КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 16.03.2018
Образовательная программа "Налоговая выгода 54.1. Пределы допустимого"
Комплексный разбор новшеств налогового правоприменения и оптимальные стратегии защиты в налоговых спорах представляет Виктор Бациев при участии ведущих экспертов-практиков. Выберите ваш формат: семинар, онлайн-трансляция или видеокурс.
Уточнены положения государственной программы по переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом
В частности, из программы исключено положение, согласно которому ее участники осуществляли добровольный выбор территории вселения с учетом предоставляемых в рамках программы и региональных программ переселения гарантий, социальной поддержки, а также условий проживания. Уточнено также, что региональные программы переселения Московской области, Москвы и Санкт-Петербурга разрабатываются при наличии потребности экономики указанных субъектов РФ в переселенцах и возможности по их приему и обустройству.
Кроме того, определено, что в случае расторжения брака между супругами, один из которых является участником программы, за лицами, указанными в свидетельстве участника, сохраняется статус членов семьи участника программы. В случае добровольного отказа соотечественника от статуса участника программы или от статуса члена его семьи соотечественник имеет право участвовать в программе еще один раз при условии возмещения им понесенных государством затрат, связанных с получением соответствующих государственных
гарантий и социальной поддержки.
ФАС России рассмотрены вопросы применения законодательства о коммерческой тайне при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства
В разъяснении содержатся, в частности, следующие положения:
лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может быть привлечено к ответственности;
если антимонопольный орган установит введение обладателем информации режима коммерческой тайны в отношении информации, содержащей сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, то такая информация должна рассматриваться антимонопольным органом как не содержащая коммерческую тайну;
наличие в материалах дела информации, составляющей коммерческую тайну, само по себе не может являться основанием для необоснованного ограничения прав лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, по надлежащей подготовке и изложению своей самостоятельной позиции;
рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в закрытом заседании допускается в случае необходимости сохранения коммерческой тайны, в том числе при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства и ссылающегося на такую необходимость;
если комиссия антимонопольного органа установит введение обладателем информации режима коммерческой тайны в отношении информации, содержащей сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела в закрытом заседании должно быть отказано;
в случае, если при вынесении определения о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению необходим запрос информации, формулирование требований о котором невозможно без указания информации, относящейся к коммерческой тайне, представляется целесообразным запрашивать такую информацию на основании отдельного запроса антимонопольного органа, не включая такие требования в текст указанного определения;
в целях обеспечения режима охраны коммерческой тайны комиссии антимонопольного органа при подготовке соответствующих заключений об обстоятельствах дела и решений следует описывать соответствующие обстоятельства и доказательства в объеме, необходимом для принятия соответствующего процессуального решения, без включения информации, непосредственно составляющей коммерческую тайну.
Регламентирован порядок осуществления Ространснадзором лицензионного контроля деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов
Предметом такого контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 N 221.
Определено, что при осуществлении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе:
- входить в здания и служебные помещения лицензиата (включая его филиалы, представительства) при необходимости - в сопровождении специально выделенных работников лицензиата или иных организаций, осуществляющих контроль за соблюдением пропускного режима или охрану лицензиата;
- запрашивать и получать документы, касающиеся предмета проверки, рассматривать эти документы, снимать с них при необходимости копии;
- применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и пресечение нарушений лицензиатами лицензионных требований.
Основанием для включения лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение года со дня принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии, а также истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки. Среди оснований для внеплановой выездной проверки:
- истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
- поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе лицензиатов, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, СМИ о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.
Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки в общем случае не может превышать 20 рабочих дней.
В приложении к регламенту приведена контактная информация территориальных органов Ространснадзора.
Минфин России предлагает установить дополнительные требования к участникам закупки на оказание услуг по перевозке организованных групп детей
Согласно проекту к таким требованиям относится наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (тахограф), а также
аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Отмечается, что в настоящее время аналогичные требования к перевозке групп детей автобусами предусмотрены Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177.
