первое умение, необходимое проповеднику (наставнику)
Харе Кришна.
Хочу вначале выразить глубокое почтение моим шикша- и
дикша-гуру (как бы нам хотелось стать достойными их беспрерывной
милости), а также всем преданным (в чьей милости мы также остро
нуждаемся). Меня попросили продолжать делиться своим осознанием
с преданными конференции, и хотя я далека от подлинного или глубокого
понимания духовных тем, всё же старшие передали мне некоторое
желание стать слугой преданных, поэтому я восприняла эту просьбу
делиться духовным пониманием как приказ и сейчас пытаюсь что-то сказать.
На этой конференции собрались особенные преданные - те, которые в
полной мере наделены таким качеством, как искренность , а также
желанием совершенствоваться и помогать другим в духовной жизни.
Возможность говорить перед вами о Кришне, о бхакти, а также ваше
сосредоточенное внимание, - это нечто НЕОБЫЧАЙНО ценное. Мне
бы хотелось по достоинству оценить ее и не злоупотребить данной
возможностью, то есть избежать праджалпы - всего того, что не относится
к категории услышанного от гуру или не несет в себе следования
принципам вайшнавов. Хотелось бы на самом деле постепенно стать
вашей смиренной слугой.
Попытаюсь обратиться к теме, которая кажется всегда очень актуальной
в жизни любого, кто желает стать способным передавать другим
духовное знание.
В лекции, прочитанной на церемонии посвящения в санньясу Госвами Махараджа
Ниранджана Свами сказал, что каништха-адхикари практически бесполезен в
проповеди, потому что он не умеет оказывать почтение другим. Мы знаем, что
эта способность преданного объясняется тем, что он обладает чистым знанием
о духовной природе всех живых существ и видит их связанными с Господом.
Себя же он рассматривает как незначительного слугу слуги Господа, или даже
просто кандидата на такое положение. Поэтому одна из самых первых вещей,
которые он делает, начиная проповедовать (независимо от того, к кому он
обращается, - это выражает глубокое искреннее почтение тому, кому
проповедует.
Цель проповедника - помочь другому человеку обрести уважение к Богу, гуру,
священным писаниям и слугам Верховного Господа. Выражая уважение к человеку,
которому он хочет помочь, проповедник вначале учит человека самому принципу
уважения. Как говорится в материалах третьего Урока, первый уровень
восприятия ведического знания - это пратьякша, восприятие чувствами. Для
того чтобы духовный прогресс (то есть формирование смиренной позиции)
начался, человек должен увидеть перед собой смиренного вайшнава. Если у него
не будет такой возможности, то и духовная жизнь у него не начнется. Людей
невозможно обмануть, они способны видеть, ощущать, воспринимать, смиренен
человек или высокомерен. Когда человек видит смиренного вайшнава, желание
принять от него духовное послание часто пробуждается у него в сердце
естественным образом.
Приведем пример, иллюстрирующий первые из вышерпиведенных
высказываний. Вот стих (90) из "Шри Чайтанья-чандрамриты"
Прабодхананды Сарасвати.
Английский текст (для тех, кто владеет).
I take a straw in my mouth. I fall down at your feet and flatter you. O sir,
you are such a great and intelligent man. There is no one greater than you.
You are so intelligent, rich, and beautiful. You may ask, "Why are you so
humble? Why are you flattering me? What is your intention? Tell me." O you
are a great sadhu. You have learned so many nice things, I know, but kick
them out, please. Whatever nonsense rascaldom you have learned, whatever
hogwash things are in your brain, kick them all out. Throw them all far away
and place all your love in the lotus feet of Lord Gauranga.
Перевод: Я зажимаю в зубах соломинку, я опускаюсь перед вами
на колени и начинаю прославлять вас. Дорогой господин, вы такой
великий и разумный. Нет никого более великого, чем вы. Вы такой
образованный, богатый и красивый. Вы можете спросить: "Почему
ты такой смиренный? Зачем хвалишь меня? Чего добиваешься? Скажи
мне!" О, вы - великий садху. Вы научились многим прекрасным вещам,
я знаю, но, пожалуйста, отбросьте их все. Всю эту чепуху, которую
вы изучили, всю эту несусветную чушь, заполнившую вашу голову,
выбросите оттуда! Отшвырните ее подальше и вложите всю свою
способность любить в лотосоподобные стопы Господа Гауранги.
Если мы опускаем этот первичный принцип - чтобы обучать смирению,
человек сам должен не быть горделивым, что делает его способным
искренне и глубоко почитать других и выражать им свое почтение, то
наши попытки проповеди не будут эффективными. Нам самим важно
обрести общество смиренного вайшнава, воспринять его смирение,
пробудить это качество в себе и, вооружившись им как самым
лучшим средством проповеди, идти к другим. Только тогда человек
может стать гуру или наставником и т.д.
Исходя из этого, с нашей точки зрения, в распространенных
"Обязанностях наставника" очень логично было бы разделы расположить
в обратном порядке: 1. Обязанности по отношению к наставнику.
2. Обязанности по отношению к себе. 3. Обязанности по отношению
к подопечному, ИБО духовная жизнь не начинается с отношений
с младшими. Она не начинается с того, что кто-то наставляет
других или опекает их. Это лишь ее логическое продолжение.
Чтобы понять, что такое уважение, можно также обсудить качество,
которое является противоположностью этой способности, а именно
фамильярность. Надеюсь, такая возможность у нас будет. Хотя мои
надежды - это ничто по сравнению вашими желаниями. Если вы
не пожелаете, то этого и не произойдет.
Ваша слуга, Химавати даси
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: philosophy.basicvedic.spiritualcare
Написать в лист: mailto:philosophy.basicvedic.spiritualcare-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:philosophy.basicvedic.spiritualcare--unsub@subscribe.ru?subject=philosophy.basicvedic.spiritualcare
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback
Здравствуйте, himavati.
Вы писали 13 декабря 2004 г., 16:26:08:
Харе Кришна! Дорогая Химавати д.д.
Примите мои поклоны и благодарность за прекрасное письмо!
Такое же мнение возникло у нас, когда мы обсуждали культуру
наставничества ещё год назад в ятре. Но потом, нужно было как-то
начинать, и мы как-то начали :))
Сама культура наставничества - естественный процесс, который должен
происходить в обществе преданных. Это очень естественно слушать более
старших и опытных людей, делиться услышанным с равными и потом, когда
духовно созреешь, то делиться опытом с младшими.
Я по себе знаю, что когда не хватает качеств, то проповедовать
невероятно тяжело. И ещё это потому, что очень тяжело принять старших
преданных старшими. Ведь сколько лет мы уже вместе, сколь раз поподали
в разные ситуации в которых порой проявлялись не самые лучшие
качества. А что делать? Общество уттама-адхикари искать?
Да, фамилиарность очень мешает. Давайте обсудим, как от неё
избавиться. Что нужно делать и как себя вести, чтобы это качество ушло
из моего сердца?