Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Slon.ru - деловые новости. Блоги

  Все выпуски  

Завтра была война: российско-украинская


     slon.ru
2009-06-02
Завтра была война: российско-украинская
И торговля сырьем, и конфронтация с соседями – это наследие, которое достанется будущим поколениям русских.

2009-06-02
Потребитель ушел на рынок
Желание "покупать с комфортом", на протяжении десяти лет укреплявшееся в сознании массового российского потребителя, исчезло в течение нескольких месяцев – по мере того, как набирал обороты экономический кризис.

С самого начала кризиса некоторые эксперты прогнозировали уход массового потребителя на уличные рынки. Схема поведения потребителя тоже была спрогнозирована достаточно четко: из супермаркетов - в гипермаркеты, из гипермаркетов - в дискаунтеры и магазины шаговой доступности, а из них - на уличные рынки. Однако объективных данных, подтверждающих самый пессимистичный вариант, долгое время просто не было. Так, в марте Росстат сообщил, что в феврале в обороте розничной торговли доля рынков составила 13,6% (с увеличением всего на 1% по сравнению с февралем прошлого года).

Впрочем, на прошлой неделе были озвучены новые цифры. По данным ежемесячного обзора «Рейтинг торговых сетей FMCG России» (подготовлен консалтинговым агентством «INFOLine»), в марте 2009 года оборот торгующих организаций снизился по сравнению с мартом 2008 года на 4,5%, в то время как рынков – всего на 1%. В первом квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года оборот торгующих организаций упал на 1,3%, в то время как оборот рынков только на 0,1%.

Поэтому логичным кажется отказ X5 Retail Group от запуска новых гипермаркетов и смена формата «Пятерочки», который из «мягкого» дискаунтера был переведен в «жесткий» (сокращение ассортимента в 2 раза до 2,5-3,5 тыс. наименований и снижение цен за счет увеличения закупочных объемов).

Многие ритейлеры восприняли угрозу со стороны уличных рынков как сигнал к тому, чтобы стать ближе к потребителю - в прямом и переносном смысле этого словосочетания. Сейчас говорят о новом формате дискаунтеров: convenience stores – это совсем маленькие магазинчики с очень ограниченным выбором товаров, чаще всего встроенные в жилые дома.

Вполне вероятно, что стратегически верной окажется нацеленность на учет интересов «простого» потребителя. Во многом именно этим можно объяснить успех другого розничного оператора – сети «Магнит», которая по итогам 1 квартала 2009 года увеличила чистую прибыль на 106,4%  - до 1,8 млрд. руб. - по сравнению с 690 млн. руб. в первом квартале 2008 года. «Магнит» был первой крупной сетью, которая начала открывать свои дискаунтеры в российских городах с населением менее 500 тыс. человек. В 2009 году оператор планирует открыть 450 «магазинов у дома» в регионах.

2009-06-02
Coca-Cola спасут сезон отпусков и кофейный бизнес
Coca-Cola запланировала мировую экспансию на рынке кофейных напитков, готовых к употреблению.

В конце прошлой недели на одной из пресс-конференций Мухтар Кент, президент Coca-Cola Co, завил о том, что компания стремится занять 30% мирового рынка охлажденных RTD (ready to drink) напитков.

В начале 2008 года совместно с итальянским производителем элитного кофе Illycaffe было создано СП Ilko Coffee International - для производства и продажи кофейных напитков "illy issimo". Это напитки премиум-класса стоимостью около от $2 до $2.7, продаются в жестяных упаковках 150 и 200 мл, в трех вариантах: "espresso", "latte macchiato" и "cappuccino". Сегодня бренд "illy issimo" представлен в 15 странах (в основном в Европе). В 10 странах, в которых продажа кофе от Coca-Cola началась больше года назад (в том числе, в Греции, Хорватии и Украине), бренд занимает сейчас 17% рынка кофейных RTD напитков.

Представитель итальянского Illycaffe Андреа Илли уверен, что СП с Coca-Cola сможет стать успешным во время кризиса. По его словам, рецессия поменяла кофейные привычки людей: «Люди стали меньше ходить в кофейные магазины, и этот факт предоставляет нам огромную возможность"перехватить" потребителя на других торговых площадках с помощью других продуктов».

Coca-Cola уже имела опыт в кофейном бизнесе. Во-первых, в 2001 году было создано СП с Nestle (Beverege Partners Worldwide) - тогда появились охлажденные чай Nestea и кофе Nescafe Xpress. В начале 2008 года оба гиганта решили «развивать это направление бизнеса самостоятельно». Во-вторых,  в 2005 году Coca-Cola запустила в Северной Америке сеть кофеен Far Coast. Но, по всей видимости, бизнес оказался не совсем удачным: первая кофейня, открывшаяся в Торонто, закрылась уже в 2007. Тогда маркетологи говорили о недоработках в рекламной кампании.

