Коридор был прямой и длинный. Одним концом он упирался в книги и в Гончарова
(Славу, а не Ивана); другим - в кафе на полтора столика и в Лукьяненко,
окруженного почитателями. По коридору гуляли люди. Это были очень интересные люди,
с которыми хотелось общаться. Людей было много, общаться приходилось со всеми. Даже
с теми, что, проходя мимо, думали, глядя на тебя, что ты их отражение в зеркале.
В фальшивом зеркале, как сказал бы Сергей Лукьяненко.
День, проведенный на "Интерпрессконе", приравнивается
(по подсчетам участников) к году обыкновенной жизни. Настолько интенсивно общение.
Общение происходит главным образом в номерах. В номере, к примеру, 30-м общались
следующие участники. Чертков
, который общался, в основном, лежа. Етоев,
который сидел в ногах у общающегося лежа Черткова. Маша, етоевская жена, хлопотавшая
вокруг увеселительного стола. Володя Борисов
из Абакана, который в промежутках между общением, бегал подсчитывать результаты голосования;
Володя был членом счетной комиссии. Далее, в 30-м общались - Юля
Буркин, певец бабочек, василисков и полтергейста; естественно - Романецкий
Коля (Коля на этот раз лишился почетной обязанности лично шоферствовать
у Стругацкого; Борис
Натанович приехать не !
смог, сославшись на семейные обстоятельства), конечно же - Борис
Завгородний, гость редкий и поэтому драгоценный, принявший, по разговорам,
буддизм в его волжском, аскетическом варианте (отсюда - полное равнодушие Завгороднего
к любым жидкостям, включая огуречный лосьон).
Были здесь Щеголев
и Балабуха, бывали
Ларионов и Королев,
был Сережа Федотов,
автор "азбучного" романа под названием "Все,
что шевелится". Пришла какая-то черноволосая Лукас, утомленная двадцатилетняя
дева, которой в жизни уже ничего не надо, она уже испытала все. Лукас √ это ее псевдоним,
настоящая фамилия неизвестна. На секунду забежал Рыбаков,
перепутавший по причине спешки, номер 30 с помещением столовой. Его смутили шумы
и запахи.
Разговоры велись сугубо литературные. Про женщин и про погоду не говорили. Балабуха,
в основном, молчал. Щеголев, в основном, рассказывал историю о каком-то мальчике,
который, заигравшись, сказал: "Оп-ля!", - а папе послышалось нехорошее, и он отправил
ребенка в угол.
Завгородний в ответ на это рассказал случай из своего трудного детства. О том, как
в книжке Чуковского
"Крокодил" он залепил пластилином все картинки, изображавшие зубастое земноводное,
проглотившее в небе солнце. Таким образом он наказал злодея за жадность.
Рассказав историю с крокодилом, Завгородний обвел всех взглядом и таинственным шепотом
сообщил, что Чадовичу
вырезали пупок.
Тут часы пробили 16. В коридоре забегали, зашумели. Общающиеся из других номеров
потянулись в конференц-зал. Там в 16-00 начиналось традиционное вручение премий.
Мы, забыв про Чадовича и пупок, потянулись вслед за всеми на церемонию.
Зал заполнился быстро. Те, кому не хватило мест, лежали на полу перед сценой. На
особо почетном месте, словно римский патриций в брюках, возлежал бессмертный Чертков.
Бобров в монументальном костюме, усыпанном золотыми
пуговицами, торжественно подошел к микрофону и объявил, что по объективным причинам
церемония награждения задерживается. На очень неопределенное время. Хорошо, что публика
в зале была в меру воспитанная и усталая - ни свиста, ни улюлюканья, ни бутылок на
сцену из зала не полетело.
Чтобы как-то развлечь присутствующих, Бобров уговорил Лукина
спеть под гитару. Добрый Женя, конечно, спел. Не знаю насчет развлечь, но песни,
что Женя пел, все были хорошие и серьезные. Кроме песни про три сфероида: она была
несерьезная и хорошая.
Когда Женя покинул сцену, его место заняли члены оргкомитета и председательствующий
Александр Сидорович. Это означало, что торжество
начинается. Овации сотрясли зал. Относились они к Олексенко; вместо ношенных спортивных
штанов и расстегнутой до пупа рубашки на Олексенко был светлый пиджак, а шею украшал
галстук. Зал был потрясен и шокирован (хотя это одно и то же), некоторые рукоплескали
стоя.
Далее пошло как по-писаному. Снова вызвали Лукина на сцену, и он исполнил традиционный
гимн, исполняемый на каждом Интерпрессконе. После этого председатель собрания поздравил
всех с юбилейной цифрой - Интерпресскону в этом году исполнилось десять лет. Интерпресскон
поздравил петербургский вице-губернатор Потехин.
