Обобщена судебная практика за I полугодие 2016 года по вопросам налогообложения
В обзоре представлена позиция судебных органов, сформулированная при рассмотрении налоговых споров.
Отмечено, в частности, следующее:
субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета области, источником финансового обеспечения которой являлись целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия из федерального бюджета. В этой связи получение бюджетных средств не влечет налоговые последствия, предусмотренные подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ;
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" имеет иной, самостоятельный, предмет регулирования, не относящийся к законодательству о налогах и сборах. Предоставление скидки как на продовольственный товар, так и непродовольственный товар, уменьшает его стоимость, что влечет корректировку налоговой базы по НДС;
контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных проверок;
среднюю численность работников при совмещении ПСН с ЕНВД в целях проверки соблюдения налогоплательщиками ограничения, предусмотренного пунктом 5 статьи 346.43 НК РФ, нужно отслеживать отдельно.
Установлены принципы отражения финансовых
активов и финансовых обязательств в финансовой отчетности, позволяющей ее пользователям оценить суммы, сроки возникновения и неопределенность будущих денежных потоков организации
Стандарт применяется ко всем статьям, входящим в сферу применения МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка".
Документ вносит сопутствующие поправки в другие МСФО.
Вводится в действие МСФО
(IFRS) 15 "Выручка по договорам с покупателями"
Стандарт устанавливает принципы отражения полезной для пользователей финансовой отчетности информации о характере, величине, сроках и неопределенности возникновения выручки и денежных потоков, обусловленных договором с покупателем.
В стандарте рассматривается учет отдельного договора с покупателем.
Организация может применять настоящий стандарт к портфелю договоров (или обязанностей к исполнению) с аналогичными характеристиками, если результаты не будут существенно отличаться от результатов применения стандарта к отдельным договорам (или обязанностям к исполнению) в рамках такого портфеля.
Стандарт применяется в отношении всех договоров с покупателями, за исключением договоров, подпадающих в сферу применения иных МСФО, в том числе: договоры аренды (МСФО (IAS) 17 "Аренда"); договоры страхования (МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования"); финансовые инструменты (МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты").
Договор с покупателем может частично попадать в сферу применения настоящего стандарта и частично в сферу применения других стандартов.
В сферу применения настоящего стандарта попадает договор с покупателем исключительно при соблюдении всех установленных им критериев.
В приложении описаны поправки к другим стандартам, внесенные после завершения работы над данным МСФО.
Введен МСФО, устанавливающий требования к представлению в финансовой
отчетности остатков по счету отложенных тарифных разниц, возникающих при осуществлении деятельности, подлежащей тарифному регулированию
При применении требований настоящего стандарта суммы, которые в соответствии с требованиями других МСФО разрешается либо требуется признавать в качестве активов или обязательств, не должны включаться в состав сумм, классифицированных как остатки по счету отложенных тарифных разниц.
Организация, которая принимает решение о применении настоящего стандарта, должна раскрыть информацию, которая позволит пользователям оценить характер тарифного регулирования, а также связанные с данным тарифным регулированием риски и влияние данного тарифного регулирования на ее финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки.
Если тарифное регулирование оказывает влияние на сумму и сроки расходов (доходов) организации по налогу на прибыль, то организация должна также раскрыть влияние тарифного регулирования на суммы признанного текущего и отложенного налога.
Приняты поправки к МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" и сопутствующие поправки в другие МСФО
МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" дополнен новой главой 6 "Учет хеджирования".
Цель учета хеджирования - отразить в финансовой отчетности организации результаты ее деятельности по управлению рисками, которые могли бы повлиять на прибыль или убыток (либо прочий совокупный доход, если это инвестиции в долевые инструменты, применительно к которым организация решила представлять изменения справедливой стоимости в составе прочего совокупного дохода).
Кроме того, в новой редакции изложена глава 7 "Дата вступления в силу и переходные положения".
Приняты поправки к МСФО (IAS) 16 "Основные средства" и МСФО (IAS) 41 "Сельское хозяйство"
Уточнена сфера применения указанных МСФО, а также установлены принципы учета плодовых культур.
Установлено, в частности, что плодовые культуры учитываются в том же порядке, что и создаваемые собственными силами объекты основных средств до наступления момента, когда они будут приведены в местоположение и состояние, пригодное для их использования в соответствии с намерениями руководства.
Организация вправе принять решение оценить объект, представляющий собой плодовую культуру, по его справедливой стоимости на начало самого раннего периода, представленного в финансовой отчетности за отчетный период, в котором организация впервые применяет документ "Сельское хозяйство: плодовые культуры (поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 16 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 41)", и использовать эту справедливую стоимость в качестве
условной первоначальной стоимости данного объекта на указанную дату.
При этом разница между предыдущей балансовой стоимостью и справедливой стоимостью должна быть признана в составе нераспределенной прибыли на начало самого раннего периода, представленного в отчетности.
Приняты поправки к МСФО (IAS) 27 "Отдельная финансовая отчетность"
Скорректировано понятие "отдельная финансовая отчетность".
Уточнено также, что финансовая отчетность организации, не имеющей ни дочерних организаций, ни ассоциированных организаций и не являющейся участником совместных предприятий, не является отдельной финансовой отчетностью.
При подготовке отдельной финансовой отчетности организация должна учитывать инвестиции в дочерние организации, совместные предприятия и ассоциированные организации: либо по первоначальной стоимости, либо в соответствии с МСФО (IFRS) 9; либо с использованием метода долевого участия, как описано в МСФО (IAS) 28.
Внесены сопутствующие поправки к другим стандартам - МСФО (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности" и МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия".
Приняты поправки
к МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"
Введено положение, согласно которому организация не должна уменьшать понятность ее финансовой отчетности, скрывая существенную информацию среди несущественных данных или агрегируя существенные статьи, отличающиеся по характеру или функциям.
Установлены требования к представлению промежуточных итоговых сумм.
Расширен круг пациентов, д
ля которых рецепты на бланках отдельных форм действительны в течение 90 дней
Установлено, в частности, что теперь для любых категорий граждан, страдающих хроническими заболеваниями, требующими длительного курсового лечения, рецепты на лекарственные препараты, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04 (л) и формы N 148-1/у-06 (л), действительны в течение 90 дней со дня выписывания.
Уточнено, что назначение лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и их выписывание в требованиях-накладных в соответствии с Инструкцией о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110, осуществляется по международному непатентованному, группировочному или торговому наименованию.
В рецептурных бланках форм N 148-1/у-04(л) и N 148-1/у-06(л) исключен один из сроков их действия - 5 дней.
Кроме того, в Приказе Минздрава России от 01.08.2012 N 54н исключено противоречие норм, регламентирующих требования к оформлению специального рецепта на наркотическое средство и психотропное вещество.
Уточнен порядок осуществления информационного сопровождения застрахованных по ОМС лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи
Устанавливается, в частности, что страховая медицинская организация осуществляет информационное сопровождение застрахованных лиц и их представителей путем предоставления им информации о:
- медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории субъекта РФ, и режиме их работы;
- праве выбора и замены страховой медицинской организации, медицинской организации и врача;
- порядке получения полиса ОМС;
- перечне оказанных медицинских услуг, их стоимости и иной информации.
Приводится также порядок осуществления информационного взаимодействия территориальных фондов ОМС и застрахованных лиц.
Кроме того, приказом уточняется перечень случаев, в которых допускается не представлять СНИЛС при выборе и замене страховой медицинской организации, выдачи дубликата и переоформлении полиса ОМС. Так, он представляется только при его наличии у детей - граждан РФ в возрасте до 14 лет, у иностранных граждан и лиц без гражданства.
ФНС России актуализированы основные принципы и требования к организации обслуживания налогоплательщиков
Реализация основных принципов сотрудниками территориальных органов ФНС России осуществляется в целях повышения качества оказываемых государственных услуг (выполнения функций) и создания положительного имиджа ФНС России.
В частности, подчеркивается, что в общении с налогоплательщиками со стороны должностных лиц, ведущих прием, недопустимы:
любого вида высказывания и действия дискриминационного характера в отношении признаков пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
Регламентирован порядок выдачи Минпромторгом России документа, подтверждающего, что производство лекарственного препарата осуществлено в соответствии с требованиями правил надлежащей производстве
нной практики
Указанный документ подлежит представлению по требованию уполномоченного органа страны, в которую ввозится лекарственный препарат.
Заявителями на получение такого документа являются юридические лица, осуществляющие деятельность по производству лекарственных средств или организация, действующая от лица производителя.
Для предоставления государственной услуги заявитель представляет в Минпромторг России:
- заявление о выдаче документа, заполненное и оформленное по форме согласно приложению к регламенту, подписанное руководителем;
- сведения о качестве заявленных для выдачи документа трех последовательно произведенных серий лекарственного препарата (документы, подтверждающие качество (паспорта, аналитические паспорта или аналогичные документы) и сертификаты/декларации соответствия на каждую серию);
- сведения об утвержденных в установленном порядке нормативном документе или нормативной документации на лекарственный препарат;
- копии свидетельства на товарный знак, если применимо.
Заявители могут представить заявление и документы лично, либо направить их почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения или в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Срок выдачи документа, либо отказа в выдаче исчисляется с даты регистрации в Минпромторге России оформленного заявления с прилагаемыми к нему документами и не может превышать 30 календарных дней.
Государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы.
Регламентирован порядок осуществления Роспатентом государственной регистрации распоряжения по договору исключительным правом на изобретение, товарный знак, компьютерную программу и т.п.
Определено, что срок предоставления данной госуслуги составляет 68 рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления, с приложением необходимых документов, в Роспатент.
Максимальный срок ожидания в очереди при подаче документов и при получении результата составляет 15 минут.
В приложении к Регламенту приведены формы документов, используемых в процессе регистрации.
Регламентирован порядок осуществления Росздравнадзором контроля за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями
Регламентом определены полномочия должностных лиц при осуществлении надзора, а также права и обязанности объектов надзора.
Установлено, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Росздравнадзор до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляет ежегодный план их проведения.
Общий срок исполнения государственной функции не может превышать 20 рабочих дней.