Выход на рынок кофейных RTD напитков – не единственная попытка диверсификации бренда Coca-Cola. Продажи (и популярность) газировки начали стабильно падать еще за несколько лет до кризиса. Компания начала активно осваивать смежные ниши: скупать производителей минеральной воды, соков, национальных напитков (вспомнить хотя бы историю о том, как Coca-Cola в 2007 году планировала выпускать в России квас).

Чистая прибыль Coca-Cola Hellenic (CCH – представитель компании в Европе) за первый квартал 2009 г. снизилась на 93% и составила 1,9 млн евро ($2,5 млн) с учетом 7,7 млн евро расходов на реструктуризацию. С июля прошлого года компания урезает издержки. CCH уже сократила 4,5 тысячи рабочих мест (9% персонала), однако пока не закрыла ни одного завода.

Основные надежды на выход из кризисной ситуации руководители Coca-Cola связывают с началом сезона отпусков. Как правило, большая часть продаж приходится на этот сезон (третий квартал).

Coca-Cola сегодня действительно в ожидании «спасательного круга»: либо со стороны кофейного бизнеса, либо со стороны потребителей, готовых тратить деньги в период летних отпусков.

2009-06-02
Кофе и хлопок надежнее финансового сектора
Сингапурский инвестиционный холдинг Temasek был основан государством, чтобы поддерживать финансовую отрасль, авиакомпании и порты острова. Холдинг владеет акциями крупнейших государственных банков, а также телефонной компании. До недавнего времени он вкладывался в бумаги западных банков. Но после недавней продажи своей доли в Bank of America  Temasek решил, что лучше инвестировать в реальный сектор. Холдинг приобрел бумаги крупного поставщика сырья для пищевой промышленности Сингапура Olam. 13,76% акций были куплены за $303 млн. Olam торгует такими товарами как кофе, какао, рис, сахар, хлопок, дерево, орехи и специи.

2009-06-01
Крушение самолета над Атлантикой, часть 3
Стала известна новая информация о рейсе 447 авиакомпании Air France, исчезнувшим над Атлантикой: в последний раз экипаж связался с диспетчерами в момент, когда самолет собирался войти в воздушное пространство Сенегала. В связи с этим в новый предполагаемый район катастрофы с французской военной базы вылетел самолет "Атлантик-2", специализирующийся на поисково-спасательных операциях.

На сегодняшний день представители компании Air France выдвинули следующую версию крушения: удар молнии, который мог спровоцировать короткое замыкание в электросети, что и привело в конечном счете к катастрофе. Но аэробус почти новый: свой первый полет он совершил в 2005 году, а ремонтные работы в последний раз на нем проводились 16 апреля. Если даже в самолет и ударила молния, как она могла вызвать такие последствия?

По уточненным данным, на борту авиалайнера лайнера A330-200 находилось 228 человек, из них 216 пассажиров, среди которых один младенец, семеро детей, 82 женщины и 126 мужчин. Большинство из них граждане Бразилии, а также примерно 60 французов и порядка 20 граждан Германии. Остается ждать и надеяться, что кому-то удалось уцелеть.

2009-06-01
"МДМ-Банк" переедет в "Москвичку"?
Процесс слияния "МДМ-Банка" и "УРСА Банка" идет полным ходом. Новый объединенный холдинг приобретает все более ясные очертания, а в ближайшее время может обрести и новое "головное" здание. Интрига в том, что оно, вполне возможно, будет располагаться не на Котельнической набережной, где сейчас находится штаб-квартира "МДМ-Банка", а в бывшем здании фабрики "Москвичка". Новосибирская группа "Сибакадемдевелопмент", которой владеют Игорь Ким (50%), Андрей Бекарев (25%) и Александр Таранов (25%), продала МДМу 84% искомого актива за 702 млн рублей. При этом Федеральная антимонопольная служба России дала разрешение банку на покупку 100% швейной фабрики.

Сделка тут же стала обрастать слухами. Наблюдатели утверждают, что Ким, который будет осуществлять управление объединенным холдингом, настаивает на перемещении штаб-квартиры как раз в "Москвичку". Для него, в отличие от "МДМ-Банка", здание на Котельнической набережной "с фонтаном и садом" не является атрибутом многолетней истории и зримым воплощением успехов МДМ. Миллионер из Новосибирска склонен рассматривать его, скорее, как затратный актив. И он готов поступиться им ради сокращения издержек, как уже поступился лондонским представительством "МДМ-Банка", закрытым в апреле текущего года.

