Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Узбеки Турции (часть IV). О том, какую сторону тела надо показывать президенту
2008-06-09 21:16 Б.Шахназаров

С жителем Стамбула Сабиром Сейханом я познакомился еще в 1993 году во время зимних каникул, будучи студентом измирского университета «Докуз Эйлюль». Его магазин по продаже сумок находился недалеко от входа в знаменитый крытый рынок «Капалы чаршы». Он сразу привлек мое внимание своей очень красивой узбекской речью. Сабир Сейхан часто ездит в Узбекистан - по несколько раз в год, поэтому на развитие страны он имеет свой особый взгляд.

Кстати, Сабир-ака пишет книги на узбекском языке, а по его сценариям узбекское телевидение сняло пять фильмов, такие, как «Ватан ягонадир» («Родина одна»), «Бир сиким тупрок» («Горсть земли»), «Бировнинг кариндоши» («Чужой родственник»). Мне несколько раз приходилось с ним встречаться в здании телевидения в те годы, когда я был автором и ведущим правовой телепередачи на телеканале «Ешлар» («Молодежный»).

Когда, приехав в Стамбул, я позвонил Сабиру Сейхану и сообщил, что собираюсь остановиться в гостинице «Узбек», он ответил, что немедленно выезжает туда. Прибыв в гостиницу, в холле я увидел уже ожидающего меня Сабира-ака. Перекинувшись с ним несколькими фразами, я понял, что передо мной стоит глубоко влюбленный в Узбекистан человек, которому небезразличны ни наши внутренние проблемы, ни сложные двусторонние отношения между Узбекистаном и Турцией.

«Жить, не имея родины»

Сабир Сейхан родился в 1931 году в кишлаке Варзак, находившемся на территории нынешнего Ташлакского района Ферганской области. Его родители были вынуждены покинуть родину и эмигрировать в Афганистан, когда Сабир был всего тридцатидневным младенцем. Его отец, Асамиддин-мингбаши, был человеком известным во всем округе. По утверждению Сабира Сейхана, его отец со словами «Пришло время борьбы» первым вложил в руки курбаши (полевых командиров достаточно крупных, способных действовать автономно национально-освободительных отрядов (басмачей) в период борьбы против установления Советской власти в Туркестане (Википедия) - Прим. ред.) оружие и призвал их бороться против неверных. Курбаши начали собираться на холме Гармбаба, который находится в кишлаке Кумарык близ города Маргилана. На холме есть кладбище и маленькая мечеть. Сабир Сейхан утверждает, что это он спас тот холмик от разрушения.

- Во время своего второго приезда в Узбекистан в 1974 году, пройдя мимо холма, я увидел рабочих, которые использовали грунт из-под холма для производства кирпичей. Подойдя к рабочим, я пытался объяснить им историческую ценность холма, что в будущем сюда станут приезжать иностранные туристы, чтобы посмотреть на этот холм, а страна будет зарабатывать валюту. Однако шеф рабочих приказал мне убираться. Тогда я пошел в редакцию ташкентской газеты «Узбекистон маданияти» («Культура Узбекистана») и рассказал об увиденном. Вскоре в газете была опубликована критическая статья, после чего земляные работы у холма были прекращены. В прошлом году во время презентации изданной в Узбекистане моей книги «Ватан кидирган йигит» («Парень, который искал родину») выступавшие вспомнили газетную статью и поблагодарили меня за спасение истории. Я был счастлив.

- Вы часто бываете в Узбекистане. Какие перемены замечаете в каждый свой приезд?

- Я не интересуюсь политикой, но должен отметить, что нищета есть в любой стране мира. Мне кажется, что наш народ, наверное, из-за экономических проблем, немножко начал забывать смысл таких слов, как «независимость» и «свобода». Во время бесед со мной профессора и доценты жалуются, что во время Советского союза они жили в достатке, тогда как теперь у них низкие зарплаты, а некоторым приходится продавать на улицах семечки. Я им объясняю, что жизнь состоит не только из желудка, шикарного дома или свадеб с обильными спиртными напитками на дастархане. Проблемы - временны, хорошие дни обязательно наступят, даже если они сами их не увидят, то их дети и внуки непременно будут жить в достатке. Некоторые люди пытаются мне возразить, говоря «Вы сыты, поэтому и язык ваш длинный». Я задаю им встречный вопрос «А откуда вам известно, что я сыт? Имеется ли у вас представление о том, как живется в Турции? Работая в своем магазине до шестидесяти пяти лет, мне каждый день приходилось поднимать груз общим весом в две тонны. А знаете ли вы о том, что значит жить, не имея родины?»


Сабир Сейхан. Фото ИА «Фергана.Ру»

Я съездил в Узбекистан более тридцати раз, впервые это случилось в 1972 году, когда получил приглашение от общества «Ватан» («Родина»). Несмотря на то, что его сотрудники - самаркандец Зиямиддин-ака и Джура Бутакуз, который переселился из Турции в Узбекистан, - были коммунистами, все они по-настоящему любили свою родину. Вы знаете, что каждый год в Измире проводится международная выставка? Где-то в середине 1960-х годов на выставке я встретил Мияда Хакимова и Зиямиддина-ака, которые представляли Советский союз. Во время беседы со мной они поинтересовались, есть ли у меня в Узбекистане родственники, а я, в свою очередь, рассказал им о родном кишлаке.

