Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости законодательства Украины от LIGA Online


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Регистрация для доступа к документам находится здесь: http://www.liga.kiev.ua/register


http://www.liga.kiev.ua




Кто сказал, что у налоговой руки коротки?


Кто сказал, что у налоговой руки коротки?

 

Были времена, когда представители налоговых органов, приходя в очередной раз с проверкой на одну из фирм по ее юридическому адресу, оставались ни с чем, так как никакой фирмы там не находили. "Переехали, - говорили недоумевающим инспекторам бывшие соседи пропавшей фирмы, - а куда переехали - не знаем." Обиженные инспектора активно угрожали наглым предпринимателям отменой государственной регистрации их предприятий через суд. (Такие же угрозы получали и те предприятия, которые уже год не представляли положенной им отчетности.) А наглые предприниматели в ответ лишь ухмылялись, приговаривая: "Не имеете таких прав!"

Надо сказать, что прав у налоговой действительно было маловато.

Так, например, ст. 8 Закона "О предпринимательстве" четко предоставляла такое право лишь органам государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Для налоговых же органов таких полномочий не предусматривали ни указанная ст. 8 Закона Украины "О предпринимательстве", ни ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине".

Правда, в конце 98 года ГНАУ в п. 8.6 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков сама себе предоставила право обращаться в суд с иском об отмене государственной регистрации, если более года не представляется отчетность, а также если деятельность или учредительные документы предприятия противоречат законодательству. Однако, во-первых, право это можно было применить, если налогоплательщик не имел задолженности перед бюджетом, а во-вторых, уже тогда многие специалисты стали оспаривать такое право налоговых органов, поскольку оно не предусмотрено законом.

Так что, до поры до времени, налоговые органы уверенно могли лишь обращаться к органам государственной регистрации с предложением о подаче последними исков в арбитражный суд об отмене регистрации соответствующих предприятий. Практика показала, что такой способ особого эффекта не имел. Однако времена те прошли...

19 октября вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", который предоставляет ГНАУ право требовать отмены регистрации предприятий через суд. Так что, если ваша фирма сменила юридический адрес и не поставила в известность органы или, не дай Бог, ею уже год не представляется положенная отчетность, то ей светит...

А надо сказать, отмена государственной регистрации влечет за собой те же правовые последствия, что и ликвидация предприятия.

 

 "Урядовий кур'╓р", 19.10.2000 г.

Дата подготовки 26.10.2000




О лицензировании по-новому


О лицензировании по-новому

 

С 22 октября вступил в силу Закон Украины от 01.06.2000 г. ╧ 1775-III "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" - Закон прямого действия, определяющий основные принципы государственной политики в сфере лицензирования, перечень видов именно хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, а также порядок получения лицензии. На сегодня этот документ является основополагающим документом в области лицензирования хозяйственной деятельности.

Одной из самым важных статей нового Закона является ст. 9, содержащая перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию. Основой его явился перечень, приведенный в ст. 4 Закона от 07.02.91 г. ╧ 698-XII "О предпринимательстве". Однако следует отметить, что теперь в нем отсутствуют такие виды деятельности, как, например, юридическая и аудиторская, в то же время включены новые: посредническая деятельность таможенного брокера, проведение землеустроительных и землеоценочных работ, заготовка и обработка отдельных видов ресурсоценных отходов.

Лицензирование же таких видов деятельности, как банковская, внешнеэкономическая, деятельность в сфере электроэнергетики и использования ядерной энергии, в сфере интеллектуальной собственности осуществляется согласно законам, регулирующим отношения в этих сферах.

Еще одним нововведением данного Закона является то, что в нем отсутствует понятие "приостановление" действия лицензии. После обнаружения нарушений лицензионных условий орган лицензирования или специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования выдает распоряжение об устранении нарушений и только при повторном нарушении лицензиатом лицензионных условий его лицензия аннулируется.

 

"Оф╕ц╕йний в╕сник Укра╖ни", 21.07.2000 г.

Дата подготовки 25.10.2000




Если работник на своем рабочем месте использует собственный компьютер...


Наш програм╕ст прин╕с на п╕дпри╓мство власний комп'ютер для...

Наш программист принес на предприятие принадлежащий ему компьютер для использования его в своей работе. Как можно обосновать нахождение компьютера на территории предприятия?

 

Алексей Романов считает, что возможность использования имущества работника в производственной деятельности прямо предусмотрена действующим законодательством о труде. Так, в соответствии со ст. 125 Кодекса законов о труде Украины работники, использующие свои инструменты для потребностей предприятия, учреждения, организации, имеют право на получение компенсации за их износ (амортизацию). Размер и порядок выплаты этой компенсации, если они не установлены в централизованном порядке, определяются собственником или уполномоченным им органом по согласованию с работником. По мнению автора, в данном случае инструмен! том для работы можно считать и компьютер. 

