← Август 2013 → | ||||||
11
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
12
|
||||||
24
|
||||||
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Игра окончена? Изменения в энергетической геополитике в Центральной Азии
Игра окончена? Изменения в энергетической геополитике в Центральной Азии 2013-07-23 16:36 Майкл Денисон «Фергана» начинает публиковать статьи западных экспертов, написанные для проекта Программа изучения Центральной Азии (Central Asia Program) при Школе международных отношений имени Эллиотта Университета Джорджа Вашингтона (США). Статья Майкла Денисона, директора по исследованиям компании Control Risks; бывшего специального советника госсекретаря Великобритании по иностранным делам и делам Содружества, - о том, как мировой рынок нефти и газа влияет на изменение интересов Запада, Китая и России в регионе и какова будет стратегия отношений ведущих мировых игроков со странами Центральной Азии. Одной из координат, определявших геополитику в Центральной Азии после распада Советского Союза, была конкуренция за возможности разрабатывать нефтегазовые месторождения в регионе. Политические элиты стран - нефтегазовых производителей Центральной Азии рассматривали сектор как локомотив, обеспечивающий более широкое развитие национальной экономики и инструмент, гарантирующий суверенитет. Внешние игроки рассматривали доступ к сектору в качестве одного из механизмов для укрепления или приобретения влияния в регионе, а также как возможность повышения своей энергетической безопасности, а в коммерческом плане - как новую глобальную возможность для крупных корпоративных игроков. Майкл Денисон - директор по исследованиям ведущей мировой компании по оценке бизнес-рисков Control Risks; ассоциированный исследователь Программы изучения Центральной Азии. Г-н Денисон в прошлом был специальным советником государственного секретаря Великобритании по иностранным делам и делам Содружества. Мнение, выраженное в данной статье, является точкой зрения автора и не представляет позицию Программы изучения Центральной Азии. Данная статья делает попытку вкратце обрисовать главные последствия волатильности нефтегазовой отрасли для энергетической геополитики Центральной Азии. Она задается вопросом, возможно ли, что в условиях наличия запасов с потенциально более «длинным» сроком использования, дискурс о Новой Большой Игре, характеризующий представление реалистов о регионе в первые два десятилетия его независимости, несколько потерял свою актуальность. Как начиналась игра Со времен распада Советского Союза в 1991 году энергетический потенциал Центральной Азии был неотъемлемой составляющей геополитического дискурса, как внутри, так и за пределами региона. Несмотря на то, что внимание Запада изначально было сфокусировано на предотвращении потенциальной утечки оружейного обогащенного урана в плохо защищенных местах в Казахстане, на данной ранней стадии были оформлены коммерческие отношения с западными международными нефтяными компаниями (МНК), часто со значительной дипломатической поддержкой. Советский энергетический комплекс был построен, чтобы обеспечить поставки в крупные населенные пункты, и экспортные маршруты располагались в пределах территории России и через нее, с ограниченной межрегиональной инфраструктурой, которая позволяла бы наладить совместное использование местных ресурсов. После распада рублевой зоны в 1993 году и соответственно лишения каких-либо возможностей восстановления действительно общего постсоветского экономического пространства, правительства стран Центральной Азии решили, что наиболее очевидный путь к политическому и экономическому суверенитету (а также обогащению элит) лежит через максимизацию доходов от нефти и газа за счет инвестиций и диверсификации экспорта. Основные положения статьи: Одной из координат, определявших геополитику в Центральной Азии после распада Советского Союза, была конкуренция за нефтегазовые месторождения в регионе; Нефтегазовая промышленность находится в состоянии болезненной и стремительной трансформации. Модели спроса, предложения и торговли быстро меняются, уменьшая геополитическое значение нефтегазовых экспортеров Центральной Азии; Безопасность поставок из Центральной Азии вызывает меньшую озабоченность у Китая, и он больше сконцентрирован на сохранении сильных политических и коммерческих отношений. Для России главным будет сохранить поставки на свой внутренний рынок. Геополитический интерес Запада в регионе будет все больше ограничиваться угрозами безопасности со стороны негосударственных субъектов. Завышенные оценки доказанных запасов региона (ныне печально известный отчет госдепартамента США Конгрессу в 1997 году предположил, что Каспийский бассейн может содержать целых 200 миллиардов баррелей нефти) предоставили дополнительный импульс к строительству дополнительных экспортных трубопроводов в обход России и Ирана. С точки зрения России, новые нефтепроводы, и особенно газопроводы, не пересекающие территорию России, ослабляют ее политическое и экономическое влияние в регионе и создают потенциальную угрозу ее почти монопольному положению в секторе европейского