КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 16.11.2018
Налоговые аспекты трансфертного ценообразования
Участники семинара разберутся в изменениях законодательства и вступивших в силу с 2017 г. правилах, по которым внутрироссийские беспроцентные займы были выведены из-под контроля цен. Кроме этого будут рассмотрены расширенные правила представления "трехуровневой" документации для крупных групп компаний.
Лектор: Старженецкая Л.Н.
Семинар состоится 7 декабря в Москве. Организатор - юридический институт "М-Логос".
Правительство РФ предлагает ввести саморегулирование для специальных субъектов лизинговой деятельности
Законопроект предусматривает введение категории "специальных субъектов лизинговой деятельности", к которым будут отнесены: лизинговые компании, получившие или претендующие на получение государственной поддержки; банки; юрлица с госучастием и аффилированные с ними лица; юридические лица, аффилированные с госбанками.
Такие лизинговые компании предлагается отнести к некредитным финансовым организациям и регистрировать их путем внесения сведений в реестр субъектов лизинговой деятельности, ведение которого будет осуществляться Банком России. Сведения реестра подлежат опубликованию в сети "Интернет".
Согласно законопроекту, условием для получения доступа к мерам государственной поддержки лизинговой деятельности будет являться внесение сведений о лизинговой компании в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности.
Для специальных субъектов лизинговой деятельности предлагается установить:
специальные требования к минимальному размеру собственных средств (капиталу);
ограничения на источники привлечения денежных средств;
ограничения по совмещению лизинговой деятельности с иными видами деятельности;
особенности ведения, аудита и предоставления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности;
особенности осуществления внутреннего контроля и управления рисками.
Отсутствие у воспитателя детского сада профильного образования не может служить причиной увольнения его с работы, если он успешно осуществляет профессиональную педагогическую деятельность
Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией
соответствующими занимаемой должности.
Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.
По своему предназначению в механизме правового регулирования трудовых отношений часть 1 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" направлена на исключение замещения должностей педагогов, воспитателей в образовательных организациях лицами, не имеющими профессиональной подготовки соответствующего уровня.
Следовательно, установленные ею требования должны, по общему правилу, применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять работу по определенной профессии, должности, в том числе наличие профессионального образования. Как следует из подзаконных нормативных актов Минобрнауки России, возможность назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего профессионального или
высшего образования, не исключается (пункт 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года N 276). Такое назначение осуществляется в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии.
Что же касается периода до вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", то согласно сложившейся практике - в том числе на основании пункта 9 раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Минздравсоцразвития России N 761н), которым была предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности наряду с лицами, имеющими
специальную подготовку и стаж работы, лиц, не имеющих такой подготовки, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, - лица, не имеющие среднего профессионального или высшего образования, принимались на работу воспитателями дошкольных образовательных организаций, тем более если профессиональную педагогическую деятельность они совмещали с обучением в высшем учебном заведении.
Таким образом, граждане, не имеющие необходимого профессионального образования, могли занимать должность воспитателя дошкольной образовательной организации. При этом их правовое положение в процессе осуществления профессиональной деятельности ничем не отличалось от положения тех работников, которые при приеме на работу в полной мере соответствовали установленным квалификационным требованиям в части наличия профессионального образования соответствующего уровня, поскольку правовой статус работника в
трудовых правоотношениях определяется главным образом выполняемой работой (занимаемой должностью) и условиями труда.
Следовательно, при введении в действие Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие требуемого в соответствии с ним профессионального образования у педагогических работников, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.
Согласно действующему правовому регулированию в сфере труда уровень квалификации лиц, состоящих в трудовых отношениях, их соответствие занимаемой должности, выполняемой работе могут быть предметом проверки в процессе проведения периодической, в том числе внеочередной, или однократной аттестации. При этом работодатель обладает широкими полномочиями, позволяющими ему обеспечить надлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, в том числе расторгнуть с ним трудовой договор в случае несоответствия
занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ).
