Недавно удалось посмотреть прошлогоднее риччевское творение под интригующим названием “Револьвер”. Честно говоря, ждали чего-то большего, а получили очередное философствование на тему “каков мир, таковы и нравы”. Философии в фильме ужасно много, а вот прежнего нигилиста-весельчака Риччи ужасно мало. Денег и люкбессоновских понтов много, а культовости совершенно никакой.
“Револьвер” снял человек, о чьём психическом здоровье пора позаботиться квалифицированным специалистам с дипломами медиков” – неизвестно кто сказал, но всё же оказался недалеко от истины. То, что Риччи – попсовая пародия на Тарантино, говорить уже не приходится (“Большой куш” по-настоящему заставил задуматься об английской манере кинопостановки). Обидно, конечно, но приходится говорить, что Риччи постепенно становится пародией на самого себя.
После абсолютно бездарного фильма “Унесённые морем”
с риччевской женой Мадонной в главной роли, режиссёр вернулся на протоптанную и уже хорошо знакомую колею бандитского трэша. По-видимому, “Унесённые морем” наложили на него свой неизгладимо-разлагающий отпечаток, поскольку полноценным образом вернуться к трэшу Риччи так и не смог, волоча за собой шлейф цивильной образованности и буржуазной причёсанности. В итоге получилось чрезвычайно слабо, путано и неубедительно.
Сюжет
Простой маргинальный паренёк по имени Джек Грин,
играя в казино, опускает на кругленькую сумму криминального авторитета по имени Дороти Мача. Опускает в его же заведении, да ещё и хамит последнему на глазах у изумлённой публики, до этого считавшей Мача если уж и не олимпийским Зевсом, то, по крайней мере, самым крутым и опасным человеком во всей Великобритании – это как край. Мача от такой дерзости в а%уе, мачавские шестёрки и бывшие поклонники в а%уе, империю трясёт и лихорадит: куда же катится мир, если всякий там недоумок запросто может назвать “грязным
червяком” ни кого-нибудь, а самого великого и ужасного Мача? Само собой разумеется, что в таком раскладе Грину не помешало бы обзавестись надёжной и непротекающей крышей, что он и делает, идя на поклон к двум психам-ростовщикам по имени Зак и Эви, которые обещают за определённую агентскую плату разобраться “со всем дерьмом, которое встанет у них на дороге”. Зак и Эви, к слову сказать, - типичные риччевские персонажи. Именно в силу их присутствия в нескольких сценах, фильм можно и нужно смотреть. С головой у
них полный беспорядок, зато их искренняя радость и душевное ликование от пыток и унижения просрочившихся должников не может не трогать своей детскостью и непосредственностью. А что нужно Мача? А Мача нужен Утилизатор – хладнокровный наёмный убийца, которому загубить пару тройку человеческих душ – всё равно что машину припарковать. Утилизатор в “Револьвере” также тип невторосортный. Если Зак и Эви – обыкновенные отмороженные шизофреники, озлобленные на весь окружающий мир, то Утилизатор – расчётливый киллер,
для которого честь босса Мача важнее его собственной чести. Действует он рассудительно тупо, не оставляя места для ненужных лирических отступлений и прочих соплей. Наблюдать за ним – одно сплошное удовольствие, пусть даже и сомнительное.
С того начинается полуторачасовое противостояние Грина и Мача с многочисленными трупами, разбитыми физиономиями, выстрелами и непонятным сюжетом. В конце фильма и вовсе становится не по себе оттого, что ни черта не понял, но смотреть фильм заново уже никаких сил
не находится.
Достоинства и недостатки
Актёры (Джейсон Стэтем, Рэй Лиотта, Винсент Пасторе и другие) играю неплохо. Хорошо играют: без переигровок, живо и чувственно. Можно даже похвалить. Но другого от таких матёрых профессионалов и ждать не приходится. Тут уж как режиссёр с продюсером не старайся – талантливую игру испортить сложно. Понравилась также и музыка в фильме. Музыка – то, что надо. Весёлая и заводная. На этом достоинства исчерпываются, а дальше следует череда
промахов и несуразиц.
Одним из таких промахов является то, что Риччи в этот раз слишком много обращал внимания на Бессонна. Такое впечатление, что испортил фильм именно этот назойливый француз (на Риччи как-то и язык не поднимается гнать). Бессоновские “находки и решения” в своё время уже угробили начисто “Дансера” и “Вассаби”, теперь же симпатяга Люк взялся и за Риччи, извратив и опошлив последнего до неузнаваемости.
Кого пародирует Риччи?
Как и в “Большом
куше”, на сей раз, Риччи опять взялся за Дэвида Линча (“Кролик”, “Твин Пикс”, “Голова - ластик”, “Дюна”, “Дикие сердцем”) и Дэвида Финчера (“Семь”, “Бойцовский клуб”, “Туловище”, “Комната страха”). Но взялся вяло, по-дурацки, поэтому и уронил с самого начала, а после уж поволок Линча с Финчером за ноги, куда глаза глядят. Сходство также наблюдается и с “Kill Bill vol.2” (особенно во второй части картины), правда и здесь Риччи явно не дотягивает до разговорного тарантиновского стёба, наивным образом привлекающего
зрителя. То, что у Линча и Финчера кажется страшным или смешным, у Риччи кажется отвратительно непонятным, то, что у Тарантино кажется загадочным и сложным, Риччи опять-таки превращает в непонятную и бестолковую мешанину из криминальных разборок, карточных игр, спиртного, нецензурной лексики и библейских исканий.
Итог
Смотреть, конечно, можно. Но фильм не понравится ни любителям динамичного и весёлого экшена в духе “Карты, деньги, два ствола”, ни поклонникам задумчивого
тяжеловеса в стиле “Человека - слона”. Первых оттолкнёт его психоделическая нудность, вторые проклянут режиссёра за передоз в насилии и злобности.