газового рынка. Кроме того, российские стратеги предполагали, что долгосрочные инвестиционные проекты в энергетическом секторе Каспийского бассейна несут риски для безопасности: за западными МНК часто следует НАТО. Таковы были параметры дискурса о Новой Большой игре. По просьбе друзей Фундаментальные недостатки конструкции этой версии евразийской энергетической геополитики были двоякими. Во-первых, государства Центральной Азии быстро превратились из потребителей созданной извне геополитической игры в ее агентов. Руководители Казахстана, Туркменистана и Узбекистана, все в большей или меньшей степени, стремились сбалансировать национальный суверенитет, интересы западного капитала и умиротворение российского «права доступа» в регион. Тем не менее, президент Ислам Каримов был, возможно, первым центральноазиатским лидером, который активно стремился влиять на широкую геостратегическую среду, используя географию и ресурсы Узбекистана в национальных интересах. После террористических атак 9 сентября 2001 года Каримов эксплуатировал статус Узбекистана как страны на линии «фронта», для укрепления отношений в сфере безопасности с США, которые, хотя впоследствии и обострились, служили демонстрацией того, что геополитические отношения могут, в определенной степени, зависеть от самих региональных субъектов. В энергетическом контексте, Казахстан и Туркменистан стремились сбалансировать сохранение коммерческих связей с Россией, избирательно подходя к доступу к западному капиталу и техническим знаниям, чтобы постепенно диверсифицировать точки входа на мировом нефтяном рынке и наладить торговлю газом в Европе, Южной Азии, Китае и Иране. В частности, в Казахстане правительство стремилось активно использовать близость своей сырьевой базы для ряда рынков через постепенное ужесточение условий работы для МНК с 2003 года, участвуя в таких стратегических экспортных проектах, как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и нефтепровод Казахстан-Китай. Для Туркменистана, максимизация потенциала экспорта газа стала лейтмотивом внешней политики, формируя отношения с Ираном, Афганистаном (включая «Талибан» периода до 2001 года) и, самое главное, с Китаем, через предоставление преференциальных концессий на добычу и поставки значительных объемов туркменского газа через газопроводный комплекс Центральная Азия-Китай. Второй недостаток конструкции, по крайней мере, в энергетическом секторе заключался в том, что внешнее геополитическое влияние уже не предусматривало оказание прямого или неформального контроля на местное управление, и тем более получение любого вида территориальной гегемонии, что предполагалось в концепции Большой игры ее теоретиком и родоначальником Халфордом Макиндером. Учитывая исторически существующий контроль Москвы над регионом и значительную территориальную близость России к Казахстану, Центральная Азия воспринимается в России как потенциальный канал транзитных угроз безопасности, таких, как нелегальная миграция, наркотрафик и исламский терроризм, а также и потенциальный источник внешних угроз внутренней безопасности. Для США, Европы и Китая, Центральная Азия сама по себе во многом не представляет важности. Никто не будет предоставлять значимых гарантий безопасности или тратить значительные ресурсы на формирование (или содействие координированному управлению) внутренней геополитики региона. Таким образом, значение Центральной Азии заключалось не в самой внутренней сущности региона, а скорее в том, как он соотносится с внешними интересами, основным из которых является энергетическая безопасность. В целом, энергетическая геополитика в постсоветский период строилась вокруг двух заповедей: во-первых, максимизация суверенитета и самостоятельности действий государств Центральной Азии усилиями местных и западных игроков, во-вторых, разное восприятие безопасности и угроз в регионе, могущих повлиять на внешние интересы. Нефтегазовая революция Сегодняшняя революция в мировой нефтяной и газовой промышленности, вероятно, окажет побочные последствия для энергетической геополитики Центральной Азии. Благодаря применению технологий и инвестиций в добычу сланцевой нефти, глубоководные и подсолевые отложения, глобальная ресурсная база в настоящее время постепенно накапливает возобновляемые запасы. В период между 1980 и 2011 годами было значительно больше накоплено резервов (1771 млрд. баррелей), чем произведено (795 млрд. баррелей). Одновременно меняется структура потребления. Страны ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в настоящее время не демонстрируют рост потребления нефти, благодаря сочетанию нескольких факторов: политика по изменению климата, изменения на транспортном рынке и развитие альтернативного топлива из сектора агробизнеса, таких как этанол и биодизель. Спрос на нефть в транспортной отрасли (более половины потребления) в США и ЕС, по прогнозам, сократится на 30% в период между 2009 и 2035 годами, то есть с 17 млн. баррелей в день (мбд) до 11,5 млн. баррелей в день, в то время как спрос в Азии, по прогнозам, увеличится от 7,5 мбд до 13,5 млн. баррелей в день. Стабильность цен на нефть является