Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Книги оЗона: Рекомендации

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
ВТОРЫЕ РОЛИ: `...БЕСПРОБУДНОЙ НОЧИ ТЕМЕНЬ`
Катулл: Торнтон Уайлдер, "Мартовские иды"

Линор Горалик

Когда повествование начинается с перечисления автором исторических неточностей, допущенных в романе, неточностей самого разного масштаба - от мелких до чудовищных, - немедленно возникает мысль о полном безразличии автора к описываемой им эпохе и о его пристрастнейшем, вдохновеннейшем, личностном интересе к людям, чьи имена составляют Пантеон Незабвенных этой самой эпохи. При таком подходе недостающие детали и хронологические несоответствия действительно не играют роли; разделение вымысла и реальности также не принципиально. Исторически значимые имена используются автором отнюдь не с целью перещеголять историков в изложении фантастических версий примятых руинами событий - автор зачастую просто использует таким образом эмоционально-культурный контекст, имеющийся в распоряжении читателя. Таким образом, разговор о схожести Катулла Уайлдеровского с Катуллом римским излишен и неуместен. Говоря "Катулл", я буду далее подразумевать первого из них.

Учитывая гигантскую роль темы предопределения в фантасмагории Уайлдера, читающему "Мартовские иды" оказывается небезынтересно гадать о предопределении каждого героя романа. Цезарю, очевидно, предрешено вечно видеть, как его посевы обращаются в полынь; Клодии - пытаться утолить полынью никогда не прекращающуюся жажду; Бруту - предавать одну пашню ради другой пашни; Катуллу же предрешено никогда не пожинать плодов своего труда, давая другим размести политый кровью урожай. Любовь Катулла к Клодии так велика, что позволяет ей игнорировать ненависть всего остального мира, и так неисчерпаема, что позволяет ей проявлять жестокость, в конце концов убившую и самого Катулла; народ цитирует его стихи, забывая имя создавшего их поэта; наконец, на листовках, созданных им в рвении столь мечтавшейся Цезарю "бескорыстной ненависти", вырастает уже после его смерти г! нусный, трусливый и жалкий бунт алчных. Катулл же каждый раз остается истощенным и обведенным вокруг пальца.

Одна из интереснейших, на мой взгляд, характеристик второстепенного героя - тот род изменений, который внесло бы в повествование удаление этого героя из текста. С этой точки зрения, "Мартовские иды" блекнут без Катулла не только в силу потери насыщенности повествования, но в силу потери яркости впечатления, производимого на читателя главным участником развертывающихся событий - Цезарем. Цезарь и Катулл - практически абсолютные антиподы, и когда сравниваешь эти две фигуры, невольно вспоминаешь героев комедии дель арте - так очевидны, так акцентированы и так беспощадно несовместимы их отличия. Невероятной конструктивности Цезаря противопоставлена поэтическая, нервическая эмоциональность Катулла; почти патологическому всепрощению врагов - расточаемые гневные проклятия; поразительной способности скрывать собственные страдания - не менее поразительная способность собственные страдания излагать, делая их доступными "д! о непристойного" даже для незнакомых.

Очевидно, что при такой диаметральной противоположности характеров отношение Катулла и Цезаря друг к другу должно ее всецело отражать. Однако на поверку предположение это верно только отчасти: действительно, Цезарь любит Катулла, Катулл ненавидит Цезаря, но при этом двух людей, столь по-разному великих, тянет друг к другу цепью духовного родства - родства людей, обуреваемых страстями. Каждый из них видит в другом то, что хотел бы видеть в себе: Катулл - любовь любимых, твердость духа, силу воли, последовательность, терпимость; Цезарь - поэтический талант, свободу духа, готовность следовать страстям, погруженность в себя, жажду созидания. Но сильный Цезарь завидует открыто и открыто восхищается Катуллом; он заботится о Катулле в течение жизни поэта и утешает его в момент смерти. Слабый Катулл завидует стыдливо, восхищается тайно и ненавидит открыто - клеймя Цезаря в стихотворениях, понося в собраниях и проклиная на смертном одре. При жизни Цезаря Катулл призывает к его убийст! ву; и смерть Цезаря, на первый взгляд наступившая в результате движения совсем других сил, произрастает в конечном счете из посеянных Катуллом ядовитых семян.

Можно говорить еще о многом - о том, что Катуллом владела ревность, о том, что Цезарь желал такой же свободы слова; о том, что одинаковую для обоих склонность к рефлексии Цезарь считал своей слабостью, Катулл же превращал в источник творческой силы; о многом другом, что объединяло и отталкивало этих двух людей. Но об одном факте, безусловно, забывать не стоит: Катулл, великий поэт Катулл, вряд ли стал бы тем, чем он был, не будь в его мире Цезаря. Цезарь же, безусловно, прекрасно обошелся бы и без Катулла.


Мартовские иды / Торнтон Уайлдер / 1999

Интернет-магазин "оЗон" - мощная спpавочно-инфоpмационная система, посвященная литературе и кино. Возможность заказать множество популярных книг и фильмов. Оплата заказов почтовым переводом, наложенным платежом, через Сбербанк, по кредитной карте, при курьерской доставке (Санкт-Петербург и область, Москва и область) оплата наличными курьеру.

Добро пожаловать за покупками!

К сожалению, мы не можем гарантировать, что перечисленные в списке позиции будут постоянно доступны для заказа на "оЗоне".



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное