Правила налогообложения НКО и благотворительной деятельности изменены
Глава 21. Налог на добавленную стоимость
Изменения внесены сразу в несколько статей этой главы: в одних случаях
поправки уточняют существовавшие ранее положения, в других - выводят из-под
действия НДС новые услуги и продукты.
Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от
налогообложения)Пункт 2 статьи дополнен подпунктом 14.1, который освобождает
от НДС услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей;
поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов,
безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;
выявлению несовершеннолетних, а также совершеннолетних недееспособных или не
полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки
или попечительства, включая обследование условий жизни таких граждан и их
семей; подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или
попечителями несовершеннолетних граждан (либо принять детей в семью на
воспитание в иных формах), организации и проведению физкультурных,
физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; профессиональной
подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по
направлению органов службы занятости (формулировки взяты из закона).
Также в новой редакции изложены подпункты 3-5, 14 и 20 пункта 2.
В пункте 3 подпункт 12 после слов <выполнение работ, оказание услуг>
дополнен словами <передача имущественных прав>, что означает, что и
последнее действие теперь не будет облагаться НДС в рамках благотворительной
деятельности.
Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные
территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению
(освобождаемый от налогообложения)
Статья дополнена новым пунктом 16, который выводит из-под НДС
незарегистрированные лекарственные средства, предназначенные для оказания
медицинской помощи по жизненным показаниям конкретных пациентов, а также
гемопоэтические стволовые клетки и костный мозг для проведения неродственной
трансплантации. Это важно, так как жизнь пациентов зачастую можно спасти
только при использовании дорогостоящих иностранных препаратов, стволовых
клеток и костного мозга.
Глава 23. Налог на доходы физических лиц
Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от
налогообложения)
Статья дополнена новым пунктом 3.1, который освобождает от НДФЛ выплаты,
производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом
которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, на
возмещение расходов добровольцев, связанных с исполнением таких договоров,
на наем жилого помещения; проезд к месту осуществления благотворительной
деятельности и обратно; питание; оплату средств индивидуальной защиты;
уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное
с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой
деятельности.
Также введен дополнительный пункт 8.2, освобождающий от НДФЛ суммы выплат в
виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой
российскими и иностранными благотворительными организациями.
Четвертый абзац пункта 8 признан утратившим силу, пункты 9, 10 и 26 данной
статьи изложены в новой редакции. В частности, освобождены от НДФЛ суммы,
уплаченные религиозными, благотворительными и иными некоммерческими
организациями, одной из целей деятельности которых является в соответствии с
учредительными документами содействие охране здоровья граждан, за услуги по
лечению лиц, не состоящих с ними в трудовых отношениях, а также за
приобретенные ими лекарственные средства для указанных лиц.
Статья 219. Социальные налоговые вычеты
Статья изложена в новой редакции. На налоговый вычет могут претендовать в
том числе граждане, жертвующие средства благотворительным организациям;
социально ориентированным некоммерческим организациям; некоммерческим
организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры,
физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта),
образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и
гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия
защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты
животных; религиозным организациям; некоммерческим организациям на
формирование и (или) пополнение целевого капитала.
Налоговый вычет будет предоставляться в размере фактически произведенных
расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом
периоде и подлежащего налогообложению.
Глава 25. Налог на прибыль организаций
Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
В новой редакции изложены абзац шестой подпункта 14 пункта 1 и подпункты 1,
2, 4 пункта 2. В частности, не будут облагаться налогом на прибыль
безвозмездно полученные некоммерческими организациями работы (услуги),
выполненные (оказанные) на основании соответствующих договоров.
Дополнительно вводятся подпункты 10.1 и 10.2 пункта 2, суть которых
заключается в выводе из-под действия налога на прибыль сумм, полученных НКО
от структурных подразделений (отделений) и наоборот (подробнее см. в
законе).
Статья 265. Внереализационные расходы
Статья дополнена подпунктом 19.3, который выводит из-под действия налога на
прибыль суммы, предусмотренные НКО на формирование резервов предстоящих
расходов. Порядок отнесения средств на формирование резервов изложен в новой
статье 267.3. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов
некоммерческих организаций.
Также внесены изменения в абзац четвертый пункта 1 статьи 269. Особенности
отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам.
Глава 25.3. Государственная пошлина
Статья 333.33. Размеры государственной пошлины за государственную
регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий
Подпункт 1 статьи изложен в новой редакции. В 4 тыс. рублей установлена
сумма пошлины за государственную регистрацию юридического лица, за
исключением политической партии, а также общероссийской общественной
организации инвалидов. Дополнительным подпунктом 2.1 за регистрацию
последней установлена пошлина в 1 тыс. рублей.
Также Федеральным законом ? 235 внесены изменения в регулирование социальной
рекламы в России. Отменены все три налога, которые делали затратным
производство и размещение социальной рекламы на безвозмездной основе (НДС и
налоги на прибыль для рекламопроизводителей/рекламораспространителей и
заказчиков НКО). Подробнее об этом, а также о поправках в Федеральный закон
? 38 <О рекламе> можно узнать в материале Агентства социальной информации
<Изменения в законодательстве о социальной рекламе>
http://www.nkozakon.ru/pr/news/3510/
Справка
Законопроект ? 385319-5 <О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих
организаций и благотворительной деятельности> зарегистрирован
Государственной Думой РФ 2 июня 2010 года. Инициатором внесения документа
выступило Правительство РФ. На всех этапах обсуждения - от концепции до
заключительных формулировок и пакета поправок в документ - в процесс были
вовлечены эксперты и практики некоммерческого сектора (на изменение правил
работы которых документ в большей степени и направлен).
Это стало возможным благодаря директору Департамента стратегического
управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития
России Артему Шадрину. У чиновника уже был опыт организации экспертной
дискуссии с широким участием представителей третьего сектора - например, в
рамках разработки Концепции содействия развитию благотворительной
деятельности и добровольчества в России. Документ получился качественным, а
о Шадрине в третьем секторе заговорили как об одном из лучших представителей
власти. Что подтвердилось позже, во время разработки поправок в
законодательство о социальной рекламе, добровольчестве и ставшем предметом
этой статьи законопроекте об изменениях налогообложения НКО и
благотворительной деятельности.
В последнем случае разработку документа координировал Департамент налоговой
и таможенно-тарифной политики Министерства финансов России. Его директор
Илья Трунин отнесся к предложениям экспертов и практиков с
заинтересованностью, многие из них вошли в финальную версию документа.
Свою лепту в улучшение законопроекта также внесли депутаты Государственной
Думы РФ: Сергей Попов (председатель Комитета по делам общественных
объединений и религиозных организаций), Александр Коган (заместитель
председателя Комитета по бюджету и налогам) и др.
В доработке законопроекта участвовали представители Общественной палаты РФ и
Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам
человека.
Государственной Думой РФ законопроект принят в трех чтениях 5 июля 2011
года, Советом Федерации - 13 июля. Пять дней спустя, 18 июля, закон подписал
глава российского государства Дмитрий Медведев.