На официальном уровне в "МДМ-Банке" такую возможность, правда, отрицают. В пресс-службе одного из участников будущего банковского холдинга указывают на то, что банк владеет особняком "на Котлах" уже на протяжении многих лет, и вряд ли захочет переносить оперативный центр своего управления в другое место. Что же касается офиса в бывшем здании фабрики "Москвичка", то оно, по словам представителей пресс-службы, предназначается для розничного блока, который должен быть переведен туда из офиса в Лефортово. Но никак не для штаб-квартиры будущего холдинга.

Однако риэлторы не демонстрируют 100-процентной веры в эти заявления. Они отмечают, что уже сейчас ряд банков морально готовы к продаже своих слишком роскошных и дорогостоящих штаб-квартир. В ситуации, когда ставки аренды снизились в среднем на 20 – 30% по сравнению с докризисными, финансово-кредитным структурам выгоднее "переселяться" в съемные площади, а не тратить средства на поддержку и обслуживание дорогостоящих особняков.

К тому же, как подчеркивают маркетологи, многие из этих элитных зданий – особенно если речь идет о "старых" особняках – были совершенно не предназначены для того, чтобы служить банковскими офисами. Поэтому с точки зрения управления банковскими процессами, не полностью профпригодны. А с точки зрения имиджевой составляющей, состязание банков по принципу "у кого офис круче" ушло в прошлое. Клиенты больше внимания обращают теперь не на внешний вид, а на внутреннее содержание – на качество услуг, а не на наличие у банка роскошного особняка в собственности.

2009-06-01
МДМ-банк переедет в «Москвичку»?
Процесс слияния МДМ-банка и "Урса Банка" идет полным ходом. Новый объединенный холдинг приобретает все более ясные очертания, а в ближайшее время может обрести и новое "головное" здание. Интрига в том, что оно, вполне возможно, будет располагаться не на Котельнической набережной, где сейчас находится штаб-квартира МДМ-банка, а в бывшем здании фабрики "Москвичка". Новосибирская группа "Сибакадемдевелопмент", которой владеют Игорь Ким (50%), Андрей Бекарев (25%) и Александр Таранов (25%), продала "МДМ" 84% искомого актива за 702 млн рублей. При этом Федеральная антимонопольная служба России дала разрешение банку на покупку 100% швейной фабрики.

Сделка тут же стала обрастать слухами. Наблюдатели утверждают, что Ким, который будет осуществлять управление объединенным холдингом, настаивает на перемещении штаб-квартиры как раз в "Москвичку". Для него, в отличие от МДМ-банка, здание на Котельнической набережной "с фонтаном и садом" не является атрибутом многолетней истории и зримым воплощением успехов "МДМ". Миллионер из Новосибирска склонен рассматривать его, скорее, как затратный актив. И он готов поступиться им ради сокращения издержек, как уже поступился лондонским представительством МДМ-банка, закрытым в апреле текущего года.

На официальном уровне в МДМ-Банке такую возможность, правда, отрицают. В пресс-службе одного из участников будущего банковского холдинга указывают на то, что банк владеет особняком "на Котлах" уже на протяжении многих лет, и вряд ли захочет переносить оперативный центр своего управления в другое место. Что же касается офиса в бывшем здании фабрики "Москвичка", то оно, по словам представителей пресс-службы, предназначается для розничного блока, который должен быть переведен туда из офиса в Лефортово. Но никак не для штаб-квартиры будущего холдинга.

Однако риэлторы не демонстрируют 100-процентной веры в эти заявления. Они отмечают, что уже сейчас ряд банков морально готовы к продаже своих слишком роскошных и дорогостоящих штаб-квартир. В ситуации, когда ставки аренды снизились в среднем на 20 – 30% по сравнению с докризисными, финансово-кредитным структурам выгоднее "переселяться" в съемные площади, а не тратить средства на поддержку и обслуживание дорогостоящих особняков.

К тому же, как подчеркивают маркетологи, многие из этих элитных зданий – особенно если речь идет о "старых" особняках – были совершенно не предназначены для того, чтобы служить банковскими офисами. Поэтому, с точки зрения управления банковскими процессами, не полностью профпригодны. А с точки зрения имиджевой составляющей, состязание банков по принципу "у кого офис круче", ушло в прошлое. Клиенты больше внимание обращают теперь не на внешний вид, а на внутреннее содержание – на качество услуг, а не на наличие у банка роскошного особняка в собственности.

2009-06-01
Доброе утро, Opel!
После того, как Сбербанк РФ договорился с немецкими чиновниками о приобретении 35% акций компании Opel (у сотрудников завода осталось 10%), не исключено, что подобные сообщения от Германа Грефа будут получать не только рабочие "Горьковского автозавода", но и европейские трудяги. Несмотря на то, что посыл председателя правления Сбербанка сам по себе носит весьма благородный характер, есть опасения, что немецким профсоюзам он не слишком понравится. Очень уж хотели немецкие дилеры и рабочие Opel стать владельцами доли в компании, даже начали сбрасываться деньгами, да русские обошли...