Воспитатель дошкольной образовательной организации, равно как и другие педагогические работники, подлежит периодической аттестации, в процессе которой всесторонне оценивается его трудовая деятельность и делается вывод о соответствии (или несоответствии) занимаемой должности.
Если аттестационная комиссия выносит решение о том, что профессиональные, деловые качества воспитателя дошкольной образовательной организации, не имеющего соответствующего образования, но длительное время осуществляющего профессиональную педагогическую деятельность, позволяют ему успешно выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, а результаты его профессиональной деятельности оцениваются положительно, нет оснований полагать, что отсутствие у него требуемого уровня
профессионального образования создает препятствия для добросовестного исполнения им трудовых обязанностей и, следовательно, нарушает интересы детей и их законных представителей.
Соответственно, для обеспечения эффективной организации трудового процесса в сфере дошкольного образования нет необходимости использовать иные правовые механизмы, которые без учета мнения работодателя и аттестационной комиссии допускают прекращение трудовых отношений с работником исключительно по формальным основаниям. В противном случае допускалось бы увольнение работника без учета его реальной способности осуществлять профессиональную деятельность, обусловленную заключенным трудовым договором,
правовой природы трудовых отношений, основу которых составляет выполнение трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, а также интересов и полномочий работодателя, который, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников (Постановление от 24 января 2002 года N 3-П).
В связи с введением в трудовое законодательство понятия профессионального стандарта и принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Федеральными законами от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и от 22 декабря 2014 года
N 443-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей" в часть первую статьи 331 ТК РФ были внесены изменения, закрепившие, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законо
дательством РФ в сфере образования.
Таким образом, наряду с общим требованием к образованию педагогических работников, установленным оспариваемым законоположением, стали действовать профессиональные стандарты.
В частности, Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года N 544н был утвержден профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", предусматривающий в качестве требований к образованию и обучению по должности "воспитатель" наличие высшего образования или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшего образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации. При этом требования к опыту практической работы названным стандартом не предъявляются.
В отличие от Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
Согласно изложенной в письме от 22 апреля 2016 года N 14-3/В-381 позиции Минтруда России, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере труда, вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. В этом же письме отмечается, что при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие
специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Следовательно, как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования, не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера
трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.
Обновлен профессиональный стандарт для инженеров-технологов в области судостроения
Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 11.11.2014 N 878н, которым был утвержден ранее действовавший стандарт.
Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является обеспечение качества и надежности технологических процессов в судостроительной отрасли, разработка и освоение новых технологий, средств технологического оснащения для строительства, ремонта, модернизации, сервисного и технического обслуживания кораблей, судов, плавучих сооружений, их составных частей и комплектующих изделий.
В функции данных специалистов входит:
- разработка и внедрение типовой технологической, планово-учетной и нормативно-регламентирующей документации на изготовление отдельных судовых конструкций и изделий;
- разработка и внедрение типовой технологической, планово-учетной и нормативно-регламентирующей документации на отдельные технологические процессы в области судостроения;
- разработка и внедрение сквозных технологических процессов, оптимальных режимов производства, порядка выполнения работ, сборки и ремонта изделий в области судостроения;
- организация разработки и внедрение сквозных технологических процессов, оптимальных режимов производства, порядка выполнения работ, сборки и ремонта изделий в области судостроения.
Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.
Утвержден профессиональный стандарт для летчиков-наблюдателей
Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является предотвращение и тушение лесных пожаров, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров, с применением авиации и авиационных способов.
В функции данных специалистов входит:
- выполнение авиационных работ по охране и защите лесов (лесоавиационных работ);
- организация деятельности авиационного отделения по охране и защите лесов, по тушению крупных лесных пожаров;
- определение стратегии и оперативное руководство силами и средствами пожаротушения лесных (природных) пожаров в оперативной зоне (районе ответственности).
Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.
