Верховным Судом РФ признаны частично не действующими Правила отбора организаций, реализующих проекты по расширению или локализации производства медицинских изделий из поливинилхлоридных пластиков в целях их госзакупок
Суд признал не действующим пункт 5 Правил отбора организаций, реализующих в 2017 - 2024 годах комплексные проекты по расширению и (или) локализации производства медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, в целях осуществления конкретной закупки такой продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.08.2017 N 967, в части, предусматривающей установление до 11 сентября 2017 года срока для
принятия и рассмотрения поступивших от организаций заявлений с документальным подтверждением критериев, которым должны соответствовать организации, указанных в пункте 4 данных правил, а в остальной части административные исковые требования оставил без удовлетворения.
В целях реализации Постановления Правительства РФ N 967 года издан Приказ Минпромторга России от 09.09.2017 N 3107, который зарегистрирован в Минюсте России 21 сентября 2017 года и размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" 22 сентября 2017 года (вступил в силу 3 октября 2017 года).
Суд указал, в частности, что в силу конституционного принципа справедливости, проявляющегося, в частности, в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, установление пресекательного срока при отсутствии надлежащего нормативно-правового регулирования свидетельствует о неопределенности данной правовой нормы.
Кроме того, суд посчитал несостоятельными доводы административного истца о том, что критерии, установленные Правилами, носят заведомо дискриминационный характер и сформулированы таким образом, чтобы им удовлетворяла лишь одна единственная организация. Данные критерии отбора организаций обусловлены фискальными целями, необходимостью подтверждения компетенции организаций, подающих заявки на участие в проекте, наличия у них возможностей для выполнения поставленной задачи и адресованы неопределенному кругу
хозяйствующих субъектов.
Тексты региональных и муниципальных нормативных правовых актов доступны через портал pravo-minjust.ru
Правительством РФ определено, что через портал Минюста России "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф) обеспечивается доступ:
- к сведениям, содержащимся в государственном реестре соглашений, заключенных региональными органами государственной власти;
- к текстам региональных нормативных правовых актов, их учетным номерам, реквизитам и сведениям об источниках их официального опубликования, содержащимся в федеральном регистре таких актов;
- к текстам муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся в федеральном регистре таких актов;
Ространснадзором утверждены 3 формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении федерального государственного транспортного надзора в отношении юридических лиц, осуществляющих поисково-спасательное обеспечение полетов гражданской авиации
В проверочных листах указывается, в частности:
основание проведения проверки;
учетный номер проверки и дата его присвоения;
сведения о лице, проводящем проверку;
вопрос, отражающий содержание проверяемого обязательного требования;
реквизиты нормативных правовых актов и их структурных единиц, которыми предусмотрено соответствующее обязательное требование, и ответ на поставленный вопрос.
Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в соответствующий проверочный лист. Ответы на поставленные вопросы будут однозначно свидетельствовать о соблюдении или несоблюдении проверяемым лицом обязательных требований.
Утверждены формы 9 проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения
Проверочные листы подлежат использованию при проведении плановых проверок соблюдения требований законодательства при осуществлении:
производства лекарственных средств для ветеринарного применения (в части общих требований);
обращения лекарственных средств для ветеринарного применения;
производства жидкостей, кремов и мазей;
производства биологических (в том числе иммунобиологических) фармацевтических субстанций и лекарственных препаратов и производства иммунобиологических лекарственных средств для ветеринарного применения;
производства дозированных аэрозольных лекарственных препаратов под давлением для ингаляций;
производства лекарственных растительных препаратов;
производства стерильных лекарственных средств;
хранения субъектами обращения лекарственных средств для ветеринарного применения (производителями, организациями, занимающимися оптовой и розничной торговлей, индивидуальными предпринимателями, организациями, осуществляющими разведение выращивание и лечение животных);
хранения субъектами обращения лекарственных средств для ветеринарного применения наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств.
В проверочных листах указываются сведения о лице, в отношении которого проводится проверка; место проведения проверки; реквизиты приказа или распоряжения о проведении проверки; учетный номер проверки в едином реестре проверок и дата его присвоения; сведения о лице, проводящем проверку.
