие горькие обличения
обрекают не только свою паству, но и всю страну на гниение, и как потерявшие
ум заботятся о каких-то диссертациях, богословских званиях. Где эти уроки обличения
для семинаристов, в какой предмет они заложены? Чтобы обличать и исправлять кого-то,
нужно знать отступления того, кого обличаешь, и в чем он отступает от заповедей
Божиих. Это изречение Феофилакта должно быть сегодня вывешено в виде плаката
во всех храмах. Не оставляйте горьких обличений. Если учитель потеряет ум, т.е.
если не будет учить, обличать и исправлять, и разленится, то чем исправится?]
Мф.5:14 – Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. Сперва
соль, потом свет. Учение сначала неприятно, потому что обличает человека, но
потом оно делается утешительным, ибо просвещает ум его. Кто обнаруживает делаемое
втайне, тот есть свет мира: Еф.5:13 – «Все же обнаруживаемое делается явным от
света, ибо все, делающееся явным, свет есть». Апостолы просветили не один народ,
но весь мир. Так поучает их подвизаться и быть внимательными к своей жизни, ибо
на них будут смотреть все. Не думайте, говорит Он, что вы будете укрываться в
каком-нибудь углу: нет, вы будете на виду у всех, а потому старайтесь жить непорочно,
дабы не сделаться соблазном для других.
Мф.5:15 – И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит
всем в доме. Я, говорит, зажег в вас благодатный свет и поставил на высоте, дабы
вы светили всем. Чтоб этот свет благодати не погас в вас, и чтобы свет вашей
жизни светил и другим – это дело вашего подвига. Не сказал: вы показывайте свою
добродетель, – это не хорошо, но – светит она сама, так чтобы и самые враги наши
подивились и прославили – не вас, но Отца вашего небесного.
Мф.5:16 – Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела
и прославляли Отца вашего Небесного. Посему, когда мы делаем доброе дело, то
должны делать его не для своей славы, а для славы Божией.
Мф.5:17 – Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел
Я, но исполнить. Так как Он намеревался ввести новые законы, то, чтобы не почли
Его противником Божиим, Он в отвращение такой мысли говорит: не нарушить пришел
Я, но исполнить. Как же Он исполнил его? Во-первых, Он исполнил его совершением
всего сказанного о Нем пророками. Посему и Евангелист часто говорит: да сбудется
реченное тем или другим пророком (Ис. 83:9). Он исполнил закон и в том смысле,
что восполнил его, ибо Он в полном совершенстве начертал то, чего закон представлял
одну тень. Закон сказал: не убий, а Христос: и не гневайся напрасно.
Мф.5:18 – Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота
или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё. Здесь показывает,
что мир прейдет и изменится. Посему говорит, что пока стоит вселенная, не прейдет
ни малейшая буква из закона.
Мф.5:19 – Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей,
тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим
наречется в Царстве Небесном. Малыми заповедями называет не заповеди закона,
но те, которые Он Сам намеревался дать; малыми же называет их по смирению, дабы
и тебя научить не высокомудрствовать в учении. Малейшим наречется в Царстве Небесном,
– т.е. тот, кто сам не исполняет заповедей и учит других, не имея дел, в воскресении
окажется последним и будет брошен в геенну. Не думай, что он войдет в Царство
Небесное: нет, в Царство Небесное не войдет тот, кто учит других, сам презирая
и попирая заповеди, но под Царством разумей здесь воскресение.
Наперед сказал – сотворит, а потом уже – научит, ибо как мне другого вести по
пути, по которому сам я не хаживал? С другой стороны, если я и творю, а не учу,
не буду иметь такой награды, но заслужу даже наказание, если не учу по зависти
или по лености.