“Вы можете все на%уй сдохнуть, а мои картины будут жить вечно”. Такой фразой великий метр определил своё
значение и значение своего творчества в мировом кинематографе середины двадцатого века. Определил, кстати сказать, чертовски
правильно. Несколько поколений уже кануло в мифическую речку Лету, а его фильмы продолжают будоражить умы и воображение миллионов
ценителей кинематографа по всему миру.
Родился Федерико 20 января 1920 года в Италии, в периферийном городке
Римини, где в течение всех своих детства, молодости, молодости и юности и прозябал жизнь, покуда ему ни наскучила провинциальная
атмосфера и он ни отправился становиться самыв великим кинематографом за всю историю человечества. Карьера, собственно, началась
с рисования шаржей и рисунков домашних животных многочисленных клиентов (у Феллини был особый талант к рисованию всякой белиберды
– большинство заказчиков просило вернуть уплаченные деньги).
Бесславно закончив карьеру художника, рисующего
пародии, Федерико, скопив денежек, пишет сценарий и снимает свой первый, дебютный фильм под названием “Белый шейх” (абсолютно
дурацкая картина – готовилась специально для “долбанутого динамитом на пять/ восьмых головы гения” Антониони). Тщеславный
мудак Антониони фильм забраковал и остался на всю свою жизнь бездарной массовой посредственностью (это так этого бездаря
окрестил сам ФФ), от которой тошнит и выворачивает. Зато уж Феллини после этого фильма, названного бульварной прессой “абсолютным
бредом зазнавшегося сноба” стал самым главным (и первым) претендентом на сыскание титула главного культового режиссёра последнего
двадцатилетия в просвещённом мире.
В 1953 году Феллини снимает свой очередной фильм под названием “Маменькины
сынки”. С этой поры у Феллини появляется культ величия и презрение ко всем живущим на этой “херовой планете и снимающим какую-то
херню”. Феллини становится раздражительным и чрезвычайно грубым. В одном своём интервью он заявляет: “Мне Гиммлер важнее
вас всех вместе взятых. Если бы был приказ – я бы отдал за него свою жалкую жизнь”. Так сказал классик. А его за эти слова
чуть не посадили на пять лет, узрев в нём скрытого фашиста и ещё чёрт знает что.
Мои любимые фильмы.
- “Дорога”.
Фильм о нечеловеческой жестокости и человеческом страдании, о непростых отношениях немножко сумасшедшей,
немножко святой, взъерошенной, смешной, неуклюжей и нежной Джельсомины и мрачного, массивного, грубого и звероподобного Дзампано
- женщины и мужчины,совершенно чуждых друг другу, но волею судеб, неизвестно почему, оказавшихся вместе...
В
ролях: Джульетта Мазина, Энтони Куинн, Альдо Сильвани.
- 8,5 (“Восемь с половиной”).
Фильм - парафраз
виртуозности и поэтичности творческого процесса режиссера: кризис, поиск, каверзы воображения, тупики, интеллектуальный климат,
неразрывный поток субъективного и объективного. И, конечно, обилие женщин, окружающих героя. Его иллюзорный гарем, в котором
все без исключения любят его, хотя идиллия перемежается с бунтом, подавлять который приходится с помощью хлыста. Музыка Нино
Рота стала класикой вместе с фильмом В фильме также использована музыка Вагнера, Чайковского, Россини. "Оскары"
за лучший иностранный фильм, лучшие костюмы. Номинации за режиссуру, оригинальный сценарий, работу художника.
В
ролях: Анук Эме, Барбара Стил, Гвидо Альберти, Жан Ружель, Клаудия Кардинале, Мадлен Лебо, Марио Пизу, Марчелло Мастроянни,
Росселла Фальк, Сандра Мило и другие.
- “Сладкая жизнь”.
Несостоявшийся писатель Марчело (Мастрояни)
работает репортером в газете. Он наблюдатель и участник всех заметных событий общественной жизни великого города Рима на
рубеже 50-60-х годов ХХ века. Вдумчивый, циничный и увлекающийся Марчело легко "плывет" по течению "сладкой
жизни". После многих лет фашистской диктатуры и послевоенной нищеты итальянское общество переживает бум "экономического
чуда", и стремление к удовольствиям становится знамением времени. Контрастность и фантасмогаричность, присущие новой
итальянской "дольче вита", остро прочувствовал и ярко передал в своей гениальной картине Фередерико Филлини, и
Марчелло в этой трагикомической кинофреске не просто герой-наблюдатель, но и своеобразное лирическое альтер эго автора фильма.