Перечень вопросов, отражающих содержание установленных обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении лицом установленных требований, составляющих предмет проверки в каждом проверочном листе представлен в виде таблицы, включающей в себя вопрос, отражающий содержание обязательного требования, реквизиты нормативного правового акта и указание на его конкретную структурную единицу, в которой установлено проверяемое обязательное требование, а также
место для ответа на вопрос.
Предмет плановой проверки ограничивается установленными требованиями, изложенными в форме проверочного листа.
Утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого Ростехнадзором при проведении плановых проверок безопасности гидротехнических сооружений
Проверочный лист представлен в виде таблицы, включающей вопрос, отражающий проверяемое обязательное требование, нормативный акт, в котором содержится проверяемое обязательное требование, а также место для ответа на вопрос о соблюдении или несоблюдении соответствующего обязательного требования.
Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в форме проверочного листа.
Утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), с использованием которого будут осуществляться проверки соблюдения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
В проверочном листе отражаются сведения о:
лице, в отношении которого проводится проверка;
месте проведения проверки;
реквизитах распоряжения или приказа о проведении проверки;
учетном номере проверки в едином реестре проверок и дате его присвоения;
лице, проводящем проверку.
Предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в форме проверочного листа.
Утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны
В проверочном листе указываются сведения о лице, в отношении которого проводится проверка; место проведения проверки; реквизиты приказа или распоряжения о проведении проверки; учетный номер проверки в едином реестре проверок и дата его присвоения; сведения о лице, проводящем проверку.
Перечень вопросов, отражающих содержание установленных обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении лицом установленных требований, составляющих предмет проверки представлен в виде таблицы, включающей в себя вопрос, отражающий содержание обязательного требования, реквизиты нормативного правового акта и указание на его конкретную структурную единицу, в которой установлено проверяемое обязательное требование, а также место для ответа на вопрос.
Предмет плановой проверки ограничивается установленными требованиями, изложенными в форме проверочного листа.
ФАС России разъяснена процедура принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта
Сообщается, что Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) одним из указанных в данной статье способов.
Выполнение заказчиком требований данной нормы считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте.
В случае невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, в том числе, если тридцатый день приходится на нерабочий день.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Первым днем начала исчисления десятидневного срока будет день следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. На одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Правительством РФ предложен законопроект об ужесточении мер административной ответственности за правонарушения на воздушном транспорте
Законопроектом усиливается административная ответственность, в частности, за такие деяния как нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полета без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна, управление воздушным судном лицом, не
имеющим права управления им, управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо укло
нение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
Санкция части 4 статьи 11.17 КоАП РФ, согласно которой нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей с конфискацией пленки, заменяется административным штрафом в размере одной тысячи рублей с конфискацией материального носителя, содержащего фото- и видеоматериалы, или без таковой.
Законопроектом существенно увеличиваются суммы штрафов за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна, а кроме того, вводится административная ответственность за мелкое хулиганство, совершенное на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования.
К третьему чтению подготовлен законопроект о возможности проведения контрольных закупок при осуществлении мероприятий по надзору в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологическому надзору
Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований
при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
Настоящим законопроектом Закон РФ "О защите прав потребителей", Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предлагается дополнить положениями, предусматривающими возможность проведения контрольной закупки при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав
потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Предусматривается, что если нарушения обязательных требований при проведении контрольной закупки не выявлены, проведение внеплановой проверки по тому же основанию не допускается.
Рострудом разработаны формы 28 новых проверочных листов (списков контрольных вопросов), планируемых к применению при проведении проверок соблюдения трудового законодательства
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) будут использоваться для проведения плановых проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.
Проект включает в себя, в числе прочего, проверочные листы:
по проверке соблюдения требований по порядку оформления материальной ответственности;
по проверке соблюдения гарантий работников, занятых у физических лиц - индивидуальных предпринимателей;
по проверке соблюдения гарантий педагогических работников;
по проверке соблюдения требований гарантий творческих работников;
по проверке выполнения требований охраны труда при кровельных работах;
по проверке выполнения требований охраны труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества.
Оператором государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства назначена "Почта России"
Согласно закону о государственной информационной системе ЖКХ оператор системы - юридическое лицо, выполняющее работы по созданию, эксплуатации и модернизации системы.
Оператор обеспечивает бесперебойное функционирование системы, возможность интеграции и взаимодействия с ней иных информационных систем.