Вернувшись домой, они нашли моих родственников и попросили их прислать мне приглашение для посещения родины. Сначала родственники испугались, так как они жили в социалистической стране, а я – в капиталистической. Тех, кто имел родственников за границей, советские власти держали под контролем, ограничивая их в некоторых правах. Сотрудники из «Ватана» успокоили моих родственников, сказав, что все остальные процедуры они решат сами. Сначала мы очень осторожно переписывались друг с другом. Иногда мой магазин в Стамбуле посещали соотечественники с орденами и медалями на груди. Я всегда тепло встречал их, приглашал к себе домой. Имейте в виду, что в те времена в Турции коммунистов недолюбливали.

- Каким Вам запомнился Ваш первый приезд в Узбекистан?

- Когда я первый раз в жизни прилетел через Москву в Ташкент, в аэропорту одна русская женщина объяснила мне, что через час я должен вылететь рейсом в Фергану, а я три-четыре дня хотел любоваться столицей. Однако не смог объясниться с той женщиной и пошел к другим сотрудникам, узбекам по национальности. Каково же было мое удивление, когда они тоже начали говорить со мной на русском языке. Таким образом они, дескать, придавали себе важность и значимость. Я был уже готов вернуться обратно в Турцию, как подоспел Зиямиддин-ака, который, поговорив с женщиной, все уладил.

Несколько дней я гулял в Ташкенте. Потом из Ферганы приехали сын моего дяди вместе с зятем. По установленным для иностранцев правилам, я должен быть отправиться в Фергану самолетом, но для меня это правило было нарушено. Сняв за тридцать пять рублей престижную «Волгу» модели ГАЗ-24, мы через перевал поехали в мой родной кишлак, где для меня устроили пышную встречу. Казалось, что меня вышел встречать весь кишлак. Все обнимали и плакали, спрашивали, видел ли я на чужбине кого-то из их родственников. А мои родные, из-за приведенных выше причин, старались держаться в тени.

На родине я пробыл почти два месяца. И всегда на дастархане (скатерти) присутствовала водка, к которой узбеков приучили русские, все мужчины выпивали.

- А после независимости правила в отношении иностранцев, которые действовали во времена СССР, изменились?

- После обретения Узбекистаном независимости я не реже двух раз в год бываю на родине. Иногда визу приходится ждать дольше обычного, бывали случаи, когда отказывали в ее выдаче. Все это воспринимаю с пониманием: нас все еще в чем-то подозревают. Но я никого в этом не виню, безопасность родины надо охранять, и для этого нужно предпринимать все необходимые меры. Нельзя доверять всем подряд, среди нас тоже имеются люди с различными намерениями. Есть и необразованные люди, к которым я отношу и себя. В Афганистане мне удалось отучиться только шесть классов в пуштунской школе. Владею персидским, дари и таджикским языками. Из-за постоянных переселений из одной страны в другую я не смог далее посещать школу.

«В Афганистане нас называли предателями родины»

- Очень нелегко жить в эмиграции. Мне кажется, что те проблемы, которые в настоящее время переживает Узбекистан, вовсе и не являются таковыми. Если человек любит свою родину, то он должен любить ее такой, какой она есть на самом деле – с ее грязью, рваными штанами, безумными людьми. Даст нам узбекское консульство визу или нет, допустят нас на родину или нет, мы желаем только одного – чтобы на родине все было спокойно.


Вид на Стамбул с моря. Фото ИА «Фергана.Ру»

- Как к вам относились на чужбине?

- Знаете, если сегодня в каком-нибудь узбекском кишлаке люди на один день остаются голодными, то, признаю, будучи ребенком из зажиточной семьи, я переживал на чужбине времена, когда приходилось голодать в течение многих дней. Люди несут чушь о том, будто наши семьи покидали страну с набитыми деньгами карманами. Все это неправда! В Афганистане нас называли предателями родины и агентами русских, трусами, которые не сражались за свободу своей отчизны. Когда слушал такие неприятные слова, иногда казалось, что было бы лучше, если бы мы умерли. Есть узбекская пословица - «Кулма дустингга, тушар бошингга» («Не смейся над другим, то же самое может случиться и с тобой»). После вторжения Советской Армии в Афганистан, все, что нам пришлось пережить, случилось и с самими афганцами.

«Вместо того, чтобы аплодировать своему президенту...»

- В Узбекистане много говорят о президенте Исламе Каримове. Буду откровенным – не будь Каримова, то страна давно раскололась бы на три части – Ташкент, Фергану и Бухару с Хорезмом. Только твердая рука Каримова предотвратила раскол. Будь я гражданином Узбекистана, свой голос отдал бы за него. Ему очень тяжело, он умный человек, но нехорошие люди из его окружения соорудили стену между ним и народом, наверное, поэтому он не видит, что творится в стране. Несмотря на это, его хотят показать виновником всех существующих в стране проблем.

В мире нет стопроцентно праведных людей, у всех есть свои недостатки. Разве легко управлять семьей из нескольких человек? А тут разговор идет о стране с населением в двадцать семь миллионов человек. Я являюсь сыном как Узбекистана, так и Турции. Несмотря на то, что Турция является страной с тысячелетней историей, у нас до сих пор есть такие недостатки, которых в Узбекистане нет в помине. Однако люди, которые живут в Узбекистане, об этом не знают.

- Можете ли привести примеры?

- Вот, скажем, три года тому назад в Ташкенте на Чиланзаре построили мост над оживленной трассой. Мне пришлось слышать от некоторых людей, что, дескать, не надо было строить мост, когда народ голодает. Если бы я слышал это от какого-то дехканина, то махнул бы рукой, но об этом говорили интеллигентные люди. Ташкент является столицей, главными воротами страны. Первые впечатления иностранцев об Узбекистане складываются после того, как они увидят Ташкент. Если бы Каримов был нехорошим человеком и, вместо того, чтобы строить тот мост, положил бы деньги в свой карман – кто и что мог бы сделать? В каждый свой приезд я вижу, сколько гвоздей было забито и куда именно, но сами жители этого не замечают.

- И в Фергану вы уже едете через новую, широкую дорогу через перевал.

- Да, в советский период данная дорога была узкой и опасной. Многие годы я проработал с американцами, которые строили автодороги. Строительство дорог является самым дорогим занятием и кажется, что миллионы просто уходят в землю. Но, в конце концов, появилась хорошая дорога. А нет ли строительных недостатков? Конечно, есть. Еще десять лет назад я, указывая на них, говорил, что с помощью использовавшейся тогда техники и возможностями дорогу не построят и за десять лет. Так и вышло. Но то, что происходит в Узбекистане, относится к компетенции тамошних чиновников, я не имею право вмешиваться и требовать отчета.

- Вы говорили, что в менталитете народа не замечаете больших перемен.

- К сожалению, много предателей и тех, кто не ценит родину. Три года тому назад приехав на праздник Независимости, я искал значок с изображением знамени Узбекистана, чтобы прикрепить на грудь, но нигде не нашел. Продавцы даже смеялись надо мной. В прошлом году в Турции по моему заказу изготовили значки, и я их с собой привез в Узбекистан, чтобы раздать чиновникам и простым людям. Об этом в газете «Даракчи» написали.

Когда я раздавал значки на улице, один человек спросил «Что это?» Услышав такой нелепый вопрос, я разозлился и обругал его. Когда он начал в ответ кричать на меня, я спросил его, узбек он или нет. Он ответил, что узбек. Тогда я сказал: «Ты не узбек, посмотри внимательнее, что же это?» Внимательно посмотрев на значок, он сказал: «А-а, это же наше знамя». Стоявший рядом с ним его друг сказал: «Правильно тебя поругали, почему не узнаешь знамя нашей страны?» В менталитете народа существенные изменения не произошли.

- А что надо делать, чтобы его изменить?

- Это является делом журналистов. Но они бояться писать даже о тех проблемах, которые не связаны с политикой. Когда говорю им, чтобы они пользовались своими законными правами, то отвечают: «Говорите-то вы правильно, но смотрите на все и вся из стороны». Трусливые люди не смогут превратить страну в цветущий сад.

Вот в один прекрасный день в Ташкенте, когда я шел по тротуару широкого проспекта, издалека милиционер крикнул мне: «Дядя, дядя, не смотрите на дорогу, отвернитесь, сейчас проедет президент!» Я сказал: «Когда будет проезжать президент страны, то ты будешь ему аплодировать или покажешь свою задницу?» Милиционер ответил, что делает то, что ему приказано. Я сказал сотруднику милиции, что он врет, и что президент не мог отдать такого приказа. Это какой-нибудь безмозглый чиновник отдал такое распоряжение. «Разве будет плохо, если, увидев своего президента, я буду ему аплодировать?» - задал я вопрос милиционеру.

В другой раз, когда ночью я пешком возвращался с площади Мустакиллик по краю проспекта в свою квартиру, находящуюся рядом со станцией метро Айбека, появившийся из-за кустов милиционер приказал мне перейти на тротуар. Я сказал, что тротуар недостаточно освещен, а очки я забыл дома, поэтому иду по освещенному проспекту. Можете предположить, что сказал мне милиционер? «Вы портите вид», - усмехнулся Сабир-ака.

Слушая Сейхана, я вспомнил любимый фильм-сказку моего детства – «Волшебная лампа Аладдина». В фильме есть сцена, когда принцессу ведут по улице в баню, а народу, который не должен увидеть ее лица, приказывают отвернуться, иначе лишатся головы. Как говорится, сказка сказкой, да есть в ней быль.

- Во время одного из моих посещений Узбекистана, еще в советские времена, один человек спросил меня о том, какое различие существует между ним и мной, имея в виду различие систем, в которых мы живем, - продолжает свой рассказ Сабир-ака. - Зная, что советские люди, проработав полдня, убегают с работы и обманывают государство, я ответил: «Мы идем быстро, а вы – медленно». Несколько лет тому назад на базаре Маргилана кто-то позвал меня сзади: «Сабир-ака, Сабир-ака!» Оглянувшись, увидел человека средних лет с бородой и спросил его: «Откуда вы меня знаете?» Он сказал: «Теперь мы не ходим медленно, а бегаем».

«Настанет день, когда твоя родина станет свободной»

- Давайте вернемся в тридцатые годы. Мне рассказывали, что многие эмигранты подолгу жили в Таджикистане, перед тем как переплыть на другой берег Амударьи.

- В 1930-х годах Шерматбек, который находился в Афганистане, подготовил семьдесят борцов и отправил их в Туркестан для борьбы против русских. Но, в конце концов, победу одержала Красная Армия. Те, кто имел отношение к национально-освободительному движению, были сосланы в Сибирь или казнены. Получив известие о том, что дедушку тоже собираются отправить в ссылку, наша семья была вынуждена покинуть родину. Мы не сбежали, а сражались до конца. Об этом я говорил даже в свой первый приезд в Узбекистан и продолжаю говорить до сих пор. Если бы мы сбежали, то не могли бы вернуться.

В моем родном кишлаке проживали узбеки и таджики, они вместе боролись против Советской власти. Далее вместе эмигрировали и вначале обосновались в городе Регар (город на юго-востоке Таджикистана, с 1978 года - Турсунзаде. - Прим. ред.). Местные таджики велели нам возвращаться на свою родину. Представляете, за несколько сотен километров от родного кишлака как узбеки, так и таджики стали «чужими»! К сожалению, такое положение продолжается и по сей день – пять среднеазиатских республик построили между собой высокие стены. Тем временем, узбеки, казахи, киргизы, таджики и туркмены, живущие в Турции, называют друг друга земляками, а родину называют Туркестаном. Большевики так начертили границы республик, что неразбериха еще долго будет продолжаться. Среди населения существует местничество, например, ташкентцы называют ферганцев «деревнями, которые приехали на битком забитых вагонах» («Поезднинг оркасига осилиб келган кишлокилар»). Это очень опасная тенденция.

Я побывал и в Америке, и в Европе. Мы должны отправлять своих детей в развитые страны, чтобы они увидели мир собственными глазами, учились и накопили опыт, который затем используют на родине. Признаться, ценить знамя родины и свободу я научился в Турции.

В середине сороковых годов живущие в Афганистане узбеки пытаются получить разрешение для переезда в Турцию. Это станет возможным в конце 1949 года, после того, как Организация объединенных наций примет Всемирную декларацию прав человека, согласно которой право на свободное передвижение является одним из основных прав человека. В начале 1950 года, получив в посольстве Турции в Кабуле разрешение на эмиграцию, многие семьи распродают свое имущество и дома. Теперь уже власти Афганистана препятствуют выезду узбеков в Турцию, боясь, что пострадает престиж. К тому же, трудолюбивые узбеки вносили в развитие страны существенный вклад. Но у собравшихся эмигрировать людей власти отобрали документы.

Так прошло два года. Сидя на чемоданах и истратив все деньги, многие семьи остались без средств на существование. В конце концов, замученные люди устроили в Кабуле демонстрацию с требованием выпустить их в Турцию и получили долгожданное разрешение. После того, как власти Ирана отказались выдать эмигрантам транзитные визы, разрешение на транзитный переход пришло из Пакистана, который в те годы находился в составе Индии. Вначале выехали семь эмигрантских семей: из Карачи добрались на корабле до Басры, оттуда поездом в Багдад и далее - до турецкой Аданы. Спустя два месяца в Турцию прибыли сразу семьдесят две семьи туркестанцев.

Власти Турции дали переселенцам земли в юго-восточных и центральных районах страны. В городах Адана, Акшехир и Конья, где компактно поселились переселенцы, появились первые кварталы туркестанцев.

- Когда ваша семья переехала в Турцию?

- В 1952 году из Афганистана в Турцию эмигрировали первые семь узбекских семей. Вместе с нами приехали семьи Шерматбека-курбаши, Нурматбека, Халматбека (все трое являются братьями), Абдуллы-кары, Акрама-кары и Абдулхая Махсума. По приезду в Адану мы были временно размещены в здании железнодорожной станции. На следующий день на базаре я встретил нашего земляка из Маргилана - хаджи Абдуллу, который жил здесь уже сорок лет. Через некоторое время все переселенцы купили или сняли себе дома. Мы арендовали принадлежащий хаджи Абдулле старый дом в апельсиновом саду. Увидев в мечети мусульман совершающих намаз без головного убора, я решил заниматься шитьем шапок, благо у нас была швейная машина, которую мы купили в Пакистане. Мама пошла на сбор хлопка, а Халматбек, который мне приходится зятем, шил обувь.


Голубая мечеть в Султанахмете. Фото ИА «Фергана.Ру»

- Наверное, служили в турецкой армии?

- Да, армейская служба прошла в Сивасе, где в результате несчастного случая я потерял два пальца. Однажды в нашем полку прошла торжественная церемония, на которой наградили отличившихся на службе солдат. Среди них оказался и я. Командир наградил меня книгами Кемаля Ататюрка. Когда, получая награду, я заплакал на виду тысячи солдат, командир спросил причину. Я ответил: «По национальности я узбек. Если бы хоть половина из собравшихся здесь солдат были бы на моей родине, то мы могли бы сражаться и освободить ее от оккупантов». Командир погладил меня по голове и сказал, что такой день обязательно наступит. Этого я никогда не забуду.

- Когда и как Вы попали в Стамбул?

- Как-то мои земляки, живущие в Турции, стали упрекать меня в том, что я поддерживаю коммунистические идеи. Тогда я бросил все в Адане и ушел работать в горы. Вернувшись в город, отдал свой магазин зятю и в 1964 году переехал в Стамбул. Взял в аренду свободный магазин рядом с крытым рынком, владельцем которого была пожилая женщина, уроженка Ташкента. Так и работал всю свою жизнь, пока силы не оставили меня. Женился на землячке, родились дети, купил свою собственную квартиру.

- Сабир-ака, как Вам удалось сохранить прекрасное владение узбекским языком?

- Приведу такое сравнение: я являюсь одним из десяти узбеков мира, которые говорят, что мы обязательно вернемся на родину. Всегда говорил своим землякам, что нам не следует забывать родной язык, поэтому узбекским я владею очень хорошо. Наши родители всегда тянули нас за ухо, чтобы не забывали родной язык. Мой сын Джавдат также отлично владеет узбекским, он работает в Вашингтоне редактором передач на узбекском языке на радио «Голос Америки». И я хотел бы просить узбекские власти, чтобы они помогли узбекской диаспоре в сохранении языка и культуры. Если мы потеряем свои корни, то от этого проиграет Узбекистан. По данному вопросу на родине я десятки раз выступал по телевидению и в газетах.

Некоторые страны тратят огромные средства для того, чтобы образовать лобби из представителей своих сородичей за рубежом, тогда как мы являемся готовыми кадрами, ничего взамен не требуем, кроме помощи в культурной сфере. Просим, чтобы нам отправили книги и деятелей искусства, однако наш зов уходит в пустоту. Значит, внешняя политика Узбекистана требует этого, делать нечего. Но я не собираюсь сдаваться. Подготовил проект по ежедневной демонстрации программ на узбекском языке на одном из местных телеканалов, ознакомил с ним узбекского консула. Если все пойдет гладко, то в Стамбуле начнем трансляцию передач, полученных с узбекского телевидения.

Без культурной помощи Узбекистана живущие за рубежом узбеки просто растворятся. Если это происходит в Турции, то они становятся турками, а в Саудовской Аравии они уже становятся арабами, в Америке – американцами и так далее, - считает Сабир-ака.

Отмечу, что квартира Сабира Сейхана, в которой я побывал, обставлена в узбекском стиле. К примеру, в большом зале на полу расстелены курпачи (узкие одеяла для сидения. - Прим. ред.) и подушки, на сервантах стоят комплекты чайников и пиал, узбекские и турецкие знамена, сувениры, книги, многочисленные CD и кассеты с видео и аудиозаписями известных узбекских исполнителей. Тарелки на столе полны сухофруктов из Узбекистана. Дома Сабир-ака носит узбекский национальный чапан (стеганый халат).

- Вы говорили, что по Вашим сценариям в Узбекистане сняты видеофильмы, - напоминаю Сабиру-ака.

- Я расскажу вам о судьбе одного из них. В 1995-1996 годах на узбекском телевидении по моему сценарию был снят художественный фильм «Силсила» («Горные цепи»). В нем, в частности, рассказывалось о злодеяниях, совершенных в двадцатых-тридцатых годах русскими. После премьеры фильма меня на некоторое время в Узбекистане запретили. Наверное, кое-кто написал жалобу на фильм. А ведь показанные на экране злодеяния были только маленькой частью. Фильм положили на полку, а я в течение нескольких лет не мог получить визу для посещения Узбекистана. Все это имело политическую подоплеку, поэтому я не стал обижаться, а принял это с пониманием. Хочу, чтобы на родине всегда было спокойно.

- Вас знали многие студенты, обучавшиеся в Турции в 1990-х годах.

- Я всегда говорил нашим студентам, чтобы они занимались только учебой и не отвлекались на другие дела. К сожалению, некоторые из них попали под влияние плохих людей, поверили в пустые обещания. Ну, все это уже история. Теперь надо думать о восстановлении обучения узбекских студентов в Турции, ведь сегодня их здесь нет. Жаль, что нашим детям не дали возможность учиться, - сетует Сабир-ака.

Когда в Узбекистане по пятницам я хожу в мечеть, то прошу муллу читать молитву для душ усопших на чужбине наших земляков. Сотни тысяч туркестанцев не смогли вернуться на родину и навечно остались в чужих краях. Мы всегда должны об этом помнить.

Бахтияр Шахназаров, Измир–Стамбул–Измир.

Россия: В Подмосковье освобождены пятьдесят заложников-узбеков
2008-06-10 11:10 ИА Фергана.Ру

Оперативники МВД в результате спецоперации освободили в Подмосковье около пятидесяти узбеков, насильно удерживавшихся азербайджанцами в качестве рабов, сообщает РИА Новости со ссылкой на высокопоставленного источника в правоохранительных органах Московской области.

«Операция по освобождению граждан Узбекистана была проведена в минувшую субботу в деревне Чулково Раменского района Московской области», - сказал источник.

По его словам, всего освобождено около пятидесяти человек, у которых после приезда в Россию отняли документы и в течение длительного времени заставляли работать, передает Газета.Ру. При этом пленников избивали, а женщин-заложниц насиловали, сказал источник.

Турция нанесла удар по северу Ирака и объявила о создании новых зон безопасности
2008-06-10 11:14 ИА Фергана.Ру

В понедельник, 9 июня, турецкая авиация накануне нанесла удар по северному Ираку, где располагается лагерь курдских сепаратистов, сообщает Reuters со ссылкой на иракские власти.

Сообщения о пострадавших не приводятся. Пограничники рассказали, что это была артиллерийская атака, а не бомбардировка с самолетов, уточняет Газета.Ру.

Между тем, генштаб Турции объявил о создании шести новых зон безопасности на юго-востоке страны для борьбы с боевиками Курдской рабочей партии. Закрытые районы, где фактически действует военный режим, будут действовать с 12 июня по 12 сентября, сообщает «Взгляд».

Как пишет ИТАР-ТАСС, эти зоны расположены на незаселенных горных территориях провинций Сиирт, Ширнак, Хаккяри на границе с Ираком, а также в граничащих с Ираном районах провинции Ван. Большая часть этих районов традиционно используется КРП для передвижений в глубь страны.

Гражданским лицам свободный доступ без особого разрешения на такие территории запрещен. У военных есть право открывать огонь на поражение по любому лицу, не подчиняющемуся приказам.

Кыргызстан: Правозащитники заявляют о незаконности обыска офиса Норвежско-Хельсинского комитета по правам человека
2008-06-10 12:34 ИА Фергана.Ру

Во вторник, 10 июня, на пресс-конференции в Бишкеке глава правозащитного центра «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова заявила, что накануне сотрудники 9-го отдела МВД Кыргызстана провели незаконный обыск в офисе Норвежско-Хельсинского комитета по правам человека (НХК).

