Помню как в детстве жил какое-то время на глухом хуторе. Три дома, кругом лес, а дизельные поезда ходили за рекой, к которой еще пару километров нужно идти через лес. С моей стороны берега поезд можно было только услышать по перемещающемуся эху над зелеными сопками. Если кто-то приезжал, то начинал кричать заранее «мы идем, встречайте!» еще до подхода к берегу. Слышны были только голоса. Деревья и кусты скрывали лица, фигуры и рост людей. Они появлялись только у самого края берега, и не всегда можно было различить «своих» в зависимости от времени суток, приходилось еще перекрикиваться «кто здесь?», конечно «свои!». Попасть на нашу сторону реки можно было исключительно на лодке, и еще требовалось время, чтобы «перевозчик» спустился с холма и с помощью одного весла пересек бурное течение по большой дуге на плоскодонной лодке.
Сейчас и всегда, со стороны моего берега очень сложная задача по отношению к читателям. Их лиц не вижу, а перевести на свою сторону на крохотной лодочке всех подряд не в состоянии. У читателей разная подготовка, степень информированности, эмоциональная заинтересованность в чем-либо. Кто-то опытный, кто-то новичок, есть профессионалы с большим опытом и стажем, а есть те, кто занимается в области электронных книг очень узкой задачей, но их все равно интересует общая картина рынка. Есть те, кто только присматривается к рынку с точки зрения определения новых «нишей» для бизнеса. И конечно, обычные люди, которые изучают устройства для чтения, хотя бы для того, чтобы понять «что же купить?». Мои читатели – полярно разные люди по своей подготовленности. Сложность в том, что мне необходимо писать статьи, которые не переходят в крайности. Не говорить слишком упрощенно и не использовать профессиональные термины. Балансировать на грани, чтобы было понятно и тем и другим, но оставаться актуальным в более профессиональном смысле. По комментариям вижу, что иногда «самое простое» невозможно донести до слуха читателей. Встречаясь с профессионалами, понимаю иное, что они ухватывают суть даже одного слова, которое в нужном месте вписалось в определение рынка, товаров или услуг. Нужно объяснять одним, не заставляя тратить время других.
Новая статья посвящена «актуальному состоянию компании Barnes & Noble». Точка. Здесь и сейчас не рассматривается количество или качество отдельных продуктов. Эта статья не является инструкцией «какое устройство лучше и почему». Не читайте дальше, если Вы являетесь фанатичным владельцем какого-то устройства или убеждены, что разрешение экрана, подсветка, конструкция и прочее могут повлиять на расстановку сил производителей на рынке электронных книг только потому, что так хочется видеть результат. Желаемое не есть действительность!
С этого места начинается статья.
На позиционирование товара на рынке влияет определение места продукта или услуги в ряду других аналогичных товаров, с точки зрения потребителя, а вот он всегда во множественном числе. Побеждает «массовый рынок с индивидуальными характеристиками», если производитель смог навязать их в качестве свойств на свою продукцию. То есть надо достучаться до каждого лично, чтобы обеспечить массовый спрос.
Все «особые свойства продукта» ограничены актуальным сроком годности. Индивидуальные характеристики очень часто являются всего лишь трендами на определенном этапе. Было время, когда «все» хотели больших экранов. Их купили меньше 10% потребителей, но наличие характеристики было поддерживающей платформой в качестве существования преимуществ по отношению к бренду производителя и другим его товарам, в том числе к контенту. Было время, когда потребители покупали устройства не глядя, только потому, что в них были установлены новейшие по тем временам E-Ink Pearl™. Это был первый экран, который стал существовать как «торговый знак» со времен VizPlex. У потребителей не было вопросов – какое устройство лучше, потому что в них был экран Pearl™.
Рынок перебрал множество характеристик: размер, вес, время автономной работы, HD экран, наличие подсветки и прочее. Сейчас бренд и внешний вид становятся новым трендом. Стало сложно придумать и донести рынку новую качественную характеристику.
В 2009 году опубликовал статью «High Definition eBook» и тогда она была воспринята неоднозначно. Как бы, «зачем электронным книгам высокое разрешение»? Сейчас надо мной смеются с другой стороны, будто я не понимаю, что HD экран лучше классического разрешения 600х800 px. Но я-то понимаю, «что лучше, с точки зрения разрешения», но новых свойств не прибавилось. С приходом HD не произошло автоматическое улучшение контраста. То есть в истории развития устройств – всегда есть предпосылки: (1) «появление нового», (2) «трендовая точка», (3) «потеря интереса», так как стало обыденным и наконец, (4) «отрицание преимуществ», так как это свойство есть у всех. Скучно!
Сейчас началась игра брендов и доверия к ним. Проще всего удивить рынок не техническими характеристиками, а уникальным подходом к доказательству внутренних преимуществ, через внешние факторы. Это мы будем наблюдать у всех брендов с разной степенью тяжести трендовой болезни. Позже.
В 2010 году опубликовал статью «Книгоподобность». До сих пор на встречах с владельцами брендов пытаюсь доказать, что отказ от «типичного калькуляторного внешнего вида» пойдет на пользу не только потребителям, но и самим производителям. Это принципиально изменит рынок, потому что создаст условия для подражания свойствам бумажной книги – внешний вид, белизна страниц, тактильные свойства и так далее. Ни одному продавцу не придется доказывать в магазине своему покупателю, что устройство, которое выглядит как книга и есть книга, только электронная.
А вот теперь поговорим о Barnes & Noble и его бренде «Nook», хотя по размеру статьи пора заканчивать. Придется потерпеть.
Подготовил диаграмму, ее имеет смысл внимательно рассмотреть и далее следить за моими словами.
Сейчас нет смысла рассматривать историю и развитие электронных книг. Это уведет внимание в сторону. Начну с актуального состояния компании Barnes & Noble, с того к чему она шла, но в результате докатилась.
В последнее время с Barnes & Noble случилось три основных события: она завоевала чуть больше 20% мирового рынка, на нее все время давит Amazon со своими низкими ценами и в результате этой гонки компания терпит убытки.
Откуда появляются убытки? В квартальных и годовых отчетах видно, что вместе с убытками есть и прибыль. Как они могут существовать параллельно?
Внутри сальдо, разницы между вложением и прибылью, существуют инвесторы. Они вкладывают деньги, чтобы получить прибыль. Инвестиции проще воспринимать как кредит. В большинстве случаев убытки рождаются от недооценки вложений, отсутствия реальных денег, когда нужно возвращать проценты с прибыли.
Первый раз Barnes & Noble попала впросак с самой первой моделью Nook. C одной стороны она продавала устройство с двумя экранами, и были претензии со стороны Spring Design. C другой стороны поджимала Microsoft со своими патентами… на Linux. В результате первая модель Nook уже наделала долгов. С компанией Spring Design разобрались быстро, отказавшись отчислять за каждую проданную модель с помощью выпуска нового устройства Nook Touch. C Microsoft сложнее, они опытнее. Пришлось договориться, что сумма претензий перейдет в инвестиционные вложения. Теперь Microsoft инвестор без вложения живых денег и по результатам бизнеса нужно возвращать проценты.
Pirson оказался инвестором, который вложил реальные деньги, но не дополучает прибыль за счет других инвесторов и самого существования Microsoft, с которого просто так не соскочить. Пошли разговоры о том, что программный гигант купит Nook Media, подразделения, которое занимается всем, что связано с Nook и контентом.
Приблизительно также Microsoft поступила с Nokia. Она открыла ей дорогу в США, которую закрыла Apple и впоследствии купила компанию полностью, потому что чем больше продает Nokia, тем больше растет стоимость услуг Microsoft.
Уильям Линч принимал личное участие в развитии Nook. Сложно понять, где была остальная команда? Мне такой подход очень знаком, вижу часто, когда разработчики создают прекрасный продукт, а тот, кто должен создавать о нём «правильное» мнение работают вяло, их не слышно. Линч, кроме бизнеса, очень переживал за свое детище и лично общался с журналистами просто по телефону. Они обвиняли компанию в недобросовестной рекламе, в завышении стоимости авторских прав и прочем.
На основе убытков председатель совета директоров Barnes & Noble Леонард Серджио сместил Уильяма Линча. Было сказано, что он много сделал для компании хорошего (и Родина его никогда не забудет!), но фактически, его убрали за убытки, которые вменялись как личная, а не корпоративная вина.
Не будем считать проценты по инвестициям в компанию. Сравним всего несколько цифр. В 2012 году убытки $220 млн. С начала года, пока не отправили Линча в отставку, появились долги в $80 млн. Легко суммировать, чтобы увидеть, что только Microsoft создала виртуальных инвестиций на ту же сумму. Не говорю, что причина убытков только в Microsoft, но так будет легче понять, что Nook приносил прибыль, но она была изначально расчетной и недостаточной для погашения инвестиционных долгов, которые не могли учитываться заранее и появились в процессе роста цифрового бизнеса.
Леонард Серджио сделал несколько шагов. Он предложил совету директоров скупить всю розничную сеть (приблизительно 750 «магазинов на улице» по всей территории США), поставил во главе компании финансиста, а не бизнесмена-управленца. Усилил позиции нового руководителя еще двумя финансистами. Вся эта махина теперь в личном подчинении у Леонарда Серджио, а тот будет пересказывать совету директоров «как обстоят дела». Главная цель нового руководства – навести порядок с деньгами.
Barnes & Noble единственный гигант в области электронных книг, который анонсировал новые устройства дважды в год. Весной и осенью. Это позволяло создавать сомнение в рядах потребителей, которые лояльны другим производителям.
Кроме того, в распоряжении компании есть розница. Это мощнейший инструмент, где каждый потребитель может прийти и познакомиться с устройствами Nook лично и сделать собственный вывод, а не читать в Интернет восхищенные или негативные отзывы других потребителей. Ничего подобного у Amazon нет, и бизнес строится на дистанционном доверии к бренду.
После смещения Уильяма Линча новая команда руководителей остановила весенний анонс модели Nook с экраном E-Ink или это было последней каплей по отношению к судьбе Линча.