Минстроем России предложен новый порядок договорных отношений в сфере предоставления коммунальных услуг
Проектом вносятся изменения в некоторые акты Правительства РФ, в числе которых:
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354;
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124;
Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253.
Изменениями, в числе прочего:
уточняются обязанности исполнителя, права потребителя коммунальной услуги;
устанавливается форма типового договора потребителя с ресурсоснабжающей организацией о предоставлении коммунальных услуг, содержащего в том числе права и обязанности сторон, порядок учета потребления коммунальной услуги, цену и порядок расчетов, порядок ограничения, приостановления, возобновления предоставления коммунальной услуги и другие положения;
в договоре ресурсоснабжения закрепляется право для ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ от исполнения договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, равном или
превышающем две среднемесячные величины обязательств по его оплате.
Пользователи личного кабинета налогоплательщика уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе представляют по утвержденной форме (формату)
Личный кабинет налогоплательщика используется физлицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме.
Для получения документов на бумажном носителе необходимо направить в налоговый орган уведомление по утвержденной форме (формату).
Утрачивает силу приказ ФНС России от 08.06.2015 N ММВ-7-17/231@ "Об утверждении формы и формата уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика, а также порядка и сроков его направления в налоговые органы физическими лицами".
Включение земельного участка в зону резервирования для госнужд не освобождает его собственника от уплаты земельного налога
Налоговая инспекция отказала индивидуальному предпринимателю в возврате уплаченного им земельного налога в отношении участка, включенного в зону резервирования для государственных нужд.
Не согласившись с решением налогового органа, индивидуальный предприниматель обратился в суд.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований. Они указали, что обязанность по уплате земельного налога возникает с момента регистрации права собственности и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Наличие ограничений по его использованию не является основанием для возврата уплаченного земельного налога, так как предприниматель остается собственником земельного участка.
Не каждая хозяйственная постройка облагается налогом на имущество физлиц
Во-первых, постройки, которые не регистрируются в ЕГРН (теплицы, хозблоки, навесы, некапитальные строения, временные сезонные сооружения и т.п.), не являются объектом налогообложения.
Во-вторых, если площадь такой постройки не более 50 кв. м, то налог с нее не взимается, при условии, что ее собственник обратился в налоговый орган за предоставлением соответствующей налоговой льготы. Льгота применяется только в отношении одной хозпостройки.
Представительные органы муниципальных образований имеют полномочия для применения льготы устанавливать неограниченное число хозпостроек в пределах муниципального образования или предоставлять льготу в отношении хозпостройки площадью более 50 кв. м.
Минфином России предложено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов, в размере 1 млн рублей
С 1 июля 2018 года вступает в силу норма Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которой устанавливается значение начальной (максимальной) цены контракта в размере пяти миллионов рублей, при превышении которого у заказчика возникает обязанность установить требование об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах, если Правительством РФ не установлено
иное.
В целях ограничения участия в закупке недобросовестных участников, а также защиты законных интересов заказчиков по недопущению признания закупки несостоявшейся в связи с отказом победителя от заключения контракта, проектом предусматривается снижение размера начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого у заказчика возникает обязанность установить требование об обеспечении заявок на участие в закупках, до 1 млн рублей.
Предполагается, что соответствующее постановление Правительства РФ вступит в силу 1 июля 2018 года и будет применяться к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после вступления такого постановления в силу.
При составлении бюджетной сметы на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 гг. необходимо руководствоваться новыми требованиями
Утверждены требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы государственного (муниципального) казенного учреждения, а также госорганов, органов местного самоуправления и органов управления ГВБФ.
В системе "Электронный бюджет" осуществляется составление, утверждение и ведение смет, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Сметы, содержащие такие сведения, утверждаются и ведутся обособленно.
Определен перечень положений, которые могут устанавливаться в отношении утверждения смет для подведомственных учреждений (в том числе сроки составления и подписания проектов смет).
Приказ устанавливает также требования, предъявляемые к составлению смет учреждений, их утверждению и ведению.
