С 1 января 2018 года проверочные листы будут применяться при плановых проверках работодателей, относящихся к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 года - при плановых проверках всех работодателей
В проверочные листы (списки контрольных вопросов) включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые к работодателю - юридическому лицу и работодателю - физическому лицу, зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Предмет плановой проверки всех работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.
В рамках осуществления государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения будет применяться риск-ориентированный подход
Отнесение земельных участков к определенной категории риска и изменение присвоенной земельному участку категории риска будет осуществляться решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Россельхознадзора по месту нахождения земельного участка в соответствии с определенными критериями, позволяющими отнести земельный участок к различным категориям риска.
При отнесении земельных участков к категориям риска используются в том числе:
информация, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости;
сведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
сведения государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;
сведения, получаемые при проведении должностными лицами Россельхознадзора мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, являющимися правообладателями земельных участков.
Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, будут осуществляться в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:
для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем один раз в 3 года;
для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще чем один раз в 5 лет.
Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
В приложении приводятся критерии отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения к определенной категории риска.
Уточнены правила предоставления целевых жилищных займов участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
Изменения внесены в порядок погашения и возврата целевого жилищного займа участником, у которого не возникло право на использование накоплений.
Так, например, в случае если у участника не возникло право на использование накоплений и он исключен из реестра в связи с увольнением с военной службы, уполномоченный орган ежемесячно начисляет на сумму задолженности проценты, начиная со дня увольнения и заканчивая днем окончательного возврата задолженности, либо днем вступления в законную силу решения суда о возврате задолженности, либо днем, предшествующим дню возникновения основания для повторного включения участника в реестр.
Определена формула расчета размера единого ежемесячного платежа (ЕЖП) без начисления процентов для участника, который был исключен из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" и "к" пункта 1, подпунктами "а", "б" и "ж" пункта 2, пунктами 3 и 6 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", у которого при этом не возникло право на использование накоплений.
Необходимость отчисления взносов в компенсационный фонд долевого строительства зависит от даты заключения первого договора долевого участия
Росреестром разъяснено, в частности, что обязанность застройщика по уплате обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд возникает в отношении многоквартирного дома и (или) жилого дома блокированной застройки, состоящего из трех и более блоков, если договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства такого объекта недвижимости представлен на государственную регистрацию после даты государственной регистрации публично-правовой компании "Фонд защиты прав
граждан - участников долевого строительства".
При этом Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" должна быть создана не позднее 90 дней со дня вступления указанного Федерального закона в силу.
Утвержден профессиональный стандарт для специалиста по эксплуатации нефтепродуктоперекачивающей станции магистрального трубопровода нефти и нефтепродуктов
Согласно стандарту основной целью профессиональной деятельности данных специалистов является осуществление надежного и эффективного функционирования нефтепродуктоперекачивающих станций магистрального трубопровода нефти и нефтепродуктов.
Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:
- документационное обеспечение эксплуатации нефтепродуктоперекачивающей станции;
- обеспечение работ по эксплуатации нефтепродуктоперекачивающей станции;
- организационно-техническое сопровождение эксплуатации нефтепродуктоперекачивающей станции;
- организация работ по эксплуатации нефтепродуктоперекачивающей станции;
- руководство работами по эксплуатации нефтепродуктоперекачивающей станции.
Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.
Утвержден план мероприятий по отмене и актуализации обязательных требований в сфере соблюдения трудового законодательства
План включает в себя, в числе прочего:
подготовку предложений по внесению изменений в Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н;
подготовку Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);
разработку законопроекта "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)".
Минобрнауки России представлен примерный перечень мероприятий соглашения по охране труда в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Соглашение по охране труда - это правовая форма планирования и проведения мероприятий по охране труда в организации, с указанием сроков выполнения, источников финансирования и ответственных лиц.
Соглашение по охране труда, как правило, является приложением к коллективному договору организации и его важнейшей и неотъемлемой частью, разрабатывается на календарный год и вступает в силу с момента его подписания работодателем (руководителем образовательной организации) и представителем выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации (профкома).
Мероприятия, предлагаемые для включения в соглашение по охране труда, состоят из пяти самостоятельных разделов:
организационные мероприятия;
технические мероприятия;
лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия;
мероприятия по обеспечению средствами индивидуальной защиты;
мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта.
Минтруд России предлагает в 2018 году повысить МРОТ до 9489 рублей и ввести новый порядок его определения с 2019 года
Проектом вносятся изменения в ряд законодательных актов, в том числе в федеральные законы "О минимальном размере оплаты труда", "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ГПК РФ, АПК РФ.
