Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости законодательства Украины от LIGA Online


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Регистрация для доступа к документам находится здесь: http://www.liga.kiev.ua/register


http://www.liga.kiev.ua




Договор франчайзинга: анализ содержания


Догов╕р франчайзингу: анал╕з зм╕сту

Договор франчайзинга:
анализ содержания 

 

Старший преподаватель Академии городского хозяйства, соискатель Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого И. Килимник считает договор франчайзинга наиболее перспективным и эффективным способом ведения бизнеса по сравнению со всеми остальными видами договорных отношений, основанных на передаче комплекса исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. 

Предлагаем ознакомиться с представленной здесь в выдержках и извлечениях статьей, посвященной анализу содержания договора франчайзинга.

"Франчайзинг - это долгосрочное сотрудничество двух или нескольких партнеров, которые объединяются с целью совместного использования товарного знака, отработанной технологии, ноу-хау и других объектов права интеллектуальной собственности. Договор франч! ! айзинга охватывает широкий спектр экономических и правовых отношений." 

Согласно Руководству по франчайзингу Всемирной организации интеллектуальной собственности франчайзинг - это "договор, по которому одно лицо - франчайзер (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения бизнеса, разрешает другому лицу - франчайзи - использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение". 

Договор франчайзинга  заключается с целью интенсивного расширения "бизнеса владельца исключительных прав при меньших капитальных затратах, чем при традиционных способах организации бизнеса. В то же время франчайзи получает возможность без особого риска начать собственное дело, используя авторитет и опыт франчайзера. 

Договор франчайзинга предполагает в течение всего периода выплачивать правообладателю (франчайзеру) определенные денежные суммы в вид! ! е фиксированных постоянных платежей или платежей как процент от выручки или прибыли франчайзи (роялти). В силу этого договор франчайзинга является возмездным". 

"В законодательстве Украины договор франчайзинга пока еще не нашел своего отражения." Однако поскольку Конституцией Украины (ст. 42) гарантировано право каждого гражданина осуществлять предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, а в ч. 2 ст. 4 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины) предусмотрена возможность заключения соглашений, хоть и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, то не будет ошибкой говорить о правомочности заключениия указанного договора.

"Договор франчайзинга относится к долгосрочным сделкам, которые заключаются между коммерческими ор! ! ганизациями или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном порядке. В соответствии со ст. 44 ГК Украины этот договор должен быть заключен в письменной форме...

Существенные условия договора франчайзинга можно определить исходя из его особенностей. Главной особенностью договора франчайзинга является передача исключительных прав, как правило, комплекса прав на объекты интеллектуальной собственности." 

Автор подчеркивает, что "предметом договора франчайзинга являются отчуждаемые имущественные права".

"В зависимости от вида франчайзинга предметом договора может также быть продажа специального оборудования для производства продукции (производственный франчайзинг), передача на льготных условиях товаров для дальнейшей их реализации франчайзи (торговый франчайзинг). Наиболее перспективным видом франчайзинга является деловой франчайзинг ("бизнес-формат" франчайзинг). При этом франчайзер, передавая права пользования товарным знаком, передает предпринимателям (франчайзи) отработанную модель организации и ведения бизнеса."

Цена договора является одним из существенных условий договора франчайзинга, в отличие от срока договора, который международной практикой к существенным условиям не отнесен. 

Отметив, что "содержание договора франчайзинга составляют права и обязанности сторон", автор перечисляет обязанности франчайзера и франчайзи. 

"Обязанностями франчайзера являются: 

1. Передача франчайзи исключительных прав, относящихся к предмету договора.

2. Передача франчайзи необходимой документации, ноу-хау (рецептура, секреты производства, организационный и коммерческий опыт и т. п.).

3. Обучение франчайзи по вопросам организации и ведения бизнеса."

обязанности франчайзи входит: 

1. Использование при осуществлении предусмотренной договором деятельности наименования и (или) коммерческого обозначения правовладельца обозначенным в договоре способом.

2. Обеспечение соответствия качества производимых им на основании договора товаров, выполняемых работ или предоставляемых услуг качеству аналогичных товаров, работ и услуг, изготовляемых, производимых или предоставляемых непосредственно самим производителем...

3. Соблюдение инструкций и указаний предоставителя, направленных на обеспечение соответствия характеру, способам и условиям использования комплекса исключительных прав относительно того, как они и! ! спользуются франчайзером...

4. Предоставление покупателям (заказчикам) всех дополнительных услуг, на которые могли бы рассчитывать потребители непосредственно у франчайзера,

5. Переразглашение секретов производства предоставителя и иной полученной от него конфиденциальной информации.

6. Предоставление обусловленного количества субфранчайзинга, если такая обязанность предусмотрена самим договором.

7. Информирование покупателей (заказчиков) наиболее очевидным способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, знак для товаров и услуг либо иной способ индивидуализации франчайзера по договору франчайзинга." 

Автор обращает внимание на такую особенность франчайзинга в Украине, как присутствие иностранного элемента и на наличие в связи с этим определенных правовых проблем.

Успешное развитие франчайзинга в ! ! Украине возможно только при обеспечении "правовой охраны интеллектуальной собственности (особенно исключительных прав на объекты промышленной собственности) в соответствии с международными нормами". На сегодня эти вопросы регламентируют Законы Украины "О6 охране прав на изобретения и полезные модели", "Об охране прав на знаки для товаров и услуг", "Об охране прав на промышленные образцы", "О защите от недобросовестной конкуренции", но, как подчеркивает И. Килимник, "такое обилие нормативных актов затрудняет их практическую реализацию". 

"Необходимо систематизировать действующую законодательную базу в этой сфере и привести ее в соответствие с международными соглашениями" - полагает автор.

Подробнее - в публикации.

 

"Предпринимательство, хозяйство и право", сентябрь 2000 г., N 9, с. 21 

Дата подготовки 22.09.2000
ИАЦ "ЛИГА"

 

 

 







http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное