Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости законодательства Украины от LIGA Online


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Регистрация для доступа к документам находится здесь: http://www.liga.kiev.ua/register


http://www.liga.kiev.ua




Оперативная аренда стала операционной. Ее учет - почти без изменений


Оперативна оренда стала операц╕йною. ╥╖ обл╕к - майже без...

Оперативная аренда стала операционной.
Ее учет - почти без изменений

 

Представленная здесь аннотация дает только общее и далеко не полное представление о статье, в которой Римма Назарбаева рассматривает исключительно важные на сегодня вопросы. Автор подчеркивает, что нововведения П(С)БО 14 "Аренда" коснулись, в первую очередь, финансовой аренды, а в аренде оперативной, с точки зрения учета, практически ничего не изменилось. Однако следует отметить, что значительно расширено "число операций, которые должны рассматриваться как аренда финансовая". В определении термина "финансовая аренда" (п. 4 П(С)БО 14) перечислены характерные особенности этого вида ар! ! енды.

Что касается операционной аренды, то она определена как "иная аренда, нежели финансовая" (там же). 

"Таким образом, выяснить, является ли аренда операционной, можно только методом "от обратного", то есть убедившись, что осуществляемая предприятием арендная операция не может рассматриваться как финансовая аренда."

Общая характеристика арендных операций

"Арендные операции различаются между собой по множеству признаков, и это определенным образом влияет на отражение их в бухгалтерском и налоговом учете." Так, например, существенным является то, кто выступает в роли арендодателя и арендатора - юридическое или физическое лицо.

Что касается статуса сторон - участниц арендной операции, то необходимо "учитывать, являются ли арендатор и арендодатель: 

∙! ! связанными сторонами (лицами);

∙ плательщиками НДС;

∙ резидентами Украины или нерезидентами;

∙ предприятиями государственной или коммунальной формы собственности;

∙ бюджетными учреждениями". 

Важным является также следующее: 

"∙ в какой форме осуществляется расчет за переданное (полученное) в аренду имущество (наличная или безналичная денежная, бартер, взаимозачет, др.); 

∙ что является первым событием (оплата или оказание арендной услуги);

∙ в каких операциях (облагаемых или не облагаемых НДС) арендатор будет использовать арендуемое имущество;

∙ является ли оказание арендных услуг основной деятельностью арендодателя или отдельной хозяйственной операцией;

∙ что является объектом аренды".

В П(С)БО 14 предусмотрено, что объектом аренды могут быть не только основные средства, ! ! но и нематериальные активы и прочие необоротные материальные активы (за исключением договоров, перечисленных в п. 3 стандарта, на которые не распространяется его действие). 

Учет операционной аренды арендодателем

Объекты, переданные в операционную аренду, учитываются на балансе арендодателя. "В учете арендодателя передача имущества в аренду бухгалтерскими проводками не отражается, но в аналитическом учете необходимо перевести объект (переложить инвентарную карточку учета основных средств) в другую подгруппу, так как сумма амортизации, подлежащая начислению, будет относиться на другой субсчет счета учета затрат."

Автор приводит пример отражения начисленной амортизации после передачи объекта в аренду.

"Доход, полученный арендодателем, учитывается: 

∙ либо на субсчете 713 "Доход от операционной аренды активов" (если эта деятельность не является для предприятия основной);

∙ либо на субсчете 703 "Доход от реализации работ и услуг" (если предоставление имущества в аренду относится к числу основных видов деятельности предприятия или его основной деятельностью).

Если предприятие-арендодатель осуществляет расходы, связанные с содержанием объекта, переданного в аренду, такие расходы учитываются:

∙ на субсчете 949 "Прочие расходы операционной деятельности" или на специально открытом для накопления информации о таких расходах субсчете 234 "Вспомогательное производство. Оказан! ! ие арендных услуг" (если деятельность по предоставлению имущества в аренду не является для предприятия основной);

∙ на субсчете 232 "Основное производство. Оказание арендных услуг" (если передача имущества в аренду является одним из основных или основным видом деятельности предприятия)."

Далее в табличной форме представлен пример отражения в учете арендодателя операционной аренды. 

Учет операционной аренды арендатором

"При получении имущества в аренду у арендатора появляются такие объекты учета: 

∙ собственно объект аренды;

∙ арендная плата;

∙ расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт объекта аренды." 

Далее Р. Назарбаева детально рассматривает каждый объект учета. 

Арендованный объект 

Полученные в оперативную аренду объекты учитываются на забалансовых с! ! четах (п. 8  П(С)БО 14 и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций; далее - Инструкция N 291), а именно на счете 01 "Арендованные необоротные активы". 

В Инструкции N 291 предусмотрено, что учет полученных в аренду активов осуществляется по видам. Активы отнесены учитываются на счетах 10 "Основные средства", 11 "Прочие необоротные материальные активы", 12 "Нематериальные активы".

"В качестве кода конкретного вида перечисленных активов удобно использовать коды их субсчетов." Например, собственные транспортные средства учитываются на субсчете 105 "Трансп! ! ортные средства", где 1 - это класс 1 "Необоротные активы", 10 - код счета, свидетельствующий о принадлежности объекта к основным средствам, 5 - код субсчета, который соответствует виду актива и, таким образом, позволяет идентифицировать его именно в качестве транспортного средства. "Поэтому для учета арендованных транспортных средств... можно сформировать, например, субсчет 015."

Что касается аналитического учета арендованных активов, то его следует вести по каждому объекту и по направлениям использования. Обозначение направления использования можно ввести и в код субсчета, который в этом случае будет состоять из 4-5 цифр. 

"На забалансовом счете 01 "Арендованные необоротные активы" принятые в оперативную аренду объекты учитываются по балансовой (остаточной) и первоначальной стоимости, которая указывается арендодателем в договоре аренды... 

Увеличение остатка забалансового счета 01 "Арендованные необоротные активы" происходит при принятии на учет основных средств, нематериальных активов и других необоротных активов, полученных в оперативную аренду, уменьшение - при их возврате арендодателю и в случаях переноса задолженности перед арендодателем за арендованные необоротные активы на баланс." Таким образом, принятый в операционную аренду объект основных средств учитывается по Дт 01, а возврат объекта арендодателю - по Кт 01.

Арендная плата

Порядок учета арендной платы у арендатора определен в п. 9 П(С)БО 14. Арендная плата, т. е. расходы, связанные с опл! ! атой арендных услуг, отражается на затратных счетах. 

"Если предприятие работает с применением только счетов класса 9, то указанные расходы будут отражаться в зависимости от направления использования арендованных объектов на следующих счетах и субсчетах: 

23 "Производство"; 

91 "Общепроизводственные расходы"; 

92 "Административные расходы"; 

93 "Расходы на сбыт"; 

94 "Прочие расходы операционной деятельности"; 

941 "Расходы на исследования и разработки"; 

949 "Прочие расходы операционной деятельности" (если объект используется в деятельности жилищно-коммунального и обслуживающего хозяйства, детских дошкольных учреждений, домов отдыха и т. д., принадлежащих предприятию)." 

При использовании арендованных основных средств и прочих а! ! ктивов для ликвидации последствий чрезвычайных событий они отражаются по Дт 99 "Чрезвычайные расходы". 

Если же предприятие использует только счета класса 8, то сумма арендной платы отражается по Дт 84 "Прочие операционные затраты", а при использовании объекта для ликвидации последствий чрезвычайных событий сумму арендной платы следует отразить по Дт 85 "Прочие затраты". 

В случае применения предприятием счетов обоих классов (8 и 9) "сумма арендной платы отражается сначала по дебету счета 84 "Прочие операционные затраты", а затем, в зависимости от направлений использования арендованного объекта, с кредита этого счета списывается в дебет счета 23 "Производство" либо одного из названных выше счетов (субсчетов) класса 9". Однако при использовании объекта для ликвидации последствий чрезвычайных событий счет 85 "Прочие затраты" не применяется (Инструкция N 291), а сумма арендной платы списывается сразу в Дт 99 "Чрезвычайные расходы". 

Порядок отражения арендной платы в "старом" и "новом" бухгалтерском, а также в налоговом учете автор рассматривает на примере нескольких ситуаций. 

Подробнее - в публикации.

 

"Вестник бухгалтера и аудитора Украины", октябрь 2000 г., N 19 (87), c. 4

Дата подготовки 20.10.2000
ИАЦ "ЛИГА"

 




Страховой полис и валовые расходы


У зв'язку з нововведеннями щодо страхування автотранспорту...

В связи с нововведениями относительно страхования автотранспорта фирма оформила страховой полис, уплатив необходимую сумму. Автомобиль мы арендуем. Возможно ли отнесение этих расходов к валовым расходам предприятия?

 

Главный государственный налоговый инспектор ГНИ в Ватутинском р-не г. Киева А. Киселева, ссылаясь на нормы Положения о порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств, разъясняет, что фирма, эксплуатирующая автотранспортное средство на условиях аренды, должна заключить договор обязательного страхования. 