Изменена периодичность представления некоторых форм отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений
Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738), а также Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) составляются и представляются не ежеквартально, а по состоянию на 1 июля, 1 октября и 1 января года, следующего за отчетным.
Также, в частности, уточнен порядок отражения данных в графе 8 раздела "Доходы" Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).
Приказ применяется при составлении отчетности начиная с отчетности 2018 года.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Начиная с 2018 года отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ представляется с учетом внесенных изменений
Так, в частности, Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) представляется ежемесячно в части определения взаимосвязанных показателей по денежным и неденежным расчетам в части исполнения предусмотренных на финансовый год доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета в результате обменных операций.
Уточнены общие требования к консолидации "Отчета об исполнении бюджета..." (ф. 0503127).
Кроме того, в частности, Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), а также Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) теперь представляются не ежеквартально, а на 1 июля, 1 октября и 1 января года, следующего за отчетным.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
В личном кабинете субъектов страхового дела реализована возможность представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и отчетности в порядке надзора за 2017 год
Ссылка на личный кабинет субъектов страхового дела размещена на официальном сайте Банка России.
Отчетность представляется в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в соответствии с форматами, приведенными в данной информации банка России.
При представлении годовой отчетности в форме электронного документа страховщиком должны быть обеспечены следующие условия:
соблюдение контрольных соотношений показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
соблюдение контрольных соотношений показателей отчетности в порядке надзора, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
соответствие электронной подписи государственным стандартам (ГОСТ) и установленным требованиям.
Расширен перечень промышленной продукции, в отношении которой могут устанавливаться требования в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ
Указанные требования и перечень промышленной продукции приводятся в Постановлении Правительства РФ от 17.07.2015 N 719.
Настоящим постановлением указанный перечень дополнен разделом XXII "Приборы для измерения", в который включены позиции 26.51.52 "Приборы для измерения или контроля расхода, уровня, давления или прочих переменных характеристик жидкостей и газов" и 26.51.63 "Счетчики потребления или производства газа, жидкости или электроэнергии".
Кроме того, раздел XVII "Продукция отрасли легкой промышленности" дополнен позицией 13.2 "Ткани текстильные", а позиция 28.22.16.111 "Лифты пассажирские" из раздела VI "Продукция тяжелого машиностроения" изложена в новой редакции.
Положение об особенностях применения законодательства о государственном регулировании тарифов в сфере ЖКХ на территориях Республики Крым и г. Севастополя приведено в соответствие с действующим законодательством
Федеральным конституционным законом от 28.12.2017 N 5-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" было установлено, что законодательство РФ в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, включая законодательство РФ о государственном регулировании
цен (тарифов) в указанных сферах, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом особенностей, установленных Правительством РФ до 1 марта 2020 года.
Настоящим постановлением до 1 марта 2020 года продлевается срок действия Положения об особенностях применения законодательства РФ о государственном регулировании тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, на территориях Республики Крым и г. Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.12.2014 N 1320.
Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
Установлен перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при лицензионном контроле деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях
Перечень содержит, в частности:
международные договоры РФ и акты органов Евразийского экономического союза;
указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ;
нормативные правовые акты и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти;
нормативные правовые акты органов государственной власти СССР и РСФСР, нормативные правовые акты органов исполнительной власти СССР и РСФСР;
законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
описание круга лиц и/или перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования.
Минтрансом России предложены изменения к порядку выдачи карт, используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах
Проектом, в частности:
- исключается возможность получения неограниченного количества неперсонализированных карточек сервисного центра (мастерской);
- уточняются требования к работникам сервисного центра (мастерской);
- устанавливается, что карта контролера выдается контрольному органу в целом, а не сотруднику контрольного органа;
- корректируются требования к содержанию заявления о выдаче карты сервисного центра (мастерской);
- наименования типов карт, используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, приводятся в соответствие с положениями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Определен порядок подтверждения Минпромторгом России целевого назначения ввозимого на территорию РФ сырья, предназначенного для производства фармацевтической продукции
Для подтверждения целевого назначения ввозимого сырья необходимо представить в Министерство заявление, в котором указываются, в числе прочего, наименование и количество сырья, в отношении которого запрашивается подтверждение о целевом назначении, а также его коды (до десятого знака кодирования) в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, информация о стране-экспортере и производителе сырья, код и наименование таможенного органа, в который будут подаваться сведения о заявителе или осуществляться таможенное
декларирование.