По словам Толекан Исмаиловой, два офицера девятого отдела МВД проникли в офис НХК против воли сотрудников организации, и провели проверку документов находящихся там иностранных граждан - сотрудников комитета. Кроме того, они произвели незаконную видео- и фотосъемку документов НХК.

Прибывшие на место происшествия местные правозащитники вместе с главой НХК и сотрудником представительства верховного комиссара ООН по правам человека, не будучи в силах повлиять на ситуацию, вызвали столичную милицию и написали заявление о нарушении прав иностранных граждан. Правозащитники намерены обратиться к главе МВД Кыргызстана с просьбой разобраться в ситуации.

Между тем, 10 июня пресс-служба киргизского МВД распространила заявление, в котором сообщается, что «действия сотрудников 9 Главного управления МВД Киргизской Республики были законными и их просьбы по предъявлению соответствующих документов находили должное понимание у сотрудников офиса Норвежского Хельсинского Комитета, но до прибытия ряда представителей НПО Кыргызстана. Координатор Программ Центральная Азия, гражданка Российской Федерации Елена Мамадназарова сказала, что вышеупомянутый офис был открыт в начале 2007 года и руководителем является Дали Ивар, гражданин Норвегии. Но документов, разрешающих осуществлять им какую-либо деятельность на территории независимого Кыргызстана, никто из сотрудников офиса не смог предоставить», -говорится в заявлении МВД

Кыргызстан: Правозащитники заявляют о незаконности обыска офиса НХК по правам человека
2008-06-10 12:34 ИА Фергана.Ру

Во вторник, 10 июня, на пресс-конференции в Бишкеке глава правозащитного центра «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова заявила, что накануне сотрудники 9-го отдела МВД Кыргызстана провели незаконный обыск в офисе Норвежско-Хельсинского комитета по правам человека (НХК).

По словам Толекан Исмаиловой, два офицера девятого отдела МВД проникли в офис НХК против воли сотрудников организации, и провели проверку документов находящихся там иностранных граждан - сотрудников комитета. Кроме того, они произвели незаконную видео- и фотосъемку документов НХК.

Прибывшие на место происшествия местные правозащитники вместе с главой НХК и сотрудником представительства верховного комиссара ООН по правам человека, не будучи в силах повлиять на ситуацию, вызвали столичную милицию и написали заявление о нарушении прав иностранных граждан. Правозащитники намерены обратиться к главе МВД Кыргызстана с просьбой разобраться в ситуации.

Между тем, 10 июня пресс-служба киргизского МВД распространила заявление, в котором сообщается, что «действия сотрудников 9 Главного управления МВД Киргизской Республики были законными и их просьбы по предъявлению соответствующих документов находили должное понимание у сотрудников офиса Норвежского Хельсинского Комитета, но до прибытия ряда представителей НПО Кыргызстана. Координатор Программ Центральная Азия, гражданка Российской Федерации Елена Мамадназарова сказала, что вышеупомянутый офис был открыт в начале 2007 года и руководителем является Дали Ивар, гражданин Норвегии. Но документов, разрешающих осуществлять им какую-либо деятельность на территории независимого Кыргызстана, никто из сотрудников офиса не смог предоставить», -говорится в заявлении МВД

Таджикистан: В Душанбе откроется первый Русский центр Фонда «Русский Мир»
2008-06-10 13:01 ИА Фергана.Ру

Во вторник, 10 июня, в столице Таджикистана Душанбе состоится церемония открытия первого Русского центра Фонда «Русский мир», сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-атташе посольства России в Душанбе Камиля Магомедова.

Центр будет открыт в Таджикском государственном институте языков, в торжественной церемонии примут участие посол России Рамазан Абдулатипов и исполнительный директор Фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.

По данным Магомедова, программа открытия Русских центров Фонда «Русский мир» включает в себя образование библиотеки из более одной тысячи наименований (энциклопедии, справочные издания, словари русского языка, русская художественная, образовательная, учебная, детская литература), коллекцию мультимедийных изданий (классика российского кинематографа, аудиокниги, учебно-методические пособия), обучающие программы по русскому языку.

Фонд обеспечит пользователей центра бесплатным доступом к электронным версиям центральных российских СМИ. В планах работы русских центров, оснащенных необходимыми техническими средствами и современным оборудованием, - проведение выставок, семинаров, творческих встреч, организация курсов русского языка.

В апреле этого года для проведения консультаций по вопросу открытия русских центров Таджикистан посетил директор программ по СНГ Фонда «Русский мир» Максим Мейер. В ходе его визита была достигнута договоренность об открытии русских центров на базе ряда столичных вузов, в том числе Российско-Таджикского славянского университета, Таджикского государственного национального университета, Таджикского государственного института языков и Таджикского государственного педагогического университета.

Кыргызстан: В Бишкеке открывается региональное отделение УВКПЧ ООН в Центральной Азии
2008-06-10 14:01 ИА Фергана.Ру

Во вторник, 10 июня, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека и правительство Киргизской Республики подписали Соглашение о создании в Бишкеке регионального отделения для продвижения и защиты прав человека в Центральной Азии.

В пресс-релизе представительства УВКПЧ ООН в Кыргызстане сообщается, что региональное отделение Верховного комиссара по правам человека будет предлагать свое содействие правительствам Центральной Азии в выполнении их международных обязательств по правам человека и продвигать внедрение в национальные программы соответствующих принципов, включая экономические, культурные и социальные права.

Отделение будет также сотрудничать с межправительственными организациями, гражданским обществом, частным сектором и соответствующими партнерами из системы ООН для обеспечения прав человека в их работе.