Газета New York Times убедила Интернет (солидным изданиям всегда проще убеждать толпу), что компания избавится от Nook в пользу планшетов. Мне тогда казалось это абсурдом, ибо отказаться от Nook можно только вместе с бизнесом. Никакие планшеты не будут продавать столько текстового контента. Если сейчас есть тренд в пользу планшетов, это не говорит о том, что они подомнут под собой все подряд. Произойдет естественный отток потребителей, потому что так работает массовый рынок, но специализированное устройство останется всегда готовым инструментом для чтения и только для него. Далее, как бы сошлись на том, что предположили, что Barnes & Noble избавится от планшетов в пользу лицензирования сторонних устройств. Что тоже некий нонсенс, в то время как тренд заставляет потребителей покупать что угодно, любую ерунду, лишь бы она называлась «планшетом».
Леонард Серджио сделал универсальное заявление для прессы, что «Barnes & Noble изменит цифровую стратегию». Не сказал когда и как. Пока это свелось только к открытию доступа планшетов Nook HD к репозиторию Google Play и анонсам различных конкурсов, школьных привилегий, типа «Любимый учитель» и так далее.
Логично думать, что доступ к Google Play – это некий обязывающий шаг компании «сделать планшет открытым» для любых программ. Также логично думать, что от залежалых планшетов так проще избавиться.
Получается, что Barnes & Noble полностью освобождает свою стратегию, склады, финансы, бизнес и «мозг» от грузов обязательств, зависимостей и головной боли. Полное очищение, как после клизмы. Нужно влить жидкость, чтобы потом избавиться от проблемы.
Это не относится к потребителям. Их нужно сохранить и преумножить. Основная задача любого бизнеса – накопление и сохранение лояльных потребителей. Это нужно, чтобы потребители возвращались к покупкам и услугам вновь и вновь, раз за разом, из года в год. Проектировать будущее необходимо с долгосрочными перспективами, умело играя на коротких дистанциях. Подыгрывая и выигрывая там, где это необходимо.
Дальше начинается «игра с чистого листа». Потребители обязаны увидеть новые продукты в совершенно новом свете. Как бы – изначально чистыми. Первый признак – изменение внешнего вида конструкции Nook и новые цветовые решения, как элемент усиления брендирования.
Теперь нужен калькулятор. Если в Barnes & Noble теперь финансисты у руля, мы тоже попробуем считать до начала выводов. Предположительно в апреле-мае должен был появиться новый Nook. Чтобы разработать, произвести, зарегистрировать спецификации и осуществить логистику, понадобится 3 + 2 месяца. Возьмем май, это 5 месяц, прибавим еще 5 месяцев, получится октябрь.
Есть несколько моментов.
Сколько и какие устройства нужны?
Устройства необходимо делать с полного нуля или сохранить разработанную конструкцию изнутри и поменять только внешние атрибуты?
В каком диапазоне цен должен находиться продукт, чтобы не компрометировать себя распродажами?
К чему привязать устройства? Что разрешить и что запретить, чтобы потребитель возвращался раз за разом?
Какую стратегию выстроить, чтобы при любой заявке технических характеристик у основного конкурента сохранить преимущество за собой, хотя бы до конца Рождества и в лучшем случае до весны.
И так далее.
Новое руководство будет считать каждый цент на несколько сезонов вперед. Перед ними сложная задача – создать не просто конкурирующее предложение для потребителей, сколько потом, из него, плавно перейти к следующим шагам и закрепить достижения. Это задача совсем не из того разряда – «возьмите и сделайте».
Сейчас предсказать дальнейшие шаги сложно.
Все сведется к понятиям «удивили или нет». Необходимо чудо для выживания. Удивлять ценой точно не будут. «Интернет-мозгам» и «массовым заблуждениям» Barnes & Noble будет проигрывать всегда, пока не создаст твердую лояльную почву, когда бренд будет устойчиво продавать сам по себе, стабильно и предсказуемо.
Для выживания понадобится нестандартная конструкция, необычный для рынка внешний вид, который исключает необходимость бороться за низкие цены и топовые характеристики.
Нужны как минимум две модели с экраном E-Ink и никаких заигрываний с конфигурациями.
Планшеты необходимо сохранить в линейке устройств и переориентировать их экраны под потребительские задачи, чтобы сохранить и умножить потребность в контенте. Идеально иметь только два планшета. Им сейчас нужен пустой разъем под HDD и емкий аккумулятор. Это приведет к возможности расширения ресурсов устройства и коллекционированию контента.
Необходимо пересмотреть рекламные программы в пользу партнерского сотрудничества. Интернет должен чаще произносить слово «Nook» как пример положительного продукта.
И так далее.
Аннотация
Компания Barnes & Noble обязана удивить потребителей новыми продуктами и сервисом. Это должен быть визуально новый продукт.
Только от Barnes & Noble сейчас можно ждать чуда, иначе Amazon закрепит свои позиции еще на несколько лет.
Если новое руководство лишь оптимизирует доходы… о чем тогда говорить, кроме как о финансовых показателях? Barnes & Noble это все-таки не «благородный металл жёлтого цвета», чтобы вкладывать в него свои капиталы – именно такая позиция у Леонард Серджио, который попросту хочет избавиться от всех процентов, которые нужно выплачивать по акциям и инвестициям. Задача создать бесперспективный внешний вид, который будет влиять на понижение акций и в процессе их скупки можно избавиться от долгов.
Поэтому, есть два варианта – чудо или деньги.
