Бюрократы online
Отписки чиновников можно будет получать по электронной почте.
Депутаты Госдумы собираются заставить чиновников оперативнее реагировать на
обращения
и запросы граждан, направленные им по электронной почте. Соответствующий
законопроект уже подготовлен и, скорей всего, до конца года будет вынесен на
обсуждение членами нижней палаты.
Предполагается, что все госслужащие будут обязаны иметь специальный почтовый
ящик, на который любой гражданин сможет отправить письмо по e-mail. На ответ
чиновнику отводится 30 дней - в течение этого срока он обязан отреагировать
на
электронное послание. Иначе его ждет штраф до 10 тысяч рублей.
<Госслужащие обязаны отвечать на обращения граждан, но сегодня переписка
идет,
как правило, в виде бумаг, - пояснил <СП> один из авторов документа, член
комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья
Костунов. -
Федеральные органы исполнительной власти стараются отвечать и на электронные
письма, но эти ответы, как, собственно, и сами запросы не являются
юридически
значимыми. Поэтому речь идет о том, чтобы любой человек получил возможность,
не выходя из дома, составить и направить в государственные органы через
интернет
юридически значимые сообщения, жалобы и обращения, за которое чиновники
уже будут нести ответственность>.
Базой для реализации этой инициативы может стать уже действующий портал
госзакупок.
Там планируется создать раздел <Государственная электронная почтовая
система>, откуда и будут направляться послания.
<Не один год Министерству связи и массовых коммуникаций выделяли
государственные
средства (там речь идет о десятках миллионов рублей) на разработку так
называемой Госпочты, чтобы можно было по интернету отправлять значимые
сообщения,
- говорит Костунов. - Фактически все готово, но не хватает правовой базы.
Поэтому я решил простимулировать процесс и предлагаю свой проект, каким
образом
уже разработанные технические средства могут получить правовой режим
функционирования>.
Авторы законопроекта надеются, что этот сервис со временем станет заменой
традиционному
(бумажному) способу подачи заявлений чиновникам. Если к письму
потребуется приложить какие-то документы, дослать их можно будет обычной
почтой.
При этом вступать в переписку с госслужащими смогут и физические, и
юридические
лица, а получить ответ можно будет как по электронной почте, так и в
письменном
виде.
<С бумагами не всегда удобно работать, - мотивирует свою инициативу
Костунов.
- Так что чиновникам будет даже проще. Я видел: в ведомствах целые столы
завалены этими обращениями граждан, а сколько еще их теряется:>.
<СП>: - А электронное письмо не пропадет?
- Разумеется, нет. Любое электронное сообщение подразумевает механизм
подтверждения
доставки письма, и нельзя будет просто сказать, что бумага не дошла
до экспедиции. Отправив по e-mail письмо в госорганы, вы обязательно
получите
информацию, доставлено оно или нет. Получите моментально - речь идет о
секундах.
А когда у вас есть подтверждение, что письмо доставлено, но на него не
реагируют,
пишите в прокуратуру, и чиновнику будет грозит штраф до десяти тысяч
рублей.
<СП>: - Но ответ чиновника может быть и формальной отпиской. Этот момент
как-то
оговаривается в документе?
- Мы не планируем менять порядок ответа. Это другая проблема. Мы лишь хотим,
чтобы появился правовой механизм, когда электронные сообщения будут
приравнены
к бумажным письмам.
По мнению экспертов, новый документ призван подтолкнуть чиновников к
переходу
на электронный документооборот, который пока еще осуществляется достаточно
медленно. Но вопрос: насколько их ответы будут содержательными, остается
пока
открытым.
