Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Соотечественники: Камни преткновения по пути на родину



Соотечественники: Камни преткновения по пути на родину
2016-05-04 18:46 ferghana@ferghana.ru (Мария Яновская)

В конце апреля в Совете по правам человека при президенте России обсудили проблемы соотечественников и переселенцев. Обсуждение это совпало с двадцатилетием Форума переселенческих организаций, который появился в России в апреле 1996 года. Время для обсуждения было выбрано не самое удачное: Федеральная миграционная служба ликвидирована, ее функции переданы Министерству внутренних дел, а во время реорганизации никто не занимается сменой стратегии. Ольга Кириллова, новый руководитель миграционного ведомства внутри МВД, присутствовала на заседании первые минут десять, а затем ушла, сославшись на чрезмерную занятость. Правда, успела пообещать, что миграционная служба теперь будет более ориентирована на выполнение правоохранительных задач и что 30% служащих сократят.

Однако основные проблемы соотечественников и переселенцев на заседании в СПЧ были озвучены. Суть такова. Во-первых, упрощенный порядок получения российского гражданства для соотечественников, въезжающих по Госпрограмме, - путь дорогостоящий и, как правило, криминальный. Во-вторых, получить статус «носителя русского языка» (существующий в РФ с 2014 года) - путь в никуда, потому что дальше ты сталкиваешься с невозможностью оформить гражданство. В-третьих, даже судьи Конституционного суда признают, что российское миграционное законодательство сложно, запутано и противоречиво. В-четвертых, приехавшие соотечественники серьезно, до криминального противостояния раздражают не только местную власть, но и окрестных жителей, которые называют приехавших «другими русскими».

А теперь немного подробней о самых острых вопросах.


На заседании в Совете по правам человека. У президиума: председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, начальник главного управления по вопросам миграции МВД России Ольга Кириллова, председатель СПЧ Михаил Федотов, председатель Исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова

Регистрация по месту проживания

Закон о гражданстве, ст. 14, ч.7: «В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства (курсив наш. – Прим. «Ферганы».) на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона».
Сегодня закон требует от тех, кто приехал по программе переселения соотечественников, регистрации по месту жительства – иначе нельзя получить российское гражданство, даже в упрощенном порядке.

Речь идет о постоянной, а не временной прописке. Т.е. регистрация в гостиницах, хостелах и проч. не подходит. Общежития сегодня тоже дают лишь временную регистрацию, россияне-собственники жилья не горят желанием регистрировать у себя жильцов, которым сдают квартиру. Почему? Официальная регистрация требует заключения договора найма, а значит, необходимо платить налог на прибыль, 13%. Но дело не только в нежелании платить налоги.

Светлана Ганнушкина, председатель Комитета «Гражданское содействие»: «Любой, кто снимает квартиру, доплатит 13% стоимости за легальность. Почему не регистрируют? На это есть простой и грустный ответ. Наш гражданин хочет минимизировать свои отношения с властью. Ему кажется более нормальным дать на лапу, когда к нему приходят с проверкой, чем легально зарегистрировать квартиранта у себя. Кроме того, сохранилась и историческая память: людям кажется, что если человек зарегистрирован, то он сможет отнять квартиру у собственника. Сегодня это не так, но это было, и память до сих пор жива».

Правозащитница Татьяна Котляр добавляет: «Бывает, люди хотят зарегистрировать жильцов, но не могут. Моя подруга сдает квартиру, которая принадлежит ее родственникам, живущим в США. У нее есть доверенность, квартира сдана по договору найма, все документы в порядке. Но для регистрации жильцов по месту жительства ФМС требует личной явки всех собственников, заявляя, что не работает с доверенностями. Это же детский сад на прогулке!»

Но даже если переселенец сам купит квартиру или дом, то и там ему нельзя получить постоянную прописку: иностранец не имеет права регистрировать кого-либо на территории РФ, даже в своей собственной квартире. Сначала человек должен получить гражданство. А гражданство без регистрации он получить не может. Замкнутый круг.

Как его разрывают?