Минтруд России актуализировал правила по охране труда на автомобильном транспорте
Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении работ, связанных с техническим содержанием и эксплуатацией автомобильного транспорта.
Правила не распространяются на работников, занятых на работах, связанных с техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки), используемого в технологических транспортных операциях внутри эксплуатируемых территорий.
Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при организации и осуществлении ими работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием, ремонтом и проверкой технического состояния транспортных средств.
Признано утратившим силу Постановление Минтруда России от 12 мая 2003 г. N 28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте".
Настоящий Приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.
Из квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих исключен ряд позиций
В частности, из подраздела 1 "Должности руководителей" раздела I "Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях" указанного справочника исключается квалификационная характеристика должности "Заведующая машинописным бюро".
Также приказом из подраздела 3 "Должности других служащих (технических исполнителей)" раздела I "Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях" указанного справочника исключаются квалификационные характеристики должностей "Секретарь-стенографистка" и "Стенографистка".
При изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель субъекта РФ обязан максимально смягчить негативные последствия для лиц, имевших основанные на законодательном регулировании ожидания и рассчитывавших на получение соответствующих мер социальной поддержки
Конституционный Суд РФ признал пункт 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края":
соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой установленное им правовое регулирование принято в рамках дискреционных полномочий законодателя субъекта РФ и согласуется с правовой природой материнского (семейного) капитала как дополнительной меры социальной поддержки, предоставляемой многодетным семьям за счет собственных средств субъекта РФ;
не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он, исключая материнский (семейный) капитал из числа мер социальной поддержки, предоставляемых многодетным семьям Ставропольского края, не предусматривает какой-либо компенсаторный механизм, позволяющий смягчить неблагоприятные последствия отмены данной выплаты для тех семей, в которых третий ребенок или последующие дети родились в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года.
Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.
Устанавливая полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере социальной защиты семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), федеральный законодатель предоставил субъектам РФ право вводить для таких семей за счет средств собственных бюджетов дополнительные меры социальной помощи и социальной поддержки, которые могут дополнять льготы, гарантии и иные социальные меры, предоставляемые им в соответствии с федеральным законодательством.
Законодатель Ставропольского края, наряду с иными мерами социальной поддержки многодетных семей, предусмотрел предоставление им материнского (семейного) капитала при рождении третьего ребенка или последующих детей в размере 100 000 рублей. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 3 и статьи 5 Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки многодетных семей", материнский (семейный) капитал должен был предоставляться многодетной семье по достижении ребенком (детьми), на которого (которых) он
подлежал выплате, трехлетнего возраста независимо от наличия права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с федеральным законодательством и мог использоваться многодетной семьей в полном объеме или по частям по определенным направлениям (улучшение жилищных условий многодетной семьи на территории Ставропольского края, получение образования ребенком (детьми), получение образования родителями (одним из них) ребенка (детей). По буквальному смыслу названн
ых законоположений, возникновение права на материнский (семейный) капитал не обусловливалось уровнем дохода семьи, ее нуждаемостью в социальной помощи и поддержке, т.е. данная выплата имела как социальное, так и стимулирующее предназначение и, соответственно, носила комплексный характер. Следовательно, по своей правовой природе она является дополнительной мерой социальной поддержки многодетных семей, введенной субъектом РФ, право на которую непосредственно из Конституции РФ не вытекает, а ее установление,
будучи направлено на создание благоприятных условий для воспитания детей в многодетных семьях с учетом задач социально-экономической политики государства, включая улучшение демографической ситуации, зависит от финансовых возможностей конкретного субъекта РФ.
Действие положений Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки многодетных семей", предусматривавших выплату многодетным семьям материнского (семейного) капитала, с 1 января 2014 года было приостановлено.
Поскольку в силу пункта 3 части 1 статьи 5 Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки многодетных семей" материнский (семейный) капитал должен был предоставляться лишь по достижении ребенком (детьми), на которого (которых) он подлежал выплате, трехлетнего возраста, при рождении третьего ребенка или последующих детей с 1 января 2011 года право на материнский (семейный) капитал могло быть реализовано не ранее 1 января 2014 года. Между тем именно с этой даты действие соответствующих
положений названного Закона было приостановлено, а затем, с 1 января 2016 года, они были отменены. В результате такого регулирования ни одна многодетная семья данной дополнительной меры социальной поддержки получить не смогла.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, при изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель субъекта РФ обязан соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает его ответственность за качество принимаемых решений, сохранение присущей природе законодательных актов разумной стабильности правового регулирования, обеспечение надлежащей правовой определенности, недопустимость внесения произвольных изменений в
действующую систему норм, предсказуемость законодательной политики в социальной сфере.