важным индикатором на мировом рынке и сказывается на всех потребителях, но безопасность поставок является наиболее важной для Китая и Восточной Азии. Рынок природного газа становится все более глобальным, вследствие растущих поставок сжиженного природного газа (СПГ), расширяющейся сети межрегиональных трубопроводов и ценообразования, комбинирующего спотовые и долгосрочные контракты на поставку. Учитывая состояние потока в глобальном энергетическом рынке, заявления о «золотом веке газа» все еще могут быть преждевременными. Тем не менее, совмещение нескольких факторов указывает на прочное фундаментальное обоснование глобального первичного спроса, подкрепляющееся постепенным расширением поставок. К таким факторам относятся: планы в государственных и промышленных кругах рассматривать газ как относительно чистое топливо для перехода к возобновляемым источникам энергии; быстрое расширение добычи нетрадиционного газа в Северной Америке, наряду с большим потенциалом гибкости поставок вследствие достигнутого прогресса в области технологии бурения; более диверсифицированное глобальное распределение запасов сланцевого, плотного газа и метана угольных пластов; прогнозируемые изменения в политике Германии и Японии, смещающиеся от ядерной энергетики в сторону газа, а также серьезные исследования возможностей конверсии механизмов грузоперевозок на газ. В настоящее время на мировом рынке существует избыток газа: цены на Henry Hub (ценовой ориентир для газовых контрактов США) находятся на нижних границах. Доля России на европейском рынке находится под давлением катарского газа (первоначально предназначавшегося для насыщения рынка США), который продается по спотовым ценам ниже, чем цены, традиционно закладываемые «Газпромом» в свои долгосрочные контракты. Долгосрочные контракты на поставку значительных объемов газа из Центральной Азии в Европу неожиданно оказались в конце очереди. Игра окончена? Потребители Восточной Азии имеют возрастающее значение в глобальной безопасности поставок нефти. В случае с Китаем, который ведет жесткий курс на урбанизацию и экономику, ориентированную на потребление, в условиях сдерживающей политической среды, безопасность поставок нефти является одним компонентом в поддержании отечественного прогресса. Уменьшение зависимости Запада от ближневосточной нефти представляет собой долгосрочную стратегическую дилемму для Китая, который до сих пор полагался на США в вопросах обеспечения безопасности в регионе. Центральная Азия представляет собой микрокосм более широкой картины. Несмотря на деятельность Шанхайской организации сотрудничества, Китай в целом согласился с привилегированными и укоренившимися отношениями России с правительствами стран Центральной Азии в сфере безопасности и сбора информации. В то же время Китай, по словам эксперта Бобо Ло, «продолжает беспокоиться о бизнесе». Критически важным и более широким геополитическим вопросом является то, станет ли Китай создавать достаточную силовую мощность для того, чтобы взять на себя некоторую часть глобальной ответственности за обеспечение безопасности производства и морских путей. Учитывая, что потенциальные риски срыва поставок энергоносителей из Центральной Азии значительно ниже, чем на Ближнем Востоке и, в основном, зависят от таких факторов, как неисполнение контрактов или экспроприация, Китай, вероятно, сохранит свой фокус на обеспечении стабильности двусторонних политических и коммерческих отношений, чем будет наращивать всеобъемлющее присутствие в сфере безопасности в Центральной Азии. Энергетическая геополитика для Китая будет по сути дела энергетической политикой. С одной стороны, Запад свою работу в Центральной Азии выполнил. Государства региона получили достаточно устойчивый суверенитет. Были введены в строй и находятся на завершающих стадиях строительства новые трубопроводы, соединяющие Восток и Запад. Контракты МНК по разведке и добыче продолжают осуществляться, хотя и часто возникают стрессовые моменты, создающие операционный риск. Несмотря на скорое введение в действие нефтяного месторождения Кашаган в Казахстане, а также скрытый газовый потенциал в Туркменистане для экспорта в ряд региональных рынков, регион имеет сравнительно низкое значение для Запада в плане вклада в глобальный баланс поставок, в частности, на рынке природного газа. Кроме того, существует весьма ограниченный спрос на форсирование изменений во внутренней политике в Центральной Азии, хотя мероприятия по продвижению демократии и инициативы по улучшению в области управления будут продолжаться. Высокое геостратегическое значение Центральной Азии для Запада будет заключаться больше в том, что этот регион может воспроизводить угрозы безопасности либо локально, либо в Афганистане, непосредственно влияющие на западные проблемы безопасности, в частности, через транснациональный исламистский терроризм или потоки наркотрафика, способные превратиться, как в Латинской Америке, в квази-политическую нарко-партизанскую деятельность. В глобальной схеме вероятность обеих угроз классифицируется разведывательными агентствами в категории «низкой вероятности - среднего