"Психологическое айкидо"
Тренинг профилактики конфликта и выхода из него
Невербальные формы общения.
╥
Психологические приемы считывания информации, психологические приемы передачи информации в "бессознательное".
╥
"Подстройка" и "ведение" партнера в процессе общения и деловой беседы.
╥
Основные формы неконфликтного общения.
╥
Как не давать себя в обиду.
╥
Основные правила выхода из конфликта.
Авторский тренинг-семинар психотерапевта М.Е. Литвака в Москве.
Запись по тел.: 741-22-46; mcross@newmail.ruПодробности
Статьи о современной психологии и о том, что она может дать нам с Вами.
Материал подготовлен сотрудниками Центра на Пятницкой "Триалог".
Секреты психологической помощи
Как мы уже говорили, человек, обратившийся за психологической помощью, приносит психологу не только свою проблему, но и ее решение. Задача консультанта-профессионала заключается в том, чтобы помочь клиенту найти и осознать это решение.
Чем и как помогает психолог? Приоткроем дверь в его кабинет и раскроем несколько чисто профессиональных секретов.
Секрет первый. Важное средство эффективной психологической помощи - безусловное, положительное отношение к клиенту. Помогает очень простое отношение к клиенту как к человеку, испытывающему в данный момент определенные затруднения, но обладающему потенциальной способностью решить свои проблемы. Если вспомнить роман "Мастер и Маргарита" М.Булгакова, то для психолога, как для Иешуа, любой человек по самой своей сути - "добрый человек". Для психолога - это единственное и достаточное условие положительного отношения к клиенту. Чувствуя такое безусловное, позитивное отношение, клиент внутренне успокаивается и постепенно начинает обретать уверенность в себе.
Секрет второй. Психолог помогает в том случае, если он не просто понимает своего клиента, но особым образом сопереживает ему. Психолог чутко реагирует не столько на слова, сколько на скрытые за этими словами чувства и переживания. Говоря метафорически, он умеет общаться не только умом, но и сердцем. Такой способ общения позволяет клиенту осознать свои зачастую противоречивые, спутанные и вытесненные переживания, лучше и полнее понять себя и свою непростую жизненную ситуацию.
Секрет третий. Психолог может помочь своему клиенту только тогда, когда он открыт для общения, а все его собственные мысли и чувства, возникающие в ситуации "здесь и теперь", не спрятаны от клиента за вежливой улыбкой или маской "всеведущего эксперта". Открытость психолога стимулирует встречную открытость клиента, повышает степень его доверия к собеседнику, к ситуации консультирования в целом и, в конечном счете, - к самому себе. Образно говоря, психолог тогда помогает клиенту, когда становится для него своего рода "волшебным зеркалом". Это "зеркало" должно быть полностью развернуто к клиенту, оно должно отражать различные стороны внутренней жизни клиента в ситуации консультирования и, наконец, оно должно быть чистым, незамутненным, "прямым", чтобы давать клиенту четкое и неискаженное отражение его внутреннего мира. Такое "живое зеркало" - основное условие,
гарантирующее процесс самоисследования клиента и, следовательно, поиск решения его исходной проблемы. Поиск этот является совместным, в нем участвуют и психолог, и клиент. При этом психолог с самого начала знает, что решение проблемы у клиента уже есть. Но психолог не знает, что это решение из себя представляет, какое оно. Клиент не знает ни того, ни другого, но только он может найти то решение, которое он, сам того не осознавая, уже имеет.
В заключение отмечу, что секреты психологической помощи могут показаться вам слишком простыми, незамысловатыми. Но не доверяйте этому первому впечатлению. Лучше попробуйте использовать эти секреты в общении со своими родными и знакомыми.
Этот опыт будет полезен по крайней мере в двух отношениях: он даст вам новые положительные ощущения и вместе с тем покажет, что быть эффективным психологом очень непросто.