Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологический Консультарий


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Почтовая рассылка    "ЗАСТРОЙЩИК"
Застройщик - рассылка для тех, кто занимается строительством и ремонтом по профессии, по велению сердца или в силу обстоятельств. Подпишись прямо сейчас! Советы и технологии, новые материалы и решения. Информация от строительных фирм и строительных журналов. 
Застройщик - рассылка для тех, кто занимается строительством и ремонтом по профессии, по велению сердца или в силу обстоятельств. Советы и технологии, новые материалы и решения. Информация от строительных фирм и строительных журналов.

Надо бы подписаться! Загляните в архив рассылки!

Выпуск N 62 Читателей - 2438
Психологический КОНСУЛЬТАРИЙ
Рассылку ведет центр "Триалог"
[Другие темы]   [Задать вопрос]

"За стеклом": увеличительное стекло (частное мнение)

     Любой, пожалуй, согласиться с тем, что "быть за стеклом" - волнующее переживание. По ту или по эту сторону "стекла" - не важно, важно - быть так, чтобы было само стекло, сама возможность видеть или быть видимым. Стекло оказывается символом границы, делящей на зрителей и актеров. И тут для меня особо интересны два момента.

     Во-первых, само наличие границы.

     Во-вторых, "превращения пространств": интимного пространства в публичное и наоборот.

     И, как итог, наверное самый интригующий вопрос - вопрос о подлинности происходящего, о подлинности чувств, о подлинности жизни "вокруг стекла".

     Когда человек помещает себя перед другими, психологи и социологи говорят о его роли. Он - актер. Даже в самые искренние минуты он ведет себя как типаж - как профессионал, как глава семейства, как руководитель организации и т.д.. "Весь мир - театр" в европейской культуре звучит как "Весь мир - лицедейство". "Актерами" называют притворщиков.

     Однако и театр, такой, каким мы его знаем, явление историческое. Театр средневековья не знал жесткого деления театрального пространства на сцену (где актеры) и зал (где зрители). Рампа не была придумана. Границы сцены размывались. Актеры выходили к зрителям. Зрители оказывались участниками действия. Они не были в той особой атмосфере безопасности, которая характерна для классического театра. Зритель в нем находится как водолаз в батискафе: он смотрит на страсти иного, "иллюзорного" мира из безопасного кресла. Он может соучаствовать эмоционально, он может одобрять или порицать, но его не могут ударить, осмеять, вынудить отвечать, "задеть".

     Актер и зритель встречаются "виртуально". И, возможно, традиция связывать театральность и лицедейство основана не столько на положении актера, сколько на положении зрителя. Потому что именно он "отщепляет" от полноты своей жизни того "виртуального" персонажа, который участвует в действии.

     Полнокровная жизнь актера на сцене встречается с "тощей", ущербной личиной зрителя. Это называют сейчас "эстетической эмоцией" и смеются над "наивным зрителем", который воспринимает происходящее на сцене слишком всерьез. Ребенка учат не верить. Ему говорят: "Тетя не умерла, дядя - не убит, они сейчас встанут и пойдут за кулисы пить чай". Так, из соображений гуманности (чтобы дитя лишний раз не переживало), убивается сам смысл искусства - говорить всерьез, думать всерьез, чувствовать всерьез.

     Наивный зритель, даже видя, что вместо крови у героини к груди прижат красный платок, рыдает, потому что видит как бы двойным зрением. Он видит одновременно кровь и платок. Искушенный зритель видит платок и знает, что он означает кровь. А потом происходит странное превращение. Он видит на экране телевизора реальную кровь, но уже не в состоянии переживать. Потому что обучен НЕ видеть. Потому что реальное событие не связано напрямую с реальными чувствами. Искусство, остающееся искусством (то есть "искусным", умелым видением), знает об этом очень хорошо. Эффект трагедии не в том, что убивают настоящих людей настоящими кинжалами, а в том, что вызываются настоящие чувства.

     Мне кажется, что попытка "отснять настоящую жизнь" - ошибочна в своем основании. Но эта тенденция показательна. Она показывает, насколько смешались понятия, насколько современность оторвана от традиций, в том числе и от традиций понимания и проживания искусства. Малларме, французский символист, говорил, что жизнь - это только черновики и наброски, а задача каждого человека сделать свою жизнь произведением искусства. А для этого нужно понять и принять тот факт, что мы все - уже "вокруг стекла". Однако и как актеры, и как зрители - не опытны, не искусны, а только учимся. И, понимая это, должны отказаться от того, что можем экспромтом, без приложения усилий "выдать" "нетленку". Получится не жизнь, и уж тем более - не подлинная жизнь, а чушь и конфуз ("смешение").