Покупают «липовые» постоянные регистрации у посредников, хотя сегодня за это предусмотрена уголовная ответственность.

Выход есть, и не один. Необходимо отменить требование регистрации по месту жительства для переселенцев. Или обязать миграционную службу или местную администрацию регистрировать прибывающих соотечественников по собственному адресу, раз уж государство является принимающей стороной. А в законе «регистрацию по месту проживания» заменить на «постоянное проживание в России», которое можно подтвердить трудовым договором, справкой из школы, где учатся дети, а на худой конец – в судебном порядке.

Разговор о необходимости отмены постоянной прописки для переселенцев идет более десяти лет. Результат – ноль, потому что с липовых регистраций кормится слишком много людей в форме.

Ограничительные законы

Вот лишь некоторые необъяснимые законодательные ограничения, с которыми сталкиваются люди, желающие вернуться в Россию как на родину.

Согласно главе 1.VIII «Закона о гражданстве Российской Федерации», люди, которые имели гражданство СССР до 5 сентября 1991 года и приехали в Россию до 1 ноября 2002 года, могут получить гражданство Российской Федерации – но если они это сделают до 1 января 2017 года. Почему нужно ограничиваться этими датами, непонятно. «Неправда, что все, кто хотел, - уехал, - сказала на заседании в СПЧ Галина Рагозина, председатель «Казахстанского землячества в Воронеже». – Сегодня на легализацию нужно до 100 тысяч рублей, эти деньги не у всех есть». Светлана Ганнушкина говорит то же: «Почему у нас хорошим вещам придают временное значение? Зачем ограничивать людей декабрем 2017 года? Закон должен работать до тех пор, пока не закончатся желающие получить гражданство по этой статье закона».

Лидия Графова, председатель Исполкома «Форума переселенческих организаций», обратилась к представителям миграционной службы: «Сколько бреда в нашем законодательстве! Как можно бабушку, лежачую, девяностолетнюю, которая потеряла какую-то справку, заставлять выехать из России и снова въехать, чтобы оформить тут, наконец, пенсию? Русскую бабушку, которую когда-то государство отправило на окраину империи? Нельзя такое предлагать лежачим, больным, беременным, многодетным матерям. Прекратите издеваться над людьми, не вынуждайте их тратить последние деньги. Уважайте нас. Мы это заслужили».

История от правозащитницы Татьяны Котляр: женщина, из села Калужской области, вышла замуж за украинца, уехала к мужу, родила там ребенка. Разошлась, вернулась с ребенком домой, в деревню. Когда ребенку исполнилось 14 лет, ему выдали паспорт. Потом мама скоропостижно умирает, парень остается один. В 18 лет его призывают в армию, он отслужил. В 20 лет идет менять паспорт. И тут у него этот паспорт отнимают, заявляя: документ выдан необоснованно, иди гуляй, подавай бумаги заново, может, через пять лет получишь гражданство. Оказалось, то ли его дело потеряли, которое на него в этой деревне заводили в 14 лет, то ли безграмотная сельская начальница паспортного стола выписала ему паспорт, не оформив парню вступление в гражданство. Парню не на что жить, работу без паспорта тоже не найти. Его вины в этом нет, а государство своей вины не признает. «Мне недолго написать в суд жалобу на ФМС, - говорит Татьяна Котляр, - но только теперь есть Указ, согласно которому представитель истца в суде не может быть без высшего юридического образования». Для справки: в судах было обжаловано около 74 тысяч решений ФМС, при этом миграционная служба проиграла только 3.4 тысячи дел.

