Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Таджикистан: Взамен снесенной властями последней синагоги осенью в Душанбе начнут строить новую
2008-06-26 10:21 ИА Фергана.Ру

В минувший уикенд последняя и единственная в Таджикистане синагога была снесена бульдозерами. На месте деревянной одноэтажной постройки XIX века будет разбит парк, примыкающий к дворцу главы государства в центре столицы Таджикистана.

На территории нынешнего Таджикистана евреи оказались еще в древности. А после Октябрьской революции Душанбе стали обживать и евреи, прибывшие из разных уголков мира.

До 1956 года в центре Душанбе действовала еще одна синагога, третья находилась в городе Худжанде. Но в последние десятилетия двадцатого века в связи с интенсивным оттоком граждан еврейской национальности в Израиль, США и европейские страны эти синагоги закрылись из-за отсутствия прихожан.

Внутреннее убранство снесенной синагоги в Душанбе
Так выглядел молельный зал снесенной синагоги. Фото ИА «Фергана.Ру»

До начала гражданской войны в 1992 году в стране проживало более тридцати пяти тысяч евреев. Сегодня еврейская община в Таджикистане насчитывает чуть более трехсот человек. Оставшись без последнего молельного дома, многие из них не на шутку встревожены такими проявлениями новой религиозной политики Эмомали Рахмона.

Однако, как сообщил президент Федерации еврейских общин СНГ Леви Леваев, синагога вскоре будет восстановлена в другом месте.

Лев Леваев прибыл в Душанбе через несколько дней после того, как душанбинская синагога была снесена по решению городских властей. «Снос синагоги - очень тонкий и деликатный вопрос, который мы еще обсудим с президентом в конце сентября», - сообщил Л.Леваев сразу после встречи с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном.

«Власти Душанбе уже выделили нам новый участок и в скором времени начнется строительство новой синагоги, финансируемое Федерацией еврейских общин СНГ, Всемирным конгрессом бухарских евреев мира, а также частными пожертвованиями», - сказал Л. Леваев. – «Так что с финансированием проблем не будет».

Решение о сносе синагоги, построенной в конце XIX века, было принято мэрией столицы Таджикистана осенью 2003 года, а в марте 2006 приступили к ее сносу. Снос, однако, был приостановлен после бури возмущения, поднявшейся в еврейской общине и в СМИ. Тем не менее, весной текущего года суд последней инстанции сохранил за мэрией Душанбе право снести синагогу, и в июне она была окончательно разрушена.

Интерфакс-Религия

Узбекистан: Ташкентский Дом Фотографии представит работы фотографов 60-70 годов ХХ века
2008-06-26 11:22 ИА Фергана.Ру

27 июня в Ташкентском Доме Фотографии (ТДФ) откроется выставка работ фотохудожников Узбекистана 60-70-х годов ХХ века. Новая экспозиция «Граница снов и реальности» предоставляет зрителю уникальную возможность увидеть творческие поиски поколения фотографов, благодаря которым искусство фотографии обрело новые силы и качества.

Подробнее о самой выставке и истории её создания в интервью нашему корреспонденту рассказала Директор Ташкентского Дома Фотографии Шахноза Каримбабаева:

Фото Григория Бойко, Фергана, 1967 г.
Фото Григория Бойко, Фергана, 1967 г.