Послесловие
Изменил последний заголовок субботних статей. Вместо «доброго утра» теперь «послесловие». Опрос показывает, что утреннюю статью уже читают не только утром, да, и я, пишу её уже не за 1 час, как раньше. Пусть последние слова будут всегда ободряющими.
Джо Аберкромби родился в 1974 году. Наделен прекрасным чувством юмора с самого рождения, ибо кому еще так веселиться, если не тому человеку, кто оказался сам огромным подарком на Новый год. Джо родился 31 декабря в Ланкастере, он уроженец графства Ланкашир, Великобритания. В настоящее время живет в Бате, графство Сомерсет, с женой Лу, двумя дочерьми Грейс и Ив, а также с младшим сыном Тедди Аберкромби.
Выпустив несколько книг, которые получили одобрение не только среди читателей, но и фанатов жанра «фэнтези», Джо продолжает работать монтажером видео, как фрилансер. Переходить в разряд «профессиональных писателей» пока не планирует и разрывается между двумя профессиями.
После первой книги, уже в 2008 году дважды номинировался на престижную награду «John W. Campbell Award». Также дважды его романы признавались «книгами года» посетителями популярного тематического ресурса SFF World. После выхода книг рецензенты не скупились на похвалу: «Восхитительно злобная книга!», «Мы — прямо там, в головах этих парней, благодаря стилю автора…».
В конце июня 2010 года в сборнике фэнтези Лу Андерса и Джонатана Страхана «Sword & Dark Magic» появился рассказ «The Fool Jobs». Уже по первым отзывам, работа Джо Аберкромби названа чуть ли не лучшим произведением во всем сборнике.
В 2012 году был опубликован роман «A Red Country», это некая дань уважения стилю «фэнтези-вестерн».
По контракту с издательством Gollancz Джо Аберкромби должен написать ещё 3 книги, теперь это будет уже не трилогией мира «Первого Закона».
В течение 10 дней, в самом начале сентября 2013 года, Аберкромби находился в России по приглашению издательства «Эксмо» с важными для писателя встречами со своими читателями. Посетил Санкт-Петербург, побывал на книжной выставке, погулял по Москве, куда самостоятельно добрался на поезде, и где ранним утром состоялось это интервью.
Джо Аберкромби подвижный и общительный человек, который оставляет после себя восхитительное впечатление не только в книгах.
Интервью
Москва, Россия,
12 сентября 2013 года,
отель «Marriott Aurora»
Джо, доброе утро! Планировал Вас увидеть уже уставшим в череде встреч, интервью, переездов по России.
Доброе утро! Да, я, конечно, немного устал. Сложнее всего далось путешествие между городами Санкт-Петербург и Москва. Так как здесь провел уже одну ночь, а не в поезде, то и чувствую себя уже более искрящимся!
Личность
Цитата из Вашей книги: «Жизнь это вереница дел, которые мы предпочли бы не делать». Чтобы Вы сейчас действительно хотели делать, вместо этих встреч, переездов, такой насыщенной событиями жизни?
Вообще-то, мне это вполне нравится. Конечно, я бы не согласился это делать каждый день, хотя бы потому, что я каждый раз нервничаю, когда готовлюсь к встречам. Но, тем не менее, это хорошая разрядка, от того, что необходимо сидеть одному в комнате и писать, не видя людей. Писательство – это довольно одинокая профессия. Сидишь и пытаешься что-то достать из своей собственной головы. Приятно бывать где-то еще, вне пределов головы и мыслей.
Мне кажется, что Вы любите телевизионные сериалы.
О, да!
В сериале «Калифорникейшн», Хэнк Муди, автор книги «Бог ненавидит всех нас» сказал: «надо сидеть и писать, больше ничего в этой профессии нет».
«Калифорникейшн» – это хороший сериал. Мне очень нравится. Не нравится в нем только то, что он как-то искаженно доносит информацию о профессии писателя. Писатель, который 95% своего времени тратит на то, что болтается где-то вокруг, делает, что попало и только потом, вдруг, понимает, что приходит озарение, начинает писать!
Это шоу!
(С улыбкой). Тем не менее, подобное представление о жизни писателя вносит свой вклад в копилку мифов о жизни писателя: «что писательство и творчество вообще, создается в минуты вдохновения». А для меня, это как строить дома из кирпичей. Есть большой текст, который надо осилить, он разбивается на мелкие шаги, и каждый день укладываю камень за камнем, пока не построю весь дом. Кое-как это делать не получится.
Кстати о мифах. Вы сами как-то писали, что «человек, который никогда ни в чем не нуждался, никогда ни к чему не стремился и никогда ни в чем себя не ограничивал, имеет очень странный взгляд на мир». После университета, Вы работали за минимальную зарплату, и до сих пор работаете дополнительно фрилансером, хотя уже профессиональный писатель. Не кажется ли Вам, что со стороны путь писателя кажется слишком простым и легким?
Действительно, у меня никогда не было каких-то грандиозных планов, чтобы, например, с четырех лет мечтать стать писателем. Нет, как то планомерно работал над достижением цели. Это больше похоже на набор случайных событий, которые сделали меня писателем. Когда начинал писать, никогда не думал, что это, в конце концов, приведет к чему-то реальному. Пытался несколько лет написать первую книгу, но это было скорее развлечение для меня самого. Даже не мог представить, что труд может окупиться. Если оглянуться назад, то можно увидеть, как много времени потрачено и что это было очень рискованно. Мне еще повезло, что нашелся издатель, который все организационные вещи взял на себя. Писатели очень часто тратят много сил и времени, чтобы найти свою публику.