«Мы надеемся, что создание Регионального отделения приведет к новому уровню сотрудничества между Управлением Верховного комиссара по правам человека и странами Центральной Азии. Люди Центральной Азии заслуживают поддержку со стороны Организации Объединенных Наций в сотрудничестве с их правительствами для достижения полной реализации их прав человека», - сказала госпожа Кьюн-ва Канн, заместителя Верховного комиссара ООН по правам человека.

Региональное отделение в Центральной Азии стало девятым по счету региональным представительством УВКПЧ ООН по всему миру. Сегодняшнему подписанию Соглашения предшествовал визит Верховного комиссара в Центральную Азию в прошлом году, во время которого обсуждалось предложение об открытии данного отделения.

Таджикистан: В Душанбе подписано соглашение с «Газпромом» о геологоразведке
2008-06-10 14:12 ИА Фергана.Ру

Во вторник, 10 июня, в Душанбе между ОАО «Газпром» и Таджикистаном было подписано соглашение о геологоразведке на четырех нефтегазовых месторождениях - Ренган, Саргазон, Сарыкамыш, Западный Шаамбары, сообщает РИА Новости.

Азия-плюс напоминает, что таджикско-российское сотрудничество в нефтегазовой отрасли регулируется межправительственным соглашением «О стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли», подписанным еще в 2003 году, и Меморандумом о намерениях по созданию совместного таджикско-российского предприятия, подписанным в марте 2006 года.

В декабре 2006 года «Газпрому» были выданы лицензии на проведение геологического изучения нефтегазоперспективных площадей Саргазон и Ренган, прогнозные ресурсы углеводородов которых оцениваются в 30 и 35 млрд. кубометров соответственно.

Оператором проектов «Газпрома» в Таджикистане является ЗАО «Зарубежнефтегаз», которое в апреле 2007 года приступило к проведению геологоразведочных работ на вышеназванных площадях в опережающем режиме – до создания СП.

ЗАО «Зарубежнефтегаз» образовано в середине 1998 года. С начала 2007 года «Зарубежнефтегаз» на сто процентов принадлежит ОАО «Газпром». «Зарубежнефтегаз» представляет интересы «Газпрома» в ряде проектов по разведке и освоению углеводородных месторождений и строительству объектов нефтегазовой промышленности за рубежом, в первую очередь, в странах Среднего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, а также в странах СНГ, в частности, в Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане.

Казахстан: Рабовладение становится привычным явлением?
2008-06-10 14:50 Мария Коржева (Актобе)

Как эффективно бороться с торговлей людьми? Этот вопрос был главным на семинаре, который на днях прошел в Актобе - областном центре на западе Казахстана. Своим опытом в решении проблемы делились представители неправительственных и государственных организаций Швеции, России и казахстанских регионов.

«Ваш сын похоронен»

- От проблемы рабства особенно страдает население малых городов, - считает Мира Бочарникова, представитель общественной организации «Ассоциации одиноких матерей» из города Текели (Казахстан). – Во многих таких городах нет работы. Например, в нашем Текели, с трех сторон окруженном горами, после перестройки закрылось единственное крупное предприятие, на котором работали пять тысяч человек. Сейчас молодежи некуда устроиться, и многие девушки вынуждены идти на панель.

Год назад к нам за помощью обратилась женщина, у которой пропал брат. Его нашли на отгонах, где он и еще трое пленников пасли овец. В рабстве парень пробыл два года. Найти его удалось только, когда одному из его товарищей по несчастью удалось бежать. На парня было страшно смотреть: язвы, переломы, укусы собак. Если за рубежом есть специальные центры для пострадавших от рабства, в которых они могут пройти полную реабилитацию, то у нас им могут оказать только медицинскую помощь. Далее бывший раб остается один на один со своими проблемами – психологическими, поиском работы и так далее. И нет гарантии, что он начнет вести полноценную жизнь.

Сейчас мы разбираемся еще с одним случаем. К нам пришла женщина, которая рассказала, что ее сын работал на СТО (станции техобслуживания), и однажды не вернулся домой. Коллеги рассказали матери, что видели, как его увез директор СТО. По словам женщины, полиция и не думала заниматься поисками пропавшего сына. Позже до нее дошли слухи, что он тоже пасет скот где-то в горах. Когда она пыталась поговорить с руководством полиции, ей все время твердили, что начальства нет, запретив подниматься на второй этаж здания департамента.

Мы сделали так. Пригласили на круглый стол начальника полиции и женщину. И там, при всех, она задала ему вопрос: почему вы меня к себе не допускаете? Он прилюдно пообещал ее принять.

Позже при нас полицейские сообщили женщине, что труп сына нашли и похоронили. Она была в шоке, возмутилась, почему ей об этом не сообщили, и потребовала эксгумировать труп. Ей показали фотографии погибшего. На них был мужчина лет сорока, а ее сыну было двадцать. Полицейские уверяли бедную мать, что это ее сын. Но она не сдалась и продолжила поиски. Сейчас к нам поступила информация о том, где может быть этот парень. Надеюсь, мы все-таки найдем его живым, - заключает Мира Бочарникова.

Женщина не виновата

- Группы торговцев людьми организованы как традиционные круги мафии, - говорит Ульрика Левин, менеджер проектов шведской организации «Квиннофорум». – Торговать людьми очень прибыльно и менее рискованно, чем продавать оружие или наркотики, поэтому этот вид преступления так распространен.

