Именно так с греческого языка переводится слово «эвтаназия».
Этот термин ввёл философ Фрэнсис Бэкон для обозначения лёгкой безболезненной смерти. В наши дни практика эвтаназии
вызывает всё больше споров. И у противников и у сторонников находятся, казалось бы, очень убедительные аргументы в пользу
собственных убеждений. Попытаюсь не примыкать ни к одной из сторон и изложить доводы и тех и других непредвзято. Собственно,
эвтаназия как таковая, практикуется во всех странах мира, ведь отключение от аппаратов человека, сердце которого ещё бьётся
и который в биологическом смысле жив, тоже можно назвать эвтаназией. Посему сам институт эвтаназии делится на два вида: пассивная
эвтаназия и активная. Пассивная эвтаназия – это то, о чём мы с вами только что говорили выше. Т.е. прекращается оказание
медицинской помощи для поддержания жизни, что ведёт к естественной смерти. Согласно статистике 40% смертей происходит в результате
пассивной эвтаназии, когда больной сам или совместно с медиками принимает решение отказаться от лекарств или лечения, поддерживающих
его жизнь. Эвтаназия же активная стала предметом споров и разногласий, да и сам термин «эвтаназия» начали применять
именно по отношении к этой форме ухода из жизни. Под активной эвтаназией понимают введение больному каких либо препаратов,
влекущих за собою быструю и безболезненную смерть, или какие либо действие, направленные на умерщвление безнадёжно больного
человека. Убийство из милосердия может происходить по трём сценариям: 1. Врач (или родственник), видя мучения
безнадёжно больного человека и будучи не в силах ему помочь, вводит ему, к примеру, слишком большую дозу обезболивающего,
в результате чего человек умирает. 2. Врач (или опять же родственник) просто помогают больному человеку свести счёты
с жизнью. 3. Больной сам, с помощью самостоятельно приобретённых средств, лишает себя жизни.
Эвтаназия
была разрешена в: · Австралии, но вскоре её вновь запретили. · США. · Нидерландах, где стала обычной практикой.
· Швейцарии. · Бельгии – здесь в аптеках появились наборы для эвтаназии, приобрести которые может только врач
со специальной лицензией. · Израиле – политики этой страны обошли одну из 10 заповедей («Не убий») тем, что создали
специальный аппарат для поддержания жизнедеятельности, который должен перезапускаться вручную и при определённых обстоятельствах
попросту не перезапускается.
Итак, доводы сторон. Для начала рассмотрим аргументы сторонников «хорошей
смерти». Тут всё просто и предельно ясно: каждый человек имеет, защищённое Конституцией, право на жизнь и такое же право
он должен иметь на смерть, поскольку его жизнь принадлежит исключительно ему, и он сам вправе ею распоряжаться. С человеком,
худо-бедно самостоятельно передвигающимся более или менее понятно – он может прибегнуть к обычному самоубийству, а вот как
быть с тем, кто не способен самостоятельно даже встать или с тем, кто хочет уйти из жизни, но боится сделать это самостоятельно?
Сторонники эвтаназии считают, что у таких людей должно быть право воспользоваться услугами третьих лиц для прекращения собственной
жизни - Это могут быть медики, родственники или кто-то ещё – так, чтобы для тех не было никаких юридических последствий.
Развитие медицины привело к тому, что безнадёжно больные люди доживают до тех стадий болезней, при которых начинают
испытывать жуткие боли или галлюцинации или иные тяжкие страдания. Бывает, они терпят подобные мучения годами, поскольку
естественная смерть всё не наступает, и в таком случае, как считают сторонники эвтаназии, для самого больного и его родственника
самым лучшим выходом была бы «хорошая смерть» и каждый больной должен иметь на неё право. Вот письмо одной безнадёжно
больной женщины своему врачу: "Дорогой доктор! Врач обязан бороться за жизнь, но не за страдания. Мои мучения
невыносимы. Это выше человеческих сил. Мне ничто не может помочь. Самое большое и самое желанное - это прекратить мои терзания.
Продолжение страданий смертельно больного - это зло. Ведь медицина - это сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие.
Может ли она мириться с тем, чтобы быть причиной продолжения мучений? Закон не в праве запретить больному человеку распоряжаться
собственной жизнью, если эта жизнь превратилась в одни страдания. Прав Вольтер: "Если все потеряно и нет надежды, жизнь
- это позор, а смерть - долг". Я молю вас помочь мне умереть". С этими товарищами всё ясно. Доводы же противников
эвтаназии более многогранны и содержат множество аспектов. Аспект медицинский. «Доктор Смерть». Именно такое
прозвище получил печально известный врач Джэк Кеворкян, который помог уйти из жизни более чем 130 больным. Но в 1997 году
над Доктором Смерть состоялся судебный процесс, поскольку следствием было установлено, что он лишил жизни двух женщин, ни
одна из которых не была больна смертельно. Кеворкян начал сам решать – кого можно считать безнадёжно больным, а кого нет.
Опрос, проведённый в США, показал, что более половины население высказываются за эвтаназию, однако те же люди говорят
о том, что человеческий фактор в данном деле играет огромную роль. Врач тоже человек – со всеми слабостями, дурными наклонностями
и корыстными мотивами. Если разрешить эвтаназию, то не удастся избежать злоупотреблений и защитить от смерти людей, которые
вовсе не хотят умирать. Это видно на примере Голландии, где эвтаназия разрешена уже давно и стала вполне рутинной процедурой.
