Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

<<Коммерсантъ>>: Полицейская миссия ОБСЕ отложила свой приезд в Кыргызстан


«Коммерсантъ»: Полицейская миссия ОБСЕ отложила свой приезд в Кыргызстан
2010-09-01 09:39 ИА Фергана.Ру

52 члена полицейской миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которые должны были прибыть в Кыргызстан для расследования июньской резни на юге республики и содействия местным властям в наведении порядка в неспокойных районах, отказались от уже забронированных авиабилетов в Бишкек, сообщает 1 сентября Коммерсантъ.

По данным издания, полицейская миссия ОБСЕ, давно сформированная из представителей девяти стран организации, должна была прибыть в Ош в начале сентября. Более того, 52 полицейских даже забронировали авиабилеты на рейс Вена—Бишкек. Но на этой неделе бронь была аннулирована, а приезд миссии отложен на неопределенное время.

Депутат бундестага Виола фон Крамон после встречи с Розой Отунбаевой сообщила в интервью одной из немецких газет, что полицейские, возможно, вообще не приедет в Киргизию, так как власти республики не могут гарантировать их безопасность.

В преддверии Дня независимости между Бишкеком и Веной прошли напряженные консультации по поводу пребывания миссии в Кыргызстане. Полномочия полицейских прописаны в меморандуме, который стороны должны были подписать еще 26-27 августа. Однако педложенный постоянным советом ОБСЕ вариант не устраивает руководство страны, власти внесли в меморандум несколько серьезных корректив. В частности, Бишкек настаивает на том, что работа полицейской миссии может быть прекращена в любой момент по решению местных властей. Кроме того, по его словам, полицейские ОБСЕ должны работать на юге только в качестве наблюдателей и консультантов, не вмешиваясь в работу правоохранительных органов. Но главная причина, отмечает Коммерсантъ, состоит в том, что центральная власть не контролирует южный регион, а там полицейских ОБСЕ видеть не хотят.

Ситуация в Ошской и Джалал-Абадской областях, где в июне прошли масштабные межэтнические столкновения между киргизами и узбеками, по-прежнему крайне сложная. И приезд туда полицейской миссии может спровоцировать волну недовольства местных жителей, неоднократно проводивших митинги против присутствия здесь ОБСЕ. Подтверждением того, что центральная власть, по сути, не контролирует Ош, стал и недавний инцидент с мэром этого города Мелисом Мырзакматовым, являющимся назначенцем свергнутого президента Курманбека Бакиева. Две недели назад власти попытались отправить главу города в отставку. Это вызвало протесты среди населения. В итоге мэр сохранил кресло, а руководство страны продемонстрировало свою неспособность управлять южным регионом, пишет Коммерсантъ.

По данным «Ферганы.Ру», окончательное решение по полицейским еще не принято ни в Бишкеке, ни в ОБСЕ.

Узбекистан: Президент Ислам Каримов пообещал населению страны зарплату в 500 долларов США
2010-09-01 11:00 ИА Фергана.Ру

Уже в текущем году средняя заработная плата в Узбекистане составит 500 долларов США. Об этом 1 сентября, выступая на торжествах в связи с Днем независимости республики, заявил президент страны Ислам Каримов.

В своих ежегодных праздничных выступлениях Ислам Каримов рисует все более и более сказочные картины узбекского настоящего и будущего. Однако реальная жизнь зачастую опровергает слепую убежденность главы Узбекистана. Одним из свидетельств того, что уровень жизни подавляющего большинства населения Узбекистана повышается не слишком-то и быстро, является уверенный рост числа трудовых мигрантов. Сегодня, согласно официальным данным, каждый третий иностранный рабочий в России – гражданин Республики Узбекистан. По неофициальным оценкам, на территории Российской Федерации живет и работает до двух миллионов узбекских гастарбайтеров
«По сравнению с 1990 годом валовой внутренний продукт нашей страны вырос почти в 3,5 раза, а в расчете на душу населения – в 2,5 раза, размер средней заработной платы в конце текущего года составит около 500 долларов США и увеличится почти в 14 раз», - сообщил глава Узбекистана, полный текст выступления которого публикует УзА.