К заявлению прилагаются:
копии контрактов (договоров) и дополнительные соглашения к указанным контрактам (договорам), на основании которых производится ввоз сырья;
копия действительного регистрационного удостоверения на лекарственное средство;
техническая документация производителя (изготовителя) на изготавливаемый товар (технические условия, технические регламенты и иные документы, позволяющие идентифицировать сырье как используемое для производства фармацевтической продукции);
копия титульного листа промышленного регламента и копии разделов промышленного регламента, содержащих сведения о характеристике основного сырья, вспомогательных материалов, полупродуктов с указанием назначения.
По результатам проверки заявления и представленных документов Минпромторгом России готовится проект письма о подтверждении целевого назначения ввозимого на территорию РФ сырья (далее - документ). Документ составляется в 2 экземплярах, один экземпляр выдается заявителю, второй экземпляр отправляется в адрес ФТС России, оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу. Документ действует в течение одного года со дня его подписания.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Оплата услуг диализа производится исходя из базового тарифа с применением рекомендуемых коэффициентов относительной затратоемкости
В Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств внесен ряд поправок.
Установлено, в частности, что тарифным соглашением устанавливается базовый тариф на оплату диализа (код услуги А18.05.002 "Гемодиализ"), рассчитанный в соответствии с Методикой расчета тарифов и включающий в себя расходы, определенные частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Для последующего расчета остальных услуг диализа, оказываемых на территории субъекта Российской Федерации, к базовому тарифу применяются рекомендуемые коэффициенты относительной затратоемкости.
Рекомендуемые коэффициенты приведены в Приложении 4 к письму.
Ростехнадзором обновлены правила оценки сейсмичности района, в котором планируется разместить объект использования атомной энергии
Руководство содержит рекомендации Ростехнадзора по объему, составу и методам инженерных изысканий и исследований для оценки исходной сейсмичности района размещения и площадки и обоснования безопасного размещения объекта использования атомной энергии с учетом детального уточнения геодинамических, сейсмотектонических и сейсмологических условий. Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, выполняющими детальные инженерные изыскания и исследования района размещения и площадки,
готовящими материалы обоснования безопасности для получения лицензии на размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации, и подразделениями Ростехнадзора, осуществляющими экспертизу материалов по обоснованию безопасности объекта использования атомной энергии.
- критерии выделения потенциальных зон возможных очагов землетрясений (ВОЗ);
- основные методы выделения и оценки параметров местных и локальных зон ВОЗ;
- методы оценки магнитуды и повторяемости максимальных землетрясений в местных и локальных зонах ВОЗ;
- порядок проведения инженерных изысканий и исследований районов и площадок объектов использования атомной энергии;
- механизм оценки прогнозных пределов графиков повторяемости по геодинамическим и сейсмотектоническим данным;
- порядок, ранг и протяженность сейсмогенных структур, масштаб исследований и виды работ по уточнению геодинамических и сейсмических условий площадки объекта использования атомной энергии;
- критерии для оценки скоростей деформаций по данным наблюдений за современными движениями земной коры на основе данных глобальных навигационных спутниковых систем GPS/ГЛОНАСС;
- морфометрические методы построения блоковых структур по иерархической структуре эрозионной сети речек, ручьев, оврагов, балок;
- последовательность расчета прогнозных пределов и прогнозных графиков повторяемости магнитуд на основании геодинамических, сейсмотектонических и сейсмологических данных.
Не подлежащим применению признано Постановление Госатомнадзора РФ от 28.12.2001 N 16 "Об утверждении и введении в действие Руководства по безопасности "Оценка сейсмической опасности участков размещения ядерно и радиационно опасных объектов на основании геодинамических данных".