Оказывается, Сидорович с Потехиным когда-то, во времена студенчества, вместе поднимали
колхозы. "Я был ответственным комсомольским работником, а он мне все - фантастика
да фантастика", - вспоминал вице-губернатор те годы.
Затем, после объявления спонсоров, начали раздавать "Улиток"... Стоп! - председатель
перед вручением зачитал письмо Бориса
Натановича Стругацкого, которое начиналось так: "Дамы и господа! Коллеги!
Братья и сестры!". Далее мэтр пожелал участникам, во-первых, не мешать пиво с виски,
во-вторых, не бить зеркала и, в-третьих, объяснил, почему отсутствует. Заканчивалось
письмо на высокой, патетической ноте: "Да здравствует Интерпресскон, аминь!"
Вот тогда-то и началось присуждение. Геворкян,
и.о. Бориса Натановича (ему БНС перепоручил вручение "Улитки"), быстренько всех назвал,
начиная с победителей-критиков и кончая победителем-романистом. Той намеренной театральной
паузы, которой Борис Натанович предваряет оглашение имени, Геворкян, понятно, не
выдержал, в силу своего восточного темперамента.
Не буду перечислять счастливцев, получивших "Бронзовую улитку", про них уже писалось
подробно (см. "Интерпресскон-2000":
Ночной репортаж, или Преждевременные новости" В.Владимирского на оЗоне) и
напишут еще. Расскажу лишь о своих впечатлениях. Мне понравился рецепт Евгения Лукина,
рассказанный им при получении награды.
"Писать фантастику просто, - сказал Лукин, - берешь реальность,
стираешь с нее пыль и показываешь насколько она фантастична" (не пыль, естественно,
а реальность).
Самым веселым и общительным человеком на Интерпрессконе-2000 был волгоградец Сергей Синякин. Он буквально сиял от счастья, получая
две свои премии.
"Ребята, я очень рад! - сказал он при вручении "Улитки".
- А больше всего я рад, что сегодня познакомился с теми, с кем раньше был не знаком".
Так хорошо сказать может только человек очень хороший.
Лукин при раздаче премий утомился больше других. Я дословно записал его фразы, сказанные
при каждом вручении. Вот они.
Лукин:
"Господа! Чем дольше я пишу фантастику, тем больше прихожу...
Спасибо". (Премия "Интерпресскон", малая форма.)
Лукин: молчание. (Премия "Интерпресскон", очень малая форма.)
Аня Китаева, пишущая под псевдонимом Ли, получила
премию за лучшую дебютную книгу года (написанную вместе с Вохой Васильевым). Самой
Ани в Зеленогорске не было, премию получал Воха. "Только так здесь и можно меня увидеть",
- сказал Воха, принимая от Сидоровича приз. Под "здесь" он имел в виду площадку,
где призы вручают.
Не обошелся без награды и Сидорович. За героем она прибыла из Казани. Андрей
Ермолаев, известный казанский фэн, председатель КЛФ "Странники", учредитель
ежегодного фестиваля фантастики "Зиланткон" и одноименной премии, вручил своему собрату
по фантастической партии бутылку "Вечного зова". Это фирменная казанская водка, вроде
нашей "Охты" или "Санкт-Петербурга". Какой смысл был вложен казанским "странником"
в эту символическую награду? С классиком ли литературы соцреализма эта награда связана
или преследовала сугубо антиалкогольные цели? Я не знаю, Ермолаев этого не сказал.
Еще Ермолаев привез обещанные, но не врученные премии "Зиланткона". На что Ладыженский,
получая "Зилант" за "Путь
меча", сказал, разбойничьи ухмыльнувшись: "Только так, приехав в Санкт-Петербург,
можно взять Казань".
После этого начались неожиданности. К микрофону вышел Олексенко.
Он вышел не просто так, он вышел как представитель ультраправого крыла фэндома, а
именно представляя в своем лице пресловутое движение "Мертвяки", противопоставившее
себя, с одной стороны, известной группе "Людены" - и остальному прогрессивному человечеству,
с другой. Еще Олексенко был выборным представителем Московского банного клуба, но
это по совместительству.
Исподлобья оглядев зал, Олексенко объявил об учреждении с этого года новой премии
в области фантастики - Премии за лучшее убийство Семецкого. Присутствовавший в зале
Семецкий стал медленно пробираться к выходу. Стоявшие в дверях мертвяки преградили
ему дорогу.