"Таким образом, если работник использует в работе принадлежащее ему имущество, то он имеет право получить за это компенсацию. Формулировка "имеет право" означает, что работник может и не требовать выплаты такой компенсации. Но дело в том, что сам факт выплаты компенсации подтверждает то обстоятельство, что имущество принадлежит именно работнику, а не предприятию." 

Компенсационные выплаты в денежной и натуральной форме в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством, согласно пп. "г" ст. 5 Декрета Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан" не включаются в совокупный налогооблагаемый доход. Получается, что работник предприятия за использование по месту работы принадлежащего ему компьютера имеет право на получение компенсации за его износ (амортизацию), и компенсация эта не! будет подлежать налогообложению. 

В заключение автор отмечает, что "наряду с выплатой компенсации за использование инструментов и оборудования для нужд предприятия, на принадлежащее работнику имущество можно заключить договор аренды либо договор имущественного найма на основании гл. 25  Гражданского кодекса УССР". Такая форма договора не ограничивает предприятие в пользовании имуществом (имущество может передаваться тому же работнику для выполнения им трудовых обязанностей), но одновременно дает возможность обосновать правомерность нахождения и использования компьютера на территории предприятия. 

 

"Экспресс-анализ законодательных и нормативных актов", 16 октября 2000 г., N 42 (252), с. 16 

Дата подготовки 23.10.2000
ИАЦ "ЛИГА"


Если бухгалтер - ЧПЕН


Якщо бухгалтер - приватний п╕дпри╓мець - платник ╓диного...

Если бухгалтер - ЧПЕН

 

В статье Станислав Погребняк сообщает об участившейся на крупных предприятиях практике заключения договоров с главными бухгалтерами как субъектами предпринимательской деятельности. Делается это по той причине, что при выплате большой заработной платы очень много приходится платить начислений и удержаний. Так, например, начислив бухгалтеру 3000 грн., нужно сверху начислить 455 грн. (в Пенсионный фонд, фонды занятости и соцстраха).  А на руки он получит лишь 2061 грн. 45 коп., так как должен быть вычтен подоходный налог, а также удержания в Пенсионный фонд и фонд занятости (всего 938 грн. 55 коп.). "То есть из потраченных 3455 грн. до адресата дошли менее 60 % суммы." 

В то же время, если оформить гражданско-правовой договор на выполнение работ по ведению бухгалтерского или налогового учета с нештатным бу! хгалтером - субъектом предпринимательской деятельности, который при этом "перейдет на единый налог (то есть станет ЧПЕНом)", то сумма налога не превысит 200 грн. и "из 3000 грн. бухгалтеру достанется 2800-2900 грн., а предприятие дополнительно сэкономит на несостоявшихся начислениях на зарплату и на подоходном налоге. Заметим, что экономия достигается лишь благодаря изменению юридической процедуры, в то время как суть работы бухгалтера абсолютно не меняется".

Автор считает, что право предпринимателя вести бухучет на предприятии-заказчике предусмотрено в п. 4 ст. 8 Закона "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", согласно которому предприятие может пользоваться услугами специалиста по бухучету, зарегистрированного в качестве частного предпринимателя.  

При этом автор отмечает, что такой вид деятельности, как предоставление бухг! алтерских услуг, в соответствии с действующим законодательством не подлежит лицензированию.

Кроме того, ни Закон Украины "О системе налогообложения", ни прочее налоговое законодательство не содержат прямого запрета или прямого разрешения на право ведения налогового учета предприятия частным предпринимателем, поэтому препятствий для предоставления подобных услуг, на взгляд С. Погребняка, нет. 

Услуги по ведению налогового учета также не входят в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. "Аудитом (нуждающимся в сертифицировании) данная деятельность не считается. В общем, эти услуги могут предоставляться любым предпринимателем без каких-либо препятствий.

В публикации Станислав Погребняк приводит также ряд ответов на наиболее типичные вопросы, возникающие при рассматриваемой форме организации б! ухгалтерского учета, а именно:

1) Необходимо ли предпринимателю, оказывающему предприятию услуги по ведению бухгалтерского учета, подписывать бухгалтерские и налоговые отчеты, декларации,  формы и т. п.?

2) На какие нормативно-правовые акты может опереться руководитель, если он желает, чтобы предприниматель, оказывающий его предприятию услуги по ведению бухгалтерского учета, подписывал бухгалтерские и налоговые отчеты, декларации, формы и т. п.?

3) Может ли руководитель предприятия предоставить предпринимателю, оказывающему его предприятию услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, право выписки налоговых накладных?

4) Может ли частный предприниматель по договору предоставлять предприятию услуги в сфере наличного обращения, то есть исполнять обязанности кассира?

5) Может ли предприниматель, предоставляющий предприятию услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, составлять от его имени первичные документы?

6) Какую ответственность несет предприниматель, предоставляющий услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, за допущенные нарушения и ошибки?

 

"Бухгалтер", октябр! ь (I) 2000 г., N 19 (103), с. 36 (www.buhgalter.kharkov.com)

Дата подготовки 23.10.2000
ИАЦ "ЛИГА"







http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное