Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев кассационную жалобу Отделения Пенсионного фонда РФ по Ростовской области на решение от 10.08.2000 и постановление апелляционной инстанции от 23.10.2000 Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-7360/2000-С5-4, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Тишина" Батайской городской общественной организации инвалидов по слуху "Говорящие руки", г. Батайск, обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Отделению Пенсионного фонда РФ по Ростовской области (ОПФ РФ по Ростовской области) о признании неправомерными действий ОПФ РФ по Ростовской области об уплате истцом в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд и возврате денежных средств списанных со счета общества.
В порядке статьи 37 АПК РФ истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика возвратить 9 771 руб. 79 коп. необоснованно взысканных инкассовыми поручениями № 1170 от 03.05.2000, № 1170 от 11.05.2000, и платежными ордерами № 347 от 13.06.2000, № 350 от 16.06.2000, № 363 от 22.06.2000, № 369 от 23.06.2000, № 375 от 30.06.2000 и инкассовым поручением № 1170 от 19.07.2000.
Решением от 10.08.2000 исковые требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что ответчиком не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия Акта о взыскании доначисленных сумм страховых взносов и пени. Суд указал, что у ответчика отсутствовали основания для списания со счета истца недоимки по страховым взносам, поскольку пункт "б" статьи 6 Закона РФ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на 1999 год" Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 18-П от 23.12.99 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той части, в какой он не освобождает от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских организаций инвалидов. Согласно Уставу истца, учредителем общества является Батайская городская организация инвалидов по слуху "Говорящие руки". ООО "Тишина" как предприятие городской общественной организации инвалидов "Говорящие руки" является одной из форм социальной защиты инвалидов. Освобождение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды как разновидность государственной поддержки адресовано инвалидам и поэтому не может зависеть от статуса общественной организации, а потому любые, а не только общероссийские организации инвалидов, должны иметь возможность получения такой поддержки, что согласуется с пунктом 10 Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция 3447(XXX) от 9 декабря 1975 года).
Постановлением апелляционной инстанции от 23.10.2000 решение от 10.08.2000 оставлено без изменения. Поддержав выводы суда первой инстанции, апелляционная инстанция указала, что в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
ОПФ РФ по Ростовской области подало кассационную жалобу на указанные судебные акты, которые просит отменить как незаконные и в иске отказать. Ответчик полагает, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.99 № 18-П не освободило истца от уплаты страховых взносов в 1999 году. ООО "Тишина" не может быть освобождено от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, поскольку его учредитель, Батайская городская общественная организация инвалидов по слуху "Говорящие руки", не является структурным подразделением общероссийской общественной организации инвалидов. В отзыве на кассационную жалобу ООО "Тишина" просит оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения. В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить без изменения решение и постановление апелляционной инстанции, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя ООО "Тишина" считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, учредителем ООО "Тишина" является Батайская городская общественная организация инвалидов по слуху "Говорящие руки", имеющая статус "городского общественного объединения инвалидов" и являющаяся членом Межрегионального союза инвалидов (МСИ), который в свою очередь является структурным подразделением Общероссийского Союза Общественных организаций инвалидов (ОСООИ). В соответствии с пунктом 1.5 Устава ООО "Тишина" является юридическим лицом. Материалы дела свидетельствуют, что доля заработной платы работающих в ООО "Тишина" инвалидов в фонде оплаты труда составляет 76%.
ООО "Тишина" обратилось в суд с иском о возврате денежных средств в сумме 9 771 руб. 79 коп., списанных с расчетного счета истца в 2000 году, ссылаясь на то, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 18-П от 23.12.99 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статье 19 (части 1 и 2), пункт "б" статьи 6 Федерального закона от 04.01.99 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" в той части, в какой он не освобождает от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов.
Вывод суда об обоснованности исковых требований ООО "Тишина" является правильным. Конституционный Суд Российской Федерации, признав не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт "б" статьи 6 Федерального закона от 04.01.1999 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" (Постановление № 18-П от 23.12.99), установил, что данная норма носит дискриминационный характер постольку, поскольку в соответствии с ней устанавливаются необоснованные и несправедливые различия при предоставлении государственной поддержки общественным организациям инвалидов в зависимости от того, входят они в состав общероссийских или нет. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства (части 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации). Данная норма лишает общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских, такой государственной поддержки, как освобождение от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, что ставит их в худшее положение по отношению к общероссийским общественным организациям инвалидов, и без учета их существенно ограниченных возможностей возлагает на них равные с любыми другими работодателями обязанности по уплате страховых взносов.
Освобождение от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как разновидность государственной поддержки адресовано одной и той же категории граждан - инвалидам и поэтому не может зависеть от статуса общественной организации. Следовательно, любые, а не только общероссийские общественные организации инвалидов должны иметь возможность получения такой поддержки. Этот вывод согласуется с пунктом 10 Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция 3447(XXX) от 9 декабря 1975 года), устанавливающим, что инвалиды должны быть защищены от любых видов регламентации, носящих дискриминационный характер, и вытекает из положений статей 2-4 ратифицированной Российской Федерацией Конвенции MOT 1983 года № 159 "О профессиональной ориентации и занятости инвалидов", согласно которым национальная политика в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов должна распространяться на все категории инвалидов и быть основанной на принципе равенства возможностей, обеспечиваемых инвалидам, как и трудящимся в целом, а специальные меры, направленные на обеспечение для инвалидов подлинного равенства возможностей, нельзя считать дискриминационными.
Доводы ответчика о том, что ООО "Тишина" не может быть освобождено от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, поскольку его учредитель, Батайская городская общественная организация инвалидов по слуху "Говорящие руки" не является общероссийской общественной организацией не приняты кассационной инстанцией, поскольку общественные объединения инвалидов различных организационно-правовых форм являются формой социальной защиты инвалидов и независимо от территориального уровня их образования равны перед законом и применение льгот, установленных государством в целях обеспечения социальной помощи инвалидам, не может зависеть от статуса общественной организации. Доводы ответчика противоречат выводам Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении № 18-П от 23.12.99 о необоснованности и несправедливости установления различий при предоставлении государственной поддержки инвалидам и нарушении при этом конституционного принципа равенства. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 176 АПК РФ основанием к отмене решения и постановления апелляционной инстанции кассационной инстанцией не установлено.
Источник: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.12.00 по делу № А53-7360/2000-С5-4.