И сегодня картина "Сладкая жизнь" смотрится удивительно современно, одновременно являясь признанной классикой итальянского
и мирового кино.
В 1960 году на Канском фестивале фильм получил Главный приз - "Золотую пальмовую ветвь".
В 1962 году картина была выдвинута на премию Оскар в трех номинациях и была удостоена Премии Американской Киноакадемии в
номинации Лучший дизайн костюмов.
В 1914 году на островок Клио из Неаполя отплывает корабль "Глория Н."
с разношерстным набором пассажиров, вроде "каждой твари по паре". Чтобы развеять прах умершей знаменитой оперной
звезды Эдме Тетуа, поклонниками которой все они являются. В каютах первого класса размещены бизнесмены, коллеги усопшей певицы,
комедианты, аристократы и различные покровители искусства. В трюмах - сербские борцы за свободу, подобранные с потерпевшего
кораблекрушение судна. Они спасаются бегством после убийства эрцгерцога Фердинанда, послужившего формальным предлогом начала
первой мировой войны. В трюме содержатся и носороги. Напряжение нарастает, когда со встреченного австро-венгерского броненосца
требуют выдачи сербских революционеров. Между двумя кораблями завязывается сражение, в котором смогли уцелеть репортер Орландо,
бравший во время плавания интервью у всех пассажиров, и один из гигантских носорогов. Лента маэстро - символическая притча
о конце света, в данном случае - о "преждевременных похоронах" старого мира и прежней культуры, которые находят
свою смерть в пучине иллюзорного моря. Снят фильм полностью среди декораций, что откровенно подчеркивается Феллини. Начинается
все без звука, в черно-белом изображении и постепенно наливается величественными красками и музыкой. Критики расходятся в
оценке этого произведения, но совершенно очевидно, что фильм входит в обязательную программу для ценителей искусства кино.
В ролях: Барбара Джеффорд (Barbara Jefford), Виктор Полетти (Victor Poletti), Питер Селье (Peter Cellier), Фредди
Джоунс (Freddie Jones), Элиза Майнарди (Elisa Mainardi) и другие.
- И, конечно же, “Сатирикон Феллини”.
Фильм «Сатирикон» — один из самых мрачных, кризисных в творчестве итальянского маэстро кино. Феллини реконструирует с удивительной,
почти конгениальной убедительностью атмосферу заката культуры Римской империи в период 50—60-х годов нашей эры на основе
дошедших отрывков из романа Петрония Арбитра. И эта «римская фреска» режиссера выражает его страх и отчаяние по поводу судеб
современной цивилизации и культуры. В «Сатириконе» сильнее всего проявилась также и феллиниевская мания восхищать неповторимыми
впечатлениями от отдельных сцен и даже образов ценой потери сюжетной стройности, целостности. Как будто законы самого творчества
Федерико Феллини требовали от него обращения к фрагментарной, расколотой на куски мозаике «Сатирикона». Лента напоминает
прекрасные помпейские фрески, чудом сохранившиеся, но не полностью, какими-то сегментами общей картины, с трещинами, осыпавшейся
кое-где краской. Вынужденно назвавший фильм «Сатирикон Феллини» (ловкие ремесленники опередили с иной версией романа), режиссер
точно определил суть авторского, личного взгляда на историю и культуру. Позже он дважды (в «Риме» и «Казанове») использовал
этот прием «авторизации», хотя практически каждая его работа заслуживала бы подобного вынесения фамилии создателя в заглавие
его очередного произведения.
В ролях: Бозе Лючия, Кюни Ален.
Феллини стал для многих поколений настоящим
богом, на которого поистине можно молиться. Он ненавидел людей, ненавидел своих учеников, презирал коллег. Зато он любил
своё дело, которому он посвятил всю свою долгую жизнь (умер он в 1993 году). Он любил кинематограф. Любил больше всего на
свете.
При написании статьи частично использованы материалы сайта www.felliniclub.com.