Если пересчитать доллары в сумы – неконвертируемую национальную валюту Узбекистана, - то, судя по словам Каримова, в среднем граждане страны будут получать 807 тысяч (по официальному курсу) или 1.109.500 сумов (по реальному курсу «черного рынка» на 1 сентября).

Однако, по данным Минэкономики и Госкомстата Узбекистана, за последний месяц первого полугодия 2010 года средняя зарплата составила всего 476,4 тысяч сумов (чуть более двухсот долларов по «черному» курсу). То есть, исходя из обещания Каримова, к концу года она должна увеличиться как минимум вдвое. Что именно должно произойти, чтобы это случилось и чтобы узбекистанцы почувствовали себя хотя бы «сумовыми» миллионерами, президент не уточнил.

Совсем другая картина складывается, если обратиться к более конкретной категории — размеру минимальной оплаты труда. Несмотря на демонстрируемый официальными источниками завидный рост экономики в Узбекистане, за минувший успешный год — с августа 2009 по август 2010 года — «минималка» выросла всего на два доллара (с учетом роста американской валюты): с 33.645 сумов в месяц ($18,4 по реальному курсу) до 45.215 сумов ($20,4).

Отметим, к слову, что такие «несущественные» для узбекских экономистов понятия, как рост курса иностранной валюты и инфляция, в отчетах об итогах социально-экономического развития Узбекистана не отражаются, во всяком случае — в тех, что публикуются в СМИ.

Отметим также, что по данным официальной статистики, к лету 2010 года средняя зарплата в России составила чуть более 650 долларов, а Казахстане – 500 долларов США

Кыргызстан: Роза Отунбаева распределила обязанности между собой и своими заместителями
2010-09-01 11:10 ИА Фергана.Ру

1 сентября 2010 года президент Кыргызстана и одновременно глава правительства этой страны Роза Отунбаева подписала распоряжение о распределении обязанностей между премьер-министром и вице-премьерами, то есть, между собой и своими заместителями.

Согласно этому распоряжению, также утвержден перечень государственных органов и иных организаций, деятельность которых курируют и координируют премьер-министр и вице-премьер-министры республики.

Следует отметить, что срок работы этого состава правительства Киргизии крайне ограничен. Оно просуществует до формирования правительства Жогорку Кенешем (парламентом Кыргызстана), выборы в который состоятся уже менее, чем через полтора месяца – 10 октября.

Публикуем текст распоряжение Розы Отунбаевой полностью (источник – пресс-служба президента Кыргызстана).

Распределение обязанностей между Премьер-министром и вице-премьер-министрами Кыргызской Республики

1. Премьер-министр Кыргызской Республики

Осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью Правительства Кыргызской Республики, координирует деятельность вице-премьер-министров Кыргызской Республики, органов, подчиненных Правительству Кыргызской Республики.

Обеспечивает реализацию мер по охране государственного суверенитета, территориальной целостности; защите конституционного строя, а также мер по национальной безопасности.

Координирует вопросы реализации внешней политики; делимитации границ.

Обеспечивает сотрудничество с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, государствами-членами Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Экономического Сотрудничества, а также с другими странами, международными финансовыми институтами, международными агентствами развития, международными экономическими организациями.

Ведет вопросы законности, свобод и прав граждан.

Дает согласие на инициативы государственных органов.

Принимает решения по кадровым вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра Кыргызской Республики.

Распределяет обязанности между вице-премьер-министрами Кыргызской Республики.

Обеспечивает взаимодействие Правительства Кыргызской Республики с Верховным судом Кыргызской Республики и местными судами Кыргызской Республики, Судебным департаментом Кыргызской Республики, Омбудсменом (Акыйкатчы) Кыргызской Республики, Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики, Счетной палатой Кыргызской Республики, Государственной службой национальной безопасности Кыргызской Республики, Государственной службой финансовой полиции Кыргызской Республики, Государственной службой финансовой разведки Кыргызской Республики, Государственной кадровой службой Кыргызской Республики, Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления Кыргызской Республики, Национальным агентством Кыргызской Республики по делам местного самоуправления, Академией управления при Президенте Кыргызской Республики.