воздействия» и не требует применения значительных ресурсов. Внимание Запада на вопросах энергетики будет сосредоточено на стабильности контрактов, а не развитии других грандиозных планов. Хотя влияние России в Центральной Азии сохраняется, в частности посредством «мягкой силы» языка и культуры, неформальных деловых связей и в сфере безопасности, ее политическое и экономическое влияние находится в стагнации. Становится менее вероятно, что вопрос о преемственности власти в Центральной Азии будет диктоваться из Москвы, но, скорее всего, вопрос будет решен, возможно, и «грязным» методом, в пределах региона. Россия не вмешалась в проблемы Кыргызстана, по большому счету, не ввязывается в узбекско-таджикские трения и не влияла на смену власти в Туркменистане в 2006 году. Остаточное российское влияние в виде «фактора вмешательства» или «третьего лишнего» также сократились и, одновременно, ее стратегические энергетические интересы на мировом рынке перешли на уровень среднесрочной «длины» поставок, о чем свидетельствует быстрое снижение закупок газа «Газпромом» у Туркменистана. С практической точки зрения энергетическая геополитика станет местной - обеспечение объемов поставок для регионального потребления внутри России, а также обеспечение максимальных транзитных пошлин на транзит нефти, и в то же время стремление сохранить долю России на европейском рынке газа. Что же насчет самих стран Центральной Азии в их статусе производителей и транзитных государств? После первоначально наивного периода в своей работе с внешними инвесторами, руководства Казахстана, Узбекистана и Туркменистана все стремились использовать свои ресурсные богатства для утверждения национального суверенитета и расширения своей возможности для маневра с более влиятельными внешними субъектами. Этот рычаг в переговорах ослаб по мере того, как проекты по разработке и переработке ресурсов стали взрослеть, а мировой рынок меняться. В частности, переход к глобализации газового рынка и растущий потенциал для использования нетрадиционных источников энергии в других частях мира не оправдывает усилия по обеспечению поставок из Центральной Азии на региональные рынки в ущерб другим проектам. Главная карта стран-производителей заключается в их территориальной близости к Китаю, ключевому рынку для роста мирового потребления энергии. Учитывая эти факторы, в энергетической геополитике Центральной Азии значение внешней конкуренции за ресурсы региона снизится и станет более важной способность правительств стран региона осуществлять и придерживаться условий конкретных коммерческих соглашений. В этом смысле, в среднесрочной перспективе это означает «конец игры». Для Центральной Азии энергетическая геополитика в большей степени станет локальной энергетической политикой. Программа изучения Центральной Азии (Central Asia Program) при Школе международных отношений имени Эллиотта Университета Джорджа Вашингтона является независимым проектом, направленным на развитие научной и аналитической работы по изучению современной Центральной Азии. Программа также предоставляет площадку для дискуссий и нацелена вовлечь коллег из США, Европы, России, Азии и Центральной Азии в совместную работу, продвигая различные формы взаимодействия и совместные проекты. Программа регулярно переводит на русский язык некоторые из последних работ западных исследователей по Центральной Азии. Международное информационное агентство «Фергана» Кыргызстан: Местные жители ворвались в элитную зону отдыха на Иссык-Куле 2013-08-07 17:18 ИА Фергана.Ру 6 августа 2013 года в одном из элитных коттеджных поселков на Иссык-Куле (Кыргызстан) «Karven - Four Seasons» произошел конфликт с местными жителями. Как описывает Gezitter.kg, накануне вечером «поднялась шумиха в центрах отдыха «Карвен 4 сезона» и «Радуга». По словам свидетелей происшествия, конфликт вспыхнул из-за того, что сотрудники службы безопасности не пустили местных жителей на территорию пансионата. Разозлившиеся люди завалили ворота пансионата. Конфликт удалось погасить после вмешательства Иссык-Кульской районной милиции». Как свидетельствует Азаттык, история произвела эффект разорвавшейся бомбы и вызвал оживленное и достаточно нервозное обсуждение произошедшего конфликта. Одно из первых сообщений о ЧП в «Твиттере» было паническим: «Местные сломали ворота, детей убирают с пляжа. Охрана, эвакуируют отдыхающих #карвен». Конфликт закончился переговорами местных жителей села Сары-Ой Иссык-Кульской области с администрацией и владельцами пансионатов. В результате было принято решение, что ограда пансионатов будет снесена, местные жители свободно будут проходить на территорию зон отдыха, причем бесплатно (раньше местные жители проходили на территорию за 200 сомов с человека), сообщает ИА 24.kg. Пансионатам «Карвен - Четыре сезона» и «Радуга» дана неделя, чтобы убрать ограду. В ответ жители села пообещали, что будут следить за своим скотом. «Работники пансионатов часто жалуются, что скот заходит на их территорию. Сельчане пообещали, что будут следить за своими животными», - отметил заместитель акима (главы администрации) Иссык-Кульского района Долот Салмакеев.