ФНС России рекомендован дополнительный лист к заявлению о регистрации (перерегистрации) ККТ, используемой в составе нескольких автоматических устройств для расчетов
Новая редакция Закона о ККТ предусматривает возможность применения одной ККТ на несколько автоматических устройств для расчетов (пункт 5.1 статьи 2.1 Закона о ККТ, введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ).
До внесения изменений в форму заявления, утвержденную приказом ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/484@, при регистрации (перерегистрации) такой ККТ к заявлению рекомендуется прилагать дополнительный лист, содержащий сведения об автоматических устройствах для расчетов (форма дополнительного листа и порядок его заполнения приведены в приложении к настоящему письму).
Для нового порядка проведения камеральных налоговых проверок разработаны необходимые формы документов
Вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие:
сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки до 2 месяцев (нововведение касается налоговых деклараций, представленных после 3 сентября 2018 года). При наличии установленных оснований этот срок может быть продлен до трех месяцев;
право налогоплательщика направить уведомление с указанием реквизитов документа, которым истребуемые налоговым органом документы были ранее направлены в инспекцию;
оформление результатов дополнительных мероприятий налогового контроля отдельным актом.
Для реализации указанных положений ФНС России рекомендованы к применению: форма решения о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки, форма уведомления о ранее представленных документах (информации), форма дополнения к акту налоговой проверки.
Продали земельный участок и купили новый - налоговый вычет по земельному налогу будет предоставляться на каждый из них
Если в собственности налогоплательщика находятся два земельных участка в течение неполного налогового периода, то при предоставлении налогового вычета будет учитываться период нахождения в собственности каждого из земельных участков.
Период нахождения земельного участка в собственности определяется по правилам, предусмотренным пунктом 7 статьи 396 НК РФ (с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев нахождения участка в собственности налогоплательщика к числу календарных месяцев в налоговом периоде).
Сообщается также, что при нахождении в собственности налогоплательщика нескольких земельных участков, права владения которыми в налоговом периоде не пересекаются, налоговый вычет по земельному налогу будет предоставляться на каждый из земельных участков.
Упрощен порядок работы с распоряжениями о денежных переводах, в которых изменились реквизиты
С этой целью поправками в том числе:
предусмотрено осуществление банком плательщика работы с распоряжениями, в которых изменяются реквизиты получателя средств, его банка, не только на основании заявления об изменении реквизитов, составленного получателем или взыскателем средств, ранее направившим или представившим в банк распоряжение с прежними реквизитами, но и на основании полученной от Банка России информации о новых и соответствующих им прежних реквизитах получателя средств, его банка;
исключено требование о составлении получателем или взыскателем средств указанного заявления в отношении каждого распоряжения, в котором изменяются реквизиты.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Скорректирован срок утверждения базовых уровней цен (тарифов) и надбавок к ним на электроэнергию (мощность) для субъектов РФ на территории ДФО
Устанавливается, что Правительство РФ на основании предложений ФАС России не позднее 10 декабря года, предшествующего периоду регулирования, утверждает на период регулирования:
базовые уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для субъектов РФ, входящих в состав ДФО;
размер средств, учитываемых при определении надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), устанавливаемой в целях достижения в субъектах РФ, входящих в состав ДФО, базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для субъектов РФ, входящих в состав ДФО, а также в отношении каждого месяца периода регулирования и для каждого субъекта РФ, входящего в состав ДФО;
надбавку к цене на мощность.
Ранее указанное решение должно было приниматься Правительством РФ в срок не позднее 15 ноября года, предшествующего периоду регулирования.
Установлены требования к определению и размещению нормативных и плановых объемов резервов активной мощности при краткосрочном планировании
Приказом утверждаются рекомендации по определению:
резерва первичного регулирования;
резерва вторичного регулирования;
резерва третичного регулирования;
объема невыпускаемых резервов.