«Почему так трудно легализоваться приехавшим в Россию нашим соотечественникам и вынужденным переселенцам? – спросила Лидия Графова с трибуны СПЧ. - Может быть, у тех, кто принимает эти законы, мозги закручены в другую сторону? Может, им кажется, что пока русские остаются в Казахстане, Таджикистане и так далее, Россия якобы сохраняет там геополитическое влияние? Это неправда. Это заблуждение. Детский сад. Наибольшее количество русских было в Украине…»


Общая фотография после заседания в СПЧ. В руках у Лидии Графовой – флаг «Форума переселенческих организаций»

«Носителям русского языка» оказалось труднее всех

В 2014 году в закон «О гражданстве» внесли очередные поправки, и в России появилась новая категория репатриантов - «носители русского языка». «Носителям» предоставили льготы: они могут подать документы на получение вида на жительство (ВНЖ, отличается от гражданства невозможностью голосовать), минуя РВП (разрешение на временное проживание, предварительная стадия для получения вида на жительства или гражданства). Кроме того, документы «носителя» на получение российского гражданства должны быть рассмотрены в течение трех месяцев.

Федеральная миграционная служба установила правила: чтобы получить сертификат «носителя русского языка», человек должен не только доказать, что русский язык – его родной, но и понимать «потаенные смыслы в философских текстах».

О том, как это работает, - история от Светланы Ганнушкиной. «Женщина, наш курьер, приходит получать статус «носителя русского языка». Мама у нее русская, папа грузин. Семь классов образования. И на комиссии она не смогла объяснить, что значит «цыплят по осени считают». Ей было отказано: «не понимает скрытых смыслов». А она никакого другого языка, кроме русского, не знает».

Но даже если вас признали «носителем русского языка», не спешите радоваться. За те полтора года, что работает закон, всего около 15 тысяч человек получили статус «носителя русского языка». И лишь 3% из них дошли до получения гражданства. В Москве живет около 260 «носителей» - и ни один из них так и не стал гражданином.

Почему?

Во-первых, в законе сказано, что носителями русского языка признаются те, кто «сам проживает или проживал, либо имеет прямых предков, проживающих или проживавших постоянно в Российской Империи или СССР в нынешних границах РФ». Не родился, а проживал. И доказать это можно, представив выписку из домовой книги по форме №9. Как найти эти справки в уже несуществующих домоуправлениях, ЖЭКах или РЭУ? Как доказать, что твой прапрадед постоянно проживал в Российской Империи? Никак.

Второе. Обычный иностранец, подавая документы на получение российского гражданства, должен представить нотариально заверенную копию заявления об отказе от гражданства другого государства. Отказ этот нужно отправить по почте в страну исхода, и этого достаточно.

А «носитель русского языка» должен не только отправить по почте уведомление, что он отказывается от предыдущего гражданства, но и предоставить в ФМС России справку, что его заявление принято (а в идеале – что он этого гражданства лишен). Получить такую справку невероятно трудно, а в некоторых странах - практически невозможно. В Узбекистане, например, указы о выходе из гражданства подписывает лично президент Каримов.

Кроме того, как сказал на заседании в СПЧ один переселенец, «я бы ни за что не стал отказываться от своего гражданства, не получив сначала российское».

Третье. «Носитель русского языка» получает вид на жительство не на пять лет, как все иностранцы, а на три. И если за это время он – по не зависящим от него причинам – не подаст документы на получение гражданства РФ, не получит нужных справок, то ВНЖ у него отнимут. Без права продления и без возможности снова когда-нибудь получить этот статус.

Так «носители русского языка», которые должны были символизировать радость воссоединения «Русского мира» как мира русской культуры и русского языка, стали чуть ли не самой уязвленной и унижаемой группой репатриантов.

Что тоже вполне символично.

Почем Родина?

Любовь Мосеева, поверенный Правозащитного центра «Мемориал» в Калужской области по программе «Миграция и право»: «Участники госпрограммы по переселению соотечественников едут в Россию. Люди продали свое жилье, загрузили контейнеры и приехали к нам. Какое РВП? Какой вид на жительство? Они уже прошли все проверки, их уже признали соотечественниками. Нужно, чтобы они сразу сдавали документы на получение гражданства, через четыре месяца получали паспорт – и спокойно работали, приносили пользу России».

Разрешение на временное проживание (РВП) – еще один камень преткновения для прибывающих на родину соотечественников. РВП дается по квотам. Бывает, что получить квоту не удается годами.