Отметим, что именно охрана территории и пляж «только для своих» были обязательными условиями туристов, которые хотели поехать на Иссык-Куль, но опасались за свою безопасность. «Карвен» - самый фешенебельный пансионат на озере, туда приезжали состоятельные туристы из соседнего Казахстана и других стран. Теперь же, когда в разгар туристического сезона ничто не помешало толпе вломиться на его территорию, а местным жителям дозволено в любое время бесплатно проходить на пляж, можно говорить о провале всей туристической политики Кыргызстана и о невосполнимых репутационных потерях. Напомним, что, например, в Египте, где и сегодня множество людей втянуто в затянувшийся политический конфликт и происходят столкновения с человеческими жертвами, зоны туристического отдыха остаются островом мира и безопасности. Международное информационное агентство «Фергана» Узбекистан: В Ташкенте массово вырубают елки 2013-08-08 10:25 ИА Фергана.Ру В Ташкенте с конца июля проводится массовая вырубка елок (арчи), сообщает экологический блог Sreda.uz.
В июне «Фергана» рассказывала о том, что пожелтевшие елки красили в зеленый цвет, используя аэрозольную краску в баллончиках. Как пояснила автор блога Sreda.uz, известная узбекская журналистка Наталья Шулепина, причиной пожелтения деревьев стало нападение насекомого «арчовый червец», который раньше в Узбекистане не водился, потому и не изучен, методы борьбы с ним в местных условиях не разработаны. Арчовый червец был, видимо, завезен вместе с саженцами елки. Это насекомое было в середине прошлого века было зафиксировано в Таджикистане, откуда и расширило свой ареал обитания в Сурхандарью. На саженцах из сурхандарьинских питомников, минуя все кордоны, арчовый червец откочевал практически во все регионы Узбекистана. В частности, по словам Шулепиной, очень много зараженных деревьев в Бухаре. Их вырубают и вывозят, хотя следовало бы сжигать на месте: «пока грузят на тракторные тележки, пока везут, ветер разносит червеца. Если вода течет в арыках и каналах, то насекомое и вплавь расширяет свой ареал обитания».
«Набережная Анхора завалена вырубленными деревьями с желтой хвоей. Судя по кольцам на пнях, лет им больше десяти. Прискорбно. Пока деревьев срублены десятки. Очевидно, что этим дело не закончится. Таких деревьев-страдальцев у Сената Олий Мажлиса (парламента Узбекистана), где прошла нынешняя зачистка, и в целом по столице - сотни и тысячи. И среди них не только арчовые. Насекомые множатся, - пишет Н.Шулепина. - Не берусь утверждать, перевалило ли число спиленных деревьев за сто или около того, но их очень много. Пеньков тоже. Судя по всему, работы продолжатся, так как высохших взрослых деревьев здесь еще десятки и десятки. Тракторные тележки исправно везут арчовые на мусорную свалку в Ялангач. Тюльпановые деревья, закупленные за валюту и посаженные вдоль Анхора, еще держатся. Однако и среди них немало пораженных со скрюченными листьями и в паутине. Их пока не трогают, но, судя по внешнему виду, они на очереди».
