Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Кыргызстан: Руководство Ноокатского РОВД уволено из-за смерти журналиста


Кыргызстан: Руководство Ноокатского РОВД уволено из-за смерти журналиста
2009-07-20 18:51 ИА Фергана.Ру

Как сообщает пресс-служба Министерства внутренних дел Кыргызстана, по факту гибели журналиста Алмаза Ташиева от побоев, нанесенных ему сотрудником Ноокатского РОВД, несколько сотрудников Ноокатского РОВД освобождены от занимаемых должностей.

Так, согласно приказу министра, уволены начальник Ноокатского РОВД вместе с двумя заместителями, дежурный ПОМ, где произошло избиение, и участковый инспектор. Против младшего лейтенанта милиции Шукура Нурматова, избившего журналиста, возбуждено уголовное дело.

В пресс-релизе, выпущенном МВД, сказано, что Ш.Нурматов «4 июля 2009 года, примерно в 17.00 часов во дворе Жаны-Базарского поселкового отделения милиции, превысив свои служебные полномочия, избил жителя с. Жаны-Коргон Исванского сельского округа Ноокатского района Алмазбека Ташиева, в результате чего он с телесными повреждениями был доставлен в Ноокатскую районную больницу. 10 июля 2009 года Ташиев А. был переведен в нейро-хирургическое отделение Ошской областной больницы, где 12 июля примерно в 13 .30 часов после проведенной операции скончался.

Проверкой установлено, что 4 июля 2009 года, примерно в 16.00 часов, участковый инспектор, младший лейтенант милиции Ш.Нурматов и инспектор-дежурный, младший лейтенант милиции Н. Батырбек уулу, будучи в нетрезвом состоянии, проходя мимо кафе «Береке», расположенном рядом с Жаны-Базарским ПОМом, встретили Ташиева Алмаза и Кулушева Рустама, которые также были в нетрезвом состоянии. Между Нурматовым Ш. и Ташиевым А. произошла словесная ссора, вследствие чего Нурматова Ш.и Батырбек у. Н. доставили обоих в отделение милиции.

При доставлении во дворе ПОМа между Нурматовым Ш и Ташиевым А. произошла драка, в результате чего у Ташиева А. образовалась гематома глаза и была разбита губа. Находившиеся в отделении милиции сотрудники Жаны-Базарского ПОМа не приняли должных и своевременных мер по предотвращению драки, оказанию медицинской помощи А.Ташиеву и составлению протоколов об административном правонарушении на доставленных лиц. Примерно в 17. 00 часов начальник ПОМ капитан милиции Осмонов Ж., прибыв в отделение милиции и ознакомившись с создавшейся ситуацией, не придал ей должного значения, поручил участковому инспектору Абылкасымову К. составить на Ташиева А. административный материал и доставить его в дежурную часть ОВД Ноокатского района. Участковый инспектор Абылкасымов К проигнорировал указание начальника ПОМ, и ссылаясь на вызов на своем обслуживаемом участке сельского округа Кыргызата, оставив задержанного Ташиева А., уехал. 5 июля 2009 года примерно в 9.30 часов Ташиев А. был госпитализирован в Ноокатскую районную больницу с телесными повреждениями. Данный факт был зарегистрирован в ОВД Ноокатского района.

В тот же день участковый инспектор Нурматов Ш. прибыл в больницу проведать Ташиева А., где под давлением его родственников написал расписку, что в нетрезвом состоянии избил Ташиева А.. и обязуется оплатить лекарства и его лечение. Во время нахождения Ташиева А. на излечении Нурматовым Ш. было израсходовано более 12.000 (двенадцати тысяч) сомов. В период с 5 по 9 июля 2009 года опросить Ташиева А. не представлялось возможным, т.к. он находился в бессознательном состоянии.

