Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психолингвистика

Главы из учебника (Тема 2. Из истории пл-ки. Глава 8. Постулаты московской ПЛ школы).

В соответствии с пожеланиями начинаю публикацию избранных глав из
учебника
Валерий Белянин "ПСИХОЛИНГВИСТИКА", запланированного к переизданию в
2005-2006 году.
ТЕМА 2. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Глава 8.
НЕКОТОРЫЕ ПОСТУЛАТЫ МОСКОВСКОЙ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
В Московской психолингвистической школе принят ряд постулатов
(положений), определяющих её подход к анализу речевой деятельности. Не
раскрывая их подробно, назовём их.
Постулат первый. Единицей психолингвистического анализа является не
"элемент", т.е. не статический коррелят той или иной языковой единицы в
психике носителя языка, а элементарное речевое действие и речевая операция
(в предельном случае - акт речевой деятельности).
Постулат второй. Эта единица психолингвистического анализа трактуется в

деятельностной парадигме, т.е. исходное речевое событие характеризуется
деятельностным фреймом (схема). Иначе говоря, эта единица, эта минимальная
"клеточка" речевой деятельности, должна нести в себе все основные признаки
деятельности. Такими признаками являются:
а) предметность деятельности, которая заключается в том, что она
направлена на окружающую человека действительность.
б) ее целенаправленность, когда любой акт деятельности характеризуется
конечной, а любое действие промежуточной целью, достижение которой, как
правило, планируется субъектом заранее.
в) ее мотивированность. Акт любой деятельности всегда полимотивирован,
т.е. побуждается одновременно несколькими мотивами, слитыми в одно целое;
г) иерархическая ("вертикальная") организация деятельности, включая
иерархическую организацию ее единиц
д) фазная ("горизонтальная") организация деятельности.
Для более глубокого понимания этих положений отошлем
заинтересованных читателей к научной литературе, список которой представлен
в конце учебника.
Данный текст защищен авторскими правами и перепечатке не подлежит.
Распространение осуществляется исключительно в целях получения обратной
связи от подписчиков (просьба писать, что не очень ясно выражено, какие
аспекты проблемы надо осветить в большей степени. Приветствуется любая
конструктивная (!) критика.
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: linguistics.fortuna7
Написать в лист: mailto:linguistics.fortuna7-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:linguistics.fortuna7--unsub@subscribe.ru?subject=linguistics.fortuna7

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Sun, 9 Jan 2005 16:28:37 -0500 (#294233)

 

Ответы:

Мне кажется, что это больше похоже на тезисы главы, чем на ее полный
текст (т.е. тот текст, который в итоге должен войти в учебник). Выскажу
в этой связи ряд соображений, не все из которых могут оказаться
справедливыми, т.к., высказывая их, опираюсь лишь на текст данной главы
(возможно, некоторые положения конкретизированы в других главах
учебника; или пособия?).

Думается, что такое заглавие предполагает, если не исторический экскурс,
то хотя бы перечисление имен ученых, относящихся к МПШ, и далее - каждый
постулат также должен быть, так сказать, персонифицирован, т.е. связан с
именем конкретного ученого, его предложившего. В идеальном, на мой
взгляд, варианте - следовало бы рассказать и о том, откуда эти постулаты
взялись (понятно ведь, что МПШ возникла не на пустом месте) и
как/когда/кем они формулировались. Тогда бы и усваивать этот материал
было б гораздо легче (кстати, а чем вызвана такая краткость -
требованиями издателя, необходимостью дать только минимум нужных для
студента знаний или чем-то еще?).

Как я понял, под элементами здесь имеются в виду эмические единицы - в
таком случае лучше уточнить это в скобках - "Единицей
психолингвистического анализа является не "элемент", т.е. не статический
коррелят той или иной языковой единицы в психике носителя языка (фонема,
лексема и проч.)". Также лучше уточнить, что подразумевается под
элементарным речевым действием, речевой операцией и актом речевой
деятельности (эти термины ведь могут определяться совсем по-разному).
Вообще неплохо было бы (но это, конечно, не самая легкая задача)
составить словарик терминов, использованных в учебнике.

в

Что такое деятельностный фрейм - совсем непонятно (или это понятие уже
использовалось в предыдущих главах?). Фрейм - очень расплывчатый термин;
возможно, лучше обойтись без него?

Иначе говоря, эта единица, эта минимальная

Можно, наверно, не уточнять, в чем заключается предметность
деятельности. Это как раз просто.

А! Вот теперь, кажется, стало более-менее понятно, что Вы понимаете под
актом и действием: акт = совокупность действий (скажем, продуцирование
целостного высказывания - это р-й акт, а продуцирование входящего в это
высказывание слова и т.п. - р-ое действие, так?).

Не очень люблю слово "всегда" :) Наверняка есть деятельности, для
осуществления которых не требуется нескольких мотивов.

Тут как раз и пригодились бы имена (список-то, наверно, большой - кого
именно следует читать?).

Да, и еще - не может не возникнуть вопрос: в чём эти положения МПШ
отличаются от положений любой другой ПЛ школы?

АБ

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: linguistics.fortuna7
Написать в лист: mailto:linguistics.fortuna7-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:linguistics.fortuna7--unsub@subscribe.ru?subject=linguistics.fortuna7

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Андрей Белов Mon, 10 Jan 2005 22:38:38 +0300 (#294516)