Между тем, несмотря на кризис, складывается странная ситуация: в России начинает работать даже не по одному, а по несколько автозаводов, производящих одну и ту же автомобильную марку. В частности, заводы Chevrolet работают в Тольятти, под Санкт-Петербургом и в Калининграде. А Opel, помимо Питера, теперь получит прописку в Нижнем. Еще в 2007 году о втором заводе заикалась Toyota, но с тех пор так и не решилась даже на расширение мощностей на своем заводе все в том же Санкт-Петербурге.

 


2009-06-01
Доброе утро, Opel!
После того, как Сбербанк РФ договорился с немецкими чиновниками о приобретении 35% акций компании Opel, не исключено, что подобные сообщения от Германа Грефа будут получать не только рабочие "Горьковского автозавода", но и европейские трудяги. Несмотря на то, что посыл председателя правления Сбербанка сам по себе носит весьма благородный характер, есть опасения, что немецким профсоюзам он не слишком понравится. Очень уж хотели немецкие дилеры и рабочие Opel стать владельцами доли в компании, даже начали сбрасываться деньгами, да русские обошли...

Между тем, несмотря на кризис, складывается странная ситуация: в России начинает работать даже не по одному, а по несколько автозаводов, производящих одну и ту же автомобильную марку. В частности, заводы Chevrolet работают в Тольятти и под Санкт-Петербургом. А Opel, помимо Питера, теперь получит прописку в Нижнем. Еще в 2007 году о втором заводе заикалась Toyota, но с тех пор так и не решилась даже на расширение мощностей на своем заводе все в том же Санкт-Петербурге.

2009-06-01
Доброе утро, Opel!
После того, как Сбербанк РФ договорился с немецкими чиновниками о приобретении 35% акций в компании Opel, не исключено, что подобные сообщения от Германа Грефа будут получать не только рабочие Горьковского автозавода, но и европейские трудяги. Несмотря на то, что посыл председателя правления Сбербанка сам по себе носит весьма благородный характер, есть опасения, что немецким профсоюзам он не слишком понравится. Очень уж хотели немецкие дилеры и рабочие Opel стать владельцами доли в компании, даже начали сбрасываться деньгами, да русские обошли...

Между тем, несмотря на кризис, складывается странная ситуация: в России начинает работать даже не по одному, а по несколько автозаводов, производящих одну и ту же автомобильную марку. В частности, заводы Chevrolet работают в Тольятти и под Санкт-Петербургом. А Opel, помимо Питера, теперь получит прописку в Нижнем. Еще в 2007 году о втором заводе заикалась Toyota, но с тех пор так и не решилась даже на расширение мощностей на своем заводе все в том же Санкт-Петербурге.

2009-06-01
Иранский парадокс
Диктатура без выборов, с одной партией власти, как было при шахе, – за такое в исламском Иране могут и камнями побить. 

2009-06-01
Крушение самолета над Атлантикой, часть 2
По последним данным, с самолета A330-200 авиакомпании Air France, пропавшего в понедельник 1 июня над Атлантикой недалеко от берегов Бразилии, было послано сообщение о технических неполадках и коротком замыкании в электросети. Причем это произошло через 15 минут после того, как аэробус попал в зону турбулентности.

В результате короткого замыкания вполне мог начаться пожар. Важно знать, где конкретно он произошел, но об этом информации не поступало. Остается только строить версии. Если рядом с топливными баками, то шансов выжить у пассажиров не было – взрыв обеспечен. A330-200 – очень надежный самолет, эксперты ищут сейчас причину, почему произошло замыкание электропроводки.

2009-06-01
Коллективный Стиглиц, или Обезьяна с гранатой
Сегодня в спешке национализируются активы, увеличиваются обязательства, наращивается публичный долг, создаются новые регуляторные институты. Все это в состоянии серьезно изменить расстановку сил в посткризисном мире.

2009-06-01
Крушение Аэробуса над Атлантикой
Сегодня, 1 июня 2009 года, аэробус A330-200 авиакомпании Air France, рейс 447, вылетевший из Рио-де-Жанейро в Париж исчез с экранов радаров. Прибытие самолета в аэропорт "Шарль де Голль" ожидалось в 13:10 по Москве, связь с ним прервалась около 10:00 утра по московскому времени. Надежд на спасение немного. На борту находилось 216 пассажиров и 12 или 15 членов экипажа – точно будет известно с минуты на минуту.

Предполагается, что самолет упал недалеко от побережья Бразилии, приблизительно в 350 километрах от берега. Министр окружающей среды Франции Жан Луи Борло сделал официальное заявление, в котором исключил возможность теракта. Если верить Борло, то самолет попал в катастрофу.