В силу указанного принципа, который распространяется не только на права, закрепленные непосредственно в Конституции РФ, но и на права, приобретаемые на основании закона, наделение законодателя субъекта РФ полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказываться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств. Напротив, он должен, предпринимая все
усилия к их сохранению, находить баланс конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов, а если, с учетом состояния бюджета субъекта РФ, это оказывается объективно невозможным - по крайней мере, максимально смягчить негативные последствия для лиц, имевших основанные на законодательном регулировании ожидания и рассчитывавших на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Между тем законодатель Ставропольского края, отменяя меру социальной поддержки многодетных семей в виде материнского (семейного) капитала, не предусмотрел какого-либо компенсаторного механизма, направленного на смягчение неблагоприятных последствий такой отмены для семей, которые в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей приобрели право на получение данной выплаты на основании ранее действовавшего правового регулирования. Тем самым были нарушены принципы социального государства и
поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а также требования справедливости и соразмерности, которые должны соблюдаться при осуществлении правового регулирования в этой сфере.
Законодателю Ставропольского края, исходя из требований Конституции РФ и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в настоящем Постановлении, надлежит в шестимесячный срок внести в правовое регулирование изменения, направленные на его совершенствование в части, касающейся установления соответствующего компенсаторного механизма. При осуществлении необходимого правового регулирования законодатель Ставропольского края вправе учитывать как свои финансовые возможности
(поскольку в противном случае нарушался бы принцип бюджетной сбалансированности), так и материальное положение многодетных семей, утративших возможность реализовать право на предоставление материнского (семейного) капитала, с тем чтобы в рамках действующей в Ставропольском крае системы социальной защиты обеспечить в первую очередь основанную на объективных критериях адресную поддержку тех многодетных семей, которые в силу малообеспеченности нуждаются в ней в большей степени.
Банком России предусмотрены случаи неприменения ограничений на совершение управляющей компанией закрытого паевого инвестиционного фонда сделок с владельцами инвестиционных паев и выдачу поручений на совершение таких сделок
Ограничения не применяются, если:
сделка совершается с владельцем инвестиционных паев, являющимся на дату ее заключения владельцем 100 процентов инвестиционных паев фонда;
сделка с владельцем инвестиционных паев единогласно одобрена инвестиционным комитетом фонда при условии, что порядок формирования инвестиционного комитета предусматривает включение в его состав всех владельцев инвестиционных паев фонда (назначенных ими физических лиц), за исключением лиц, которые в соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционных фондах" не могут в него входить.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Минфин России разъяснил некоторые вопросы, касающиеся включения в соглашения о предоставлении субсидий согласия на проведение проверок
Обязательным условием предоставления субсидий ЮЛ, ИП и ФЛ, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным соглашениям о предоставлении субсидии, является согласие получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на осуществление проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Соответствующие положения пункта 5 статьи 78 и пункта 3 статьи 78.1 БК РФ вступили в силу с 1 января 2018 года.
Указанные положения распространяются на договоры (соглашения), заключаемые получателями субсидий с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) с 1 января 2018 года.
По мнению Минфина России, согласие на проверку не подлежит включению в договоры (соглашения), заключаемые получателями субсидий с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в рамках предоставления субсидий на возмещение фактически произведенных затрат (недополученных доходов).
Также данные требования не распространяются на договоры (соглашения), заключаемые с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которыми являются государственные (муниципальные) учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации (компании), публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и
обществ в их уставном (складочном) капитале.
ФНС России разрешила заявить вычет НДС по операциям, связанным с ремонтом общественной дороги к месту, где налогоплательщиком строился цементный завод
По мнению налоговой инспекции, проведенные налогоплательщиком работы по ремонту дороги не использовались им в деятельности, облагаемой НДС. Следовательно, он не мог претендовать на включение соответствующих сумм налога в состав налоговых вычетов.