2. Первый вице-премьер-министр Кыргызской Республики

Координирует вопросы анализа, прогнозирования и планирования развития экономики; разработки стратегий развития страны; анализа регулятивного воздействия; технического регулирования; обеспечения проведения финансовой, инвестиционной политики; антимонопольной политики и развития конкуренции; развития финансового рынка; управления природными ресурсами; топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства; обеспечения проведения фискальной, тарифной политики; контроля за выполнением республиканского бюджета; строительства, ремонта и содержания автомобильных и железных дорог; государственной политики управления объектами государственного имущества; деятельности государственных предприятий и акционерных обществ с долевым участием государства; функционирования свободных экономических зон; деятельности межправительственных комиссий; коммуникаций и связи.

Дает согласие на инициативы государственных органов в курируемых сферах.

Обеспечивает взаимодействие Правительства Кыргызской Республики с Национальным банком Кыргызской Республики, Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики, Государственной службой интеллектуальной собственности Кыргызской Республики, Национальным институтом стратегических исследований Кыргызской Республики, Торгово-промышленной палатой Кыргызской Республики, открытым акционерным обществом "Расчетно-сберегательная компания", финансово-кредитными учреждениями.

Вносит предложения по кандидатурам, рассматриваемым к назначению Премьер-министром Кыргызской Республики, в курируемых отраслях.

Образовывает рабочие группы для проработки вопросов в курируемых сферах.

3. Вице-премьер-министр Кыргызской Республики (Костюк А.В.)

Координирует деятельность государственных органов, подчиненных Правительству Кыргызской Республики, в курируемых сферах.

Обеспечивает проведение государственной аграрной политики и развития агропромышленного комплекса; координирует вопросы государственных материальных и мобилизационных резервов; земельной реформы; охраны окружающей среды и лесного хозяйства, экологической безопасности; регистрационной деятельности; управления водными ресурсами; деятельности государственных предприятий и акционерных обществ с долевым участием государства в агропромышленном комплексе.

Обеспечивает взаимодействие с открытым акционерным обществом "Айыл Банк".

Дает согласие на инициативы государственных органов в курируемых сферах.

Вносит предложения по кандидатурам, рассматриваемым к назначению Премьер-министром Кыргызской Республики, в курируемых отраслях.

Образовывает рабочие группы для проработки вопросов в курируемых сферах.

4. Вице-премьер-министр Кыргызской Республики (Абдуллаева У.А.)

Координирует деятельность государственных органов, подчиненных Правительству Кыргызской Республики, в курируемых сферах.

Координирует вопросы социальной политики; труда, занятости, миграции; социального страхования, системы социальных гарантий; семьи, детей, молодежи; политики в сфере образования, науки, спорта, здравоохранения; по делам религий; этнического развития; гендерной политики; развития культуры; социальных гарантий и поддержки пострадавших в апрельских, майских и июньских событиях 2010 года.

Обеспечивает взаимодействие Правительства Кыргызской Республики с Социальным фондом Кыргызской Республики, Национальной аттестационной комиссией Кыргызской Республики, Государственной комиссией по делам религий Кыргызской Республики, Национальной комиссией по государственному языку при Президенте Кыргызской Республики, Национальной академией наук Кыргызской Республики, Ассамблеей общественных объединений «Ассамблея народа Кыргызстана», Федерацией профсоюзов Кыргызстана, средствами массовой информации, гражданским обществом.

Дает согласие на инициативы государственных органов в курируемых сферах.

Вносит предложения по кандидатурам, рассматриваемым к назначению Премьер-министром Кыргызской Республики, в курируемых отраслях.

Образовывает рабочие группы для проработки вопросов в курируемых сферах.

5. Вице-премьер-министр Кыргызской Республики (Бекназаров А.А.)