По дороге на нашу встречу, прочитал в Вашей книге, что когда «глупый попадает в окружение умных людей, то он начинает вести себя еще глупее». Вы психолог по образованию, часто ли Вам попадаются идиоты?
(Смеется). Не буду говорить что-то конкретное. Это как-то не правильно. Но когда читаю других авторов, для меня одним из важных моментов, на которые обращаю внимание, являются «неприятные истины». В себе может быть какие-то вещи не замечал, но когда читаешь других авторов, то сказанное звучит верно. Поэтому, сам пытаюсь включать такие приемы в собственных книгах… и где возможно, касаюсь словами «умных» писателей тоже.
Переживаю, что мой ребенок часами сидит за компьютерными играми, а он уже достаточно взрослый. Вообще стоит переживать по этому поводу?
Нет. Я всю жизнь играю в компьютерные игры. Начал года в четыре, с того, что тогда было в моде. Рос вместе с играми. Нельзя сказать, что все компьютерные игры дают что-то ценное, образовывают, вкладывают в голову что-то новое. Можно сказать, что и не все книги так делают. Не все фильмы являются таковыми. Часто у моралистов излишне проявляется паника. В 70-х годах такое отношение было к фильмам с насилием. Игры молодое направление, они развиваются. Возможно, в будущем, они будут играть в воспитании более важную роль.
Когда в 2006 году получили первый контракт, Вы сказали: «семизначная цифра, если считать пенсы». Мне изначально понравился Ваш юмор, что называется с «первых строк». Вы долгое время были «королем женского царства» – жена, две дочери. Изменился ли Ваш юмор при рождении Тедди, первого сына в семье?
Не-е-ет. Мне кажется, что нет. Воспитание детей требует очень много юмора. И чем больше детей, тем больше этого юмора требуется. И тем более важно сохранять это чувство, когда пишешь. Не все книги, которые я читаю, обладают чувством юмора, тем более «фэнтези». Мне кажется, что «фэнтези», вообще, очень часто бывает пафосным, торжественным, слишком строгим. Поэтому, мне нравится выпускать пар и люди обычно удивляются – как одна и та же книга может быть «темной» и «смешной». Мне кажется, что чем темнее сюжет, тем больше требуется разрядка. Пытаюсь сохранять чувство юмора в книгах и тем более по отношению к себе. Не хочу быть пафосным и самодовольным. Тем не менее, сохраняю очень серьезную позицию к тому, что делаю, что пишу. Хочу создавать самые лучшие книги, которые могу написать.
Жена не ревнует к творчеству?
Ей очень не нравится оставаться одной, тем более с тремя детьми. Сейчас, когда я езжу, она остается одна и ей это не очень нравится. Когда возвращаюсь, мне нужно много работать, чтобы компенсировать пропущенное время. А она опять одна. И собственно, мы никогда не знали, что так произойдет, что я начну писать книги. То, что я делал ради развлечения, вдруг оказывается каким-то новым источником дохода нашей семьи. Мне кажется, что как-то странно сейчас, повернуться к ней и сказать: «Ну, ладно, давай меняться – я прекращу работать, а ты начнешь». Сейчас она смотрит за детьми, не работает. Время пройдет, дети станут взрослее, тогда она сможет вернуться к работе или хотя бы путешествовать со мной в таких поездках. Может тогда она почувствует какие-то преимущества в работе писателя. Пока она часто одна и так получается, что ей это не нравится.
Обязан спросить, за какую команду болеете?
Не то, что я поклонник каких-то конкретных команд, мне нравятся определенные виды спорта. Например, регби. Можно следить за соревнованиями в течение нескольких месяцев. Видно, как соревнование приводит к образованию определенных историй. Когда на поле появляются старые соперники, или какие-то подобные события, которые развиваются из года в год, то в течение одного сезона можно посмотреть, как они рождаются. Кроме этого, мне нравится наблюдать за Уимблдоном, или за мировым чемпионатом по футболу. Мне нравится болеть не столько за команды, сколько наблюдать за огромным шоу на спортивных соревнованиях.
Творчество
У Вас есть такое выражение: «чем большей властью наделен человек, тем меньше у него выбор». Как это на самом деле – сначала работать без денег, потом под давлением издателя и успеха? Нет ли в этом ограничения свободы творчества?
Действительно, это очень хороший вопрос. Когда я начинал писать, то это было просто удовольствие. Мог не учитывать аудиторию, никаких сроков сдачи материала в издательство и вся трилогия была написана именно так, по каким-то старым идеям, в попытках как-то развлечь себя. А когда уже сел писать четвертую книгу, внезапно оказалось, что у меня есть дедлайн и он неотвратим! Это совершенно другое ощущение. Что от меня чего-то ждут, и нужно выполнять обязательства. Существует определенное давление, но пытаюсь извлечь удовольствие из работы. Нужно отметить, что давление извне может быть довольно позитивным фактором. Пытаюсь извлечь самое лучше из того, что могу написать. Это попытка найти баланс между удовольствием и работой, тем более есть стимул для того, чтобы все сделать правильно. Мне кажется, что хороший писатель это даже вовсе не писатель. Это представитель любой профессии, который никогда не бывает полностью удовлетворен процессом, обязательно должен присутствовать драйв – «сделать еще лучше»! Самое ужасное состояние, когда начинаешь верить, что все хорошо и все довольны. Продолжаешь делать новую работу, но такой процесс теряет возбуждение, становится обыденным.