- Некоторое время назад у нас в гостях были специалисты из разных стран и тогда, в процессе разговора возник вопрос - что такое художественная фотография в целом и художественная фотография Советского Союза, в частности. В те времена существовала единая идеологическая платформа, которая не учитывала особенности национальных традиций, менталитета. Какую роль играла фотография в тот период? Понятно, что это было мощное средство идеологической пропаганды. Существовал вполне конкретный социальный заказ, и, если фотограф снимал то, что считалось «отклонением» от общей идеологической направленности, всё это убиралось в стол. В 60-ые годы, когда «железный занавес» немного приоткрылся, появились специализированные журналы, такие как, например, «Фотография» (его было принято называть «Чешское фото»). Этим журналом зачитывались все профессиональные фотографы страны. И тогда они стали задумываться о том, как перевести искусство фотографии в новое качество. То есть, первоначальную задачу - отразить реальность, сменила другая – создать сюжет, не просто отразить событие, а создать многоплановый сюжет из жизни общества. Так был сделан шаг в направлении концептуализма. Замечу, что до сих пор многие местные специалисты – фотографы и искусствоведы – не могут чётко дифференцировать современную и концептуальную фотографию, художественную и документальную. Недавно у нас прошла выставка Баухауса. Что мы увидели? Европейский стиль, художественные и концептуальные фотографии 20-30 годов. В Узбекистане художественная фотография начала активно развиваться в 60-70-е годы. Именно художественная, потому что концептуальных фотографий я так и не нашла. Имею в виду то концептуальное направление, которое получило развитие в Европе. Такого у нас не было. Может быть, сейчас есть попытки некоторых молодых фотохудожников – они пытаются концептуализировать фотографию. Но в 60-70-е концепции, как таковой, еще не было. Были попытки перейти за рамки объективного отражения действительности, попытки создания воображаемого, часто сконструированного мира.

Фото с выставки в Ташкенте
Фото с выставки в Ташкенте. А.Усманов, 1971 г.

- Как создавалась экспозиция выставки?

- Мне в руки попал каталог Республиканской выставки художественной и документальной фотографии Творческой фотостудии Союза журналистов Узбекистана, изданный в 1970 году. Должна сказать, что долгое время у нас существовало деление фотографов на художников и репортёров. Как, почему – непонятно. Когда я листала этот каталог – мне на глаза не попалось ни одной в чистом виде документальной фотографии. Всё это было высокохудожественное фото. Кто авторы? Так называемые «репортёры», фотографы ТАСС, журналов и газет. О них благополучно забыли. И эта забывчивость дала повод некоторым специалистам утверждать, что в Узбекистане в течение какого-то периода художественная фотография, как таковая, не существовала, она исчезла, потому что не проводились выставки. Да, возможно, в 80-е годы был момент тишины, но фотографы, тем не менее, работали, экспериментировали. Так же, как и в 90-е годы. Нельзя сказать, что в истории узбекской фотографии был провал, как это пытаются представить…

Фотография всё время развивалась. Но как она развивалась – вот в чём вопрос! Появились какие-то новые направления? Нет. Изменилась плёнка – с черно-белой фотографы перешли на цветную.

Фото с выставки в Ташкенте
Фото с выставки в Ташкенте. А.Горокрик, 1965 г.

- Т.е. менялись только технические возможности?

- Да, именно. Затем перешли на цифру. Главная задача нашей новой выставки – показать то время, когда появилась собственно художественная фотография…

- В Узбекистане…

- Да, и кто эти авторы. К сожалению, поколение тех фотографов практически уже ушло. В прошлом году не стало одного из последних представителей – Анатолия Ванштейна. Здесь его никто не воспринимал, как создателя художественной фотографии, считали «репортёром». Мы хотели бы стереть эту границу, но определиться с точными понятиями – что есть художественное фото и документальное. Все фотографы работали и в том, и в другом направлениях, они мыслили, создавали нечто новое, экспериментировали. И эти первые эксперименты, как, например, работы А.Губенко, мы и хотим представить ташкентскому зрителю.

- Кто из этих авторов наиболее близок Вам – по «фотографическому духу»?

- Когда я отбирала работы, машинально отложила десять фотографий одного автора, но потом обнаружила, что они были созданы ещё в 30-ые годы. Работы настолько интересные, что у нас появилась идея сделать отдельно выставку этого фотографа. Имени его мы не знаем, на сегодня известна только его фамилия – Фёдоров, какие-то разрозненные материалы есть в Чирчикском музее, но ни биографии, ни других данных этого фотомастера нам обнаружить не удалось. Его фотографии вошли в нашу книгу «125 лет узбекской фотографии». Он работал в одно время с М.Пенсоном, но в другом жанре, ближе к конструктивизму, и практически подошёл к созданию нового направления. Его поиски очень близки мне по духу. Среди шестидесятников я не могу выделить кого-то одного. Они все активно работали и были профессионалами - и в художественной фотографии и в документальной.