Согласно проекту с 1 января 2018 года размер МРОТ составит 9489 рублей в месяц (в настоящее время, т.е. с 1 июля 2017 года, размер МРОТ - 7800 рублей).
С 1 января 2019 года и далее ежегодно МРОТ будет устанавливаться федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года. При этом размер МРОТ не будет снижаться, если определенная таким образом величина прожиточного минимума окажется ниже, чем годом ранее.
Прожиточный минимум устанавливается на основании потребительской корзины, которая определяется не реже одного раза в пять лет. То есть с 1 января 2018 года должна быть определена новая потребительская корзина в связи с истечением пятилетнего срока ее действия.
В этой связи предлагается установить потребительскую корзину на 2018 - 2020 годы в действующих составе и объемах, которые предусмотрены Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
Поправками также предлагается устранить правовую коллизию, содержащуюся в действующем законодательстве.
МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
В этой связи предлагается исключить нормы, содержащиеся в АПК РФ, КАС РФ и ГПК РФ, по применению МРОТ для реализации публично-правовых обязательств.
Скорректированы правила проведения проверок в отношении некредитных финансовых организаций, их СРО, а также операторов платежных систем и операторов услуг платежной инфраструктуры
Документом в числе прочего изменяется:
полномочия структурных подразделений Банка России, при назначении и проведении проверок;
порядок составления единого плана проведения проверок;
требования к содержанию предложений о проведении проверок (далее - предложения) для включения в единый план проведения проверок;
порядок принятия решений о включении предложений в план проверок или об отказе в их включении;
порядок включения лиц в план проверок по предложениям Пенсионного фонда России и Агентства по страхованию вкладов;
порядок согласования плана проведения проверок;
порядок изменения плана проведения проверок (в том числе изменения вида, срока, типа проверки и исключения лица из плана проверок);
порядок разрешения разногласий, возникающих в процессе согласования плана проверок;
порядок принятия решения о проведении внеплановых проверок поднадзорных организаций.
Кроме того, Указанием обновляются: форма единого плана проверок поднадзорных организаций на полугодие; рекомендуемая форма предложения о проведении внеплановой проверки поднадзорной организации и форма детализированного предложения по формированию задания на проведение проверки поднадзорной организации.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Сведения об обеспечении соблюдения требований энергетической эффективности будут включаться в состав проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения
В частности, в раздел 1 "Пояснительная записка" будут вноситься сведения об использовании возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов;
в раздел 3 "Архитектурные решения" - обоснование принятых архитектурных решений в части обеспечения соответствия зданий, строений и сооружений установленным требованиям энергетической эффективности, а также перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности к архитектурным решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений и сооружений (за исключением зданий, строений, сооружений, на которые требования энергетической эффективности не
распространяются);
в раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения" - соответствие зданий, строений и сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением зданий, строений, сооружений, на которые требования энергетической эффективности и требования оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов не распространяются), перечень мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований
энергетической эффективности к конструктивным решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений и сооружений.
Кроме того, положения, касающиеся соответствия требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов включены в подразделы "Система электроснабжения", "Система водоснабжения", "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети", "Система газоснабжения", "Технологические решения" раздела 5 проектной документации.
Также расширен перечень сведений, включаемых в раздел 10(1) "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов".
Уточнен порядок заключения договора технологического присоединения к сетям теплоснабжения
В частности, установлен:
порядок заключения договора о подключении в электронном виде (путем обмена документами в электронной форме);
порядок направления заявителю проекта договора о подключении;
механизм разрешения разногласий по представленному заявителю проекту договора;
порядок и сроки аннулирования заявки при неполучении от заявителя подписанного проекта договора о подключении или мотивированного отказа;
порядок составления и подписания акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта.
Кроме того, утверждены формы акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя и акта о подключении объекта к системе теплоснабжения.
На владельцев газового оборудования возложена обязанность по заключению договора о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования со специализированной организацией
В отношении внутридомового газового оборудования такой договор должен заключаться в зависимости от способа управления многоквартирным домом, управляющей организацией, ТСЖ или собственниками жилых помещений. В отношении внутриквартирного газового оборудования - собственником приватизированного жилого помещения или нанимателем и собственником жилого помещения в отношении неприватизированных жилых помещений.
Также уточняется:
порядок приостановления и возобновления подачи газа потребителю;
статус специализированной организации, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт газового оборудования, а также предъявляемые к ней требования;
порядок осуществления аварийно-диспетчерского обеспечения функционирования газового оборудования;
порядок проведения работ по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
основания для отказа специализированной организации от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Кроме того, устанавливаются требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Объем тары лекарственных препаратов для ветеринарного применения зависит от доли спирта в препарате, курсовой дозы и количества предложений о включении препарата в перечень лекарственных препаратов для ветеринарного применения
Согласно Приказу максимальный объем тары лекарственных препаратов ветеринарного применения составляет:
25 мл для препаратов с долей спирта свыше 50%, курсовой дозы не более 100 мл, при наличии не менее 25 предложений о включении лекарственного препарата в перечень лекарственных препаратов для ветеринарного применения, в отношении которых устанавливаются требования к объему тары (далее - Перечень), сформированного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.2016 N 716 "О порядке формирования перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в отношении которых устанавливаются
требования к объему тары, упаковке и комплектности, перечня лекарственных препаратов для ветеринарного применения, в отношении которых устанавливаются требования к объему тары, и определения таких требований";
50 мл для препаратов с долей спирта свыше 50%, курсовой дозы более 100 мл и при наличии не менее 25 предложений о включении препарата в Перечень;
50 мл при объемной доле спирта от 30% до 50%, курсовой дозы не более 100 мл включительно и наличии не менее 25 предложений о включении препарата в Перечень;
100 мл при объемной доле спирта от 30% до 50%, курсовой дозе более 100 мл и при наличии не менее 25 предложений о включении препарата в Перечень;
100 мл при объемной доле спирта до 30%, курсовой дозе не более 200 мл включительно при наличии не менее 25 предложений о включении препарата в Перечень.
200 мл при объемной доле спирта до 30%, курсовой дозе более 200 мл и при наличии не менее 25 предложений о включении препарата в Перечень.
Минфин России предлагает усовершенствовать отношения, касающиеся специальных инвестиционных контрактов
Согласно проекту специальный инвестиционный контракт представляет собой гражданско-правовой договор двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей сторон в связи с реализацией проекта (комплекса мероприятий по созданию, модернизации и освоению производства товаров, работ и услуг в определенных сферах), порядок подготовки, заключения, исполнения, изменения и прекращения которого устанавливается Правительством РФ.
Определяются особенности правового положения сторон специального инвестиционного контракта, устанавливаются гарантии прав и законных интересов сторон контракта, заключенного в отношении проектов, предполагающих производство товаров или технологий двойного назначения, а также в сфере сельского, лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства, добычи полезных ископаемых, обрабатывающего производства, обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха, водоснабжения, водоотведения,
организации сбора и утилизации отходов, ликвидации загрязнений, строительства, транспортировки и хранения, деятельности в области информации и связи и реализуемых на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Проектом определяются:
стороны специального инвестиционного контракта (инвестор и иные лица, участвующие в его реализации, РФ, субъект РФ, муниципальное образование);
требования к проектам, к инвесторам для целей заключения контрактов (в том числе предоставление инвестором собственных инвестиций в проект в объеме не менее одного миллиарда рублей);
срок действия, порядок подготовки, заключения, исполнения, изменения и прекращения контракта;
условия стабильности специального инвестиционного контракта и гарантии прав его сторон;
полномочия Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований в сфере специальных инвестиционных контрактов;
бюджетные, налоговые, таможенные меры стимулирования (в том числе предоставление субсидий на цели возмещения недополученных доходов в связи с производством продукции специального инвестиционного контракта и др.).
Кроме того, предусматривается:
изменение регулирования специальных инвестиционных контрактов, предусмотренное в настоящее время Федеральным законом "О промышленной политике в Российской Федерации";
внесение соответствующих поправок в Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и другие законодательные акты.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
С 1 декабря 2017 года до 1 декабря 2019 года устанавливается запрет на закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств
Устанавливаются случаи, на которые указанный запрет не распространяется, например, если страной происхождения товаров является государство - член Евразийского экономического союза.
Также определено дополнительное требование к участникам закупок товаров для государственных и муниципальных нужд в части использования при производстве товаров материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Российская Федерация или государство Евразийского экономического союза.
В приложении приводится перечень отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
О фактах негативного воздействия на окружающую среду можно будет проинформировать посредством информационной системы общественного контроля
Установлены структура и порядок функционирования федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.
Информационная система направлена на:
обеспечение реализации права каждого на благоприятную окружающую среду;
установление механизмов рассмотрения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти результатов общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля);
повышение эффективности государственного управления в области охраны окружающей среды.
Граждане, общественные объединения, другие некоммерческие организации посредством системы могут информировать органы государственной власти о несанкционированных свалках, фактах загрязнения водных объектов, незаконной вырубке лесов и других правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Сообщения можно подтверждать фото- и видеоматериалами с указанием точного местоположения нарушений или их координат. Разработаны мобильные приложения системы.
Оператором и государственным заказчиком создания, развития и эксплуатации федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования является Минприроды России.