Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Somus!

  Все выпуски  

Yellow Magic Orchestra: Мир отрывистых звуков


 
ежедневная рассылка Somus!
2007-07-07 

Рубрика: музраздел

Yellow Magic Orchestra: Мир отрывистых звуков

    Ярлык - страшная штука. Большинство людей так устроено, что им всё надо разложить по полочкам, сравнить, сертифицировать и сверху ляпнуть этикетку. В этом смысле сравнения - безусловное зло, хотя зло неизбежное. Но иногда просто не знаешь, куда бежать от подобных "доброхотов". Как-то в конце 80-х мне подсунули запись неизвестной группы, сказав: "Тебе понравится - ты ж слушаешь Kraftwerk". Музыка оказалась очень странная, не побоюсь этого слова - завораживающая, но чем больше я слушал, тем сильнее недоумевал: причём тут Kraftwerk? С немецкими авангардистами группу роднили только синтезаторы, с таким же успехом можно сравнивать Жан-Люка Понти и Сергея Стадлера на основании лишь того, что оба - скрипачи. Теперь-то я уверен, что "японским Крафтверком" их обозвали критики - сами бы они не пошли на это. Эти люди не могли любить ярлыки, если выбрали такое название. Вообще, задумайтесь, какую смелость, наглость и нетривиальное мышление нужно иметь, чтобы группу из ТРЁХ человек назвать - Yellow Magic Orchestra.

    Японцы всегда были загадочной нацией - и в позапрошлом веке, и в прошлом, и в нынешнем. Но по-настоящему они сумели удивить мир во второй половине ХХ века, когда произошёл огромный скачок в экономике - "японское чудо". Технократизация страны пошла немыслимыми темпами. Даже американцы видели в японцах пришельцев из будущего, а уж мы в своей провинции вообще смотрели на них как на инопланетян. Японские острова стали не только источником качественной техники, но "испытательным полигоном" по внедрению передовых технологий. Это касалось всего, в том числе музыки. Пусть терменвокс изобрели в России, а синтезатор - в Штатах, всё равно доступным его сделала японская промышленность. Уокмены, CD, караокэ, тамагочи, игровые приставки... Стоит ли удивляться, что именно в Японии возникла группа, которая записала свой первый хит на базе "звучков" компьютерной игрушки?

    Кто собрал группу - является загадкой. Одни говорят, идея принадлежала поющему барабанщику Юкихиро Такахаси из арт-роковой команды Mika Band, другие склоняются в пользу выпускника Токийского университета, пианиста Рюичи Сакамото. Я считаю, что правы третьи, и группу собрал басист Харуоми Хосоно (косвенно это подтверждается тем, что группа, где до этого играл Хосоно, называлась Yellow Magic Band). Группа вообще была задумана как разовый студийный проект для записи музыки к документальному фильму о современной электронике. Новоиспечённое трио записало композицию Computer Game, основанную на "пищалке" от компьютера "Ямаха" - и произвело фурор. Сингл поднялся на 17 место в хит-параде - и не где-нибудь, а в Британии, на родине "новой волны". Первый альбом тоже стал популярным, и студийный проект вырос в полноценную группу с уникальным звучанием.

    На плёнке, попавшей мне в руки, был второй альбом группы 79 года - Solid State Survivor. Сказать, что он производит странное впечатление - значит, ничего не сказать. Сразу, с первых нот возникает образ восточного мегаполиса, его небоскрёбов, супермаркетов и скоростных поездов, запутанных автострад, неоновых вывесок, гигантских экранов, полицейских вертолётов, вспышек "полароидов", звонков мобильных телефонов... Встреча людей здесь - всего лишь отражение в стекле вагона, случайный взгляд через плечо за столиком в кафе, ошибка в набранном номере. Встречаться некогда, надо бежать - быстрее, быстрее, ещё быстрее! И даже просто "быстро" уже никого не устраивает - мы хотим мгновенно! Даже сегодня поражаешься смелости этих трёх парней. Если в заглавной Technopolis человеческий голос пропущен через вокодер, вообразите, что творится во второй - Absolute Ego Dance, где голосовая партия отдана синтезатору! Инструмент практически "поёт", а не играет, и бодрые девчачьи выкрики тут не больше чем ритмические "отбивки". Три первые песни так переполнены энергией спешащего города, что непонятно, как им вообще удалось остановиться на четвёртой. Композицию Рюичи Сакамото Castalia вполне можно назвать предком современного амбиента - ты будто свернул с оживлённого токийского проспекта и внезапно оказался на маленькой узкой улочке, застроенной одноэтажными домами с бумажными стенами, с маленьким, словно карманным парком и старинным храмом с карпами в пруду. И только непрерывнй гул синтезатора призывает не расслабляться, напоминая, что мы всё-таки в большом городе, где правят бал мегаконцерны, и люди скрывают под масками не только лица, но и голоса (Behind the Mask). Впрочем, и у японцев бывают выходные. Day Tripper - одна из самых странных кавер-версий The Beatles, что мне встречались. Препарированный ритм, булькающие трели синтезаторов, английский с японским акцентом, резкие, жалящие "уколы" электрогитары - если это и туризм, то туризм опять-таки японский: синкасэн, самолёт, пляж, полароид, сувенир, самолёт, синкансэн и... "Аригато, мама-сан, за прекрасный уик-энд!" Предпосленяя композиция (Insomnia) в этом смысле - не более чем остановка в "рабухо" (love hotel). Мир не будет ждать: одна ночь на отдых, а завтра - новая неделя, новый забег на рывок.

    Это, без сомнения, "новая волна", только по-японски: западный стилистически, альбом по-исполнению очень восточный. Рюичи Сакамото активно использовал чёрные клавиши - это придавало музыке YMO совершенно особый колорит, да и сам альбом напоминает сасими - красивую картинку из мелко нарезанных ломтиков сырой рыбы. Двойные и тройные ритмы электронных барабанов, высокие, "дрожащие" тембры, синтетический посвист, чириканье и прочие отрывистые звуки - скорее, музыкальные росчерки, чем фразы. И до того немыслимое (даже для тогдашнего Запада) качество записи взлетело на запредельную высоту, а аранжировки приобрели отточенность самурайского клинка. Группа активно использовала всё новое, что появлялось в электронике: синтезаторы, сэмплеры, секвенсоры, все передовые достижения цифровой и компьютерной техники. Наверняка музыканты долго пробовали разные сочетания настроек и каждую неделю звонили в лабораторию "Ямаха" - не появилось ли чего нового для звуковой библиотеки? Гармоничный синтез музыки Запада и Востока не удавался ещё никому, но это если говорить об этническом синтезе. А вот "технологическое" сращивание культур эти яйцеголовые японцы делали в каждой композиции с какой-то пугающей лёгкостью. Не знаю, как им это удалось, знаю только, что эти люди умеют не только играть, но и слушать. Вероятно, их творчество изначально было синтезом противоположностей: Хосоно привлекало диско, Сакамото был на подступах к амбиенту, а Такахаси всегда был приверженцем старого доброго рока.

    Следующие альбомы - Public Pressure, ? To Multiplies, Naughty Boys, BGM и Technodelic подтвердили высочайшее мастерство троих "оркестрантов". Однако в декабре 1983, после грандиозного токийского концерта, их пути разошлись. Разногласий не было - просто все трое были сложившимся музыкантами, и группа никогда не была для них главным делом всей жизни. Каждый сделал успешную сольную карьеру. Особенно отличился Рюичи Сакамото, записавший огромное количество альбомов, саундтреков к фильмам и совместных проектов, самым известным из которых стала музыка к фильму "Последний император".

    На Западе YMO давно считаются класской электронной музыки, на их дисках взросло целое поколение музыкантов, таких как Art Of Noise, Camouflage, Gigi D'Agostino или Towa Tei (не говоря уже об Aphex Twin). У нас же популярность этой группы исчезающе мала. Хотя... можно вспомнить модных в начале 80-х прибалтов Zodiac (их любили в своё время сравнивать с группой Space, но я уверен, что приверженец отрывистых звуков Янис Лусенс в юности слушал немало электронных групп, и японское трио у него было явно не на последнем месте). Музыку Yellow Magic Orchestra трудно причислить к какому-то одному направлению. Обычно их причисляют к стилю "электропоп", но скорее, творчество YMO было недостающим звеном между ортодоксальным, "первобытным" техно и новой волной, а позднее, когда подобные проекты потеряли актуальность - превратилось в своеобразный "мостик", ведущий от наивной электроники 80-х к кислотным танцполам 90-х и звуковым коллажам 2000-х. При некоторой схожести Kraftwerk и YMO двигались разными курсами, но нет ничего удивительного, что иногда их пути пересекались. Если немецкий квартет пытался придать синтезаторному звучанию человечность, так сказать, "оживить роботов", то японское трио двигалось в абсолютно противоположном направлении, отображая технократичность современного бытия, слияние и поглощение человека техникой, тотальную "киборгизацию" сознания. Неспроста же, наверное, в конце 90-х трио записало новый диск Technodon, на котором "крёстные отцы" киберпанка - Уильям Берроуз и Уильям Гибсон - читают отрывки из своих произведений под аккомпанемент YMO. Несмотря на все дурацкие ярлыки, творчество японцев было большим, нежели красивым фантиком. В нём были авангард, эксцентрика, неявный сарказм. Где-то среди спешащих на работу "сарарименов", накрашенных домохозяек и озабоченных японских школьников нет-нет да и проглядывала улыбка Будды. В моей коллекции есть их альбом Service - комическая радиопостановка о съёмках клипа, где композиции перемежаются юморными скетчами. Я совсем не знаю японского, но всякий раз смеюсь, когда его слушаю. Я просто доверяю вкусам японцев: они умеют принимать явление таким, как оно есть.

    Хотя и они не обходится без ярлыков.

    (Да, кстати - на обложке диска только трое музыкантов. Не удивляйтесь. Парочка на заднем плане - это куклы.)

Автор:  Дмитрий Скирюк

Оценить статью >>>                     Возразить автору >>>                     Прочитать еще >>>  
Продолжение будет завтра!

Рассылки Subscribe.Ru
Somus!
SOMUS - он-лайн журнал для умных женщин
Автопилотка.ру - автомобильный журнал для женщин


В избранное