[LVR] В Ростовской области для незрячих и слабовидящих детей разработали уникаль
В Ростовской области для незрячих и слабовидящих детей разработали уникальную
программу обучения
Источник: ТВЦ Новочеркасск, Ростовская область
[http://www.tvc.ru/AllNews.aspx?id=36ac913f-caf4-4c9b-bc5d-270d1ac3b45b&date=04.11.2010]
Образовательная программа новочеркасского интерната для незрячих вышла в финал
всероссийского конкурса; дети с проблемами зрения наравне со всеми сдают ЕГЭ,
только по спецпрограмме Брайля
А вот слабовидящие ученики не могут позволить себе выйти из учебного заведения
без знаний. Диплом не поможет им перейти дорогу или приготовить обед. Для этого
им необходимы только практические навыки. В Ростовской области для незрячих и
слабовидящих детей разработали уникальную программу обучения. Репортаж Оксаны
Зевиной.
- У старинушки - три сына, старший умный был детина.
Слабовидящая Диана читает с помощью компьютерной лупы. В Новочеркасском интернате
для незрячих ей стараются сохранить и укрепить остаточное зрение. Образовательная
программа этого учебного заведения вышла в финал всероссийского конкурса, где
из 700 работ отобрали 10. Наравне со всеми дети с проблемами зрения тоже сдают
ЕГЭ, но по спецпрограмме Брайля.
Михаил Мухаев, директор школы-интерната для незрячих ? 33:
- Результаты ЕГЭ нас очень радуют. Почему - потому что в среднем 60-70 % от положенных
30-35 % мы получаем баллов на ЕГЭ. В прошлом году 60 % детей поступили в вузы.
В этом году - 70 % детей, остальные 30 % - в средние учебные заведения.
Кроме обычных математики и литературы, в интернате изучают эсперанто. С его помощью
переписываются с незрячими друзьями по всему миру. Есть и совсем необычные уроки
осязания. Чувствительные пальцы здесь - главный инструмент познания. По словам
тифлопедагогов, в жизни это поможет детям не только справиться, например, с дверным
замком, но и познакомит с окружающими предметами.
Наталья Жукова, преподаватель мимики и пантомимики:
- Ребенку нужно попросить кого-то о помощи. А сделать это, конечно, нужно с улыбкой,
с соответствующим располагающим к себе выражением лица! Чтобы ребенок улыбнуться,
мог сказать <спасибо>, при этом кивнув головой.
Выражение лица обычного человека разнообразно. Доказано, что это помогает мыслительному
процессу. Незрячие не знают о таком богатстве эмоций. С этим их знакомят на уроках
мимики и пантомимики.
Дима обладает отличным музыкальным слухом и не просто занимается в школьном кружке,
а получает профессию музыканта. Другой ученик с увлечением лепит фигурки из теста.
Сейчас незрячие люди становятся юристами, инженерами, педагогами, - но прокормит
и ремесло, считают в интернате. В условиях города может быть востребована профессия
массажиста, а на селе популярно лозоплетение. К жизни же в семье подготовит курс
социально-бытовой ориентировки.
Наталья Герасименко, учитель социально-бытовой ориентировки:
- Где эти предметы лучше расположить, чтобы было удобно им найти. Если электроприборы
должны быть на кухне, то они там и будут. Как правильно, рационально расставить
мебель в спальной комнате, в гостиной.
Оксана Зевина, корреспондент:
- В конце обучения выпускник школы-интерната для незрячих должен сдать сложный
экзамен ориентировки в пространстве. Например, пересечь оживленный перекресток
и добраться до магазина. Как минимум, он должен хорошо слышать автомобильное
движение, правильно управляться с тростью; если нужно, обратиться к прохожему
за помощью. И главное - выйти точно к объекту.
В мегаполисе придется применить все. Если вдруг не нащупал на улице знакомый
бордюр, важно собраться с духом и вспомнить уроки осязания, мимики, жестов. По
словам специалистов, большинство ребят с этим справляются, ведь их самое большое
желание - быть, как все видящие.
Оксана Зевина, Сергей Чеботарев, <ТВ Центр>, г. Новочеркасск, Ростовская область.
--
С уважением, Алексей Любимов
тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности
Россия, г. Москва
mailto:alex***@l*****.su