"Объектом обязательного страхования гражданской ответственности является гражданская ответственность собственников транспортных средств за вред, причиненный третьим! ! лицам вследствие дорожно-транспортного происшествия, а именно жизни и здоровью физических лиц, их имуществу и имуществу юридических лиц." 

В пп. 5.4.6 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" перечислены расходы по страхованию рисков, которые включаются в валовые расходы. В этот перечень, в частности, вошло страхование гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, относящихся к основным средствам плательщика налога. 

"Учитывая, что договор обязательного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств предусматривает возмещение страховщиком (страховой организацией) прямого вреда, причиненного третьему лицу во время движения транспортного средства, страховая сумма и размеры страховых платежей не включаются в состав валовых расходов предприятия.
 

"Вестник бухгалтера и аудитора Украины", октябрь 2000 г., N 19 (87), c. 26

"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес", 12-18 октября 2000 г., N 39 (262), с. 45

Дата подготовки 20.10.2000
ИАЦ "ЛИГА"


Зарплата - это зарплата, а еда - это еда (Бесплатное питание: нюансы обложения)


Прац╕вники нашого п╕дпри╓мства забезпечуються безкоштовним...

Работники нашего предприятия обеспечиваются бесплатным питанием (могут взять в столовой любой набор блюд). Расходы на бесплатное питание покрываются за счет прибыли, остающейся после налогообложения. Обособленного учета по конкретным работникам не ведется.

Надо ли нам начислять 32 % в Пенсионный фонд и 5,5 % на социальное страхование на сумму бесплатного питания?

 

Алла Погребняк считает, что начислять сборы на сумму бесплатного питания работникам не нужно. Объясняет она свою позицию так. 

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 2 Закона Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" объектом обложения сбором являются фактические расходы на оплату труда, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и дру! ! гих поощрительных и компенсационных выплат, а также вознаграждения, выплачиваемые гражданам за выполнение работ (услуг) по соглашениям гражданско-правового характера. Примерно такой же объект обложения установлен Законом Украины "О сборе на обязательное государственное социальное страхование".

Расходы на бесплатное питание трудового коллектива не являются выплатой основной или дополнительной зарплаты. По мнению А. Погребняк, бесплатное питание скорее относится к расходам предприятия на оплату труда, а точнее - к "другим поощрительным и компенсационным выплатам". При этом автор отмечает, что расходы эти имеют несколько двойственную природу (их можно интерпретировать и как оплату труда, и как социальную выплату). 

Так как согласно п. 2.42 Инструкции по статистике зара! ! ботной платы к суммам предоставленных предприятием работникам трудовых и социальных льгот относится, в частности, "удешевление стоимости питания работников как наличными, так и по безналичному расчету в столовых, буфетах, профилакториях", то при соблюдении определенных условий данные затраты могут быть отнесены на валовые расходы. 

Однако, с другой стороны, А. Погребняк заявляет, что при желании можно доказать и то, что оплата стоимости бесплатного питания работников не является элементом расходов фонда оплаты труда. 

Для этого автор советует руководствоваться логикой письма Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности от 27.12.99 г. N 06-10/911 и письма ГНАУ от 05.09.2000 г. N 5000/6/15-1116, из которых следует, что если пун! ! кт о матпомощи находится в разделе колдоговора, посвященном социальным выплатам, а не оплате труда, то выплачиваемую матпомощь ГНАУ не признает расходами на оплату труда, а значит, не соглашается с тем, что она идет на валовые затраты. 

Принимая это во внимание, автор считает, что в коллективном договоре нужно четко определить, какие выплаты относятся к расходам на оплату труда, а какие - нет. И если перед предприятием стоит цель уйти от пенсионного и страхового сборов (жертвуя, правда, валовыми затратами), то следует оговорить в колдоговоре, что обеспечение бесплатным питанием коллектива предприятия является предоставлением ему социальных льгот, которые, во-первых, не входят в состав расходов на оплату труда, а во-вторых, не имеют индивидуального характера. 

Кроме того, по мнению автора, в колдоговоре очень важно указать, что бесплатным питанием обеспечивается коллектив предприятия, а не конкретные работники. Это дополнительная "страховка" от налогов. "При индивидуализации опасность обложения стоимости питания подоходным налогом и, соответственно, сборами в Пенсионный фонд и Фонд соцстраха значительно возрастает. Налоговики неоднократно эксплуатировали этот момент в своих разъяснениях. Так, в письме ГГНИУ от 12.06.96 г. N 14-211/10-3972 сообщалось, что суммы стоимости лечения включаются в состав налогооблагаемого дохода физлица, если они перечисляются лечебному заведению с указанием конкретного физического лица, на лечение которого они перечисляются. При перечислении же средств лечебному заведению без указания фамилии работника они не включаются в налогооблагаемый доход."