Координирует вопросы общественной безопасности и правопорядка, борьбы с преступностью и коррупцией, исполнения наказаний.

Дает согласие на инициативы государственных органов в курируемых сферах.

Вносит предложения по кандидатурам, рассматриваемым к назначению Премьер-министром Кыргызской Республики, в курируемых отраслях.

Образовывает рабочие группы для проработки вопросов в курируемых сферах.

6. Вице-премьер-министр Кыргызской Республики (Сатыбалдиев Ж.Ж.)

Координирует вопросы архитектуры и строительного комплекса, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Обеспечивает согласованную и скоординированную работу государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам восстановления инфраструктуры и жилищного фонда городов Ош и Джалал-Абад, других пострадавших в июньских событиях населенных пунктов Ошской и Джалал-Абадской областей.

Дает согласие на инициативы государственных органов в курируемых сферах.

Вносит предложения по кандидатурам, рассматриваемым к назначению Премьер-министром Кыргызской Республики, в курируемых отраслях.

Образовывает рабочие группы для проработки вопросов в курируемых сферах.

Перечень

государственных органов и иных организаций, деятельность которых курируют и координируют Премьер-министр и вице-премьер-министры Кыргызской Республики

1. Премьер-министр Кыргызской Республики

Осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью Правительства Кыргызской Республики.

Координирует деятельность:

Министерства обороны Кыргызской Республики;

Министерства иностранных дел Кыргызской Республики;

Министерства юстиции Кыргызской Республики;

местных государственных администраций.

2. Первый вице-премьер-министр Кыргызской Республики

Координирует деятельность:

Министерства финансов Кыргызской Республики;

Министерства экономического регулирования Кыргызской Республики;

Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики;

Министерства энергетики Кыргызской Республики;

Министерства природных ресурсов Кыргызской Республики;

Министерства государственного имущества Кыргызской Республики;

Государственного агентства антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики;

Государственного агентства связи при Правительстве Кыргызской Республики;

Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики;

Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики;

Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики;

государственных предприятий Кыргызской Республики и акционерных обществ с долевым участием государства.

3. Вице-премьер-министр Кыргызской Республики (Костюк А.В.)

Координирует деятельность:

Министерства сельского хозяйства Кыргызской Республики;

Государственного комитета Кыргызской Республики по водному хозяйству и мелиорации;

Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики;

Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики;

Фонда государственных материальных резервов при Правительстве Кыргызской Республики;

государственных предприятий Кыргызской Республики и акционерных обществ с долевым участием государства в агропромышленном комплексе.

4. Вице-премьер-министр Кыргызской Республики

(Абдуллаева У.А.)

Координирует деятельность:

Министерства здравоохранения Кыргызской Республики;

Министерства образования и науки Кыргызской Республики;

Министерства труда, занятости и миграции Кыргызской Республики;

Министерства культуры и информации Кыргызской Республики;

Министерства по делам молодежи Кыргызской Республики;

Государственного агентства социального обеспечения при Правительстве Кыргызской Республики;

Государственного агентства физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики;

Государственного агентства кинематографии при Правительстве Кыргызской Республики;

Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики.

5. Вице-премьер-министр Кыргызской Республики (Бекназаров А.А.)

Координирует деятельность:

Министерства внутренних дел Кыргызской Республики;

Государственной службы исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики.

6. Вице-премьер-министр Кыргызской Республики (Сатыбалдиев Ж.Ж.)

Координирует деятельность:

Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;

Государственного агентства архитектуры и строительства при Правительстве Кыргызской Республики;

Государственной дирекции по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад.

Ашхабад и Кабул договорились о строительстве газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия
2010-09-01 11:40 ИА Фергана.Ру

30 августа Туркменистан и Афганистан подписали межправительственное рамочное соглашение по осуществлению строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), сообщает Интерфакс.

Принятие документа состоялось в столице Афганистана — Кабуле в ходе прошедшего здесь второго заседания Межправительственной туркмено-афганской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Соглашение подписали министр шахт и горной промышленности Афганистана Вахидулла Шахрани и министр нефтегазовой промышленности Туркменистана Байрамгелди Недиров, передает Афганистан.Ру.

После завершения визита в Афганистан туркменская делегация отправится в Исламабад, а затем – в Индию, чтобы заключить аналогичные соглашения с правительствами других государств, участвующих в осуществлении проекта.

Ожидается, что детали реализации проекта ТАПИ станут главной темой переговоров президента Афганистана Хамида Карзая и его туркменского коллеги Гурбангулы Бердымухаммедова в сентябре в Нью-Йорке в рамках 65-й сессии Генеральной ассамблеи ООН.

По информации РИА Новости, 31 августа Бердымухамедов в ходе телефонного разговора с президентом Пакистана Асифом Али Зардари предложил провести в Ашхабаде в декабре этого года четырехсторонние переговоры на высшем уровне по проекту ТАПИ.

По мнению президента Туркмении, переговоры глав государств-участников проекта позволят вынести соответствующее решение по газопроводу Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). При этом Бердымухамедов предложил предварительно обсудить вопросы строительства ТАПИ на встрече министров в сентябре этого года.

Асиф Али Зардари согласился и сообщил, что министр пакистанского правительства, отвечающий за реализацию проекта строительства Трансафганского газопровода, примет участие в сентябрьской встрече, а сам глава государства приедет в декабре в Ашхабад на переговоры глав государств-участников проекта ТАПИ.

Проект Трансафганского газопровода, по которому туркменский газ должен поступать через Афганистан в Пакистан, а затем в Индию, активно продвигался во время правления первого президента Туркмении Сапармурата Ниязова. Проект получил одобрение ряда государств, в том числе США, а также многих влиятельных международных финансовых организаций. Однако война в Афганистане свела на нет все усилия сторонников проекта. В настоящее время интерес к ТАПИ вновь возрос., отмечает РИАН.

По оценкам, протяженность ТАПИ составит 1680 километров, пропускная способность - 30 миллиардов кубометров природного газа в год, приблизительная стоимость - около 4 миллиардов долларов. По данным газеты Коммерсантъ, начиная с 2015 года газопровод должен будет поставлять 33 миллиарда кубометров газа в год.

Между тем, эксперты Коммерсанта не уверены в успехе проекта, так как маршрут трубы пройдет через частично контролируемую талибами провинцию Кандагар, а также через нестабильную зону пуштунских племен в Пакистане. Кроме того, весьма напряженными остаются и отношения между Дели и Исламабадом.

Другим тормозом на пути развития TAPI является неясность с обеспеченностью ресурсами, отмечает издание. В 2004 году американской компанией был проведен аудит газовых запасов Туркменистана, отчет не был опубликован, однако представители самой компании и туркменские власти с тех пор не раз заявляли, что ресурсов хватит для экспорта на разные рынки. По действовавшему до декабря прошлого года долгосрочному соглашению от 2003 года объем поставок газа России в 2010 году должен был составить 80-90 млрд. кубометров, однако из-за прошлогоднего газового конфликта в декабре стороны внесли изменения в контракт, согласно которым в этом году Россия может купить всего 10 млрд. кубометров туркменского газа. Если «Газпром» в ближайшие годы не увеличит закупки, Ашхабад вполне сможет направить высвободившийся газ на другие рынки через недавно запущенные трубы в Китай и Иран, а в перспективе — и по ТАПИ.

В Иране запускают собственную систему интернет-поиска и оппозиционный телеканал
2010-09-01 12:10 ИА Фергана.Ру

Иран намерен использовать вместо Google собственную систему интернет-поиска Yahaq («Истина»). При этом, в отличие от международных систем поиска, Yahaq будет использоваться в Иране исключительно правительством и исполнительными властями страны, сообщил директор центра по изучению и развитию коммуникационных технологий Ирана Хади Маликпараст, передает Иран.Ру.