Каким у Вас было первое впечатление от Джиллиан Редфирн? Сейчас она уже заместитель директора издательства Gollancz.
Сначала показал свою первую книгу нескольким агентам. Получил отказ. Один мой знакомый, который занимался техническим редактированием в издательстве Gollancz, показал книгу Джиллиан. Он поговорил с ней, и, по всей видимости, она не была этим довольна, так как обычно редактору присылают много рукописей. Тем более после слов: «вот что мой друг написал». Тем не менее, она прочитала небольшой фрагмент текста, ей понравилось. Она попросила больше. Передал ей целую главу. Ей опять понравилось, и тогда она прочитала уже всю книгу. Она была новичком в издательстве, но, тем не менее, убедила начальника опубликовать книгу. Он в свою очередь захотел взглянуть на книгу и через день я получил официальное предложение. С тех пор Джиллиан остается моим личным редактором. Это самый близкий мне коллега. Мой «сообщник». (Смеется). Я счастлив работать с таким человеком, она очень умная, очень яркая. Вместе с тем, она достаточно юная, как и я, относительно новичок в своей области. Мы выросли вместе, как профессионалы.
Сейчас она уже заместитель директора в издательстве.
Да, она действительно очень успешный редактор. Обычно считается, что редактор тот, кто работает с текстом, некий творческий человек. Это так, но, что мне особенно важно – есть коммерческий момент, когда твой редактор становится твоим защитником, твоим адвокатом, единомышленником на встречах с издателем. Она активно участвует на всех совещаниях по рекламе, по маркетингу и делает все, чтобы мою книгу заметили. Джиллиан потрясающий профессионал во всех этих направлениях.
Когда Вы начали активно работать публично, познакомились со своими коллегами-писателями. Опасаются ли они Вашего успеха? Какие у Вас отношения?
У меня есть убеждение, что в фантастике и фэнтези совсем другие отношения между авторами. Хорошие, добрые и здоровые чувства. Мне кажется, что в обычной литературе более ревнивые отношения, более кусачие, что ли. «Кто здесь самый сильный волк»!? В фэнтези подобного нет.
Сейчас очень много людей, которые не читают. Много иных развлечений, недостаток времени. Не спрашиваю, как привлечь людей к чтению, но как их не отпугнуть?
Для автора ответ простой – писать хорошие книги. Такие, которые развлекают и удивляют, заставляют переворачивать все новую и новую страницу. В том числе, писать такие книги, которые сохраняют элемент неожиданности, отличаются друг от друга настолько, чтобы читателям не становилось скучно. Сейчас у людей действительно много развлечений, чуть раньше мы говорили о компьютерных играх. Мне кажется с появлением кино, чтение уже тогда получило довольно мощный удар. После появления телевидения – настоящий «хук справа»! Сейчас компьютерные игры, Интернет и много всего остального. Думаю, что для чтения всегда останется «свое место». В любом деле должно быть место хорошим идеям. Думаю, что никогда в истории человечества писательство не было хорошим ремеслом для заработка. В большинстве случаев один из двадцати авторов получает деньги, на которые хоть как-то можно жить. Это никогда не было способом для достижения богатства. С появлением электронных книг появились новые, а главное – дополнительные возможности. Как для тех, кто хочет извлечь из этого какую-то выгоду, так и для тех, кто видит в этом способ для развлечения, образования. Поэтому, я не пессимист на эту тему. Для тех, кто пишет хорошие книги – будут читатели.
Когда Вы работаете, Вы не запрещаете себе читать чужие книги, чтобы это не сбивало Вас с собственного сюжета?
Фэнтези, особо много не читаю, у меня это было в определенном возрасте. Почти не читаю. Мне кажется, что писатель не должен читать книги только в той области, в которой пишет и больше ничего. Думаю, что для писателя важно иметь широкий кругозор. Надо много читать в различных областях, чтобы не сузить собственных возможностей, собственного творчества. Чтобы привносить в свою работу знания и опыт из других жанров.
Книги
Первая Ваша книга появилась в 2006 году. Не считаете, что путь был слишком длинным? От самого начала, от идеи, длительной работы до первой публикации.
Сложно время заставлять идти быстрее. Первую книгу начал в 2001 году, понадобилось 3 или 4 года, чтобы ее написать и опубликовать. Время не имело особого значения, это было хобби. Год ушел на поиск издательств, полтора на подписание контракта. Но книга пошла мощно, нашла свою аудиторию.
А потом, Вы очередью выпалили продолжение!? Не кажется ли Вам, что последующие книги могли оказаться слабее первой?