При рассмотрении жалобы налогоплательщика ФНС России пришла к выводу, что для него ремонт автодороги был обусловлен производственной необходимостью (возможностью доставки грузов на строительную площадку и последующей реализацией готовой продукции, облагаемой НДС).
Таким образом, в случае если налогоплательщик получает экономически оправданный результат для своего бизнеса, ремонтируя или строя объекты общего пользования, принадлежащие государству, то он может заявить вычет по НДС.
Уточнен перечень информации, предоставляемой в ЕГАИС организациями и ИП, использующими основное технологическое оборудование для учета использования фармацевтической субстанции этилового спирта
Предусмотрено, в частности, что организации и ИП, использующие емкости для приемки фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта в целях производства спиртосодержащих лекарственных препаратов или спиртосодержащих медицинских изделий, в целях производства других лекарственных средств или медицинских изделий, а также использующие оборудование для учета объема оборота и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта для производства
спиртосодержащих лекарственных препаратов или спиртосодержащих медицинских изделий и в процессе производства других лекарственных средств или медицинских изделий, помимо информации, указанной в подпунктах 1 - 3 пункта 6 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляют в единую информационную систему с использованием программно-ап
паратных средств информацию, указанную в подпунктах 5, 7 - 9, 11 - 15, 18, 20, 25 и 30 пункта 6 данных Правил.
К такой информации относятся, в том числе:
сведения, содержащиеся в уведомлении о закупке (в том числе для собственных нужд) этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
ФИО, место жительства и ИНН - для ИП или сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
наименование, местонахождение производителя продукции, в том числе являющейся товаром ЕАЭС;
Правительством РФ установлено 2 критерия отнесения железнодорожных путей общего пользования к малоинтенсивным
К таким критериям относятся:
- приведенная грузонапряженность (5 млн. тонно-километров брутто/км в год и менее);
- суммарное фактическое движение грузовых и пассажирских поездов (8 пар поездов в сутки и менее).
Напомним, что в отношении малоинтенсивных участков железнодорожных путей общего пользования установлены, в частности, ограничения на передачу их в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог.
Обновлен перечень нормативных актов и документов в сфере технологического, строительного и энергетического надзора, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора
В связи с принятием новых нормативных правовых актов в указанной сфере деятельности и признанием ряда актов утратившими силу, внесены изменения в подраздел 2.3 "Объекты угольной промышленности" раздела 2 "Промышленная безопасность" Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I "Технологический, строительный, энергетический надзор"
(П-01-01-2017), утвержденный Приказом Ростехнадзора от 10.06.2017 N 254.
В частности, в перечень добавлены следующие акты:
Приказ Ростехнадзора от 30.11.2017 N 520 "Об утверждении Типового положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)";
Приказ Ростехнадзора от 23.12.2016 N 561 "Об утверждении Руководства по безопасности по взрывозащите горных выработок угольных шахт, опасных по газу и (или) угольной пыли";
Приказ Ростехнадзора от 21.08.2017 N 327 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по безопасному ведению горных работ на склонных к динамическим явлениям угольных пластах";
Приказ Ростехнадзора от 05.06.2017 N 192 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на угольных шахтах".
На Байкале разрешены взрывные работы в водоохранной зоне, связанные со строительством объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 N 643 в центральной экологической зоне Байкальской природной территории были запрещены исследования и разработки в области естественных и технических наук, связанные с использованием ядерно-взрывных технологий.
Настоящим Постановлением уточнено, что исключение составляют взрывные работы в водоохранной зоне, связанные со строительством и реконструкцией объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (на период строительства и реконструкции таких объектов).
Минприроды России актуализирован типовой договор купли-продажи лесных насаждений
Договор включает в себя, в числе прочего:
условия заготовки;
размер и условия внесения платы;
права и обязанности продавца и покупателя, ответственность сторон договора;
порядок изменения и расторжения договора.
В приложениях к договору приведены образцы необходимых документов.
Приказ вступает в силу с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Постановления Правительства РФ от 31.10.2015 N 1178 "О типовом договоре купли-продажи лесных насаждений".
Минприроды России обновлены типовые договоры аренды лесных участков
Утверждены 16 типовых договоров аренды лесных участков, в том числе, для заготовки древесины, живицы, для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и др.
В приложениях к договорам приведены образцы необходимых документов.