В минувшие выходные президент Ирана Махмуд Ахмадинежад высоко оценил успехи, достигнутые в процессе создания и развития в стране собственного Интернета. По его словам, в Иране должен начаться процесс создания и совершенствования собственной национальной базы знаний и использования этой базы для совместного использования ресурсов и информации. После этого, добавил он, Иран сможет охватить своей сетью соседние страны и стать одним из глобальных источников информации.

Тем временем, в Иране 31 августа был запущен новый спутниковый телеканал «Ряса», принадлежащий иранской оппозиции. Он будет вещать со спутника Telstar 12 и транслироваться в Иране, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Европе. Одновременно запущен веб-сайт телеканала под названием «Ряса - Зеленые СМИ», где в режиме онлайн можно будет ознакомиться с новостями, мнениями экспертов, анализами и контактами.

Пока из-за финансовых затруднений канал транслируется в течение одного часа в день. Представители «зеленого движения» призывают население помочь в увеличении эфирного времени.

Узбекистан: Сотрудницы Национальной телерадиокомпании обратились с открытым письмом к президенту Исламу Каримову
2010-09-01 14:00 Соб. инф.

Тележурналисты канала «Ёшлар» («Молодежь») Национальной телерадиокомпании Узбекистана Саодат Омонова и Малохат Эшонкулова, публично заявившие на пресс-конференции в правозащитном обществе «Эзгулик» «о засилье цензуры и местничества на государственном телевидении и хищениях со стороны руководства НТРК», выступили с открытым письмом к президенту Узбекистана Исламу Каримову.

Обращение к президенту с помощью независимых СМИ сотрудники НТРК объяснили невозможностью сделать это через официальные государственные издания Узбекистана. Одной из причин, побудивших их напрямую обратиться к главе государства с просьбой «о справедливости и защите», стало то, что после пресс-конференции руководство телеканала начало оказывать на них давление. Так, Саодат Омонову отстранили от съемок, на улице к ней пристают подосланные кем-то беспризорники, на ее телефонный номер поступают звонки с угрозами и оскорблениями. Запугивают по телефону и ее мать. Саодат Омонова сказала, что не поддается на провокации и считает, что давление еще больше усилилось после того, как она дала интервью радио «Озодлик» (узбекской службе Радио Свобода). Открытое письмо президенту Саодат Омонова и Малохат Эшонкулова передадут и в Международную правозащитную организацию Human Rights Watch.

Ниже приведен перевод с узбекского языка открытого письма тележурналистов президенту Узбекистана:

«Уважаемый Ислам Абдуганиевич!

Сегодня мы обращаемся к Вам, чтобы донести боль, которая накопилась в душах тысяч сотрудников Национальной телерадиокомпании: телерадиожурналистов и технических работников. Мы считаем нашим гражданским долгом, долгом журналистов сообщить Вам о нарушениях и злоупотреблениях, процветающих в нашей компании: о хищениях государственных средств, местничестве и засилье цензуры. И поскольку в местных средствах массовой информации говорить открыто о проблемах, существующих на НТРК, у нас нет никакой возможности, мы вынуждены были обратиться к Вам и попросить у Вас помощи через независимые СМИ.

Согласно Вашим, уважаемый Ислам Абдуганиевич, указам и решениям, исходя из тех задач, которые были озвучены в этих документах, все телеканалы НТРК должны оснащаться современным оборудованием. Для этого были выделены огромные средства. Но сегодня руководитель компании Алишер Ходжаев и директор телерадиоканала «Ёшлар» Хайрулла Нуриддинов присваивают значительную часть государственных средств, предназначенных для развития НТРК. На выделяемые деньги закупается самая дешевая техника, которая по документам проходит как самая дорогая, тем самым большая часть средств незаконно присваивается руководством компании. Присваивается и значительная часть поступающих в НТРК денег за рекламу. Поскольку реклама на телевидении идет через частные фирмы, которые имеют льготы и скидки, значительная часть средств оседает в таких предприятиях, которые потом делятся с руководством компании.