Президент Франции Николя Саркози выразил глубокую обеспокоенность в связи с катастрофой. В аэропорту "Шарль де Голль" из-за происшествия создан специальный кризисный штаб. Людей, ожидавших прибытия самолета, перевели в специальную зону во втором терминале аэропорта.

2009-06-01
США и Куба: старая песня о "главном"
1 июня 2009 года Правительство Кубы одобрило инициативу, предложенную США еще 22 мая по возобновлению переговоров по миграции и возобновлению почтового сообщения. Напомню, что до этого они были прерваны еще в 2003 году по инициативе бывшего президента Америки Джорджа Буша-младшего.

Поведение и Вашингтона, и Гаваны говорит о переменах в отношениях между двумя странами. Ранее еще в середине апреля 2009 года президент США Барак Обама подписал указ, частично снимающий санкции против Кубы. Американские граждане, имеющие близких родственников на Кубе, смогут посещать их ежегодно, а не раз в три года. Разрешено тратить 179 долларов ежедневно во время пребывания там. Расширен список предметов, которые можно ввозить на Кубу в качестве подарка. В него входят одежда, средства личной гигиены, семена растений, рыболовные снасти и другие предметы. Вот такая интересная программа микроэкономического стимулирования.

В ответ на кубинские власти выразили желание сотрудничать с США в вопросах борьбы с терроризмом и наркоторговлей, а также при противостоянии стихийным бедствиям. На Кубе в данный момент проводятся либеральные реформы, инициатором которых выступил ее нынешний лидер Рауль Кастро: были введены послабления по обороту валюты и покупке некоторых бытовых предметов, ранее недоступных, таких, как компьютер. Но эти послабления слабо отразились на жизни большинства жителей острова свободы: при практически поголовной бедности позволить себе ПК, пусть даже пятилетней давности, могут только партийные чиновники.

Но потепление в отношениях между США и Кубой сулит блага не только партийной верхушке, а всему населению острова свободы. Не стоит забывать, что известие о согласии Кубы на возобновление переговоров по миграции прозвучало на фоне подготовки к международной встрече в Гондурасе. 2 июня Клинтон и ее зарубежные коллеги намерены обсудить возможность возвращения Кубы в Организацию американских государств (ОАГ).

2009-06-01
Маленькая война Кокойты
Президент Южной Осетии привык находится на военном положении. Его дом завален мешками с песком, а в приемной охранники, наверное, никогда не сменят камуфляж на костюмы службы безопасности. Военно-полевые условия – лучшие для комфортного существования Эдуарда Кокойты, этот человек привык держать себя и окружение в условиях, приближенных к боевым. Поэтому выборы в местный парламент Кокойты были проведены тоже как спецоперация.

Для начала Кокойты расправился с главными врагами. Герой войны генерал Анатолий Баранкевич, оставшийся в Цхинвали даже после того, как туда въехали грузинские танки и даже лично подбивший пару их них, был изгнан их республики. После того, как тот подал в отставку, не согласившись с политикой Кокойты, тот назвал его дезертиром. Баранкевич какое-то время пробыл помощником министра регионального развития по восстановлению Южной Осетии, но ушел, когда ему посоветовали не нервировать президента. Претендующего на президентский пост одного из самых богатых южных осетин Альберта Джуссоева тоже не пускают в республику, хотя его "Стройпрогресс" по прежнему ведет газопровод к Цхинвали. Ни первые двое, ни премьер Юрий Морозов, оценив ситуацию, ввязываться в парламентскую бойню не стали и пытаются лоббировать смещение Кокойты в московских кабинетах.

Зато кто рискнул – получили сполна. Названия партий вызывали ностальгию по концу ельцинской эпохи. Единственная оппозиционная партия проправительственному "Единству" называлась "Отечество". Правда, на этом сходство заканчивается. "Отечество" не преодолела 7-процентный избирательный барьер, а в "Народной партии", тоже до этого считавшейся оппозицией, накануне выборов провели альтернативный съезд, на котором сместили лидера партии Роланда Келехсаева и сформировали новый, лояльный властям список кандидатов. В итоге победившее "Единство", набравшее 46,38% голосов, разделит послушное большинство с Народной партией (22,25%) а единственной оппозицией, в основном в риторике, останутся коммунисты (22,58%).

Такой парламент позволит Кокойты провести поправки в Конституцию, позволяющие ему продлить президентский срок. Правда, легитимность этому парламенту будет придавать только поддержка России. Евросоюз уже признал прошедшие выборы и его результаты незаконными.

Но и с Россией Южная Осетия спокойно проживет. За время, прошедшее с войны, в республике уже успели освоить 3 млрд руб. денег российских налогоплательщиков. Для сравнения – это четыре годовых дохода бюджета Абхазии.