Сам издательский процесс занял довольно много времени, вторую книгу написал за два года, начал писать черновик третьей. В результате, когда была опубликована первая книга, уже наполовину написал третью. Не ощущал давления времени при написании трилогии «Первый Закон». Две последующие книги потребовали меньше времени на публикацию, в сравнении с первой. Но с самого начала я не был готов публиковать ни одну из книг, если не был ими удовлетворен полностью. Когда просматриваю старые книги, задумываюсь, что можно было написать как-то иначе, может быть даже лучше. Когда мои читатели спорят, «какую книгу они любят больше или меньше», никогда нет единого мнения. Всем нравятся разные. Мне это скорее льстит. Раз нет согласия, значит, я смог найти какой-то новый баланс между идеями и вкусом читателей. Но в целом, люди чаще сходятся во мнении, что «первая книга – это моя худшая работа»! Так что мне не кажется, что я стал как-то хуже писать. Наоборот, есть убеждение, что мастерство растет с каждой книгой.
Заметил, что писатели делятся на два типа. Есть те, кто пишет, то, что называется «с листа» и те, кто заранее готовится к работе. По Вашим книгам видно, что Вы создаете целый мир, исследуете оружие, генерируете личность героев, изучаете различные тактики и прочее. Как Вы готовитесь к книгам?
Действительно, я планировщик. Как архитектор, когда нельзя начать строить дом без готового плана. Иначе в середине пути может оказаться, что закончились материалы, или плохо уложены кирпичи, как попало. Безусловно, планирую все заранее. Это с одной стороны. С другой, чтобы не улетучивалась радость, спонтанность, творчество – планы нужны, чтобы их впоследствии менять! Не всегда удается заранее почувствовать характер героя, к концу книги может появиться иное отношение к персонажу и к тому, что с ним должно было случиться. Нет ничего страшного, чтобы менять и развивать планы.
В сборнике «Sword & Dark Magic» читатели признали самым лучшим рассказом Ваш, хотя здесь много известных имен. Диалоги обычно слабое место в литературе. По ним можно судить, насколько общая картина сюжета становится реальной. С кем или как Вы отрабатываете диалоги для своих книг?
Разумеется, мой рассказ был лучшим! (Смеется).
Диалоги, действительно очень сложный элемент книги. Некоторые писатели считают, что это самый важный компонент. Для меня это чуть ли не сама основа книги. Начиная главу, я сначала пишу диалоги, а уже потом проявляю детали. Диалог – это очень мощный писательский инструмент. Он может позволить добиться нескольких целей: развить и продвинуть сюжет дальше, сообщить что-либо о говорящем герое и его взаимоотношениях, создать образ событий, насыщенную среду. И так далее.
Переходя к книге «Герои», цитирую: «Ты знаешь, кто хуже злодея? Злодей, который думает, что он герой». Почему у Вас несколько циничное отношение к героям, которых Вы создали для этой книги?
В фэнтези принято восторженное отношение к героям. Этакие чистые, благородные души. Что они чудесны и все у них завершается хорошо, вопреки реальной вероятности. И мы понимаем, что в реальной жизни это далеко не так. Если есть какой-то герой, то у него всегда есть какие-то скелеты в шкафу. Если кто-то одел маску героя, то он идет с ней по жизни, и в зависимости от ситуаций не падает в наших глазах. Я придерживаюсь более реалистичной концепции.
Какую из своих книг Вы могли бы порекомендовать новому читателю?
Мне кажется, что в большинстве случаев это зависит от читателя. Я рекомендую читать «сначала», чтобы сюжет выстраивался логично. Но «Герои» и «Красная страна», которая сейчас выйдет в свет, их можно читать независимо. Их можно начать читать в любой последовательности, не потеряв нить событий.
Какое отношение у Вас к электронным книгам? Они мешают писателю или нет? Что Вам самому больше нравится – бумажные или электронные книги?
Зависит от ситуации. В целом мне нравится. Сейчас грустно наблюдать, что электронные книги только имитирую бумажные. Пока не работает или отсутствует функциональность, которая была бы характерна только для электронных книг. Думаю, что постепенно это будет развиваться дальше. (Включает экран iPad mini и первое что появляется на экране – электронная книга). С коммерческой стороны – это еще один способ продавать людям книги. Как писатель, я это конечно приветствую. Думаю и издательства должны быть заинтересованы в развитии электронных книг, им это попросту выгодно.
Как Вы расцениваете работу Amazon в области электронных книг?
Видеть монополию – это пугающее чувство. Например, в Великобритании 10 лет назад Waterstones были безусловным лидером рынка. Они захватывали рынок, все больше и больше скупали мелкие издательства. Все были напуганы ими. Сейчас оказалось, что дела Waterstones идут не так хорошо, зато Amazon захватывает рынок. Сейчас мой издатель имеет какие-то претензии к Amazon UK. Это становится моей личной проблемой – невозможность продавать книги через их сайт. Надеюсь, что это быстро и положительно разрешится. Смысл в том, что Amazon очень хороши в том, что они делают. Они с легкостью доставляют читателям книги. Они очень хорошо работают с клиентами и их сложно превзойти.
Раз мы заговорили о технологиях, а электронные книги – это не только чтение, но и технология. Какие технические инструменты Вы используете в работе?
