В замкнутых системах энтропия возрастает,
то есть энергия стремится
распределиться равномерно.
Второй закон термодинамики
Чтобы чувствовать, человеку необходим контраст. Это "золотое правило" человеческих чувств. Однотонность и монотонность усыпляют. Попробуйте долго слушать один и тот же длящийся без перепадов звук и заметите, что вы его иногда слышите, а иногда - нет. Вашему вниманию не за что уцепиться, оно как бы "соскальзывает" с гладкой поверхности. Поэтому люди ищут "сенсаций", то есть "потрясений", которые вызываются резкими контрастами.
Этим пользуется все, кто занят в шоу-бизнесе, понимаемом в широком смысле слова. Иными словами все, кто хочет так или иначе привлечь к себе внимание, то есть устроить "шоу", "показ". Прием контрастного сочетания очень популярен, его можно было бы назвать "коронным приемом" любого искусства, в том числе и искусства репортажа. Чтобы внимание "зацепилось", показывают, например, приятную интеллигентную семью, обеды под круглым абажуром, разговоры о "высоком", а потом - раз - и в следующем кадре о том, как колется в подъезде подрастающий отпрыск этой благополучной с виду семьи. Ни благополучие, ни наркомания сами по себе не вызывают такой остроты ощущения, как их столь неожиданное совмещение.
Но универсальность "золотого правила" почему-то забывается в пору влюбленности, когда молодые и немолодые люди, озаренные счастьем новой любви уверяют себя и других, что сила их любви постоянна и неизменна, что искренность их чувств - залог бесконечного блаженства, а верность - также сама собой разумеющаяся вещь, как восход солнца. Подкрадитесь незаметной тенью к влюбленным парочкам, подслушайте их речи и, больше того, их мысли, и вы поразитесь сходству клятв и уверений:
Моя любовь, ты для меня всегда будешь самой дорогой… Я буду любить тебя вечно... Не сомневайся в моей верности... Твой образ всегда передо мной... Мы будем вместе - только ты и я...
Я всегда буду только с тобой душой и телом... Ты ведь мой? Только мой?
И так далее. Они, конечно же, учились в школе и, может быть, даже помнят закон о коварной энтропии. Переложенный с сухого языка физики на цветистую любовную лирику, он мог бы звучать примерно так:
Когда сомкнутся руки их в одно кольцо,
Когда для них вместится мир в одно лицо,
Им только два пути: начать томиться и скучать
Или рискнуть и круг порочный разорвать.
Столь сжатая поэтическая форма требует комментариев. А их более чем достаточно. Человечество уже с лихвой пожило на свете, чтобы накопить изрядное количество материала о перипетиях любовного чувства.
Сколько бы вы ни искали в анналах истории, любовная пара, долго пребывающая в упоении друг другом - явление, равное по своей редкости возникновению мировых религий. Замкнутый мирок, где существуют только Он и Она, как Адам и Ева, почти сразу же (за исключением первого "медового" месяца) нарушается вмешательством неких других персонажей. "Жизненное" и "нергетическое" пространство пары как бы размыкается.
Первое, что приходит на ум, это - любовные треугольники. Почему (с точки зрения "физики" любви) так важна именно эта фигура? Довольно просто. Треугольник - это аккумулятор напряжения. Чем выше напряжение, тем ниже энтропия и тем больше шансов, что любовное чувство просуществует более или менее долго.
Каких только ужасов не рассказано про любовный треугольник. Но если посмотреть на него не со стороны "сентиментов", а со стороны "энергий", то нельзя не признать, что это весьма хитроумный способ генерировать и поддерживать контрастность чувств в любовных отношениях. Конечно, тут важна, как и везде, мера. Но именно любовные треугольники создают ту богатую палитру любовных эмоций и переживаний, которые без этого, возможно, вообще бы не появились в любящих сердцах.
Другой способ избежать энтропии - это семейный "треугольник". Причем фигура "третьего" может быть не только единичной (ребенок, теща, любимая собака и т.п.), но и собирательной. Это могут быть дети, родители, братья и даже дальние родственники.
Еще один "треугольный" мирок образуется за счет того, что место "третьего" занимает любимое дело, например, работа, или рыбалка, или машина, или компьютер, или написание научных трудов. И жены напрасно рвут волосы по поводу увлечений своих мужей. Без этих увлечений энтропия начала бы нарастать с такой катастрофической скоростью, что они сами бы поспешили подыскать "третьего". Ведь свято место пусто не бывает.
Если же вам хочется всегда быть "один на один" с вашей половиной - найдите шизофреника, и вас всегда будет трое. Но это, все же, самый крайний случай. Поэтому стоит заранее подумать о том "значимом третьем", который бы вас более или менее устраивал и не терзать своего спутника жизни тем, что он или она уделяет тому много времени.
И все же, наверное, из любого - даже самого универсального правила - есть исключения. Поэтому не спешите искать "скелет в шкафу", если ваш "третий" для вас не очевиден. Возможно, вы и есть то самое уникальное исключение, отменяющее закон возрастания энтропии в замкнутых системах. Есть пары, которые всю жизнь или довольно длительное время, остаются именно парами. Это значит, что вы настолько интересны друг другу, настолько интересны сами по себе, что вам не грозят примитивные законы физики - вы творите свой мир сами, таким, каким пожелаете.
И все же не хочется завершать на классической ноте псевдоамериканского хэппи энда. Опыт человечества говорит, что "настоящая" любовь ходит рядом со смертью. Ромео и Джульетта не долго были вдвоем в мире своей любви. Факты, как известно, можно комментировать с разных точек зрения. И гибель этой всемирно известной пары можно толковать по-разному: с социальной, политической, художественной и даже, как у нас долго практиковалось, экономической точек зрения. А если с точки зрения физики? Ведь можно допустить существование таких замкнутых систем, в которых возрастает не энтропия, а количество энергии. И система погибает как бы от внутреннего взрыва.
Но вы можете рискнуть. Хотя, конечно, напряжение любви может оказаться непереносимым. И тогда вы можете разомкнуть свои объятья, чтобы весь мир стал для вас тем самым "третьим". Тогда вы сможете одарить теплом и светом своих любовных энергий всех тех, кто в этом нуждается.
Орлова Наталья, канд.филос.наук, сотрудник центра на Пятницкой "Триалог" (консультации, психотерапия, тел.951-5454, info@trialog.ru)..