Любовь Мосеева: «У нас в Калужской области, в селе Хвостовичи, до распада Союза жило 58 тысяч человек. Сейчас там четыре тысячи. Приехали две семьи из Молдавии, живут. Приехал мальчик из Узбекистана, занимается сельским хозяйством. Для них в местном управлении ФМС квот нет.

Зато в миграционных центрах, во ФГУПах (паспортно-визовых сервисах ФМС. – Прим. «Ферганы».) квоты продаются по 55 тысяч рублей. И если хочешь оформить РВП, платишь эти 55 тысяч, плюс комиссионный сбор две тысячи рублей, плюс за подачу документов 18 тысяч… Получается 90 тысяч рублей. Пожалуйста, покупайте – и живите.

Во ФГУПе Московской области услуга оформить РВП стоит 30 тысяч. Плюс медицина (речь о необходимых медсправках. – Прим. «Ферганы») – пять тысяч. Плюс экзамен – пять тысяч. Заполнить бланки – 1.800 рублей. И не дай бог прийти со своим экзаменом или со своими справками – не примут.

И эти ФГУПы – не обойти. В нашей Калужской области в ФМС не принимают документы, если они оформлены не во ФГУПах. Это – узаконенная коррупция».

О необходимости расформировать паспортно-визовые сервисы ФМС говорил и Евгений Бобров, руководитель правозащитной организации «Восход», заместитель председателя СПЧ: «В «Паспортно-визовом сервисе» за 20–160 тыс. рублей вам быстро подготовят все документы без очередей. Эта организация на коммерческой основе принимает только в Московской области по 800-1000 человек в день. При этом поступающая в бюджет госпошлина и налоги составляет ничтожную часть дохода, который владельцы этого фантастически прибыльного бизнеса кладут себе в карман, поскольку ФГУП – это коммерческая организация, а дороговизна услуг объясняется множеством посредников, расположенных прямо в помещении ФГУП – миграционной службы. Я считаю, что надо ликвидировать все подразделения этого ФГУПа и передать полномочия по выдаче документов исключительно государственной миграционной службе, а за посредничество в сфере миграционных услуг установить уголовную ответственность в виде большого штрафа и обязательных работ».

На фоне расценок ФГУПов особенно цинично звучат цифры зарплат рядовых сотрудников ФМС. «Знаете, сколько получает работник ФМС? 13 тысяч рублей, - говорит Лидия Графова. – Это безобразие. Это провокация на взятку». «А в Калужской области сотрудник, работающий с беженцами, получает зарплату три тысячи рублей. Три тысячи. И работает с утра до вечера», - добавляет Любовь Мосеева.

* * *

По данным ФМС, которые были озвучены на заседании СПЧ, в госпрограмму по переселению соотечественников сегодня включено 60 субъектов РФ, по ней приехали более 480 тысяч человек. Как рассказал представитель ФМС, если сначала по программе ехало около 9.000 человек в год, в 2014 году приехало 106 тысяч, в 2015 – 183 тысячи человек. 98% приехавших – граждане стран СНГ. В 2015 году на первом месте были граждане Украины, на втором – Казахстана, далее – Узбекистан, Молдавия, Армения. Более 42% имеют высшее и неоконченное высшее образование, 42% - профессиональное и среднее образование. 72% участников Госпрограммы – трудоспособные граждане.

«Приезжающих из бывших советских республик жители называют «другие русские», - говорит Лидия Графова: - Они не пьют, вкалывают, хотят в глубинке России построить дома с туалетами – и за это их ненавидит местное пьющее население. Это тяжелейшая проблема».

Репатрианты, возвращающиеся в Россию, проходят полосу препятствий: противоречивые законы, коррумпированные чиновники, громоздкие бюрократические процедуры, настороженное отношение местных. А миграционная служба, призванная помогать самым мотивированным мигрантам, которые, к тому же, не нуждаются в адаптации и интеграции, превращена сегодня в самый серьезный барьер на пути на Родину.

Обсуждение проблем соотечественников в Совете по правам человека вряд ли закончится изменениями системы. Но спасибо, что выслушали.

Мария Яновская



В избранное