По факту получения телесных повреждений и госпитализации Ташиева А. в травматологическое отделение Ноокатской районной больницы начальник Жаны-Базарского ПОМ майор милиции Осмонов Ж. и участковый инспектор милиции Нурматов Ш. доложил начальнику ОВД Ноокаского района полковнику милиции Атамбаеву Ж. только 8 июля 2009года. Атамбаев Ж. также не придал должного значения данному происшествию, и только после смерти А.Ташиева 13 июля 2009 года им было направлено специальное сообщение руководству МВД КР. Следует отметить, что в период с 5 по 13 июля 2009 года руководством ОВД Ноокатского района не были приняты меры по установлению лица, избившего А.Ташиева, и раскрытию данного преступления.

14 июля 2009 года следователем прокуратуры Ноокатского района в Нурматов Ш. водворен в ИВС Ноокатского района», говорится в заявлении пресс-службы МВД.

Заметим, что только за прошедший год в Кыргызстане было зарегистрировано шесть нападений на журналистов. И расследование гибели А.Ташиева - второе дело, которое привело к реальным результатам. Напомним, что дело об убийстве журналиста Алишера Саипова в 2007 году в городе Ош до сих пор остается нераскрытым.

Таджикистан: Последователей «Салафии» не видно на улицах. Но они есть
2009-07-20 20:06 Тилав Расул-заде

Прошло более шести месяцев с того момента, как по иску Генерального прокурора Таджикистана Верховный суд принял решение о запрете в республике деятельности религиозного движения «Салафия». Тогда Верховный суд мотивировал свое решение необходимостью защиты конституционного строя, укрепления национальной безопасности страны и предотвращения разжигания межконфессиональной розни, а также пресечения провокаций среди простых верующих. В рамках этого решения был наложен запрет на ввоз и распространение религиозной литературы и других материалов, пропагандирующих идеи «Салафии».

За прошедшее время только органами правопорядка Северного Таджикистана были выявлены и поставлены на профилактический учет 146 салафитов - граждан Таджикистана.

Об этом 15 июля заявил начальник УВД Согдийской области, генерал-майор внутренней службы Рауф Юсупов. По его словам, после решения Верховного суда от 8 января число членов движения «Салафия» резко сократилось. Абсолютное большинство салафитов – а это, как правило, люди от 20 до 40 лет – после запрета «Салафии» вышли из движения.

- Остальные салафиты ведут себя в рамках закона, с их стороны правонарушений зафиксировано не было. Следовательно, уголовные дела на них не возбуждались, - сказал Р.Юсупов и добавил: - Однако их деятельность полностью нами контролируется.

- В отношении нас никто не имеет право возбуждать уголовные дела, - рассказывает на условиях анонимности молодой парень лет двадцати. - Ведь мы не нарушаем общественный порядок и публично не призываем верующих вступать в наши ряды.

- Наша вера и религиозные взгляды не противоречат закону страны и шариату, - подтверждает и другой салафит, тоже анонимно.

Экстремизм как основная особенность «Салафии»

- Салафиты Таджикистана заявляют, что являются приверженцами религиозного учения «Салафи солех», которое существовало еще при пророке Мухаммеде, - говорит аспирант Худжандского государственного Университета имени академика Бободжона Гафурова Мирзоолими Мирзорахим. - Они намерены возрождать «Чистый ислам», который существовал во время пророка Мухаммеда. Салафиты игнорируют все особенности взглядов, ментальности и национальных традиций духовного воспитания мусульман, которые живут в различных странах. Салафиты пропагандируют знания и навыки, которые получили в медресе Саудовской Аравии, где проповедуют именно ваххабизм, или салафию.

- Экстремизм является основной особенностью салафизма, - продолжает Мирзоолими Мирзорахим. - Салафиты критикуют традиционное исламское течение ханафизм (ханафия) и его основоположника - Имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит.

Ханафия считается основным религиозным течением Таджикистана. 2009 год по решению Президента страны Эмомали Рахмона объявлен Годом почтения Имоми Аъзам - Имама Абу Ханифы, 1310-летие со дня рождения которого отмечает в этом году весь мусульманский мир.

Салафиты негативно относятся и к тасаввуф (суфизму) – направлению ислама, к которому принадлежали классики таджикско-персидской литературы.