2009-06-01
"Русиа Петролеум" губит неопределенность с акционерами
По требованию властей, энергокомпания ОГК-3 обратится к офшору Jarford Enterprises с просьбой выкупить обратно 25% акций "Русиа Петролеум" за $576 млн, сообщают "Ведомости". ОГК-3 купила эти акции за ту же сумму осенью прошлого года, использовав деньги, предназначенные на строительство новых энергомощностей.

Счетная палата признала инвестиции в "Русиа Петролеум" нецелевыми, а правительство потребовало от основного акционера ОГК-3 компании "Норникель" развернуть сделки и вернуть всё потраченное. Считается, что деньги достались совладельцам "Норникеля" Михаилу Прохорову и Владимиру Потанину, хотя официальная информация о том, кто именно скрывается за офшором Jarford, отсутствует.  

Для базирующейся в Иркутске "Русиа Петролеум" новость об очередной смене акционеров крайне негативна. Компания владеет лицензией на одно из самых крупных в России месторождений газа - Ковыктинское (запасы оцениваются в 2 трлн. кубометров газа), но никак не может приступить к его полномасштабной разработке из-за проблем с акционерами.

"Способность Общества отвечать по своим обязательствам и продолжать деятельность зависит от непрерывной поддержки акционеров", – говорится в последнем квартальном отчете "Русиа Петролеум". Компании необходимы миллиарды долларов на освоение месторождения, которые могут дать либо акционеры, либо банки, доверившиеся акционерам.

В 2007 году ТНК-ВР, владеющая 63% акций "Русиа Петролеум", договорилась об их продаже "Газпрому", однако сделка не завершена до сих пор. Второй крупнейший акционер – "Интеррос" (25%) пострадал от раздела имущества между основными владельцами Прохоровым и Потаниным, которые решили избавиться от акций "Русиа Петролеум". А для купившей их ОГК-3 инвестиции в гигантский газовый проект оказались "нецелевыми".

В итоге получилось, что "Русиа Петролеум" с ее колоссальными запасами газа никому не нужна, деньги на ее развитие никто не дает и у правительства появились основания отозвать у компании лицензию на Ковыкту за отставание от графика разработки месторождения.

"Планы развития ОАО "Русиа Петролеум" в значительной степени сдерживаются неопределенностью в отношении... видения акционерами Общества динамики реализации приоритетных направлений деятельности предприятия", – витиевато описываются затруднения в отчете.  

С началом кризиса проблемы обострились: "Основной финансовый риск Общества на данной стадии реализации проекта [освоения месторождения] проистекает из фактического отсутствия иных стабильных источников финансирования, кроме привлечения долгосрочных займов. Указанный риск усугубился в результате мирового финансового кризиса, резко снизившего доступность и эффективность заемных средств. В частности, поскольку проценты по заемному капиталу Общества привязаны к ставке рефинансирования Центрального банка РФ, то ее резкое повышение в 4-м квартале 2008 г. привело к росту долгового бремени и увеличению чистых убытков, что, в свою очередь, ускорило снижение чистых активов (собственного капитала) Общества. В результате в течение 2009 года существует серьезная вероятность снижения размера чистых активов ниже уровня уставного капитала Общества и в дальнейшем ниже величины минимального уставного капитала (ст. 35 ФЗ "Об акционерных обществах")".

Фактически "Русиа Петролеум" приближается к коллапсу. Ее чистый убыток в 2008 году увеличился на 54% до 860,2 млн рублей по сравнению с 2007 годом (558,5 млн рублей).

Компания видит один путь выхода – апелляция к акционерам: "С целью снижения зависимости от заемных средств, менеджмент Общества предлагает диверсифицировать источники капитала. В частности, рекомендуется привлекать финансовые ресурсы путем проведения дополнительных эмиссий акций. Ввиду того, что вопрос о проведении дополнительной эмиссии относится к компетенции общего собрания акционеров, его решение напрямую зависит от позиции акционеров Общества".

Может ли кто-нибудь помочь иркутской компании, например, выкупить допэмиссию ее акций? Никто, до тех пор, пока "Газпром", обладающий монополией на экспорт и транспортировку газа, не определит будущее Ковыкты. Для всех остальных акционеров главный вопрос – как вернуть вложенные с 1992 года в "Русиа Петролеум" деньги. Если лицензия на Ковыкту у компании будет отозвана, государство передаст ее "Газпрому" фактически даром, как "стратегическое месторождение", поэтому компенсация затрат нынешних акционеров дело исключительно доброй воли российского правительства. Потанину с Прохоровым еще придется помучиться с Ковыктой, если власти всё-таки вынудят их выкупить обратно акции "Русиа Петролеум" у ОГК-3.