     Поэтому вдвойне забавно желание показать "нутро" жизни как якобы самое что ни на есть "всамделишное". "Вывернуться наизнанку". Но, как закономерно и бывает, в жизни и в эротике вывернутое очень быстро перестает волновать. Тогда выворачивают еще больше. И опять перестает трогать. Дон Жуан трепетал при виде щиколотки донны Анны (и это дон Жуан!). Современных мальчиков не волнуют уже даже самые откровенные позы самых откровенных порнозвезд. Почему? Исчезла тайна, исчез запрет. Исчезло интимное, то, куда доступ чрезвычайно труден.

     Проведите эксперимент. Завесьте стол длинным покрывалом и скажите себе, что Вам ни под каким предлогом нельзя туда заглядывать. Вы будете прекрасно знать, что там ничего нет. Но Вас, чем дальше, тем сильнее будет тянуть туда заглянуть. Пока наконец вы не загляните. И в этот момент Ваше сердце стукнет сильнее.

     Культуры помимо всего прочего делятся еще по принципу соотношения интимного и публичного. В нашей стране с интимным произошли странные вещи. Наиболее интимными пространствами были кухня (не спальня!) и Кремль. Так интимное индивида противостояло интимному Государства. Вечный огонь у Кремля - и "вечный" синий веночек газовой горелки, бдения солдат на посту номер один - и бдения на кухне. В какой еще стране кухня вызывает столько нежных чувств.

     Публичное - значит прозрачное, доступное для просмотра. Слово "позор", стояние у "позорного столба" - это возможно "посмотра", возможность быть видимым. Ты беззащитен перед чужими взглядами, мнениями, оценками. Ты - в их пересечении, как под увеличительным стеклом. Позор и слава ходят рядом. Возможно, что это вообще одна фигура, как двуликий Янус. Однако кусочек "реальной жизни", помещенный под "стекло" (каждое стекло - увеличительное), не станет тем самым рассказом о настоящем - настоящих страстях, настоящих бедах. Публичность, выставленность на посмотр - это слава (и в смысле хвалы и в смысле хулы), но не искусство. Но ведь кому что нравится.

Орлова Наталья, канд.филос.наук, сотрудник центра на Пятницкой "Триалог" (консультации, психотерапия, тел.951-5454, info@trialog.ru).

Сейчас "Консультарий" включает 5 рассылок:

    Психологический Консультарий
Вопросы и ответы по психологии.
Ведет психологический центр на Пятницкой "Триалог"
    Секс, ложь и деньги. [НОВАЯ!!!] Психологические проблемы деловых взаимоотношений.
    Медицинский Консультарий
Вопросы на медицинские темы. Отвечают специалисты медицинского центра "Эхинацея".
    Консультарий - Салон Красоты
Уход за телом и волосами, о косметика, парфюмерия. Ведут: PERFUME-SHINE (парфюмерия), Салон Красоты Very, Чаровница.
    Консультарий
Базовая рассылка. Вопросы по всем остальным темам + избранные вопросы из других рассылок.

Чтобы подписаться, воспользуйтесь формой справа --

Подписался сам - подпиши друзей
Subscribe.Ru
Консультарий
Секс, ложь и деньги
Психологический Консультарий
Медицинский Консультарий
Консультарий - Салон Красоты
eManual.ru - вся компьютерная документация от Majordomo.ru
ИМ(с)Б Интернет для малого (и среднего) бизнеса
Застройщик

Задайте свой вопрос:[http://48.drvo.ru/faq.html]  (он будет опубликован!)
Ваш E-Mail:
Ваше имя:
Просьба не публиковать e-mail
Просьба не публиковать мое имя
Какому специалисту вопрос:
Ваш вопрос:
или
Вы получаете рассылку в текстовом виде? Можете также отправить вопрос на адрес consult@drvo.ru
Сначала проверьте, возможно у кого-то была подобная проблема? - http://48.drvo.ru/q_and_a.html
ВНИМАНИЕ! Бездумное использование заочных советов может быть опасным!


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное