Основной мотив сна - "зачем ему я, когда у него есть все это"?
Вопрос читателя:
Здравствуйте, уважаемые психологи... Пишу вам уже второй раз... (наверное, вы не получили моего первого письма)))) Дубль два...
Начну с того, что мне сейчас 18 лет. По натуре я очень
впечатлительна, что называется "пропускаю все через себя". На данный момент я встречаюсь с мужчиной, который на 21год старше меня. Он женат и имеет ребенка, но это не мешает нам поддерживать хорошие
отношения. Есть одна проблема - он бизнесмен и поэтому у него катастрофически нет времени встретиться со мной в последнее время. Я конечно переживаю, но еще больше мне не дает покоя то, что он переезжает в дом, который находится неподалеку от моего. Раньше он жил в другом районе далеко от меня, я
никогда не видела его жену и ребенка и не хотела видеть, к тому же мы с ним никогда не говорили про них, как-будто их просто не существует. А сейчас я
понимаю, что если они переедут, то я увижу ее. Хожу мимо его дома, т.к. постоянно приходится там ходить и смотрю на его окна. И с этих пор мне часто начали сниться окна дома. Сейчас там идет ремонт и постоянно горит свет. Это закладывается в памяти и воспроизводится в снах. А также на яву, когда я вижу, что в квартире кто-то есть, меня охватывает злость.
Как-то проходя вечером мимо его дома, я специально не стала смотреть на окна, чтобы они мне не снились, так сказать, дала себе установку. Но произошло как раз наоборот. Сон начался с того, что мы (я и мои две
подруги) находимся во Дворце бракосочетания, у нас в городе. По случайности он находится на противоположном берегу нашей речки (не широкой) относительно дома моего друга. Его дом также стоит на набережной. И если смотреть из Дворца, то его окна очень хорошо видны. Итак, мы в этом здании. Не знаю,
как мы туда попали, но почему-то идем осторожно по скользкому кафельному полу, на котором разлита вода, переступая, чтобы не намочить ноги. (Это видимо,
потому, что накануне вечером мы шли по улице, а т.к. сейчас гололед, и вода течет, то это запечатлелось в памяти). Дальше мы понимаем, что начинается
церемония, и все усаживаются на скамейки, чтобы посмотреть на невесту и жениха. Мы, думая, что никто не поймет, что на этом празднике мы не свои,
также усаживаемся. В этот момент я понимаю, что смотрю в большое окно, если его можно так назвать (скорее это стеклянная стена), смотрю на улицу,
конкретно в его окна. Вижу, что на балконе суетится рабочий, что-то ремонтирует. И тут возникает мысль пойти к нему в квартиру - посмотреть как там что.
Следующий сюжет - мы уже в квартире, смутно помню планировку, но знаю, что в ней шикарно, очень красиво, я в восторге. По площади квартира
неимоверных размеров, работают люди, делают ремонт, другие люди ходят парочками, тройками смотрят, как будто в музее. Мне здесь нравится, но я
чувствую себя неловко, даже присутствует страх, что сейчас придет Леша (так зовут моего друга) и будет недоволен, что я здесь нахожусь. Но мы продолжаем
ходить, смотреть. Мы подходим к душевым кабинкам (их почему-от много). К одной из них подходит моя подруга и проверяет, работает ли душ. Тут начинает фонтаном брызгать вода в разные стороны, и она не может ее остановить. На этом сюжет заканчивается. Мы ходим дальше, вроде бы втроем, но я все равно немного дальше от моих подруг. Я понимаю, что больше всего хочу посмотреть, как сделана спальня, но не могу ее найти. Потом я оказываюсь в столовой и стою возле окна, но улицы не вижу (т.к. по-моему были закрыты жалюзи). Я вхожу в кабинет. Он длинный. В нем стоит длинный стол. За ним стоят стулья и самый главный стул (с торца стола) - это стул Леши. Стол и
стулья черного цвета, остальная мебель под дерево. Высокие потолки и очень красиво. Затем я возле лестницы. Это оказалась многоэтажная квартира.
Лестница винтовая, но не крутая, а по всему объему квартиры. Она очень красивая. Здесь
мои подружки куда-то затерялись, и я знаю, что поднялась по этой лестнице, а как не помню. И тут я захожу в комнату. Эта комната представлена в виде
арены цирка и мест, расположенных как в амфитеатре. Удивительно красиво...
