Фридрих Горенштейн - писатель и киносценарист ("Солярис", "Раба любви"),
чье творчество без преувеличения можно назвать одним из вершинных явлений
в прозе XX века, - оказался явно недооцененным мастером русской прозы.
Он эмигрировал в 1980 году из СССР, будучи автором одной-единственной
публикации - рассказа "Дом с башенкой". Горенштейн давал читать
свои произведения узкому кругу друзей, среди которых были Андрей Тарковский,
Андрей Кончаловский, Юрий Трифонов, Василий Аксенов, Фазиль Искандер,
Лазарь Лазарев, Борис Хазанов и Бенедикт Сарнов. Все они были убеждены
в гениальности Горенштейна, о чем писал, в частности, Андрей Тарковский
в своем дневнике. Взгляд Горенштейна на природу человека
во многом определила его внутренняя полемика с Достоевским. Как отметил
писатель однажды в интервью, в основе человека, несмотря на Божий замысел,
лежит сатанинство, дьявольство, и поэтому нужно прикладывать такие
большие усилия, чтобы удерживать человека от зла".
Рассказ был задуман автором в Экибастузском Особом лагере зимой 1950/51.
Написан в 1959 в Рязани, где А.И. Солженицын был тогда учителем физики
и астрономии в школе. В 1961 послан в "Новый мир". Решение о публикации
было принято на Политбюро в октябре 1962 под личным давлением
Хрущева. Напечатан в "Новом мире", 1962, N 11; затем вышел отдельными
книжками в "Советском писателе" и в "Роман-газете". Но с 1971 года все
три издания рассказа изымались из библиотек и уничтожались по тайной
инструкции ЦК партии. С 1990 года рассказ снова издается на родине.
Образ Ивана Денисовича сложился из облика и повадок солдата Шухова,
воевавшего в батарее А.И. Солженицына в советско-германскую войну (но
никогда не сидевшего), из общего опыта послевоенного потока "пленников"
и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные герои рассказа
- все взяты из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.
Сборник прозы Олега Зайончковского "Кто погасит свет?" опровергает устоявшееся
мнение, что это прозаик одной темы, одной традиции, певец "простых
людей и теплоты обычной жизни". Здесь собраны тексты не просто разные,
но принципиально отличные друг от друга: сатирический роман "Счастье
возможно", удачно замаскированный под психологическую прозу, и плутовской
"Загул", а рядом "готические* рассказы -один из них дал название
всей книге. Смерть как трагедия, как лирическая история, как анекдот,
ироническая притча, наконец, как кровавый триллер... Автор использовал
все жанры для иллюстрации главной мысли: свет гаснет не сам по себе
и не по нашей прихоти, и человек ничего не решает, ничем не управляет
- он только пешка в затейливо придуманной Господом партии. И нам остается
- попытаться понять правила игры.
Ярослав Карпухин - руководитель нового стиля: он знает, что от микроклимата
в коллективе зависит успех дела. И поэтому решает, что рождественские
каникулы для сотрудников с выездом в Мюнхен - самое что ни на есть
благое дело. Думал ли он, что на отдыхе в команде начнутся массовые шуры-муры?
Они - свидетельство того, что фирма стоит на пороге потрясений!
Рано или поздно романы закончатся, какой-нибудь из них закончится
неудачно, и тогда последуют увольнения по собственному желанию. Но только
этого и надо темноокой Диане, супруге прекрасного босса!
Василий Аксенов, автор легендарных романов "Коллеги", "Остров Крым" и "Московская
сага", прожил жизнь, которой с лихвой хватило бы на десятерых:
сын врагов народа, врач по образованию, диссидент и стиляга по духу,
Аксенов всегда был устремлен в будущее как ракета, несущая в себе энергию
вечной юности и бодрости. Герои Аксенова хранят в себе искру
личности автора, но никогда не совпадали с ним на сто процентов.
"Василий Аксенов. Сентиментальное путешествие" - первая полная биография
писателя. Дмитрий Петров для создания этой книга интервьюировал друзей
и родственников писателя, работал с архивными документами. В итоге
получилась не просто уникальная по охвату материала, но и очень интересная
книга в духе знаменитых биографий Ирвина Стоуна, которые читаешь
как настоящие художественные романы!
Правомерно ли назвать этот роман гомоэротическим? Да - в той же степени,
в какой "Лолита" считался романом порнографическим. "Klemens" захватывает
предельной напряженностью любви и ненависти, мастерским языком, щедрой
палитрой стиля. Разные уровни повествования обеспечивают мощное
эмоциональное потрясение даже несхожим читателям. "Klemens" (шорт-лист
премии "Большая книга", 2006), вне всякого сомнения, относится к
произведениям, обогащающим литературу, двигающим ее вперед. Речь идет
о новаторском русско-европейском романе нового тысячелетия. Роман
отредактирован и доработан автором специально для данного издания.
В романе поистине вавилонское столпотворение персонажей - от древней богини
Иштар и Че Гевары до вполне реальных сегоняшних политических деятелей.
Герой романа Вавилен Татарский сам создает рекламу и знает ей цену.
Но ему и в страшном сне не могло привидеться, какого джинна он выпускает
из бутылки...
Эта книга - попытка ответить на вопросы об искусстве человеку, искусство
любящему. Человеку, переживающему и способному к сопереживанию. Человеку,
способному затрачивать свое время и силы на любовь к музыке, кино
и литературе, несмотря на собственную непростую жизнь. С большим желанием
помочь и поддержать в любви к искусству и в любви к жизни.