<Чиновники, на мой взгляд, тоже бывают разные, - поделился с <СП> своим
мнением
по поводу инициативы думцев старший научный сотрудник Института социологии
РАН Леонтий Бызов. - Есть чиновники, что называется, публичные, которые
просто
в силу своей должности контактируют с гражданами. И, безусловно, граждане
вправе предъявлять к этим чиновникам свои требования - задавать им вопросы и
требовать ответа. Но это только одна часть нашего чиновничества, причем
далеко
не самая большая, потому что 90% госслужащих занимаются сферой, которая не
требует
непосредственного соприкосновения с гражданами. Их деятельность носит
непрозрачный характер, и граждане о них не знают. Новый закон тут вряд ли
поможет.
<СП>: - Можно ли сказать, что по e-mail власть станет более доступной?
- Во всяком случае, это предполагает гораздо более динамичный стиль общения
с
властью. Плюс, вся электронная переписка, безусловно, оставляет следы, ее
трудно <замылить>, потерять. Всегда можно продублировать переписку, чтобы
потом
с чиновников спросить: были ответы на эти письма или нет. Но нужна,
наверное,
какая-то третья инстанция, которая бы контролировала эффективность этой
переписки,
чтобы чиновник опасался ответить за запрос или жалобу малосодержательной
отпиской, чтобы ответы были по существу.
<СП>: - То есть в целом вы не против нового законопроекта?
- Учитывая, что многие законодательные предложения последнего времени крайне
сомнительны, эта на их фоне выглядит вполне разумной. Здесь в принципе Дума
идет по правильному пути, как мне кажется, поскольку мера такая давно
назрела
и перезрела даже. Даже если инициатива и не принесет большой пользы, то вряд
ли принесет какой-то вред.
Депутат муниципального собрания московского района Зюзино, член политсовета
движения
<Солидарность> Константин Янкаускас предлагает оценивать инициативу
парламентариев с двух позиций:
<Это хорошо, что чиновников обяжут отвечать на электронные письма граждан.
Не
так давно у меня один из жителей как раз адресовал вопрос префекту: почему
глава управы Зюзино не отвечает на его письма по e-mail. То есть,
действительно,
наши люди осваивают современные способы коммуникации, все активнее
используют
интернет, чтобы <достучаться> до того или иного чиновника. И если чиновников
обяжут реагировать, то это хорошо. Другое дело - содержание этих ответов.
И здесь главная проблема заключается в том, что дух закона просто
выхолащивается
практикой, когда пишут отписки. И второе, когда ты жалуешься на эту отписку
в вышестоящий орган, он, как правило, все спускает тем, на кого ты
жаловался.
Поэтому вопрос, на мой взгляд, еще в том, как изменить эту практику и
заставить
чиновников давать ответы по существу.
<СП>: - Тогда они будут ближе к народу?
- Здесь очень многое зависит от воли какого-то начальника среднего звена.
Может
быть, довольно будет двух-трех выговоров или одного увольнения, и все
заработает
по-другому. Но, к сожалению, в системе на протяжении многих лет шел
отрицательный
отбор, и людей, заинтересованных на самом деле качественно организовать
работу с гражданами, практически нет. Поэтому с точки зрения качества работы
чиновников вряд ли что-то изменится.
<СП>: - А с какими жалобами чаще всего приходят к вам?
- Ко мне, как к депутату, приходят как раз тогда, когда управа <отшила> с
отпиской.
И я бы выделил два основных блока вопросов - жилищные и социальной
инфраструктуры. Люди либо хотят улучшить условия проживания, либо
высказывают
претензии по ЖКУ - плохо сделан капитальный ремонт, или его совсем не было,
протекает крыша, плохое отопление: В последнее время, к слову, очень много
жалоб
именно на плохое отопление и слабый напор воды. В социальной сфере жалуются
на очереди в детские сады, и на то, что руководство этих учреждений вымогает
взятки. Жалуются на очереди в поликлиниках. И все эти проблемы обостряются
на фоне оптимизации бюджетных расходов.
Светлана Гомзикова
Источник:
svpressa.ru
Скажи, кто твой друг,
и я скажу, кто ты!
*
Данное сообщение прочли 214 участников листа!
Можно поделиться со знакомыми адресом для подписки на этот дискуссионный лист:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
Большинство участников за восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!