- Вся беда том, что салафиты часто выступают под маской сторонников ханафизма, поэтому их трудно узнать, - сетует Мирзоолими Мирзорахим. – Салафиты могут спровоцировать конфликты между верующими, по их вине часто возникают недопонимание и даже взаимная ненависть и вражда. Они могут стравливать между собой исмаилитов и шиитов. Исмаилиты испокон веков проживают в Горно-Бадахшанской автономной области. До сих пор ханафиты и исмаилиты жили в атмосфере уважения и взаимопонимания, этому способствовали и нормальные отношения религиозных лидеров двух ветвей ислама, - но с усилением активности салафитов спокойствие может быть нарушено.

Чтобы избежать этих конфликтов, нашему народу нужно лучше изучать ханафизм, - приходит к заключению М.Мирзорахим. - Для этого хорошо бы открыть в Таджикистане международную академию, где бы изучалось учение Абу-Ханифы.

Как узнать салафита

По словам имама худжандской соборной мечети Шайх Маслихатдин Ходжи Убайдуллохона Болтубаева, в настоящее время салафиты либо маскируются, либо вообще ушли в подполье и не совершают намаз в соборных мечетях. Ведь их сразу видно в толпе: они резко выделяются на фоне простых верующих своей одеждой, жестами – даже речью.

Например, салафиты не читают некоторые дополнительные молитвы, чтение которых требуется в пятикратных ежедневных богослужениях. Они не читают молитвы возле кладбищ или мавзолеев великих последователей ислама. Завершая утреннюю молитву, громко произносят «Аминь» - хотя ханафиты должны произносить «Аминь» тихим голосом, как учил Абу-Ханифа.

- Отклонения от традиционного ислама, создание всякого рода барьеров и препятствий для нормальной деятельности Партии Исламского Возрождения Таджикистана (ПИВТ), которая функционирует в рамках законодательства, могут стимулировать деятельность молодых верующих экстремистов, - говорит председатель Худжандского городского отделения ПИВТ Илхомджон Якубов. – Молодежь идет за помощью к таким запрещенным в Таджикистане организациям, как «Хизб Ут-Тахрир», «Исламское движение Узбекистана/Туркестана», «Байъат», «Салафия» и «Таблиги Джамоат», - а эти организации во многих странах мира признаны террористическими.

По словам начальника УВД Согдийской области Рауфа Юсупова, за шесть месяцев текущего года в ходе проведения оперативных мероприятий выявлены и задержаны одиннадцать членов «Хизб Ут-Тахрир» и восемь членов «Исламского движения Узбекистана/Туркестана».

- В настоящее время правоохранительными органами Таджикистана установлены и объявлены в международный розыск еще 47 членов данных террористических организаций, - говорит Рауф Юсупов. - Они, в основном, скрываются на территории Российской Федерации с 1990-х годов.

- Некоторые говорят, что салафиты специфически выглядят, - говорит Убайдуллохон Болтубоев, - мол, ходят с нестрижеными бородами, предпочитают носить просторную традиционную одежду и короткие брюки. Нет, они могут быть и хорошо выбриты, и модно одеты. Бывает, что салафита очень трудно узнать. Они не формируют группы, не ведут целенаправленную деятельность.

По мнению ряда независимых экспертов, цель создания в Таджикистане и в других центральноазиатских республиках различных нетрадиционных религиозных течений - это внести раскол между мусульманами этих стран. Эксперты не исключают и версии, что «Салафия» финансируется Саудовской Аравией и такими крупными мировыми державами как США или Великобритания, поскольку «Салафия» - течение, враждебное Ирану и исмаилитам.

Данные о численности салафитов в Таджикистане противоречивы: по мнению одних экспертов, в том числе главного проповедника соборной мечети Шайх Маслихатдин ходжи Ходжи Хусайн Мусо-зоде, салафитов две или три тысячи. Другие считают, что число сторонников «Салафии» превышает десять тысяч человек.

Почему «Салафия» и другие нетрадиционные исламские течения так популярны в Таджикистане, - вопрос, требующий внимательного и серьезного изучения. Очевидно, что виноваты в этом и советские атеистические традиции, и отсутствие системы нормального религиозного образования. Можно говорить и о тяжелом экономическом положении, которое создает почву для экстремизма.

Тилав Расул-заде


В избранное