И тут я понимаю, что здесь я была (эта арена уже снилась мне, когда Леша в одном из снов показывал свою квартиру). Я кому-то говорю, что это мне
снилось, что это де жа вю. После этой комнаты я попадаю в следующую. Там тихо, спокойно... Под потолком на одной из стен висит, если можно так
сказать, торс Иисуса, а вокруг на подставках разной высоты стоят свечки. Очень много свечек, но по-моему, они не горят. И в этот момент мне приходит мысль: "Он, наверное, здесь грехи свои замаливает". Затем я поворачиваюсь к другой стене этой комнаты и вижу, что она стеклянная, смотрю в окно на улицу, а там - кладбище. Много могил с крестами и одна насыпь по форме, как могила, но она рыхлая. Тут откуда-то появляются мои две подружки и начинают валяться по этой насыпи из песка. Я не знаю, то ли они дурачатся,
то ли дерутся, но я им кричу: "Что вы делаете? Может быть это могила..!" И здесь опять приходит мысль "Зачем ему (Леше) выходить из этой квартиры,
после того, как он сюда переедет? Столовая есть, кабинет, где грехи замаливать есть, даже кладбище есть..."
Проснулась я под большим впечатлением. Сон был очень красивый, насыщенный и необычный... Я была бы очень Вам благодарна, если бы вы смогли уделить моему письму немного времени и помогли мне разобраться в нем... для меня сейчас это очень
важно... тем более, что отдельные его моменты повторяются из сна в сон...
Я получила Ваше письмо в первый раз и попробую разобрать, если и не весь сон, то некоторые моменты. Это действительно очень насыщенное образами сновидение и, как Вы правильно несколько раз отмечали, некоторые образы сон может "зачерпнуть" из нашей бодрствующей жизни. Но иногда даже в этом случае эти
образы значат чуть больше своего "реального" значения, или вообще указывают на что-то другое. Ваше нежелание смотреть на окна дома Вашего любимого
послужило толчком к появлению очень детального и развернутого сновидения.
Давайте как бы с птичьего полета посмотрим на план местности в Вашем сне (если я ошибусь, поправьте меня). Вы с двумя подругами находитесь во Дворце
Бракосочетания, который стоит на берегу речки, а дом Леши - на другом. То, что Вас трое, важный показатель, это число и пол персонажей показывают, что
Вы, с одной стороны, "в полном сборе", с другой, что есть некто - и это мужчина - которого Вам не достает и поэтому Вы готовы отправиться в путешествие (как в сказках, где есть три сына, но они должны отправиться за невестами или девушкой, которая станет невестой одного из них). Итак, Вы (как в сказке) уже готовы к приключению. Более того, Вы не просто во Дворце
Бракосочетания, Вы присутствуете "на чужой свадьбе". С этого момента Вы и отправляетесь на "поиски жениха". Я бы не хотела, чтобы Вы поняли это
буквально - возможно, Вы не хотите за него замуж или же хотите, но "не сильно". Более того, свадьба может пониматься и не буквально, а в переносном
смысле, о котором я скажу ниже. До момента, когда Вы садитесь "к столу", Вы (пока, говоря "Вы", я имею ввиду образ Вас и Ваших подруг) идете по "скользкому полу покрытому водой" (в скобках Вы указываете, откуда мог
появиться такой образ). Однако, он может иметь и дополнительный смысл - с одной стороны Ваша ситуация с Лешей стала "скользкой", и Вы можете
"поскользнуться", с другой она стала сложнее и требует от Вас большей выдержки и умения себя вести (как требует большей собранности хождение по
скользкой поверхности). Ваше присутствие на чужой свадьбе (это может говорить и о Вашем не желании знать о семье Леши, то есть быть на "его
свадьбе") , где Вы хотели остаться незамеченной, не получилось - сон показал Вам, куда именно устремлено Ваше желание. Оно повело Вас через реку в
квартиру любимого. Квартира при этом может пониматься в нескольких смыслах - и как его личная жизнь (которая, в силу существенной разницы в возрасте и опыте) может Вам представляться очень "богатой", насыщенной, разнообразной и
интересной, и как те области Вашего Я, которые для Вас (в силу Вашего возраста) еще остаются для Вас скрытыми. Поэтому, знакомство с этими
"пространствами" - это одновременно фантазии о нем и знакомство с самой собой. Схематично представим себе маршрут Вашего движения: сначала некое
пространство ("как в музее") - потом душевая (тут активна одна из Ваших подруг) - столовая (Вы уже почти отдельно, впереди и как бы отдельно от подруг) - кабинет - лестница (тут образ расслаивается: Вы идете вверх по лестнице, а две Ваши подруги оказываются снаружи) - подъем по лестнице - комната в ввиде амфитеатра (у Вас ощущение де жа вю) - комната с "торсом Иисуса" - Вы смотрите через стеклянную стену на улицу - кладбище и насыпь (появляются Ваши две подруги).