В 2005 году, после того как Алишер Ходжаев сел в кресло председателя НТРК, из-за его «ненасытности» резко снизилась зарплата сотрудников. На телерадиоканале «Ёшлар» процветает поощряемое руководством местничество, что привело к существенной разнице в зарплате сотрудников. «Людям директора» (а это, в основном, «ташкентские») платят высокую по сравнению с остальными сотрудниками зарплату. К примеру, закончившим среднюю школу администраторам выплачивается зарплата в размере до миллиона сумов ($1=2219 сумов по реальному курсу). Есть сотрудники, которые получают и по два миллиона сумов. По нашим сведениям, эти люди часть зарплаты отдают заместителю директора Дилшоду Мухамедову, который заносит эти деньги Х.Нуриддинову, придумавшему хороший способ «отмывания» денег.

Многие сотрудники редакции информационной программы «Давр» могут неделями не появляться на работе. Есть и такие, кто не сделал ни одной передачи, ни одного сюжета, но в табеле им пишется по 8 часов работы, и они получают очень хорошую зарплату, находясь в привилегированном положении. Нам же не прощают малейшего нарушения. Такое отношение сильно угнетает действительно работающих сотрудников.

Вы сами не раз говорили о том, что человек может терпеть всякие трудности, но он не может терпеть несправедливость, и мы это хорошо помним. Дело в том, что сегодня при распределении корреспондентов «Давра» на съемки наблюдается явная несправедливость. Некоторые сотрудники, не могущие написать и пары строк, дав взятку руководству, выходят на выгодные съемки, где уже сами берут взятки. На самом деле, мы считаем, что съемки должны распределяться в соответствии с талантом сотрудников.

В коллективе редакции с ведома начальства практикуется воровство текстов и, что самое ужасное, – воровство идей. К примеру, один и тот же текст может без изменений идти в эфир и сегодня, и через неделю. Увы, это никого не волнует. Никто над этим даже не задумывается. Основная причина этого – незнание руководителями специфики работы телевидения, их некомпетентность. Сегодняшние руководители очень далеки от ТВ, они не творческие люди.

Далеко за примерами ходить не нужно. Например, «руководитель дня» программы «Давр» Зоир Курбанов, в течение года не выходя на съемки, использовал чужие тексты, «заимствуя» их из компьютеров. И хотя зачастую ворованные сюжеты не шли в эфир, он получал за это большую зарплату. Когда сотрудники подняли этот вопрос, руководство просто закрыло на это глаза. В придачу вороватый З.Курбанов был по предложению руководства награжден медалью «Шухрат» и получил должность заместителя директора телерадиоканала «Ёшлар» по вопросам просветительства. А все потому, что З.Курбанов «ташкентский». И еще нужно отметить, что за последние годы на государственные премии выдвигались, в основном, кандидатуры именно «ташкентских», вне зависимости от того, достойны они этого или нет.

Из-за процветающего местничества на телерадиоканале «Ёшлар» грубо нарушается кадровая политика. «Нуриддиновцы» считаются «элитой», а их покровитель может открыто оскорблять людей, которые приехали из областей. По отношению к ним Х.Нуриддинов позволяет себе даже такие высказывания: «Если вы хотите подметать улицу, то обязательно нужно было ехать в столицу? Что, у вас в кишлаке не нашелся бы веник вместо этого кривого карандаша?». Не удивляюсь, что после моего интервью, которое я дала радио «Озодлик», в интернете в мой адрес появились слова: «Ты, таджичка, убирайся в свой Таджикистан». Я считаю это открытым оскорблением. Возможно, оно исходит именно от Нуриддинова.