Удешевление стоимости питания не может облагаться сборами в Пенсионный фонд (32 %) ! ! и в Фонд соцстраха (5,5 %), поскольку выходит за пределы объекта обложения этими сборами независимо от персонификации расходов. В случае же персонификации они облагаются подоходным и, следовательно, 1 % сбора в ПФУ и 0,5 % сбора в Фонд соцстраха. "В общем, персонификации лучше избегать."* 

"Отбиваться" от подоходного налога и, соответственно, трактовки бесплатного питания как дохода работников можно и с помощью п. 8.2 Инструкции о подоходном налоге с граждан, в котором представлен развернутый (в отличие от ст. 8 Декрета Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге граждан") перечень материальных и социальных благ в денежной и натуральной форме, включаемых в совокупный налогооблагаемый доход работников. Там названы именно выданные работникам средства на п! ! итание, а не обеспечение их бесплатным питанием."**

При этом автор отмечает, что перечень в п. 8.2 - не исчерпывающий. "Поэтому слишком уповать на такой аргумент не следует."*** 

____________
* В подтверждение данной позиции А. Погребняк приводит мнение авторов Научно-практического комментария к законодательству Украины о труде, однако тут же обращает внимание на консультацию начальника управления налогообложения физических лиц ГНА в Запорожской области В. Брусницына (100 вопросов и ответов о подоходном налоге. - Запорожье: Полиграф, 2000. - С. 21-22), в которой говорится, что "отсутствие пофамильного распределения денежных сумм при их безналичном перечислении предприятием на счет ресторана на питание своих работников без указания фамилий является сокрытием субъектов и объектов налогообложения и влечет налож! ! ение штрафа на руководителей предприятия от 5 до 10 (повторно в течение года - от 10 до 15) необлагаемых минимумов согласно п. 11 ст. 11 Закона о госналогслужбе". 

** На это обращает внимание в своей консультации и заместитель начальника Главного управления налогообложения физических лиц ГНАУ 3. Мороз.

***Автор тут же оговаривает, что работники ПФУ к подобным выплатам далеко не всегда подходят фискально и приводит в качестве примера консультацию начальника юридического отдела Киевского городского управления ПФУ С. Куприны.

 

"Бухгалтер", октябрь (I) 2000 г., N 19 (103), с. 24 (www.buhgalter.kharkov.com)

Дата подготовки 23.10.2000
ИАЦ "ЛИГА"


Может ли предприниматель, предоставляющий предприятию услуги по ведению учета, составлять от его имени первичные документы?


Чи може п╕дпри╓мець, який нада╓ п╕дпри╓мству послуги з...

Может ли предприниматель, предоставляющий предприятию услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, составлять от его имени первичные документы? 

 

Станислав Погребняк считает, что Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете это не запрещено. "Только данное право нужно закрепить в договоре и на всякий случай отразить в доверенности."

____________
* О требованиях к первичным документам см. также ст. 9 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине". 

 

"Бухгалтер", октябрь (I) 2000 г., N 19 (103), с. 38 (www.buhgalter.kharkov! ! .com)

Дата подготовки 23.10.2000
ИАЦ "ЛИГА"

 




Может ли предприниматель, оказывающий предприятию услуги по ведению учета, выписывать налоговые накладные?


Чи може кер╕вник п╕дпри╓мства дати п╕дпри╓мцю, який нада╓...

Может ли руководитель предприятия предоставить предпринимателю, оказывающему его предприятию услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, право выписки налоговых накладных? 

 

Станислав Погребняк напоминает, что согласно ст. 18 Указа Президента "О некоторых изменениях в налогообложении" налоговая накладная должна быть подписана лицом, уполномоченным плательщиком налога осуществлять продажу товаров (работ, услуг). 

Исходя из формулировки данной нормы, автор приходит к выводу, что право выписывать налоговые накладные может быть предоставлено указанному предпринимателю, однако целесообразно не ограничиваться указанием на такое право лишь в договоре о предоставлении услуг по бухучету, а выдать предпринимателю доверенность, в которой фигурировали ! ! бы слова наподобие "уполномочить гражданина... осуществлять продажу товаров (работ, услуг) и выписывать налоговые накладные от имени предприятия "...".

 

"Бухгалтер", октябрь (I) 2000 г., N 19 (103), с. 37 (www.buhgalter.kharkov.com)

Дата подготовки 23.10.2000
ИАЦ "ЛИГА"

 

 







http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное