Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Казахстан: Нурсултан Назарбаев отбыл с официальным визитом в Японию
2008-06-18 09:15 ИА Фергана.Ру

Глава государства Нурсултан Назарбаев сегодня отбыл 18 июня с официальным визитом в Японию, передает информагентство Казинформ.

Визит главы Казахстана продлится до 22 июня. Согласно программе, официальные мероприятия начнутся 19 июня. Ожидается, что в Токио президент Казахстана встретится с Императором Японии Акихито и Премьер-Министром Ясуо Фукуда.

Как сообщили в МИДе Казахстана, стороны обсудят широкий круг вопросов расширения сотрудничества двух стран. По итогам переговоров планируется подписание двусторонних документов.

Кроме того, предполагаются встречи Н.Назарбаева со спикером палаты представителей (нижняя палата) и президентом палаты советников (верхняя палата) Парламента Йохей Коно и Сатцуки Эда, министром экономики, индустрии и торговли Акири Амари, представителями деловой и политической элиты Японии.

Президент также примет участие в Казахстанско-японском бизнес-форуме, посетит производственный комплекс Тошиба. На 21 и 22 июня запланирована частная программа.

Товарооборот между двумя странами в прошлом году составил $1,7 млрд и по сравнению с 2006 годом увеличился на 54,5%.

Отчет о работе международной конференции «Афганистан, ШОС, безопасность и геополитика Центральной Евразии»
2008-06-18 11:02 Соб. инф.

11-12 июня 2008 года в селе Чоктал на берегу горного озера Иссык-Куль состоялась международная конференция «Афганистан, ШОС, безопасность и геополитика Центральной Евразии». В работе конференции участвовали эксперты, а также представители политических и научных кругов из Афганистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Таджикистана, Узбекистана, России, Германии, Великобритании, Италии. Представляем вниманию читателей официальный отчет о конференции, подготовленный ее организаторами.

* * *

Кризис в Афганистане по-прежнему остается одной из важнейших проблем международной политики. Результатом антитеррористической кампании США стали новая активизация террористических группировок, многократный рост производства наркотиков, нелегальной миграции, незаконной торговли оружием и других угроз безопасности самого Афганистана и всех стран евразийского континента. Это заставляет активизироваться страны — соседи Афганистана, для которых афганское урегулирование является жизненно важным. Этим объясняется возрастающее внимание к проблемам Афганистана со стороны Шанхайской Организации Сотрудничества. О заинтересованности в участии ШОС в афганском урегулировании заявляет на самом высоком уровне и Афганистан, об этом говорил в своем выступлении на саммите глав государств-членов ШОС в августе 2007 года в Бишкеке президент Афганистана Хамид Карзай.

Силами участников конференции в ходе двухдневной работы был сформулирован ряд выводов и оценок, а также предложений и рекомендаций, способных в совокупности составить модель активного участия ШОС в афганском урегулировании и в последующем позитивном развитии Афганистана.

Раздел I. Потенциал ШОС в решении экономических вопросов в контексте потребностей Афганистана

Очевидной проблемой эффективности инвестиционной деятельности в Афганистане является отсутствие четких целей, планов и даже сколько-нибудь реальных концепций развития страны. Представленная на Лондонской конференции «Стратегия национального развития Афганистана» выглядит декларативно, неубедительно и необоснованно, в ней отсутствуют технико-экономические и научные обоснования экономических показателей — целей стратегии, а самое важное — путей их достижения. При таком подходе любые инвестиции обречены на минимальную экономическую отдачу. К причинам низкой эффективности донорских инвестиций также можно отнести специфические политические интересы некоторых стран-доноров.

Страны ШОС вполне способны эффективно использовать свои инвестиционные возможности, оказывая точечную помощь в отдельных регионах или проектах и основываясь на общности интересов стран ШОС с Афганистаном: сопредельные границы, общая ирригационная система, общность применяемых технологий ведения сельского хозяйства, интересы в социокультурной, религиозной сфере, наличие опыта совместной экономической деятельности. Такая тактика более эффективна и с точки зрения национальных интересов сопредельных с Афганистаном стран, и с точки зрения экономических интересов самого Афганистана. Стратегия ШОС в афганском урегулировании в своем экономическом компоненте должна быть направлена на концентрацию инвестиционных усилий, базирующихся на конкретном плане восстановления экономики Афганистана, а не на суммах выделяемых инвестиций, что сегодня происходит.