Приказ вступает в силу со с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Постановления Правительства РФ от 21.09.2015 N 1003 "О типовом договоре аренды лесного участка".
Функции оператора единой биометрической системы возложены на "Ростелеком"
Единая биометрическая система представляет собой информационную систему персональных данных, обеспечивающую обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина РФ.
Оператор системы:
- осуществляет передачу информации о результатах указанной проверки в государственные органы, банки и иные организации;
- предоставляет в органы внутренних дел и органы в области обеспечения безопасности в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, охраны правопорядка и противодействия терроризму сведения, содержащиеся в системе.
Минобрнауки России предложена обновленная версия проекта закона о научной деятельности в РФ
Проект направлен на регулирование отношений, возникающих между физическими и юридическими лицами, органами власти в сфере осуществления и развития научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также правовых основ реализации государственной политики в области научно-технологического и инновационного развития.
Проект включает в себя, в частности, положения, определяющие:
особенности поддержки и стимулирования инновационной деятельности;
порядок общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
порядок подготовки научных кадров;
принципы международного сотрудничества в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности;
государственные меры поддержки и стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
особенности поддержки и стимулирования инновационной деятельности.
Проектом предусматривается, что организации, которым на момент вступления в силу настоящего проекта присвоен статус государственных научных центров Российской Федерации, сохраняют свой статус на 2 года. В течение указанного срока, данные организации обязаны подтвердить свой статус.
Государственные научные организации, подведомственные государственным академиям наук до вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", признаются имеющими статус академической научной организации, предусмотренный настоящим проектом, в течение 2-х лет с момента вступления его в силу.
Со дня вступления проекта в силу предполагается признать утратившими силу Федеральные законы "О науке и государственной научно-технической политике", а также "О статусе наукограда Российской Федерации".
ФСТЭК России утверждены требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ при проведении в отношении них компьютерных атак
Действие Требований распространяется на информационные системы, автоматизированные системы управления, информационно-телекоммуникационные сети, которые отнесены к значимым объектам критической информационной инфраструктуры.
Предусмотрены требования к обеспечению безопасности в ходе создания, эксплуатации и вывода из эксплуатации значимых объектов, требования к организационным и техническим мерам, принимаемым для обеспечения безопасности значимых объектов. В приложении приведен состав мер по обеспечению безопасности для значимого объекта соответствующей категории значимости.
МВД России информирует, что до 1 января 2019 года свидетельства о допуске к перевозке опасных грузов будут выдаваться без истребования документа об официальном утверждении типа цистерны
Сообщается, что 19 марта 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) опубликовано Постановление Правительства РФ от 16.03.2018 N 285 "О применении положений пункта 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", согласно которому до 1 января 2019 года на территории РФ требования подразделов 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения "А" Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) в отношении свидетельств об
официальном утверждении типа цистерны и об испытании или проверке цистерны применяться не будут.
В связи с принятием указанного нормативного правового акта региональным подразделениям Госавтоинспекции дано поручение обеспечить выдачу или продление срока действия свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов по территории РФ без истребования у заявителей свидетельств об официальном утверждении типа цистерны и об испытании или проверке цистерны.
МВД России: выдача свидетельств о допуске к перевозке опасных грузов при отсутствии свидетельств на цистерны будет возможна после вступления в силу поправок в акт Правительства РФ
Принимая во внимание, что требования к наличию свидетельств об официальном утверждении типа цистерны, а также свидетельств об испытании или проверке цистерны, предусмотренных Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России 29.11.2017 N 900, установлены Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и являются обязательными для выполнения субъектами правоотношений, возникающих в сфере перевозок опасных грузов, правовые основания
для приостановления действия данного Административного регламента отсутствуют.
В целях урегулирования проблемных вопросов, возникающих при выдаче свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, внесены изменения в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, о переносе до 1 января 2019 г. требований к наличию свидетельств на цистерны, предусмотренных подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 ДОПОГ. После вступления в силу вышеуказанных изменений выдача свидетельств о допуске будет возможна при
отсутствии свидетельств на цистерны.
МВД России напоминает об ограничениях в отношении автобусов, осуществляющих перевозки в международном и межрегиональном сообщении в города - участники Чемпионата мира по футболу FIFA 2018
Сообщается, что в период проведения в РФ Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 202 вводятся усиленные меры безопасности, в том числе запрет въезда отдельных видов транспортных средств в населенные пункты, где будут проводиться матчи Чемпионата мира.