Рекомендации предназначены для применения системным оператором при выборе состава включенного генерирующего оборудования и генерирующего оборудования, находящегося в резерве, и планировании электроэнергетического режима Единой энергетической системы России на операционные сутки и периоды в пределах операционных суток на территории первой синхронной зоны Единой энергетической системы России, второй синхронной зоны Единой энергетической системы России, временно выделенных на изолированную работу
объединенных энергетических систем (частей объединенных энергетических систем), за исключением требований к определению нормативного объема и планированию резерва первичного регулирования, определению нормативного объема и планированию резерва вторичного регулирования.
Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Определен порядок корректировки графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в период их действия
Так, устанавливается, что в случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления, решение о необходимости внесения изменения в утвержденные графики аварийного ограничения принимается диспетчерским центром или сетевой организацией, являющейся первичным получателем команд об аварийных отключениях, по согласованию со штабом по обеспечению безопасности электроснабжения, созданном в соответствующем субъекте РФ.
При получении от диспетчерского центра или сетевой организации, являющейся первичным получателем команд об аварийных ограничениях, такого решения штаб по обеспечению безопасности электроснабжения обязан в течение 5 рабочих дней рассмотреть его и в письменной форме уведомить диспетчерский центр или сетевую организацию о согласовании решения или об отказе в его согласовании с указанием причин такого отказа.
Утвержденные изменения в графики аварийного ограничения направляются в течение 3 календарных дней в диспетчерский центр, соответствующим вторичным получателям команд об аварийных ограничениях, гарантирующим поставщикам (энергосбытовым, энергоснабжающим организациям), а также доводятся до потребителей в течение 5 календарных дней со дня их утверждения, но не позднее чем за 2 календарных дня до введения таких изменений в действие.
Установлены требования к содержанию документов, прилагаемых к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины
Приказом реализованы положения Федерального закона от 29.12.2017 N 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков".
С заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юрлицо, ИП, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, ТН ВЭД ЕАЭС.
Заявление подается в орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение лесными участками, на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.
В заявлении указываются в числе прочего дополнительная потребность в древесине, в т.ч. по породам и сортиментам, исходя из загрузки имеющихся производственных мощностей, местоположение и площадь лесного участка. К заявлению прилагается перечень необходимых документов.
Заявитель также вправе самостоятельно представить отдельные сведения (например, о наличии заявителя в ЕГРЮЛ или ЕГРИП). В случае отсутствия таких сведений уполномоченный орган запрашивает их путем межведомственного электронного взаимодействия.
Установлены также требования к содержанию документов, прилагаемых к заявлению, а также к формату заявления при подаче его в электронной форме.
При предоставлении в Роспатент документов для получения госуслуг (заявок, заявлений и ходатайств) используется электронная подпись, идентифицирующая личность подписавшего
Во избежание противоречий в представляемых документах при их подаче в электронной форме в качестве подписавшего представителя заявителя рекомендуется указывать лицо, электронной подписью которого они подписываются.
Указание в документах иного представителя, отличного от лица, подписавшего документы электронной подписью, влечет направление запроса о представлении скорректированных документов, а в случае необходимости - также подтверждении полномочий представителя.
При этом если лицо, подписавшее электронный документ, не является патентным поверенным, для представления интересов заявителя в Роспатенте требуется нотариально удостоверенная доверенность.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Минтруд России рекомендует сократить срок проведения медико-социальной экспертизы для отдельных категорий граждан
Согласно Административному регламенту предоставления данной госуслуги срок ее предоставления не может превышать одного месяца.
Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда России при освидетельствовании граждан, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи, подтвержденной медицинской организацией, настоятельно рекомендует срок проведения медико-социальной экспертизы в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) на дому, по месту нахождения гражданина - в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной
форме социального обслуживания, в исправительном учреждении сократить до 14 календарных дней.
Гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом IV приложения к Правилам признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95), инвалидность устанавливается при заочном освидетельствовании.