Большая проблема на ТВ - засилье цензуры. Когда в 1998 году телеканал «Ёшлар» начинал свою деятельность, информационная программа «Давр» поднимала актуальные и злободневные вопросы. Увы, после того как Алишер Ходжаев и Хайрулла Нуриддинов заняли свои посты, они строго запретили нам, журналистам, готовить критические репортажи, аналитические сюжеты. Сегодня сюжеты и репортажи, которые мы готовим, рассматриваются представителями различных организаций, коррективы могут внести представители любых госструктур. По своему желанию они сокращают сюжеты, меняют местами кадры. Они могут сократить интервью, в которых есть критические мнения или поднимаются злободневные вопросы. В официальных выпусках новостей нас вынуждают читать тексты информационной программы «Ахборот», выходящей на канале «Узбекистан», и дублировать из нее кадры мероприятий с Вашим участием и другие официальные сюжеты. Готовить свои тексты нам тоже запрещено.

Мы считаем, что действия руководителей НТРК направлены на отделение Вас от народа. Они возвели стену между Вами и народом. Наша цель – убрать эту стену, разрушить ее, оповестить вас об опасной ситуации, которая сегодня существует на НТРК.

Ислам Абдуганиевич!

Все сотрудники ТВ хорошо знают об этих проблемах. Многие недовольны сложившейся ситуацией. Но поднять эти проблемы у них не хватает смелости. Они подбадривают нас, стоя в стороне. Мы просим Вас, Президента Республики Узбекистан, пресечь эти нарушения закона.

Может возникнуть вопрос, почему мы не обратились в «соответствующие инстанции». Но с декабря прошлого года моя коллега М.Эшонкулова не раз обращалась с письмами-жалобами к Вам, к премьер-министру Ш.Мирзияеву и в правоохранительные органы. Но эти вопросы по-прежнему остались нерешенными. После расследования, проведенного прокуратурой, чтобы пресечь возникшие «разговоры» и скрыть деяния Х. Нуриддинова, совершенно неожиданно телерадиоканал «Ёшлар» был награжден международной премией «Олтин калам», хотя накануне всем было известно, что гран-при должен был получить телерадиоканал «Тошкент». По мнению многих наших сотрудников, за этим стоит заместитель премьер-министра Абдулла Арипов. Это он прикрывает Х.Нуриддинова. Почему, несмотря на выявленные прокуратурой злоупотребления Нуриддинова, на коллегии НТРК он отделался простым выговором? Что скрывается за этим? Может быть, ответ кроется в проданном Нуриддиновым особняке за 350 тысяч долларов, о чем писали электронные издания?

Увы, существует много того, чего нельзя доказать. Но известно, что нет дыма без огня, и наши коллеги уверены, что заместитель премьер-министра Абдулла Арипов является «опорой» Х.Нуриддинова. Может быть, именно из-за этого наши обращения не доходят до Вас, Ислам Абдуганиевич. Поэтому мы были вынуждены именно таким путем донести до Вас свой голос.

Уважаемый Президент!

После проведения пресс-конференции, посвященной раскрытию фактов хищения на НТРК, на нас началось давление со стороны руководства. К примеру, 24 августа меня (С.Омонову) сняли со съемок мероприятия награждения победителей конкурса «Энг улуг, энг азиз» («Самый великий, самый дорогой»). Теперь меня вообще не подпускают к съемкам. На меня начали давить и через милицию. В Ташкенте у меня нет своего дома, за немалые деньги я снимаю квартиру, и до недавних пор никто меня не беспокоил, но после моих выступлений в СМИ не раз приходили сотрудники милиции, спрашивали, прописана ли я в этой квартире, притом, что им хорошо известно, что я прописана в Кибрайском районе Ташобласти. Мне хотят создать проблемы, чтобы я замолчала и больше не выступала. Против меня устраивают провокации, подсылая беспризорников, чего раньше никогда не было. Я, конечно, стараюсь не обращать внимания на эти провокации. Думаю, что руководство пошло на это, поскольку не может просто так уволить нас с работы. Они наняли этих беспризорников, возможно, надеясь, что со мной что-то случится. Неизвестные люди угрожают мне по телефону, оскорбляют меня. Звонили даже моей маме. Она сильно напугана. Мы хотим, чтобы Вы защитили нас и помогли добиться правды.

Обозреватель информационной программы «Давр» телерадиоканала «Ёшлар» Саодат Омонова и старший редактор Малохат Эшонкулова».


В избранное