«Хорошая смерть» там поставлена на поток и сами врачи говорят о том, что довольно часты случаи умерщвления безнадёжно больных
людей, которые сами не давали согласия на эту процедуру. Кроме того, в практике каждого врача бывали случаи ошибочных
диагнозов во-первых, и чудесных исцелений во-вторых. Противники эвтаназии считают, что разрешение эвтаназии неизбежно
приведёт к:
· Криминализации медицины и, как следствие, к потере доверия общества к институту здравоохранения;
· извращению профессионального долга врача, который призван спасать жизнь, а не отнимать её; · снижению темпов
развития новых способов реанимации, созданию новых обезболивающих препаратов и, особенно (!!!), средств для лечения пока
ещё не излечимых заболеваний; · нравственной деградации общества в целом, цинизму и обесцениванию человеческой жизни.
Квалифицированные врачи прекрасно знают, что очень часто больной впадает в депрессию и хочет свести счёты с жизнью,
однако по выходе из этого состояния человек опять хочет жить. Кто может в таком случае заверить, что решение о добровольном
уходе из жизни не принято в состоянии депрессии? И опять таки – право на чудо. Чудесные и необъяснимые с точки зрения
науки исцеления имеют место быть и это не сказки, но, к сожалению очень и очень редко. Но ведь бывают! Вот какой случай рассказал
один врач: “Лет 15 назад мы оперировали 60-летнюю больную раком прямой кишки. Радикальная операция была завершена наложением
свища толстой кишки. Послеоперационный период был тяжёлый, мучительный для больной и ее дочери К., 37-летней учительницы.
Обоюдные муки удесятерились, когда больную после выписки парализовало. В отчаянии дочь пришла ко мне и стала просить помочь
ее матери умереть, избавить мать и свою семью от жесточайших пыток. Её аргументы: “Мать - живой, разлагающийся труп, мы не
успеваем мыть, стирать, проветривать. Из нее непрерывно течет моча, кал, гной, все в доме пропитано мочой, гноем, калом.
И в этом кошмаре мучаются внуки и зять больной. Моя семья разваливается. Муж ушел, я вынуждена бросить работу, держу детей
впроголодь. Матери все равно не жить, она умрет, она просит помочь ей убить себя. Негуманно продлевать ее муки, да и всех
нас. Я встану на колени перед вами, буду молиться за вас, только дайте нам яд, морфий или что-нибудь”. Я не помог дочери
в деле убийства ее матери. И надолго потерял с ними связь. Однако лет через 15 в одной из своих больных я узнал К. Её мы
оперировали по поводу гнойного калового перитонита, возникшего как осложнение (прободение) рака ободочной кишки. После первой
радикальной операции нам пришлось неоднократно оперировать ее в связи с кишечными свищами, межкишечными абсцессами. К выхаживанию
больной подключилась... дряхленькая, худенькая, седенькая старушка, мать нашей пациентки. Лучшей помощницы - няньки, кормилицы,
санитарки не могло быть. Ее роль в выздоровлении больной была наиважнейшей. Перед выпиской больная исповедалась и пыталась
поцеловать в знак благодарности мне руку “за то, что не помог убить ее мать, когда она была безнадежно больной. В самые критические
дни моей болезни, - призналась К., - мать мне дала вновь жизнь и преподала мудрый урок”. Моральный аспект. Противники
эвтаназии предлагают ответить на такой вопрос: что, если сегодня я помог уйти из жизни любимому человеку, а назавтра мир
всколыхнёт сенсация – найдено лекарство от этого недуга? Смогу ли я дальше жить спокойно, да и вообще ЖИТЬ? Кроме того,
специалисты говорят, что практика эвтаназии неизбежно приведёт к нравственному разложению общества, в котором жизнь потеряет
свою ценность. Сначала, как отбракованный материал, будут «уничтожаться» безнадёжные больные. Далее, кто может поручиться,
что не будет принято решение о принудительном умерщвлении детей, родившихся глубокими инвалидами и взрослых людей, ставших
такими? Что не будет принят через энное количество лет закон о применении эвтаназии к людям, которые в силу возраста или
определённых заболеваний более не могут приносить пользы обществу, а лишь являются его иждивенцами? очень зыбкая грань, перейти
которую легко. Аспект религиозный. Практически любая религия (не берём во внимание секты) осуждает убийство и
самоубийство. В христианстве есть заповедь «Не убий», а самоубийц Православная церковь не отпевает, а ранее их вообще хоронили
за пределами кладбища. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II осудил эвтаназию как одну из форм самоубийства и
назвал ее пропаганду сатанизмом. «Мы должны со всей твердостью заявить: эвтаназия - это один из видов сознательного самоубийства.
В религиозном отношении это крайняя степень отпадения от Бога. Православная Церковь не может квалифицировать пропаганду эвтаназии
и самоубийства иначе как скрытый или явный сатанизм» - заявил Патриарх на ежегодном Епархиальном собрании духовенства Москвы
– «Широкое распространение сегодня получило мнение о том, что человек вправе распоряжаться своей жизнью. Сегодня в обществе
звучат голоса, требующие легализовать это греховное право. Предпринимаются попытки объяснения самоубийства в медицинских
терминах, дав ему название эвтаназия. Ужас ситуации состоит в том, что орудиями убийства предполагается сделать врачей, которые
по долгу службы обязаны заботиться о сохранении жизни человека. Нет ничего хуже самоубийства, однако число случаев совершения
этого страшного греха с каждым годом растет.» Согласно религиозным учениям жизнь человеку дана Богом и распоряжаться
ею может только сам Всевышний. Человек, убивающий сам себя, совершает грех, приравненный к отнятию чужой жизни. Кроме того,
любые страдания, как утверждают учения Православной церкви, даны человеку для назидания и обучения и, избавляя себя от них,
человек тем самым показывает, что не хочет принимать наставления от Господа. Доводы сторон понятны? Каждый решает
сам за себя, но за всех нас решит Государство.