Прежде чем продолжить, хочу отметить основной (итоговый) мотив сна - "зачем ему я, когда у него есть все это"? Однако, как я уже написала выше, "все
это" - это не только Ваше представление о его жизни, но и та часть Вас, о которой Вы узнаете (и с помощью Леши в том числе). Он для Вас оказывается "проводником", "мостиком" через "речку" с той части Я, которая Вам известна, к той, которую Вам предстоит узнавать в течение жизни. Итак, сначала обстановка довольно чопорная ("как в музее"), люди ходят, восхищаются и так
далее. Основное требование в музее к посетителям заключается в требовании "руками не трогать!". Вы какое-то время готовы с этим смириться. Но
наступает момент, когда Вам становится интересным и важным "как это устроено" и "покрутить рычажки". В отношении с людьми так часто бывает: мы
слушаем кого-то с восхищением, без сомнений и критики. Но наступает момент, когда мы начинаем пробовать вести себя по-другому. Ваша подруга во сне
пытается это проделать. Душевые кабинки - очень многозначные образы, поскольку образ воды и того, как она себя ведет - очень важный и многозначный момент в любом сновидении. Возможно, этот образ показывает,
что в ваших отношениях были моменты, когда Вы пытались регулировать Ваши отношения или свое отношение к происходящему, но все выходило из-под
контроля (один из моментов - его переезд ближе к Вашему дому). Итак, Вы сталкиваетесь с силой, которая не управляется Вами. После неудачной попытки
Ваше трио начинает распадаться: часть Вас продолжает активно исследовать, а часть - отставать: видимо, Ваше желание раздвоилось и наметился внутренний
конфликт). Из душевой Вы попадаете в столовую (важное место, потому что именно здесь происходит "превращение энергий" ), но из нее ничего не видно
(а внутри Вы не осматриваетесь). Потом Вы попадаете в кабинет, где видите большой стол - это явно образ начальственности и важности, которые Вы связываете с Вашим любимым. Следующий момент очень важен - лестница в снах, как правило, связана с сексуальностью, а подъем по ней - с сексуальным возбуждением. Тут Вы остаетесь уже совсем без попутчиц. Интересна комната в виде амфитеатра
(связано ли это с реальными событиями из жизни Леши или Вашей с ним?). Однако, ее смысл может быть в том, что Ваша история похожа на представление. Зрителей нет, но цирк говорит и о особых навыках ловкости (умение балансировать в сложной ситуации, и об усмирении "диких сил" - может быть своей и\или его сексуальности). Дальше Вы попадаете в комнату, похожую на молельню с прозрачной стеной. Вид могилы очень многозначен, и мне сложно выявить его основные значения в данном контексте. Возможно, что это "скелет в шкафу" или же то, что какие-то части Вашего Я оставались до поры до
времени погребенными. Очень важно, что Ваши спутницы тут появляются и ведут себя очень странно - то ли валяются, то ли дерутся. Я могу сделать очень
дерзкое предположение, что, может быть, это Ваши скрытые лесбийские наклонности (хотя заранее прошу прощение за такое толкование - оно может быть слишком поспешным). Но они также могут показывать Ваше тайное "непочтительное" отношение к какому-то аспекту Ваших взаимоотношений с Лешей
(как противовес "музейной почтительности"). Весь сон дает широкую панораму не только Ваших отношений в настоящем, но и дает намеки на возможное
дальнейшее развитие событий - "оживление" Вашего исследовательского и менее почтительного отношения к его жизни и к Вашим с ним взаимоотношениям.
Мне было бы очень приятно получить от Вас ответ и комментарии, может быть какие-нибудь дополнения или ассоциации. Заранее благодарю
Орлова Наталия, к.ф.н., психолог-консультант центра на Пятницкой "Триалог" (консультации, психотерапия, тел.951-5454, info@trialog.ru).