Напомним, на протяжении последних лет по всему Узбекистану высаживают ели, заменяя ими чинары и другие лиственные деревья, столетиями спасавшие местное население от сильной жары. Хвойные же породы не выполняют эту важную функцию, сохнут и не приживаются, их нередко укрывают от палящего летнего солнца специально изготовленными тентами из бязи. И продолжают сажать. Международное информационное агентство «Фергана» Туркменистан: Местным строителям впервые доверили застройку Ашхабада 2013-08-08 13:21 ИА Фергана.Ру Впервые частные строительные компании Туркменистана получили право на застройку Ашхабада: им доверено строительство в юго-западном районе туркменской столицы на 1 миллиард 410 миллионов манатов ($0,5 млрд), сообщает Туркменистан.Ру. Строители займутся возведением крупного комплекса современных жилых домов и административных зданий общей площадью 970 тысяч квадратных метров - по заказу ряда министерств и ведомств страны. В частности, планируется построить 12-этажные дома по заказу туркменского МИДа, Государственной товарно-сырьевой биржи, Государственного Коммерческого банка «Туркменистан», Государственного комитета по туризму, Министерства культуры, Министерства обороны, Министерства образования, Министерства связи, нефтегазового, сельскохозяйственного комплексов, столичного хякимлика (мэрии) и Союза промышленников и предпринимателей страны.
Здесь же будут построены две средние общеобразовательные школы на 600 мест каждая и два детских сада на 160 мест, Дом здоровья на 600 мест, Торгово-развлекательный центр, а также трехуровневые автостоянки на 200 мест с магазинами на первом этаже. Работа должна начаться в августе 2013 года, объекты намечено сдать в эксплуатацию в феврале 2016 года. Как отмечает Прайм, раньше туркменские частные строительные компании, в основном, получали небольшие контракты в отдаленных сельских районах страны, а застройку столицы доверяли иностранцам – в частности, туркам и французам. Впервые турецкие компании, доминирующие на строительном рынке Туркмении, не получили контракты при распределении такого значительного количества объектов в Ашхабаде. Причина такого решения не сообщается. По данным Комитета по внешнеэкономическим связям Турции (DEIK), в 2011 году турецкие строительные компании разрабатывали в Туркмении более 800 объектов на общую сумму $20 млрд. Инвестиции турецких компаний в Туркмении составили тогда $1,5 млрд. Ране «Фергана» сообщала о конфликте между туркменским правительством и турецкими строителями: 25 турецких компаний заявляли, что Туркменистан задолжал им, в общей сложности, $1 млрд за реконструкцию Ашхабада. Турция пыталась урегулировать конфликт по дипломатическим каналам, поскольку считает Туркмению важным торговым партнером, с которым имеет и тесные культурные связи. В мае 2011 года в Ашхабад прилетал президент Турции Абдулла Гюль, который попытался взыскать долг и защитить права турецких компаний, однако, судя по сообщениям в СМИ, его надежды не оправдались. Международное информационное агентство «Фергана» Стамбул: Железнодорожный туннель под Босфором необходим жителям столицы и туристам 2013-08-08 13:27 ИА Фергана.Ру В Турции успешно завершилось тестирование железнодорожного тоннеля, который проложили прямо под проливом Босфор. Тоннель соединил между собой азиатскую и европейскую части Стамбула - крупнейшего города страны. Строительство данного сооружения было довольно сложным, ведь его максимальная глубина составляет 56 метров, а общая длина превышает 13,5 километров. В минувшее воскресенье первый поезд через тоннель запустил лично премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган. По сообщению информационного агентства Reuters, окончание строительства железнодорожного пути под Босфором переносилось множество раз, но сейчас его официальный запуск назначен на 29 октября этого года. По замыслу правительства запуск будет приурочен к годовщине создания современной Турции и станет первым завершенным национальным мегапроектом. Проект был создан не только для иностранных туристов, которые приезжают в столицу, чтобы купить брендовые мужские туфли, знаменитый турецкий текстиль и шубы, но и для передвижения многочисленных местных жителей. Правительство уверено, что в будущем, когда строители закончат масштабный проект «Мармарэй», в состав которого входит и «трансбосфорский» железнодорожный туннель, линиями длинной в 76 километров будет каждый день пользоваться не менее полутора миллионов человек. В рамках данного проекта, стоимостью в пять миллиардов долларов, планируется закончить модернизацию уже существующей железнодорожной пригородной системы. Транспортная инфраструктура турецкой столицы уже давно нуждалась в обновлении и разгрузке. Несмотря на то, что туристы разнообразные товары и брендовые блузки покупают чаще в других городах, в столицу Турции иностранцы собираются для того, чтобы насладиться величием древнего города и его архитектурой. Приезжие надеются, что оптимизация железных дорог позволит хотя бы частично решить текущую транспортную проблему и разгрузить пролив и автодороги. Ранее многие из них отказывались от визита в Стамбул именно из-за сложностей путешествия с одного его берега на другой. Россия: В Москве прошли одиночные пикеты против ксенофобии и организации лагеря для мигрантов 2013-08-08 13:54 ИА Фергана.Ру В Москве у здания Федеральной миграционной службы прошла серия одиночных пикетов против лагерей для мигрантов, сообщают Грани.Ру. Инициатором акции выступила организация «Автономное действие». В пикетах приняли участие около 10 человек. Они вышли с плакатами «Люди не бывают нелегальными», «Этнические чистки - предвыборный пиар», «Миграция - не "проблема", а право; фашизм - вот проблема».