2009-06-01
Правительство не спешит помогать малому бизнесу
Внэшэкономбанк (ВЭБ) до сих пор не получил обещанные правительством деньги на антикризисную поддержку малого бизнеса. Как следует из опубликованного сегодня пресс-релиза Минфина, в мае Фонд национального благосостояния не положил на депозит в ВЭБе ни одной копейки. За счет этих целевых депозитов ВЭБ должен кредитовать российские банки и малый бизнес на льготных условиях.

Всего малому бизнесу правительство обещало 30 млрд рублей льготных кредитов. Впервые такое обещание озвучил Владимир Путин в ноябре прошлого года на съезде возглавляемой им партии "Единая Россия". По идее правительства, помощь малому бизнесу должна способствовать созданию новых рабочих мест в условиях растущей безработицы. В дальнейшем чиновники правительства неоднократно хвалились своим щедрым решением перед бизнесменами.

Однако это решение пока не выполнено. Минфин полагает, что ставка по депозиту в ВЭБе (7%) слишком мала и добивается ее законодательного повышения до 8,5%. Кроме того, около 85% средств Фонда национального благосостояния размещены сейчас в валюте и Минфин, возможно, не хочет конвертировать их в рубли в то время, когда курс рубля сильно укрепляется. Конвертация необходима, так как депозиты в ВЭБе надо размещать в рублях.

Между тем, ВЭБ уже начал помогать малому бизнесу в расчете на то, что рано или поздно правительство выполнит свои обещания. В апреле, выступая на Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству, председатель ВЭБа Владимир Дмитриев заявил, что банк может временно занять у Центрального банка 10 – 20 млрд рублей и вернуть их, как только деньги ФНБ упадут на депозит.

2009-06-01
Ушастый маркетинг
За несколько лет психология не отменит разделение людей на аудиалов, кинестетиков, визуалов и дискретов. И просто подумайте – Ваша маркетинговая политика как-то учитывает это разделение?

2009-06-01
Кудрин выиграл. Теперь главное – сократить расходы
Приходит академик в правительство, его спрашивают: "Вы можете объяснить, что происходит в экономике? – Объяснить-то я могу, а вот понять – пока нет".

2009-06-01
Банки затягивают пояса и покидают дворцы
Во время снижения воздушного шара балласт выбрасывается за борт, также и банки во время кризиса избавляются от ненужных активов. Если раньше офис в центре города был необходимым атрибутом престижа, то теперь такие излишества могут позволить себе не все. Западные банки начали распродажу своих штаб-квартир, российские не отстают.

Швейцарский банк Credit Suisse продает свою недвижимость в Лондоне. Банк владеет двумя зданиями в деловом районе Canary Wharf. Пока ищется покупатель для меньшего из них. Но до конца года банк может расстаться и с большим офисным зданием на площади Cabot – одна из трех знаменитых высоток (21 этаж).  Общая стоимость этих активов может превысить 500 млн фунтов (572 млн евро). Credit Suisse предпочитает сосредоточиться на своей основной деятельности (проведении банковских операций), нежели на поддержании престижа.

Соседние здания на Canary Wharf занимает крупнейший в Европе банковский холдинг HSBC. Он уже выставил на продажу свою лондонскую штаб-квартиру площадью 102 193 кв. м, а также офисы в Нью-Йорке на Пятой Авеню и в Париже на Елисейских полях. За продажу всего портфеля недвижимости банк надеется выручить $2 млрд. Среди потенциальных покупателей – ряд богатых семей, заинтересованных в поступлениях от арендной платы, а также государственные инвестиционные фонды и другие институциональные инвесторы. Всего HSBC принадлежат около 10 тыс. единиц недвижимости по всему миру.

О продаже своего главного офиса в Японии заявляла и американская компания AIG. Страховщик намерен продать штаб-квартиру своему локальному конкуренту за $1 млрд, чтобы выплатить государству кредит.

2009-06-01
Вертикаль и возрождение земства
Мы все еще инерционно сидим в зоне советского централизма. Сидим в обломках институтов, которые кое-как в последние восемь лет стянули федеральным ободком.

2009-06-01
Четыре буквы Илюмжинова
Что будет в Лагани на самом деле? Есть варианты. Стройка может стать обналичивающим банкоматом в степи.

2009-06-01
Выкуп плохих долгов: плюсы и минусы
Выкуп плохих долгов за счет государственных средств подразумевает создание государственной управляющей компании для работы с ними.

2009-06-01
Грядет эпоха доминирования госбанковских холдингов
Корпоративная собственность всё больше концентрируется в руках госбанков. Если мировой кризис затянется, она так и останется неликвидной, а госбанковские холдинги приобретут устойчивость.