ШОС необходимо определить и согласовать общие приоритеты по отношению к Афганистану, выдвинув на первый план содействие решению вопросов восстановления афганской экономики, а не собственные коммерческие и политические интересы. Только здоровая экономика способна решить устранить причины, порождающие проблемы терроризма и наркобизнеса. Выгоды от решения этих проблем и стабилизации в Афганистане могут многократно перекрыть любые коммерческие дивиденды. Единство позиций стран-участниц ШОС существенно увеличит потенциал организации и придаст ей больший политический вес, помощь Афганистану послужит в итоге геополитическим интересам каждой из стран-участниц ШОС. Странам-участницам ШОС следует договариваться о координации экономической деятельности в Афганистане в интересах восстановления и развития экономического потенциала этой страны, отбросив при этом сиюминутные интересы каждого из членов организации. Для этого необходимо:

разработать и утвердить концептуальные подходы к вопросу совместного участия стран ШОС в восстановлении Афганистана,

- согласовать единые принципы и сформировать проекты, представляющие интерес для всех государств-участников ШОС,

- поручить контактной группе ШОС договориться с основными странами-донорами о конкретных совместных действиях в интересах ускоренного восстановления Афганистана.

Формирование здоровой экономической ситуации — единственный реальный шанс преодоления кризиса в Афганистане. Для этого странам ШОС одновременно с решением долгосрочных вопросов следует приступить к осуществлению небольших проектов краткосрочного характера, основанных на кооперации общих ресурсов с привлечением донорских средств и созданием новых рабочих мест для местного населения, усилить работу восстановлению ранее построенных (в советский период) объектов, которые нуждаются в модернизации и реконструкции, развивать торгово-экономические отношения по поставке товаров первой необходимости, технике и других средств труда, которые не требуют дополнительного обучения и не сложны в эксплуатации.

Помимо этого, необходимо, в частности:

- обеспечить более выгодные условия тарифных преференций для транзитных перевозок экспортных грузов афганских торговых компаний.

- максимально использовать выгоды приграничной торговли и формирования приграничных зон экономического сотрудничества для укрепления буферной зоны безопасности (северной части Афганистана) для сопредельных стран ШОС.

Раздел II. Трансформация угроз и вызовов безопасности из Афганистана для стран — участниц и наблюдателей ШОС

Продолжение конфликта сохраняет угрозы для стран-участниц и наблюдателей ШОС, но при этом происходит трансформация этих угроз — продолжающееся незаконное производство в Афганистане наркотических веществ и их распространение подрывает национальную безопасность стран-соседей Афганистана, других стран евразийского континента. На этом фоне происходит активизация экстремистских и террористических организаций. Реальная угроза объединения экстремизма и наркобизнеса в единую систему порождает важную проблему: происходит идеологическое обоснование наркоторговли, как одного из действенных инструментов политической борьбы и криминализации политики. Для стран Центральной Азии дестабилизация Афганистана ведет к ухудшению ситуации в сфере внутренней безопасности. Усиление криминальных и экстремистских структур создает угрозу их влияния на легальные институты власти и формирования нестабильного и депрессивного пространства в регионе. Особую опасность вызывает также тенденция наркотизации экономик государств Центральной Азии.

Большинство вызовов и угроз, с которыми приходиться сталкиваться ШОС, имеют трансграничную природу. «Три зла» — религиозный экстремизм, национал-сепаратистские движения, международный терроризм проникают сквозь границы молодых государств создают целый клубок регионального общественного вреда. Сложный многогранный характер этого явления делают невозможным окончательное его искоренение силами одного государства. ШОС вправе поставить вопрос об ответственности каждого из государств-членов ШОС, за эффективность мер противодействия вызовам и угрозам на своих границах, формированию системы внутренней безопасности с целью создания антитеррористического пояса безопасности.

Раздел III. Возможности взаимодействия ШОС с США, НАТО и другими внешними заинтересованными участниками в афганском урегулировании

В выступлениях участников конференции и дискуссиях подчеркивалось, что в интересах стран ШОС, как и НАТО и США, способствовать укреплению государственности Афганистана, встроенного в систему безопасности центральноазиатского региона наряду с сопредельными государствами и другими заинтересованными акторами. Многостороннее сотрудничество всегда приносило более весомые плоды, чем усилия одиночек или только двух сторон.

Участники конференции сошлись на том, что:

Отсутствие сотрудничества ШОС и НАТО в Афганистане не отвечает интересам стран-участниц обеих организаций, а также других государств и народов региона. Немедленная актуализация этой проблемы на уровне глав государств ШОС должна стать гарантией ее успешной реализации. Ныне существует реальная возможность использования потенциала ШОС, а также некоторых из государств-членов НАТО, готовых к ведению конструктивного диалога и посредничества для установления тесного взаимодействия.