Преимущество профессии писателя в том, что работать можно как угодно. Была бы ручка, бумага и плоская поверхность. Я в этом смысле не прихотлив. Пишу просто в программе Word. Раньше был PC, сейчас Macintosh. У меня есть небольшой ноутбук Mac Book Air, который очень удобно носить с собой. Дома у меня очень огромный монитор, удобная клавиатура и стол, который можно регулировать по высоте, так как я люблю работать стоя. Активно использую iPad. В основном, чтобы читать, но там удобно переключаться между приложениями, чтобы написать несколько строк, сделать какие-то заметки и я это потом использую в своей работе. Но бумага и ручка – это все что нужно, на самом деле.
Вопросы читателей
Когда Вы работаете, представляете ли себе какую-то общественную ценность Ваших книг?
Это не я должен решать. Если изначально поставить перед собой цель – донести до читателей некое очень важное сообщение, то в результате книга может оказаться скучной, чему-то излишне поучающей. Мне кажется, что у писателя есть задача, чем-то развлечь и удивить в своей работе. Может даже просто чем-то заинтересовать. Из этого всего «главное сообщение» появится уже самостоятельно. Это социально значимые книги, известных всему миру авторов, таких как Диккенс или Шекспир. Их книги изначально воспринимались как некая поп-культура своего времени. Некое легкое развлечение. Со временем оказалось, что эти книги несут общественную ценность, и они востребованы читателями. Нет ничего постыдного в том, чтобы написать интересную книгу. Даже если мою книгу будут читать просто для развлечения, лично я буду доволен результатом.
Читатели сравнивают Вас с Джорджем Мартином, иногда с Терри Пратчеттом. Вы сами, предпочитаете какое сравнение и с кем?
Оба эти имени заслуживают того, чтобы быть в их ряду, даже как сравнение. Они успешны, любимы читателями. Пратчетт пишет очень живо, увлекательно. Великолепные персонажи – живые, интересные. И с этим он доносит некие глобальные сообщения в сатирической форме. Мартин имел на меня огромное влияние. Он сдвинул с места фантастику и фэнтези, чтобы они не были сверх героическими. Чтобы стали живыми, реалистичными. После успеха сериала «Игра престолов» он стал фигурой масштабов Дж. Р. Р. Толкина. Так что, если меня с ними сравнивают, я полностью этим доволен. Мартина называли «американским Толкиным», если меня будут назвать «британским Мартином» – буду только счастлив!
Какие другие писатели и книги Вам нравятся? Есть ли какие-то ориентиры?
Хотелось бы назвать какие-то странные имена, чтобы люди не думали что-то очевидное. Попробую назвать три книги, чтобы не выглядеть банальным. Это трехтомник Шелби Фут по истории гражданской войны (Shelby Foote «The Civil War»). Историческая книга, интеллектуальная литература (non/fiction). С уклоном в романистику, характеры героев описаны чрезвычайно живо. Получил огромное удовольствие. Дальше, Ричард Мэтисон «Журнал оружейных лет» (Richard Matheson «Journal of the Gun Years»). Великолепно написанный вестерн! Сюжет очень плотный по времени. И наконец, Бернард Корнуэлл, который написал серию «Приключения Ричарда Шарпа» (Bernard Cornwell «The Sharpe stories»).
И последний вопрос – что кроме Вас читают Ваши дети?
Моим детям – шесть, четыре и два года. Тедди, как младший, довольно прост в своих читательских вкусах. Средняя только начинает учиться читать, а вот старшая читает очень много, как мне кажется. Под одеялом с фонариком, конечно лучше всего идет «Гарри Поттер». Она очень увлеченный читатель, но я стараюсь удерживать её подальше от своих книг. Не глядя на то, что вышедшие комиксы в 2013 году по моей трилогии «Первый закон» очень манят к себе.
Огромное спасибо за интервью!
Спасибо!
«Вы должны быть реалистами…», Джо Аберкромби.
Библиография
Издания на английском языке:
Novels
Trilogy «The First Law»
The Blade Itself (May 2006)
Before They Are Hanged (March 2007)
Last Argument of Kings (March 2008)
Standalone works
Best Served Cold (June 2009)
The Heroes (January 2011)
Red Country (October 2012)
Short stories
«The Fool Jobs» – appeared in the Swords & Dark Magic compilation (published June 2010) and features Curnden Craw and his dozen in events prior to The Heroes.
«Yesterday, Near A Village Called Barden» – appeared as an extra in the Waterstone’s hardcover version of The Heroes and focuses on Bremer dan Gorst on campaign prior to The Heroes.
«Freedom!» — appeared as an extra in the Waterstone’s hardcover version of Red Country and focuses on the liberation of the town of Averstock by the Company of the Gracious Hand.
Издания на русском языке:
Новеллы
Трилогия «Первый Закон»
Кровь и железо (май 2011, Эксмо)
Прежде чем их повесят (май 2011 – август 2013, Эксмо)
Последний довод королей (май 2011 – август 2013, Эксмо)
Отдельные книги
Лучше подавать холодным (май 2013, Эксмо)
Герои (август 2013, Эксмо)
Благодарности
Интервьюер: Владимир Прохоренков, проект «The-eBook».
Организация интервью: Издательство «Эксмо».
Менеджер по связям с общественностью: Анна Мерзлякова, издательство «Эксмо».