- В нашей стране торговцы людьми используют своих жертв, главным образом, в проституции, - рассказывает сотрудница отдела по борьбе с проституцией социальной службы администрации Стокгольма Агнета Бакнелл. - Обычно женщин заманивают в притоны обманом, обещая работу танцовщицы или официантки. Хотя есть девушки, которые добровольно едут предоставлять секс-услуги, но они не представляют, что им предстоит пережить. Им ограничивают свободу передвижения, заставляют обслуживать по десять-сорок клиентов за ночь. У них отбирают документы. Так как жертва обычно не знает языка страны, где работает, ей очень сложно попросить помощи.

У нас есть центры, в которых пострадавшим помогают получить пособие по безработице, обеспечивают их всей необходимой помощью. В 2004 году в Швеции был принят закон, позволяющий жертве торговли людьми оставаться на территории страны. Это решило проблемы реабилитации жертв. С самого начала в деле участвует прокурор, который и подает документы на оформление временного вида на жительство.

Недавно полиция накрыла бордель в обычной квартире в районе Альби на юге от Стокгольма. В притоне в нечеловеческих условиях содержалось тринадцать девушек. Как рассказала одна из женщин, ей за сорок дней пребывания пришлось обслужить четыреста пятьдесят клиентов. Невольницам не позволяли без разрешения выходить в туалет и принимать душ, за это они должны были платить по одному евро.

Все находившиеся в этом притоне девушки оказались россиянками. В Швецию также часто привозят жительниц Пакистана, Киргизии, Польши, Эстонии, Румынии и Болгарии, - сообщает Агнета Бакнелл.

Главным успехом борьбы с проституцией в Швеции Ульрика и Агнета считают новое законодательство, которое наказывает людей, покупающих секс-услуги, но благоволит к тем, кто стоит на панели.

- В Европе понимают, что женщина, продающая себя - это жертва в любом случае, даже если она идет на это добровольно, - говорит Агнета. - Значит, ее кто-то или что-то вынудило к этому. Зато мужчина, который «снял» жрицу любви, может получить тюремный срок до шести месяцев.

По словам Агнеты, мужчину, которого застигли на покупке секса, вызывают на суд повесткой. Ее посылают по месту его жительства, чтобы об этом проступке узнала его семья. Такие строгие меры принимаются для того, чтобы в обществе формировалось мнение, что покупка секса - это недостойный поступок. Ведь если ты покупаешь такие услуги, то финансируешь организованную преступность.

Как показали соцопросы, восемьдесят процентов шведов поддерживают суровый закон, поскольку он создал массу неудобств охотникам до продажной любви и сутенерам, вынудив их прятаться.

Когда осужденных по делам о покупке секс-услуг подвергли психологическому анализу, выяснилось, что всех их объединяет одно: они хотят иметь власть над другим человеком.

В год в Швеции выявляется до 660 человек, ставших жертвами работорговли. Для сравнения, в Финляндии, население которой в два раза меньше, ежегодно фиксируется до двенадцати тысяч случаев рабства. Шведская полиция считает, что снижению уровня преступности в этой сфере способствовал именно новый закон.

Этот детский недетский труд…

По словам Игоря Меркулова, заместителя начальника отдела Следственного комитета при МВД России, ежегодно от двухсот до пятисот тысяч человек из СНГ переправляются в Европу для эксплуатации, шестьдесят процентов из них составляют женщины.

- По оценке независимых организаций, двадцать семь миллионов человек в мире являются фактически рабами, - сообщил Игорь Меркулов. – Не во всех странах есть законы, направленные на противодействие трафику. Люди, которых продавали, не всегда воспринимаются обществом как жертвы. Нельзя сбрасывать со счетов и коррупцию в органах власти.

В России проживает до пяти миллионов иностранцев, не имеющих документов, необходимых для регистрации, большей частью это - граждане республик СНГ, и они – потенциальные жертвы работорговцев.

Особенно страшно, когда используют рабский труд детей. В Москве очень много беспризорных. За прошлый год в нашей стране от различных преступлений пострадало девяносто четыре тысячи несовершеннолетних. Если говорить о рабстве, то чаще всего детей заставляют просить милостыню, а иногда задействуют в порнографии, - отмечает Игорь Меркулов.

Коттедж, джип, раб

- Кустанайская область отличается тем, что у нас развито, прежде всего, трудовое рабство, - рассказала Нина Шабурова, представитель «Казахстанской ассоциации по половому и репродуктивному развитию», город Кустанай. - На днях был выявлен случай, когда хозяин мясокомбината продавал десять граждан Узбекистана. Ранее он купил их по цене двести долларов за каждого, и мужчины работали на него. Когда работы стало меньше, он решил перепродать живой товар. В роли подставных покупателей выступили полицейские, которые приобрели людей со «скидкой» - четверых человек за шестьсот долларов. Сейчас по данному делу ведется следствие.

В Актобе год назад за работорговлю и истязания людей были осуждены владельцы банного комплекса. Шестандцать граждан Узбекистана держали в маленькой комнатушке, заставляли бесплатно работать, избивали, а девушек подвергали сексуальному насилию. Виновные получили сроки. Это очень редкий случай в Казахстане, когда те, кто использует себе подобных как рабов, наказаны по заслугам. Очень часто вину «рабовладельцев» трудно доказать или же им удается избежать ответственности.

- В последние годы у нас появился тип людей, которые считают, что иметь рабов – это нормально, то же самое, что иметь коттедж или джип, - говорили на встрече психологи. – Именно это нас поражало больше всего при встрече с работорговцами. Они считают, что люди, которые ниже их по материальному уровню, стоят ниже и по ступени развития, и это не люди, а просто товар.

Фото с сайта Мoscow-live.ru


В избранное