Люция Расмус

Кыргызстан: Парламент мечтает о водно-ирригационной независимости страны
2008-06-26 12:45 ИА Фергана.Ру

Как сообщает ИА «24.kg», сегодня Жогорку Кенеш (парламент) Кыргызстана принял постановление о ликвидации водно-ирригационной зависимости страны.

Документ, автором которого является депутат Бегалы Наргозуев, поручает правительству Кыргызстана до 1 октября 2008 года разработать план мероприятий по ликвидации водно-ирригационной зависимости от Узбекистана и Таджикистана, по территории которых проходят более десяти каналов.

Горное озеро в Кыргызстане
Горное озеро в Кыргызстане. Фото ИА «Фергана.Ру»

Парламент также поручил кабинету министров разработать план мероприятий на ближайшие 10 лет по предупреждению наводнений и возведению укрепляющих дамб для накопления и распределения поливной воды (и так называемых селехранилищ).

В будущем для создания собственной полноценной ирригационной системы и селезащитной системы Кыргызстану необходимо будет проложить до 140 километров каналов.

Отмечается, впрочем, что депутаты парламента Кыргызстана не смогли даже составить точный список ирригационных сооружений, которые должны попасть в план по ликвидации водной зависимости от стран-соседей.

Афганистан: Власти страны обвинили разведку Пакистана в подготовке покушения на Хамида Карзая
2008-06-26 13:24 ИА Фергана.Ру

Как сообщает «Росбалт» со ссылкой на The New York Times, официальный представитель афганской разведки Сейид Ансари на пресс-конференции в Кабуле заявил накануне, что у властей Афганистана есть свидетельство прямой причастности пакистанской разведслужбы ISI (Inter-Services Intelligence) к организации попытки покушения на президента Афганистана Хамида Карзая. Покушение, если верить обвинениям афганских властей, должно было произойти на параде в Кабуле в апреле текущего года.

Напомним, первое покушение на афганского лидера произошло в сентябре 2002 года. Второе покушение на Хамида Карзая было совершено 27 апреля сего года. Выстрелы раздались в момент праздничной церемонии в Кабуле. Покушавшимся оказался член движения «Талибан», проникший в толпу зрителей. Карзай не пострадал.

Однако министр обороны Пакистана Чодхри Ахмад Мухтар уже поспешил опровергнуть обвинения афганской разведки, передает Радио Свобода. Министр назвал обвинения «безосновательными».

Казахстан: День рождения президента стал государственным праздником
2008-06-26 13:42 ИА Фергана.Ру

Как сообщает пресс-служба главы Казахстана, Нурсултан Назарбаев подписал сегодня закон «О внесении дополнения в Закон РК “О праздниках Республики Казахстан”».

Поправка в закон разработана в целях установления нового государственного праздника - «Дня столицы» (отмечается 6 июля). В заключении комитета сената (верхней палаты парламента республики) по социально-культурному развитию говорится, что этот праздник будет «иметь историко-культурное значение для граждан Казахстана».

«Вводимый государственный праздник призван символизировать достижения нашего народа в новейшей истории Казахстана, которые связаны с обретением государственной независимости и переносом новой столицы к географическому центру страны».

Столица Казахстана - Астана
Столица Казахстана - Астана

Заметим, 6 июля совпадает с днем рождения главы Казахстана Нурсултана Назарбаева. Ранее День столицы отмечался в Астане на городском уровне, его праздновали 10 июня. Позднее датой праздника назначили 6 июля - день рождения Назарбаева, который, как отмечает агентство, был инициатором переноса столицы из Алма-Аты в Астану.

С инициативой сделать эту дату государственным праздником казахские депутаты выступили после того, как Назарбаев отверг их предыдущее предложение: переименовать Астану в Нурсултан.

Нурсултан Назарбаев правит Казахстаном с 1989 года, отмечает Лента.Ру. В 2007 году парламент республики принял поправки в конституцию, которые дали Назарбаеву право избираться на пост президента неограниченное число раз.


В избранное