Бюджетный дефицит России будет вдвое больше, чем планировалось
Быстро снизить бюджетный дефицит, как того хотело правительство, не
удастся - даже несмотря на то, что социальные обязательства будут сокращены.
Сегодня бюджетная комиссия во главе с премьером Владимиром Путиным утвердит
основные параметры федерального бюджета на ближайшие три года (см. таблицу).
От наращивания госрасходов отказаться не удалось, рассказали чиновник
Минфина и несколько сотрудников аппарата правительства. По нынешнему закону
о бюджете
расходы на 2011 г. должны были составить 9,3 трлн руб., теперь они
увеличатся до 10,4 трлн, в 2012 г. - 10,8 трлн вместо 9,7 трлн, а в 2013
г. - 11,8 трлн,
а не 10,1 трлн руб., как рассчитывал в июне Минфин. Если посмотреть
ежегодную динамику, рост невелик, замечает чиновник правительства: <В
следующем году
расходы вырастут всего на 1,7% ВВП>.
Вырастут и доходы. В июне Минэкономразвития повысило прогноз цен на нефть c
$58 до $75 за баррель на 2011 г. и с $59 до $78 на 2012 г., прогноз на 2013
г. - $79. Минфин предложил продать пакеты в 10 крупнейших госкомпаниях
(<Роснефть>, Сбербанк, ВТБ, РЖД, <Русгидро> и проч.), что принесет за три
года дополнительно
около 1 трлн руб.
Но покрыть новые расходы даже дополнительными доходами не удастся. В 2011 г.
дефицит, как и планировалось, составит 3,6% ВВП, в 2012 г. - 3,1% ВВП, на
0,1 процентного пункта выше показателя, заложенного в нынешнем законе о
бюджете. План на 2013 г. сперва был 1,5%, затем 2%, в реальности дефицит
составит
2,9% ВВП. Это предельный уровень, предупреждал вице-премьер Алексей Кудрин
месяц назад, иначе не удастся исполнить поручение президента в бюджетном
послании,
где требуется сократить дефицит в 2013 г. по сравнению с 2009 г. в два раза.
Но в 2015 г. бюджет будет сбалансирован, пообещал вчера Кудрин.
Одна из причин роста расходов - статья <Национальная оборона>, рассказывает
чиновник правительства, в следующем году расходы по ней составят 1,4 трлн
руб.,
на 13% больше, чем в этом году. Вырастут затраты на обслуживание госдолга,
образование, охрану окружающей среды.
Федеральные целевые программы подорожают в 2011 г. на 15%, а вот затраты по
статье <Социальная политика> будут несколько ниже, знает собеседник
<Ведомостей>.
Правительство сделало выбор в пользу наращивания инвестиционных расходов,
это возвращение к докризисному бюджетному планированию, когда такие затраты
также
росли, говорит Юлия Цепляева из BNP Paribas, а фактические расходы в
2011-2013 гг. могут оказаться еще выше, так как в предвыборный период
правительство
может решиться на разморозку социальных расходов. Но Россия может себе это
позволить: ее низкий внешний долг дает возможность занимать по выгодным
ставкам,
считает она. Наращивание госрасходов - это безусловный толчок экономике, она
получает новые ресурсы для роста, но если цены на нефть снова начнут падать,
то фискальные меры результата не дадут, заключает Цепляева.
Ситуация в экономике и цены на нефть стабилизируются, поэтому правительство
и решилось на новые расходы, считает Александр Андряков из Экономической
экспертной
группы. Главный вопрос - насколько эффективно будут потрачены деньги, иначе
никакого стимула для роста не будет, предупреждает он.
Представитель Минфина от комментариев отказался, но сообщил, что перед
бюджетной комиссией проектировки еще будет смотреть Кудрин и может внести в
них
изменения.
Автор Максим Товкайло Филипп Стеркин
Источник
vedomosti