Сотрудники ФМС агрессивно реагировали на происходящее и задавали пикетчикам провокационные вопросы, в частности интересовались, сколько им заплатили. Акция возле лагеря для мигрантов в Москве. Сайт «Международной ассоциации трудящихся» цитирует заявление, распространенное организаторами акции: «В российской столице начались этнические чистки. В конце июля жертвами полицейского беспредела стали граждане России из южных республик. 1 августа в Москве открылся первый концентрационный лагерь, в котором к настоящему времени подвергаются незаконному лишению свободы сотни трудовых мигрантов. Представители Федеральной миграционной службы заявляют, что подготовили законопроект об организации 83 таких лагерей по всей России.
На 8 сентября намечены выборы московского мэра. Практически все кандидаты - представители как действующей власти, так и оппозиции - используют в своих кампаниях дешевые популистские приемы, пытаясь внушить москвичам, что их проблемы нельзя решить без ограничения прав «нелегальных» мигрантов. Между тем, во всем мире трудящиеся достигали успехов в борьбе за свои права, только объединившись, независимо от разреза глаз и места рождения, в требовании равной для всех оплаты труда и социальных гарантий. Власть и капитал стремятся разделять и властвовать, натравливая одну группу угнетенных на другую, еще более бесправную. Трудящийся класс должен противопоставить ксенофобной политике властей солидарность в борьбе за общие интересы», - говорится в заявлении организаторов.
Никаких инцидентов в ходе акции не произошло, задержанных нет. Международное информационное агентство «Фергана» Без света и воды, на глиняном холме. Как живут переселенцы из Оша (фото) 2013-08-08 14:36 Екатерина Иващенко В апреле 2013 года мы писали о переселении узбекского населения Оша (южной столицы Кыргызстана) в пригородный поселок Он-Адыр. Под переселение попадали семьи, чьи дома мешали расширению центральных дорог. Корреспондент «Ферганы» Екатерина Иващенко вновь отправилась в Ош, чтобы посмотреть, как сложилась судьба переселенцев. Напомним, что для разгрузки центральных дорог в Оше началось строительство новых трасс. Реконструкция происходит за счет сноса одноэтажных построек, идущих вдоль улиц, а это, как правило, узбекские махалли (кварталы). Один из таких сносов коснулся частных домов по улице Монуева. Сейчас дорога уже достроена. Наполовину разрушенные дома прикрыты наспех сделанными заборами. Отправляюсь в район Он-Адыр Ошской области - именно там выдавали участки семьям, чьи дома шли под снос. Крайне печальное зрелище - обычная глинистая холмистая местность на краю Он-Адыра, ни воды, ни света, ни дорог и даже деревьев. Это ровно 10 километров от Оша. До ближайшего базарчика - километр, до начальной школы тоже, до средней - три километра. В километре от места переселения - остановка: до города можно доехать на двух маршрутках.
По холмистой местности разбросаны редкие участки. Ни одного полностью законченного дома пока нет. Только недостроенные здания, временное жилье (вагончики) и фундаменты будущих домов. Так как тут не земля, а глина, которая идеально подходит для изготовления кирпичей, то и пара кирпичных мастерских тут тоже появилась.
Председатель домового комитета района Хотам Маматжанов рассказал, что здесь, действительно, с марта месяца раздали 28 участков, сколько именно досталось жителям улицы Монуева, неизвестно, но один строящийся дом – точно их. Проблему с электричеством помогли решить местные жители - они разрешили провести свет до новых участков кустарным способом. Воду людям привозит либо водовоз за деньги, либо нужно договариваться с местными и набирать воду у них.
