Не вспоминайте - ибо речь идет не о столице Италии, нам современной. И не о Риме папском, этой католической Мекке Средневековья. И не о Риме варварских времен, когда среди руин великих монументов паслись стада овец. И даже не о Риме триумфально-императорском - его величие настанет, но не скоро.
Когда в последний раз вы были в Риме Цезаря, Катулла, Цицерона, Клеопатры, в Риме последних дней республики, в Риме, уставшем от гражданских войн? - и в Риме, жаждущем новой войны? То Рим не мраморный - еще кирпичный; уже видн!
еется на горизонте тщедушная как будто фигура первого принцепса, сейчас Октавия, но в перспективе Августа, великого родителя Империи, - нынче же правит его дядя Юлий, не устроитель, но завоеватель мира, спаситель государства, отец республики и лютый, в глазах республиканских патриотов, ее враг. Цезарь в пурпурной тоге, диктатор по закону и полубог в сознании людей; он, сидя принимающий владетелей Сената; он, равный Клеопатре, новой египетской Исиде; он, страшно одинокий в своем возбуждающе дерзком величии; он, Цезарь, отчаянно мечтавший взять первенство в деревне, ибо деревня, малое, суть благодарнее, чем Рим, большое, - он, Юлий Цезарь, нынче переживает звездный час и совмещенный, волею Фортуны-лицедейки, со звездным часом час заката.
Вступите в этот странный Рим позднереспубликанской осени, не бойтесь римской крови; кровь, эта тягучая вода Истории, которой живописаны для нас ее, Истории, геро!
и и злодеи, не причинит вреда потомкам. Она застыла багровым отблеском минувших пертурбаций; теперь представьте, что она течет, и Рим, воображенный вами, - жив.
Не можете? Вам трудно? Тогда зайдите в книжный магазин и среди стопок покетбуков, книг малого формата, попробуйте найти роман Торнтона Уайлдера"Мартовские иды". Он станет вашим провожатым. Нет-нет, не отворачивайтесь с горделивым видом, и пусть исчезнет с вашего лица улыбка снисхождения: та маленькая книжка, которую вы держите сейчас в руках, даст фору многим пухлым фолиантам! Раскройте эту "фантазию о последних днях жизни Кая Юлия Цезаря"...
Да, понимаю, вы удивлены. Роман в эпистолах - нечасто нынче встретишь! Как можно обойтись без экшена и диалогов? Даже Эко на это не решился. Какие странные слова и обороты, и неужели римляне так изъяснялись в письмах?.. Вы, прочитавшие Тацита, Тита Ливия, Светония с Плутархом, такого не встречали. Естественно, вы сомневаетесь: "Что же правда в авторских фантазиях? Может, и нет ее совсем? Зачем приписывает автор героям Рима свои, летящие из мира атомных страстей, слова?.. Можно ли верить ему после этого?!"
А вы не верьте. Просто купите и прочтите. Забудьте на время общения с героями этой увлекательнейшей книги о фактах, всем известных, а также о сомнительных гипотезах; станьте римлянином - ведь как римлянин эпохи Цезаря вы не могли штудировать Плутарха и Светония! Но вы, очень возможно, могли быть самим Цезарем. А почему бы нет? Или Катуллом. И даже Клеопатрой, не говоря уже о Клодии, Сервилии, Помпее и прочих "женах" Цезаря, которые должны остаться после вас вне подозрений. Вы - их второе "Я", вы - аltеr еgо; вы ничего не !
властны изменить, но нет такого, что вы не могли бы понять.
Вам приходится читать чужие письма; поэтому, как аltеr еgо, не мучайтесь и читайте их, как свои. И тогда все страхи, искушения, надежды, разочарования, метания Гая Валерия Катулла станут доступны вам, и вы увидите, как чудо вдохновения несчастьем вдруг озаряет рядового гения, сраженного чудовищем любви. "Любовь - это единственный проблеск вечности, который нам позволено увидеть", - пишет уайлдеровский Катулл. Так он живет и так творит, сгорая от любви, пытаясь насладиться каждым проблеском вечности, словно последним в своей жизни, - и так уходит в вечность, провожаемый звездой своей смятенной ненависти, Цезарем...
Вглядитесь в Цезаря и пожалейте этого уставшего владыку, придавленного собственным величием. В книге Уайлдера он не ведет походные записки - он размышляет о Судьбе, ее отчаянный избранник. Он думает о смерти, он у!
же почти мечтает быть убитым, он знает это; единственное, что алчет этот полубог, - он хочет быть убитым бескорыстно, ради республики и блага Рима. Он размышляет о богах и людях, о благодарности и зависти людской - и о свободе. Он понимает, что людьми прежде всего движет "желание неограниченной свободы, а это чувство неизменно сопровождается другим - паническим страхом перед последствиями такой свободы".
Итак, желание свободы, как мы знаем, убивает Цезаря, но страх ее последствий - и этого мы пока не знаем, но можем догадаться - роднит сначала Августа, затем Тиберия, Калигулу и Клавдия с Нероном...
Уставший Цезарь улыбается, читая прокламации Катулла против Цезаря; он, столь же грустно улыбаясь, сам развивает их идеи. "Смерть Цезарю!", - вещает Цезарь-фаталист, и то, что нынче вырождается в фарс, другими цезарями возродится как трагедия. А этот Цезарь, первый и единственный, конечно, должен умереть - о нет, не потому, что явил беспечность в мартовские иды! Он должен умереть почти сознательно, ибо явился слишком рано, слишком ярко; он должен умереть, чтобы открыть собой дорогу всем страждущим великой славы Рима и, разумеется, его наследства; он должен умереть, чтобы столкнуть их всех в последней схватке и чтоб сама Фортуна, его действительная любящая мать, избрала триумфатора, того, кто будет править Римом после Цезаря, да, лучшего из лучших, того, кто сможет из битых кирпичей Республики построить мраморный Имперский Рим.
&n!
bsp;Вы прочитали? Теперь закройте книгу, и пусть смятенно-искрометный Рим Уайлдера вновь встанет перед вашими глазами. Пусть не покинет вас его очарование. Этого Рима уже давно нет, но он - живой, живущий в нашей памяти. Собственная прагматическая жертвенность Рима сделала его Вечным Городом и записала намертво творения его героев.
Не бойтесь полюбить его, как полюбили Рим столь разные Катулл и Цезарь; не можете любить - возненавидьте; он, Рим-Сатурн, сгубивший стольких своих талантливых детей, достоин вашей ненависти; возненавидев, вы полюбите его, как и они любили...
Ибо Рим подобен фениксу, который вечно сгорает и возрождается, чтобы все новые и новые поколения римлян жили в огне его любви.
Интернет-магазин
"оЗон" - мощная спpавочно-инфоpмационная система, посвященная литературе и кино. Возможность заказать множество популярных книг и фильмов. Оплата заказов почтовым переводом, наложенным платежом, через Сбербанк, по кредитной карте, при курьерской доставке (Санкт-Петербург и область, Москва и область) оплата наличными курьеру.
Добро пожаловать за покупками!
К сожалению, мы не можем гарантировать, что перечисленные в списке
позиции будут постоянно доступны для заказа на "оЗоне".