Олексенко предъявил залу премию - круглую металлическую фигуру с дыркой от пули в
районе сердца - и пояснил, что премия присуждается тому литературному произведению,
в котором крови льется больше всего. А Семецкий может не волноваться, он просто выбран
в качестве "абстрактного убиенного персонажа", на его месте мог бы оказаться любой.
Из 4-х номинированных на премию кандидатов (В.Васильев,
А.Громов, О.Дивов,
С.Лукьяненко) победителем
стал Лукьяненко (за роман "Геном").
Кроме дырки от пули, награжденный получил также 500 долларов США и таинственный "конверт
от товарищей". Что было в этом конверте, так и осталось тайной. Победитель, получая
награду, умильно поглядывал на Семецкого: "Как трогательно я его убил в последнем
романе".
Зал подумал, что на этом акция "Мертвяков" исчерпана, да не тут-то было. Олексенко,
видимо, по запарке, выдал еще премию Дмитрию Кумоку. "За что?" - выкрикнули из зала.
"Фиг его знает, за что!" - выкрикнул Олексенко в зал и вручил Кумоку "переходящие
банные тапочки для зимних прогулок по Москве". "Размер-то хоть мой?" - спросил разволновавшийся
Кумок. "Какой был", - сумрачно ответил Олексенко.
Когда премии были розданы, а победители названы, Интерпресскон из помещения конференц-зала
переместился в помещения номеров. В каждом номере что-то происходило.
В номере "Терра Фантастики" резали колбасу. Время измеряется в часах и минутах, колбаса
- в палках. Колбаса была большая и розовая, как счастье.
В номере 61-м Каширин,
Баканов и Головачев,
не отвлекаясь на коридорные звуки, сосредоточенно резались в преферанс.
В номере напротив московская АСТэшная мафия в лице Науменко и двух хмуроликих дам
упорно соблазняла Синякина, спаивая его кофейным ликером. И.о. Стругацкого, Геворкян,
по причине все того же восточного темперамента затесавшийся в компанию соблазнителей,
радостно потирал руки.
В коридорах жизнь тоже не протекала напрасно. Бобров рассказывал всем желающим историю
пиджака Олексенко. Какие-то малолетние дети преследовали с куском обоев Синицына
и требовали, чтобы на этом куске он поставил им автограф Лукьяненко. В светлых западинах
коридоров издатели паразитировали на писателях, суля им баснословные гонорары. Етоев
хватал писателей за рукав и всучивал им свою придурочную анкету. Измайлов
с огрызком яблока второй день подряд искал на этажах урну. Гончаров (Слава, а не
Иван) торговал в коридоре книгами и каким-то большим журналом, названия которого
я не запомнил. Помню только, что открывался журнал романом Льва Толстого "Война и
мир". Роман я проходил в школе и журнал покупать не стал.
А потом вдруг наступил вечер, мы сели в машину Щеголева и он увез нас с "Интерпресскона"
в город. Над дорогой садилось солнце.
В одном (лишь в одном) месте Александр Етоев погрешил против истины. Премия "Мертвяков"
вручается не за "абстрактного убиенного персонажа", а за конкретного Юрия Семецкого,
убитого тем или иным изуверским способом в литературном произведении. Приз, кстати,
был вызван вручать сам Юрий Семецкий. Как объяснил с трибуны "Интерпресскона" лауреат
"мертвяцкой" премии Сергей Лукьяненко, временами у московских писателей-фантастов
возникает творческая необходимость убить какого-то второстепенного персонажа. Чтобы
не мучиться и не тратить время на размышления о том, кого именно им кокнуть, они
договорились, что в этом случае убивать будут московского фэна и книготорговца Юрия
Семецкого. Семецкий, как было сказано выше, геройски погибал уже в четырех произведениях.
Вроде бы, даже с его собственного согласия...
Сергей Бережной хвастался,
что предложил Лукьяненко в дальнейшем убивать в романах вместо Семецкого его, Бережного.
Не то решил закрыть Семецкого грудью, не то примазаться к мертвяцкой славе захотелось.
Лукьяненко радостно согласился. Но Бережной тут же предупредил, что 500 долларов
за свой литературный труп он платить ни за что не будет. Так что теперь непонятно,
кто и за какую сумму будет у Лукьяненко Бережного "заказывать"...
Интернет-магазин
"оЗон" - мощная спpавочно-инфоpмационная система, посвященная литературе
и кино. Возможность заказать множество популярных книг и фильмов. Оплата заказов
почтовым переводом, наложенным платежом, через Сбербанк, по кредитной карте,
при курьерской доставке (Санкт-Петербург и область, Москва и область) оплата
наличными курьеру.
Добро пожаловать за покупками!
К сожалению, мы не можем гарантировать, что перечисленные
в списке
позиции будут постоянно доступны для заказа на "оЗоне".