Участники конференции отдают себе отчет в том, что международная коалиция и НАТО вносят вклад в военное сдерживание «Талибана» и развитие Афганистана.

ШОС, как и все соседи Афганистана, не желает поражения НАТО в Афганистане, но вправе иметь полную информацию и представление об эффективности действий по пресечению наркотрафика и международного терроризма.

Намерение США держать военные базы в Афганистане и странах Центральной Азии должно быть четко мотивированно и связано с национальными интересами самих стран региона. Соседи Афганистана и сами афганцы отдают себе отчет в том, что присутствие вооруженных сил коалиции не может длиться вечно. Высока вероятность того, что неудача коалиции по улучшению жизни афганцев может окончательно лишить НАТО и США поддержки как внутри страны, так и за ее пределами

Стратегическое партнерство Афганистана с США найдет поддержку у соседей, только если оно не направлено против них самих. Если Афганистан превратится в стартовую площадку для нападения на Иран, то Иран намерен ответить самым решительным образом, превратив регион Центральной Азии в арену войны против США и международной коалиции. Это не может не беспокоить ШОС - афганскому правительству следует самому решать вопросы взаимоотношений с соседями, в том числе и с Ираном.

На пакистанском направлении ШОС имеет немалые возможности — она могла бы способствовать улучшению взаимоотношений и понимания между Афганистаном и Пакистаном.

Серьезную озабоченность вызывает конфронтация между Ираном и США и отсутствие сотрудничества двух стран в деле урегулирования афганской проблемы. Между тем, такое сотрудничество давало положительные результаты в действиях против «Талибана» в конце 2001 г.

Для НАТО было бы целесообразным начать консультации о будущем Афганистана с участием всех его соседей, включая Иран, Россию, Китай, Индию, страны Персидского залива.

Конференция считает, что необходимо поощрять действия афганского правительства, направленные на урегулирование отношений как внутри страны (с талибами в том числе), так и с региональными соседями, включая Иран, Пакистан и страны Центральной Азии. Это должно проходить как на двухстороннем уровне, так и в рамках ШОС и других межгосударственных организаций и коалиций.

ШОС и НАТО в целом имеют общее понимание задач, а именно встраивания Афганистана и Центральную Азию и в мировое сообщество таким образом, чтобы этот регион перестал быть опасным очагом мирового терроризма.

Раздел IV. Организация внутриафганского переговорного процесса под эгидой ШОС, возможности воздействия

Практика проведения переговоров между различными этнополитическими силами — давняя традиция афганского общества и государства, Но противостояние, временами приобретающее характер гражданской войны, ставит в повестку дня участие в переговорном процессе внешних сил. Эти меры могли бы опираться на прецеденты как внутри Афганистана (политика национального примирения второй половины 1980-х гг.), так и вне его (например, опыт межтаджикского урегулирования в 1990-е гг. при участии Ирана и России). ШОС в целом и ее отдельные участники, члены и наблюдатели, обладают значительным миротворческим опытом, в том числе опытом международного посредничества.

Афганская проблема не имеет военного решения. Необходимо создание при поддержке ШОС постоянно действующего переговорного процесса, в котором должны участвовать все субъекты современного афганского политического процесса: государственные структуры, политические партии, этнические сообщества, представители регионов, религиозные деятели. Формирование новых политических сил (например, Национального фронта Афганистана), действующих в рамках конституционных норм, показывает, что в стране есть хороший потенциал для мирного поиска формулы урегулирования. Ведущие вооруженную борьбу против правительства и иностранных войск группировки в высокой степени неоднородны, значительная часть их имеет внутриафганское происхождение и определенную поддержку части афганского населения. Они должны стать полноправными участниками переговорного процесса. Единственным критерием исключения из переговорного процесса тех или иных группировок или движений является их связь с международными террористическими и экстремистскими силами.

ШОС может стать инициатором и гарантом внутриафганского переговорного процесса. Возможности стран — членов и наблюдателей ШОС по воздействию на тех или иных афганских политических акторов должны быть задействованы для достижения главной цели — прекращения военных действий и трансформации политической системы государства в интересах всех без исключения слоев и групп афганского общества.

* * *

ОРГАНИЗАТОРЫ КОНФЕРЕНЦИИ: - Общественный фонд Александра Князева (Кыргызстан), Фонд имени Фридриха Эберта (ФРГ), Фонд Ахмад Шаха Масуда (Афганистана).

ИА «Фергана.Ру» является официальным информационным партнером Иссык-кульской международной конференции «Афганистан, ШОС, безопасность и геополитика Центральной Евразии».



В избранное