Так,
- с 1 июня по 17 июля 2018 г. - на территории городов Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Сочи и
- с 1 июня по 30 июня 2018 г. - на территории городов Волгограда, Екатеринбурга, Калининграда, Саранска
запрещается въезд автобусов (категории М2 и М3), осуществляющих перевозки пассажиров по заказам и для собственных нужд, а также регулярные перевозки в международном и межрегиональном сообщении, в случае невыполнения собственниками (владельцами) автобусов установленных Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2017 г. N 1426 требований в части:
оборудования автобусов аппаратурой спутниковой навигации, идентифицированной в Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС";
направления в автономную некоммерческую организацию "Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации" уведомлений о планируемом въезде в города-организаторы.
При этом запрет не распространяется на автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров по муниципальным, межмуниципальным, а также смежным межрегиональным маршрутам, проходящим в границах городов-организаторов.
В целях обеспечения контроля за соблюдением установленного запрета на въездах в города-организаторы будут осуществляться необходимые проверочные мероприятия.
МВД России обращает внимание пользователей транспортных услуг на выбор альтернативных видов общественного транспорта для перемещения в междугороднем и международном сообщении в период проведения Чемпионата мира.
В Госдуму внесен законопроект Президента РФ о закреплении в уголовно-процессуальном законодательстве статуса помощника судьи
Законопроектом:
устанавливается, что помощник судьи оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного разбирательства, а также в подготовке проектов судебных решений, и не вправе выполнять функции по осуществлению правосудия;
предусматривается, что помощник судьи по поручению председательствующего ведет протокол судебного заседания, обеспечивает контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами, проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебном заседании, производит иные процессуальные действия в случаях и порядке, которые предусмотрены УПК РФ;
регламентируются положения об отводе помощника судьи;
закрепляется, что в ходе судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное слушание), а также при производстве вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется протоколирование с использованием средств аудиозаписи (аудиопротоколирование) и составляется протокол в письменной форме (при этом в закрытом судебном заседании использование средств аудиозаписи не допускается);
предусматриваются правила о подаче сторонами ходатайства об ознакомлении с аудиозаписью судебного заседания, рассмотрения председательствующим замечаний на аудиозапись.
Президентом РФ предложен законопроект об обязательной аудиозаписи судебных заседаний
Согласно законопроекту, аудиозапись в обязательном порядке будет осуществляться в судах при рассмотрении гражданских и уголовных дел в первой и апелляционной инстанции. Также сторонам предоставляется право подавать замечания относительно неточности и неполноты аудиозаписи судебного заседания.
Кроме того:
- в соответствующие положения ГПК РФ и КАС РФ предлагается внести нормы о статусе помощника судьи, аналогичные имеющимся в АПК РФ;
- корректируется порядок распределения дел между судьями. В частности, в качестве основного способа распределения нагрузки между судьями устанавливается использование автоматизированной информационной системы, учитывающей нагрузку и специализацию судей. Распределение дел иными способами будет допускаться только в случае невозможности функционирования в суде автоматизированной системы и при условии исключения влияния на формирование состава суда лиц, заинтересованных в исходе судебного заседания.
Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2019 года.
∙ ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Подготовлено обобщение судебно-арбитражной практики по делам о признании незаконными действий (бездействия) или решений Минюста России
В обзоре практики приводятся примеры решений судов и арбитражных судов по 2 категориям дел: об оспаривании решений Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, а также о признании незаконным отказа Минюста России в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу.
Отмечается, что основаниями отмены решений о нежелательности пребывания иностранных граждан в РФ стали:
погашение или досрочное снятие судимости;
установление факта постоянного проживания на территории Российской Федерации;
отсутствие доказательств наличия реальной угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства;
наличие устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации.
Относительно обжалования решений об отказе в проставлении апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу отмечается, что во II квартале 2016 г. вступили в законную силу 13 решений о признании незаконным отказа Минюста России в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу.
Также отмечается, что в общей сложности во II квартале 2016 года в судах находилось более 200 дел, ответчиком в которых выступал Минюст России. Требования истцов были удовлетворены в 27 из них.