Ночью этот район представляет собой печальное зрелище – бескрайняя пустота со светящимися в ночи редкими лампочками.
Чтобы застать людей, я вернулась сюда на следующий день днем. Глава Управления муниципальной собственности города Ош Алибай Кадыров заверил, что «все, кого коснулась застройка, получили достойную денежную компенсацию, а также земельный участок примерно в пять соток». Размер компенсаций А.Кадыров не раскрыл, но про землю и дома объяснил: «Кто-то получил участок и просто так. По улице Монуева в одном доме могли проживать по две семьи, и мы шли навстречу людям, второй семье просто так давали землю. В целом, землю получили более 30 семей. Кром того, каждой семье мы бесплатно сделали проект дома». Кадыров признал, что коммунальными услугами район не снабжен и к нему до сих пор ходят люди с просьбами помочь с электро- и водоснабжением.
Главное - Кадыров уверен, что переселение было равноценным: «Все было проведено на добровольной основе, и все остались довольны».
«Надо понимать, что в городе нет других свободных участков, кроме как там. Мы предложили их людям – они согласились. А инфраструктура скоро будет», - заверил глава Управления муниципальной собственности. Из более чем тридцати переселенных семей стройку в Он-Адыре начала только одна – семья Камила Нурматова, состоящая из пяти человек. Он сам, первым из своих бывших соседей, начал строить здесь дом. Первым - потому что, в отличие от соседей, ему некуда было переезжать, и сам, потому что компенсация оказалась ниже реальной стоимости отнятого дома. «Участки здесь получили 25 семей, но строиться пока начал только я. Другие либо переехали к родственникам, либо смогли купить жилье в городе», - сказал Камил. За свой двухэтажный восьмикомнатный дом он получил 21 тысячу долларов и 11 соток на две семьи (свою и семью брата). Кстати, по словам Камила, пять соток в этом пустынном месте, где он сейчас строит дом, стоят всего $2 тысячи. «Три года назад за мой дом мне предлагали $85 тысяч, если бы я тогда знал, как сложится судьба, то обязательно продал бы дом», - говорит Камил. На вопрос, не подавал ли он в суд, требуя большей компенсации, Камил ответил: «Нет, я не судился. Но среди моих соседей были те, кто в суд подал. Например, мой сосед, у которого под снос шел большой особняк. Благодаря суду он получил на $5 тысяч больше, всего - $30 тысяч, но это, конечно, в разы меньше реальной стоимости дома». Камил также рассказал, что до зимы здесь обещали установить трансформатор. Недалеко мэр Оша Мелис Мырзакматов строит детский сад; пообещали, что чуть ниже дома Камила будет построена школа. «Конечно, мы не хотели переезжать, у нас рядом была школа, базар, парк, река. Закончишь работу и идешь купаться на речку, а здесь даже умыться нечем», - говорит Камил.
Чтобы достроить дом, Камил экономит на всем. Из $21 тысячи он за семь тысяч купил машину, чтобы самому закупать и привозить стройматериалы. $8 тысяч ушло на возведение фундамента и стен. Дом строит сам, чтобы не платить рабочим. Отдыхает тут же – в палатке, поставленной рядом с домом. Ночевать уезжает в город - снимает там квартиру у родственников за 100 долларов в месяц, по меркам Оша - дешево. Естественно, что оставшихся шести тысяч на то, чтобы достроить и обустроить дом, не хватит. Поэтому Камилу придется еще и решать проблему с нехваткой денег.
На первый взгляд кажется, что будущий дом Камила очень выгодно расположен – он стоит первым, если идти от центральной дороги. Но проблема в том, что возле дома - обвал, буквально в метре от края фундамента. Раньше возле дома была мусорная свалка, но потом ее убрали. «Участок отец выбирал по карте, а там не было видно, что поверхность неровная. Вот и досталось», - объяснил Камил.
Вокруг будущего дома Камил уже высадил пару десятков тополей. Вот только без воды под палящим южным солнцем они начинают сохнуть. Но молодой человек не унывает, уже к зиме планирует закончить строительство дома и надеется, что к этому же сроку муниципалитет проведет воду и свет… «Фергана» будет продолжать следить за строительными изменениями Оша и судьбами вынужденных переселенцев. Екатерина Иващенко Международное информационное агентство «Фергана» |
В избранное | ||