2009-06-01
Люди должны пересмотреть свое отношение к ценообразованию
До 1998 года "Персона" – это был один гранд салон, дорогой, с высоким средним чеком, рассчитанный на премиальный класс. В 1998 году появилась "Персона Lab". Сейчас нет никакой классификации. И кризис этому подтверждение. Через год-полтора люди будут четко это понимать. А сейчас это понимает уже достаточно серьезный средний класс, потребительское лобби. Что нет салонов эконом-класс, бизнес, премиум, luxury – эта тема умрет. Будут просто салоны с качественными или некачественными услугами. Люди должны пересмотреть свое отношение к ценообразованию. За 400 евро в Москве стричься можно у 5 – 10 человек, но не у каждого среднестатистического парикмахера, которые работают в этих эксклюзивных салонах.

Сейчас для "Персоны" важно только одно: у клиента либо есть деньги, либо нет. Речь идет не об объеме, а о постоянном доходе. Мы бренд casual, качественный на каждый день. Вся эта придуманная градация для продавцов оборудования, консультантов закончится. Я это предрекал уже пару лет назад. Люди будут пробовать разные возможности и, по всей видимости, приходить все-таки в сети и выбирать качественную услугу за реальные деньги. Это во всех сферах потребления: ресторанах, бытовом обслуживании, одежде. Мы стали считать деньги, аккуратнее, бережнее относиться к денежным знакам. Это тоже один из позитивных промежуточных итогов пребывания в кризисе.

Нашему бизнесу сейчас важно выжить. Развитие важно, но нам не на что развиваться. Конечно, мы закрыли некоторые салоны и аренду не смогли снизить. Но мы все равно остались самыми крупными: в Москве у нас 35 салонов, в городах 25. Вообще в регионах закрылось немного, 2 или 3 салона. Потому что мы уже в сентябре начали готовиться. В Москве люди быстрее восприняли опасность кризиса, потому что отток западных денег произошел за месяц-два. Москва более чувственная, а регионы ждали, думали, что они умнее, чем москвичи, в ноябре-декабре ничего не чувствовали, не верили, говорили – это только в Москве кризис. А в январе все регионы накрыло будь здоров. И когда потребительский рынок упал процентов на 50, состояние у всех стало близко к панике.

Люди по привычке ходят в салоны. Это же большая инерция. Это как если колесо обозрения раскрутить в одну сторону, а потом в другую. Глупо предполагать, что кризис закончится завтра. Так что около года мы еще будем по инерции катиться в одну сторону.

Я живу в режиме сегодняшнего дня. Я знаю, что мне делать. Я вижу эту ситуацию, она мне интересна, она непроста, но интересна. Когда кризис закончится, мы это почувствуем все. Мы ведь живем в иллюзиях: нам в январе казалось, что кризис закончился, в мае опять казалось, что кризис закончился. Пока мы в нем, это все непрогнозируемо. В стране, где нет экономики, я имею в виду экономики производства, разве можно что-нибудь прогнозировать.

Мы пересмотрели все свои бюджеты, мы считаем деньги. Мы просто начинаем жить по-настоящему, по-западному, относимся к деньгам серьезно. Мы понимаем, сколько раз в неделю мы можем зайти в ресторан, это уже не каждый день, это один раз в неделю. Мы понимаем, что должны краситься не в подворотне, а в хорошем салоне. Потому что мы не можем тратить деньги на переделку. Мы стричься должны в месте, где есть адекватный парикмахер, с которым ты можешь поговорить, провести эффективно этот час, услышать последние новости в тусовке, о "Евровидении" и т.д. Мы стали относиться к качеству жизни требовательно и отдавать отчет, сколько же мы готовы за это заплатить. Мне кажется, это самый большой урок кризиса. Мы пересмотрели, как часто мы покупаем одежду. Это тяжело для больных шопоголиков, которые раньше каждый день ходили в магазин. Сейчас они нарезают круги вокруг ЦУМа и ждут какой-то виртуальной скидки.

Но это все очень правильно. В театре мы не будем тратить деньги на сомнительные постановки. А будем ходить на качественные спектакли Петра Фоменко, например, или Чеховского театрального фестиваля. Я, кроме того, что я делал, руководил компанией, начал читать лекции, писать блог, смотреть, что я еще могу делать и куда тратить свои усилия, чтобы зарабатывать и обеспечивать своей семье нормальный уровень жизни.

Когда ты смотришь внутрь себя и рядом на людей, ты начинаешь понимать, что мы как лягушки лапками взбиваем молоко, чтобы почувствовать взбитую почву под ногами.

2009-06-01
Газеты хотят заставить Google платить
Если еще полгода назад разговор шел о том, чтобы Google обеспечивал честный трафик на сайты газет, то теперь речь идет о том, что поисковик должен делиться с газетами частью своих рекламных доходов.


(C) Свидетельство о регистрации Эл NoФС77-35629 от 17 марта 2009 года.
Пользовательское соглашение

В избранное